Речевой материал для логопедической диагностики
материал по логопедии

Бектимирова Галия Хасановна

Представлен речевой материал для логопедической экспресс-диагностики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Материал для обследования звукопроизношения

1. Повторить или назвать по картинкам слова, выделяя заданный звук:

с самосвал, санки, автобус, усы, страус;

с' сенокос, сети, Вася, лось, апельсин;

з завод, коза, звезда;

з'  газета, зима, земляника;

ц цапля, солнце, палец, огурец;

ш шапка, мышка, душ, мешок, шишка, чашка;

ж жук, лужа, ножи, ножницы, жираф, жёлуди;

ч чайник, качели, ночь;

ш, щётка, клещи, плащ;

к кукла, ветка, мак;

к' кепка, букет;

г гамак, вагон, город;

г'  гитара, агент;

х хлеб, охотник, мох;

х'  хек, орехи;

л — лось, клумба, стол, пила, лодка, дятел, белка, лук;

л'  лента, колесо, уголь, пальто, лимон, люстра;

р радуга, труба, забор, ручей, роща, ракета;

р' река, абрикос, дверь, брюки, ремонт, верёвка, фонарь.

2.Повторить или назвать по картинкам слова сложной структуры:

Медведь, верблюд, трамвай, сахарница, проспект, велосипедист, ласточка, жаворонок, хворост, мотоциклист, аквариум, демонстрация, холодильник, перекрёсток, телевизор, регулировщик, градусник, артиллерист, милиционер, термометр, зажигалка, тренировка.

3.Повторить предложения, выделяя определенные звуки.

Собака ест мясо.

Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

На кухне холодильник.

Кате купили хомяка.

У Сашеньки шесть стекляшек.

Машинист сошёл с подножки.

У Зои железный зонт.

У Сонечки в сумочке часики.

Яша ел сладкие яблоки.

Ёжик у ёлки наколол гриб на иголки.

Дети слепили снеговика.

Повар печёт блины на сковороде.

Водопроводчик чинит водопровод.

В аквариуме плавают золотые рыбки.

Волосы подстригают в парикмахерской.

Милиционер ездит на мотоцикле.

Материал для обследования фонематического слуха и навыков звукового анализа

1. Повторить на слух слоговые ряды:

са-за-са са-за-ца да-та-та

са-ца-са га-ка-ха ба-ба-па

зи-жа-жу ша-жа-са ка-та-ка

ша-жа-ша са-жа ша ча-чу-чи

ла-ра-ла ро-ро-ло ап-оп-уп

па-та-за ги-ми-би ум-ам-ом

2.Подобрать картинки, в названиях которых есть тот или иной звук: в, л, д, н, р, п, ч и др.

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/12/14/s_5df4bdb0a8f5e/1290110_1.png

3. Определить, есть ли в словах заданный звук (к, п, д, з, в и др.).

Часы, собака, мяч, утюг, санки, книга, чайник, арбуз, самолёт, конфета, цыплёнок, картошка, стол, платье, телевизор.

Лыжи, кубики, ёж, петух, юбка, груша, портфель, львёнок, молоток, тарелка, карандаш, скамейка, волк, клюшка, сковорода.

Стакан, огурец, печенье, хоккеист, клубника, воротничок.

4. Придумать слово со звуком: с, з, ц, ш, ж, ч, щ, к, г, х.

с-ц(синица), ч-щ(часовщик),ц-ч(учительница),

ч-ш(чашка),л-р(рояль).

5. Выделение первого ударного гласного:

Утка, Оля, Аня, остров, ива, астра, уши.

6. Выделение первого согласного:

Палка, танк, мак, сад, шар, зал, царь, жаба, чудо, щука.

7. Выделение последнего согласного:

Суп, мак, кот, сом, нос, душ, меч, клещ.

8. Сравнить слова по звуковому составу. Каким звуком отличаются слова? Что обозначает каждое слово?

дом — ком — сом

жук — лук — сук

день — тень — пень

а) усы — осы

шар — жар

шаль — жаль

мак — лак — рак — бак

Маша — Саша — Даша — Паша

дочка— точка — почка — бочка

рот — кот

трава — дрова

зуб— суп

б) мишка — миска коза — коса

кит — кот крыша — крыса

малина — Марина лужа — лыжа

дом — дым сын — сон

9.Назвать последовательно звуки в словах: дом, мак, сок, шуба, роза, танк, луна, ваза, утка, уголь, паук, торт, гвозди, школа, малина, пингвин, бисквит.

