«От слов к предложению. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ТНР»
статья по логопедии (старшая группа)

Зиниченко Юлия Борисовна

Формирование правильной устной речи представляет собой сложный и длительный процесс. Овладение родным языком и в норме и при различных речевых нарушениях протекает в виде усвоения предложений разных типов. Многие специалисты по изучению речи детей (В.К. Воробьёва, Б.М. Гриншпун, Н.С. Жукова, В.А. Ковшиков, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева и др.) подчёркивают в своих работах, что предложение в развитие детской речи играет огромную роль. А.Н.Гвоздев отмечает, что «именно в предложениях формируются как отдельные словосочетания, так и отдельные грамматические категории с их внешним морфологическим выражением».

Эти дети нуждаются в специальных дополнительных занятиях по осознанному формированию различных видов словосочетаний и предложений. Именно поэтому обучение детей с ТНР связной речи, развитие навыков правильного построения предложений – одна из основных задач в системе логопедических занятий на протяжении всего периода обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_zinichenko.docx1_.docx824.05 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение детский сад №5 комбинированного вида Красносельского района

Санкт-Петербург

Тема по самообразованию:

«От слов к предложению. Развитие связной речи у детей  дошкольного возраста с ТНР»

учителя-логопеда Зиниченко Ю.Б.

       

2020г.

Актуальность: Формирование правильной устной речи представляет собой сложный и длительный процесс. Овладение родным языком и в норме и при различных речевых нарушениях протекает в виде усвоения предложений разных типов. Многие специалисты по изучению речи детей (В.К. Воробьёва, Б.М. Гриншпун, Н.С. Жукова, В.А. Ковшиков, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева и др.) подчёркивают в своих работах, что предложение в развитие детской речи играет огромную роль. А.Н.Гвоздев отмечает, что «именно в предложениях формируются как отдельные словосочетания, так и отдельные грамматические категории с их внешним морфологическим выражением».

Эти дети нуждаются в специальных дополнительных занятиях по осознанному формированию различных видов словосочетаний и предложений. Именно поэтому обучение детей с ТНР связной речи, развитие навыков правильного построения предложений – одна из основных задач в системе логопедических занятий на протяжении всего периода обучения.

Цель:  всестороннее изучение состояния связной речи старших дошкольников с ТНР, определение основных направлений её формирования в процессе обучения пересказу, выявление методических приёмов, способствующих более эффективному обучению.

Задачи:

  1. изучить состояние проблемы в  логопедии, в психолингвистике, в педагогике, в психологии;
  2. установить критерии, показатели и уровни развития связной речи старших дошкольников;
  3. определить направления коррекционной непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи старших дошкольников с ТНР в процессе обучения  пересказу;
  4. выявить различные приёмы и методы, способствующие наиболее эффективному обучению пересказу детей;
  5. проведение логопедического мониторинга сформированности связной речи, разработка и проведение информационных консультаций для родителей и педагогов по данной проблеме.
  6. Развитие связной монологической речи, обогащение словарного запаса детей.
  7. Формирование умения составлять рассказы по лексическим темам с помощью схем описаний.
  8. Развитие памяти, внимания, образного мышления и речи.
  9. Формирования навыков перекодирования информации, то есть преобразования абстрактных символов в образы.

Развитие у детей умений с помощью мнемотаблиц рассказывать знакомые сказки, рассказы, стихи, скороговорки, отгадывать и загадывать загадки с помощью мнемотаблиц. Одним из приемов, которые значительно облегчают ребенку составление описательного рассказа, является использование наглядных опорных схем. Они заметно упрощают задачи, делают высказывания дошкольника четкими, связными и последовательными. Опорные схемы выступают в роли плана-подсказки.

