Речевой материал для логопедической диагностики
материал по логопедии
Представлен речевой материал для логопедической экспресс-диагностики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Речевой материал для обследования. | 396.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Материал для обследования звукопроизношения
1. Повторить или назвать по картинкам слова, выделяя заданный звук:
с —самосвал, санки, автобус, усы, страус;
с' —сенокос, сети, Вася, лось, апельсин;
з —завод, коза, звезда;
з' — газета, зима, земляника;
ц —цапля, солнце, палец, огурец;
ш —шапка, мышка, душ, мешок, шишка, чашка;
ж —жук, лужа, ножи, ножницы, жираф, жёлуди;
ч —чайник, качели, ночь;
ш, —щётка, клещи, плащ;
к —кукла, ветка, мак;
к' —кепка, букет;
г —гамак, вагон, город;
г' — гитара, агент;
х —хлеб, охотник, мох;
х' — хек, орехи;
л — лось, клумба, стол, пила, лодка, дятел, белка, лук;
л' — лента, колесо, уголь, пальто, лимон, люстра;
р —радуга, труба, забор, ручей, роща, ракета;
р' —река, абрикос, дверь, брюки, ремонт, верёвка, фонарь.
2.Повторить или назвать по картинкам слова сложной структуры:
Медведь, верблюд, трамвай, сахарница, проспект, велосипедист, ласточка, жаворонок, хворост, мотоциклист, аквариум, демонстрация, холодильник, перекрёсток, телевизор, регулировщик, градусник, артиллерист, милиционер, термометр, зажигалка, тренировка.
3.Повторить предложения, выделяя определенные звуки.
Собака ест мясо.
Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
На кухне холодильник.
Кате купили хомяка.
У Сашеньки шесть стекляшек.
Машинист сошёл с подножки.
У Зои железный зонт.
У Сонечки в сумочке часики.
Яша ел сладкие яблоки.
Ёжик у ёлки наколол гриб на иголки.
Дети слепили снеговика.
Повар печёт блины на сковороде.
Водопроводчик чинит водопровод.
В аквариуме плавают золотые рыбки.
Волосы подстригают в парикмахерской.
Милиционер ездит на мотоцикле.
Материал для обследования фонематического слуха и навыков звукового анализа
1. Повторить на слух слоговые ряды:
са-за-са са-за-ца да-та-та
са-ца-са га-ка-ха ба-ба-па
зи-жа-жу ша-жа-са ка-та-ка
ша-жа-ша са-жа ша ча-чу-чи
ла-ра-ла ро-ро-ло ап-оп-уп
па-та-за ги-ми-би ум-ам-ом
2.Подобрать картинки, в названиях которых есть тот или иной звук: в, л, д, н, р, п, ч и др.
3. Определить, есть ли в словах заданный звук (к, п, д, з, в и др.).
Часы, собака, мяч, утюг, санки, книга, чайник, арбуз, самолёт, конфета, цыплёнок, картошка, стол, платье, телевизор.
Лыжи, кубики, ёж, петух, юбка, груша, портфель, львёнок, молоток, тарелка, карандаш, скамейка, волк, клюшка, сковорода.
Стакан, огурец, печенье, хоккеист, клубника, воротничок.
4. Придумать слово со звуком: с, з, ц, ш, ж, ч, щ, к, г, х.
с-ц(синица), ч-щ(часовщик),ц-ч(учительница),
ч-ш(чашка),л-р(рояль).
5. Выделение первого ударного гласного:
Утка, Оля, Аня, остров, ива, астра, уши.
6. Выделение первого согласного:
Палка, танк, мак, сад, шар, зал, царь, жаба, чудо, щука.
7. Выделение последнего согласного:
Суп, мак, кот, сом, нос, душ, меч, клещ.
8. Сравнить слова по звуковому составу. Каким звуком отличаются слова? Что обозначает каждое слово?