10.Определить, сколько звуков в словах: сом, мак, стул, кран, бант, крыша, вагон.

11.Определить, в какой позиции (в начале, в середине, в конце слова) находится звук с, а, л, н и др.:

с мост, санки, нос

а аист, камень, звезда

л угол, лось, слон

н насос, балкон, ландыш...

12.Назвать общий звук в словах:

каша, шар, мышь

зонт, коза, узел

ключчасы, печь

дверь, рюкзак, море...

Материал для обследования словарного запаса

1.Понимание обобщений. Назови одним словом:

Кровать, стул, диван, шкаф, кресло, стол...

Вилка, блюдце, нож, чашка, тарелка, кастрюля, сковородка...

Яблоко, вишня, груша, слива, персик, абрикос, банан...

Сапоги, туфли, тапочки, ботинки, кеды, босоножки, кроссовки...

Огурец, капуста, морковь, баклажан, лук, картофель, кабачок...

Ручка, альбом, карандаш, линейка, тетрадь, пенал, ластик...

Берёза, клён, дуб, ель, сосна, ива, тополь, осина, липа...

Смородина, ежевика, малина, клубника, крыжовник...

2. Заменить фразу одним словом.

Крупный населённый пункт, где есть фабрики и заводы.

Ребята, которые учатся в школе.

Главный город страны.

Жители страны.

3.Дифференциация близких понятий. Что общего и чем отличаются:

вагон — паровоз — трамвай

поезд — пароход — плот

куст — дерево — сук — ветка

4.Употребление антонимов.

веселый — ...

здоровый — ...

горький — ...

горячий — ...

узкий — ...

чистый — ...

острый — ...

мокрый — ...

молодой — ...

большой — ...

толстый — ...

высокий — ...

длинный — ...

сильный — ...

прямой — ...

открытый — ...

5.Подбор слов-синонимов.

беда — ... спешить — ...

радость — ... бороться — ...

6.Подбор родственных слов.

сад — ... соль — ... .

боль — ... земля — ...

1. Составить рассказ по серии сюжетных картинок.

2 .Исправить ошибки и повторить правильно.https://fsd.multiurok.ru/html/2019/12/14/s_5df4bdb0a8f5e/1290110_2.png

Дети в печи, дрова на печи.

На столе сапожки, под столом лепёшки.

Овечки в речке, караси у речки.

Под столом портрет, над столом табурет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая диагностика детей с речевыми нарушениями.

Логопедическое обследование направлено на выявление нарушений различных компонентов речевой системы, их характера, а так же глубины и степени....

Логопедическая тетрадь для детей с ЗПР "Речевой материал для автоматизации звука [Ц]"

В логопедической тетради представлен речевой материал  для автоматизации звука [Ц] в речи у детей с задержкой психического развития....

"Логопедические скороговорки и считалки. Речевой материал для автоматизации звуков у детей"

Автор: Куликовская Татьяна АнатольевнаИздательство: Гном, 2012 г."Логопедические скороговорки и считалки. Речевой материал для автоматизации звуков у детей"Данное пособие предназначено для а...

Диагностика речевого развития детей логопедической группы. Система оценивания

После обследования речи детей логопед должен методически грамотно оценить уровень речевого развития воспитанников. В этом поможет методический материал система оценивания....

Использование дидактического материала «Речевые кубики» на логопедических занятиях.

Конспект логопедического занятия по импользованию дидактического материала "Речевые кубики" ("Речь:плюс" издательство "Национальное образование")...

Речевой материал для для обыгрывания оформления в логопедическом кабинете

Представлены небольшие стихи для распространенных картинок, используемых логопедами в оформлении. Знакомые детями стихи можно использовать в разных игровых ситуациях в индивидуальной и подгрупповой ра...

Принципы логопедической диагностики нарушений речевого развития дошкольников

Под принципами понимаются исходные теоретические положения, которыми педагог руководствуется в своей диагностической и коррекционной деятельности. Правильно разработанные принципы являются основой эфф...