Использование моделей позволяет раскрывать детям существенные особенности объектов, закономерные связи, формировать системные знания и наглядно-схематическое мышление. Чтобы помочь детям в этом, на занятиях по развитию речи используются схемы описание: для составления описательных рассказов о диких и домашних животных, птиц, растений, при составлении рассказов о временах года, о явлениях природы. Удобно использовать: схемы описание, мнемотаблицы.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать рассказ, придерживаться его последовательности, удерживать лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях использую модельные схемы, мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень". А также для составления описательных рассказов по лексическим темам.

В ходе использования приема наглядного моделирования, дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:

  • геометрические фигуры;
  • символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
  • планы и условные обозначения, используемые в них;
  • контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.

   В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, зеленый треугольник – ёлочка, жёлтый кружок – солнышко и т.п. На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т. п.).

В методике обучения старших дошкольников с отставанием в формировании речевых навыков использовалась определенная система в коррекционном процессе. Содержание модельного обучения нашло отражение в двух программах — лексической и грамматической, составляемых к каждой запланированной теме. Лексическая программа определяла содержание словарной работы и уточняла тот ее минимум, которым должны были овладеть дети. Отбор лексического (и грамматического) материала проводился с учетом ряда критериев. Так, в основу работы над составлением лексического минимума был положен тематический принцип и принцип учета коммуникативной ценности слова в устной речи. Кроме того, некоторую специфичность в отбор словарного материала вносило модельное обучение, а также имеющиеся недостатки речи. Поскольку за основу в обучении было принято предложение, а в нем глагол как структурный центр, от которого зависит управление, то подбирались наиболее употребительные глаголы русского языка. За учебную единицу было принято слово в одном из его значений. Планируемая с учетом знаний словарная работа становилась благодаря этому неотъемлемой частью занятий по развитию речи.

Наряду с лексической разрабатывалась и грамматическая программа. В зависимости от цели высказывания избранная модель предложения каждый раз конкретизировалась, наполнялась определенным лексическим содержанием. Грамматический минимум составлялся на основе частотного и тематического критериев с учетом наиболее характерных структурных нарушений у детей. Учитывалось, чем вызвано нарушение (непониманием значения подчиняющего и подчиненного слов или незнанием их форм связи в словосочетании и предложении). И наконец, одним из наиболее важных критериев при отборе грамматического минимума (точно так же, как и при обучении) была частота конструкций, употребляемых в устной речи детьми с нормальным речевым развитием. Исследование, проведенное по выявлению особенностей устной речи старших дошкольников, показало, что наибольший удельный вес в речи старших дошкольников, согласно данным, имеют предложения простые, повествовательные, двусоставные, распространенные, полные и неполные. В связи с этим в обучение детей было включено простое предложение.

  1. ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ НОМИНАТИВНОГО СЛОВАРЯ.

Цель первого этапа – уточнение и активизация номинативного (предметного) словаря.  При обследовании логопед должен выявить объём импрессивного (пассивного) и экспрессивного (активного) словаря ребёнка. Обследование включает в себя 4 части.

  1. ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ ПРЕДИКАТИВНОГО СЛОВАРЯ.

Обследование предикативного словаря (словаря слов-действий) также включает в себя четыре части.

1. Понимание, выполнение и называние действий.

2. Показ и называние действий по картинкам.  Обследование проводится с использованием сюжетных однофигурных картинок .

3. Показ картинки и договаривание подходящего слова-действия.  Проверяется понимание ребёнком конкретной простой ситуации и возможность договаривания подходящего слова-действия.

4. Называние подходящего звукоподражания и обозначение его словом-действием.

Обследование проводится с использованием игрушек и (или) предметных картинок.

  1. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО МОДЕЛЯМ.

При проведении коррекционной работы по составлению предложений по уровню сложности условно можно выделить четыре этапа. На каждом этапе работы проводится ряд занятий. Количество занятий определяется логопедом индивидуально для каждого ребёнка. В работе используются как предметные картинки, так и графические схемы-модели предложений, условные обозначения и карточки для работы с предлогами.