дом — ком — сом
жук — лук — сук
день — тень — пень
а) усы — осы
шар — жар
шаль — жаль
мак — лак — рак — бак
Маша — Саша — Даша — Паша
дочка— точка — почка — бочка
рот — кот
трава — дрова
зуб— суп
б) мишка — миска коза — коса
кит — кот крыша — крыса
малина — Марина лужа — лыжа
дом — дым сын — сон
9.Назвать последовательно звуки в словах: дом, мак, сок, шуба, роза, танк, луна, ваза, утка, уголь, паук, торт, гвозди, школа, малина, пингвин, бисквит.
10.Определить, сколько звуков в словах: сом, мак, стул, кран, бант, крыша, вагон.
11.Определить, в какой позиции (в начале, в середине, в конце слова) находится звук с, а, л, н и др.:
с —мост, санки, нос
а —аист, камень, звезда
л —угол, лось, слон
н —насос, балкон, ландыш...
12.Назвать общий звук в словах:
каша, шар, мышь
зонт, коза, узел
ключ, часы, печь
дверь, рюкзак, море...
Материал для обследования словарного запаса
1.Понимание обобщений. Назови одним словом:
Кровать, стул, диван, шкаф, кресло, стол...
Вилка, блюдце, нож, чашка, тарелка, кастрюля, сковородка...
Яблоко, вишня, груша, слива, персик, абрикос, банан...
Сапоги, туфли, тапочки, ботинки, кеды, босоножки, кроссовки...
Огурец, капуста, морковь, баклажан, лук, картофель, кабачок...
Ручка, альбом, карандаш, линейка, тетрадь, пенал, ластик...
Берёза, клён, дуб, ель, сосна, ива, тополь, осина, липа...
Смородина, ежевика, малина, клубника, крыжовник...
2. Заменить фразу одним словом.
Крупный населённый пункт, где есть фабрики и заводы.
Ребята, которые учатся в школе.
Главный город страны.
Жители страны.
3.Дифференциация близких понятий. Что общего и чем отличаются:
вагон — паровоз — трамвай
поезд — пароход — плот
куст — дерево — сук — ветка
4.Употребление антонимов.
веселый — ... здоровый — ... горький — ... горячий — ... узкий — ... чистый — ... острый — ... мокрый — ... | молодой — ... большой — ... толстый — ... высокий — ... длинный — ... сильный — ... прямой — ... открытый — ... |
5.Подбор слов-синонимов.
беда — ... спешить — ...
радость — ... бороться — ...
6.Подбор родственных слов.
сад — ... соль — ... .
боль — ... земля — ...
1. Составить рассказ по серии сюжетных картинок.
2 .Исправить ошибки и повторить правильно.
Дети в печи, дрова на печи.
На столе сапожки, под столом лепёшки.
Овечки в речке, караси у речки.
Под столом портрет, над столом табурет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическая диагностика детей с речевыми нарушениями.
Логопедическое обследование направлено на выявление нарушений различных компонентов речевой системы, их характера, а так же глубины и степени....
Логопедическая тетрадь для детей с ЗПР "Речевой материал для автоматизации звука [Ц]"
В логопедической тетради представлен речевой материал для автоматизации звука [Ц] в речи у детей с задержкой психического развития....
"Логопедические скороговорки и считалки. Речевой материал для автоматизации звуков у детей"
Автор: Куликовская Татьяна АнатольевнаИздательство: Гном, 2012 г."Логопедические скороговорки и считалки. Речевой материал для автоматизации звуков у детей"Данное пособие предназначено для а...
Диагностика речевого развития детей логопедической группы. Система оценивания
После обследования речи детей логопед должен методически грамотно оценить уровень речевого развития воспитанников. В этом поможет методический материал система оценивания....
Использование дидактического материала «Речевые кубики» на логопедических занятиях.
Конспект логопедического занятия по импользованию дидактического материала "Речевые кубики" ("Речь:плюс" издательство "Национальное образование")...
Речевой материал для для обыгрывания оформления в логопедическом кабинете
Представлены небольшие стихи для распространенных картинок, используемых логопедами в оформлении. Знакомые детями стихи можно использовать в разных игровых ситуациях в индивидуальной и подгрупповой ра...
Принципы логопедической диагностики нарушений речевого развития дошкольников
Под принципами понимаются исходные теоретические положения, которыми педагог руководствуется в своей диагностической и коррекционной деятельности. Правильно разработанные принципы являются основой эфф...