Цель первого этапа – научить ребёнка составлять по предложенной схеме-модели предложения и предметным картинкам простое двусоставное предложение (существительное-подлежащее в форме именительного падежа единственного числа + глагол-сказуемое в 3-м лице единственного числа настоящего времени; существительное-подлежащее в форме именительного падежа множественного числа + глагол-сказуемое в 3-м лице множественного числа настоящего времени). 

Основное внимание на первом этапе уделяется словам-действиям. Уточняется лексическое значение глаголов и привлекается внимание к правильному согласованию подлежащего со сказуемым в двусоставном предложении. Сначала ребёнка учат правильно отвечать на вопросы взрослого. Затем – составлять самостоятельно, с опорой на предложенную графическую схему и предметные картинки, простые нераспространённые предложения из двух слов.

Цель второго этапа работы – научить ребёнка составлять предложения из трёх слов без предлогов по графической схеме-модели предложения и предметным картинкам. На занятиях второго этапа последовательно составляются и отрабатываются предложения двух предложенных ниже конструкций. На любом занятии в работе – одна конструкция. Первая конструкция: именительный падеж имени существительного + согласованный глагол + прямое дополнение (форма винительного падежа совпадает с формой именительного падежа).

Цель четвёртого этапа – научить ребёнка составлять по предложенной схеме-модели предложения, карточкам с графическим изображением различных предлогов и предметным картинкам простое предложение из четырёх слов.

Работа с предлогами проводится последовательно. Сначала уточняется лексическое значение маленьких слов – предлогов. Логопед выполняет различные действия с предметами и одновременно показывает ребёнку соответствующее графическое изображение предлога – карточку с символическим изображением положения предмета.

Использование фразового конструктора в логопедической работе

Модели фраз по В.И. Балаевой:

1 модель:глагол + существительное ( сказуемое+ прямое дополнение). Дай кашу. Возьми лопату.

2 модель:существительное + глагол ( подлежащее + сказуемое). Мальчик читает.

3 модель:существительное + глагол + существительное ( подлежащее+ сказуемое+ прямое дополнение). Кошка пьет молоко.

4 модель:прилагательное + существительное + глагол. Маленький мальчик читает.

5 модель:прилагательное + существительное + глагол + существительное (прямое дополнение). Маленький мальчик читает книгу.

6 модель: существительное + глагол + слово категории состояния. Дети поют весело.

7 модель:существительное + глагол + предлог + дополнение.

8 модель:прилагательное + существительное + глагол + предлог +дополнение.

9 модель: модель: существительное +глагол + глагол; существительное + существительное + глагол. Девочка идет искать. Мать девочки смеётся.

10модель:существительное + прилагательное + «А» + существительное+ прилагательное + «НО» +

11 модель:существительное + глагол + «И» + существительное +глагол.

12 модель:предложения с элементами подчинения.

Этапы работы:

1 ЭТАП информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)

Изучение научной и учебно-методической литературы: сентябрь – октябрь 2020г

2 ЭТАП — внедрение в практику. октябрь – май 2021г

3 ЭТАП — диагностика, представление опыта работы по теме. май 2021г

План работы на 2020-2021уч.г.

Срок реализации

Взаимодействие с детьми

Взаимодействие с педагогами

Взаимодействие  

с родителями

Сентябрь-

май

1. Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин.

2. Оснащение предметно-развивающей среды и изготовление наглядно – демонстрационного и методического материала: подборка иллюстраций, художественного слова, дидактических игр, карточек-схем, пиктограмм, мнемотаблиц.

3. Составление конспектов НОД с детьми по развитию речи с использованием наглядного моделирования, консультаций для родителей и педагогов.

4. Разработка информационных листов по лексическим темам недели.

Разработать индивидуальные задания для выполнения в домашних условиях.

5. Оформление наглядной просветительской информации для родителей (стендовая информация, памятки, буклеты, стенгазета)

октябрь

Формирование умения детей составлять связный рассказ по картинке с помощью схемы, пополнять и активизировать словарный запас детей. Составление описательного рассказа по лексической теме. Составление рассказов по картинкам. Заучивание стихотворений по мнемотаблицам.

Составление описательного рассказа по лексическим темам  с опорой на картинно-графическую схему Формирование умения детей составлять связный рассказ по картинке с помощью воспитателя.

Консультации для родителей на тему: «Использование мнемотехники в развитии речи детей»

Памятка для родителей «Как работать с мнемотаблицами». Памятки для родителей по обучению связной речи.

Ноябрь- декабрь

Учить детей заучивать стихотворения с помощью схем-моделей. Работать над выразительным чтением стихотворения перед слушателями. Пересказ сказки, способность воспроизводить текст с помощью мнемотаблицы, составлять предложения из 2-3 слов. «Колобок», «Кот, Петух и Лиса», «Волк и козлята», «Заяц, Лиса и Петух», «Маша и Медведь», «Три медведя», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Петушок и бобовое зернышко» по опорным схемам. Составление описательн.рассказов по картинкам. Заучивание стих-й по мнемотаблицам.

 Консультация «Использование приемов мнемотехники в НОД  по обучению связной речи дошкольников».

Подготовка памяток для родителей. Информационный стенд «Что такое мнемотехника?» Составляем и используем мнемотаблицы дома.

Январь -

февраль

Работа над пересказами с использованием опорных схем. Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, активизация и обогащение словарного запаса детей. Составление описательн.рассказов по картинкам. Заучивание стих-й по мнемотаблицам.

Подготовить материал и провести мастер-класс для педагогов по теме «Игровые упражнения и задания с применением наглядного моделирования в развития навыков словообразования и связной речи».

Консультация для родителей

Как учить ребенка описывать увиденное?

март

апрель

Игры «Расскажи о любимом сказочном герое», «На что похоже?», «Кто бы это мог быть?», «Кто это и что с ним могло случиться?», «Прячем сказочных героев в геометрические фигуры»,  «Придумай сказку» с  использованием наглядных моделей и схем.

 Посещение  открытых мероприятий у воспитателей ДОУ по развитию коммуникативных навыков детей.

Папка - передвижка с образцами мнемотаблиц составленных по произведениям (стихи, рассказы, сказки).

май

Обучение сочинению сказок. Учить детей сочинять сказку по модели –схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке. Работа по составлению рассказов по картине. Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на схему.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН НА  2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД

месяц

Дата

Тема

Содержание

Оборудование

Отметка о выполнении

сентябрь

Диагностика

сентябрь

4 неделя

Осень. Признаки осени. Понятия предмет и действие.

Постановка вопроса. Схема предложения.

Развитие понимания речи. Научить ребёнка составлять по предложенной схеме-модели предложения и предметным картинкам простое двусоставное предложение. Постановка вопросов к 1-фигурным картинкам по образцу. Уточняется лексическое значение глаголов и привлекается внимание к правильному согласованию подлежащего со сказуемым в двусоставном предложении.

Сюжетные 1-фигурные картинки: Мальчик умывается. Девочка умывается. Девочка вытирается. Мальчик вытирается. Ветер дует. Солнце светит. Дождь капает. Беседа по картине «Золотая осень». Загадки, рисунок. Чтение стихотворения «Унылая пора очей очарованье…»

октябрь

1 неделя

Овощи. "Живые-неживые", "Что это и кто это?" Анализ предложения.

Постановка вопросов к простым сюжетным картинкам с одушевленными и неодушевленными предметами. Ребёнок проговаривает полностью составленное предложение, а логопед спрашивает: «Сколько слов в этом предложении?» «Какое слово первое?» «Второе?», т.е. — проводится простейший его анализ. Договаривание предложений.

Предметные картинки: Овощи, девочка, мальчик, стол, стул, кровать , диван, кресло (Т.Б. Филичева, Новикова-Иванцова Т.Н. "Дид. материал...". Сюжетные картинки: Самолет летит. Утка летит. Дождь идет. Девочка идет. Девочка стоит. Фрагменты картинок: дельфин, пингвин, заяц, утка, стол, стул, кровать, самолет. Пересказ короткого рассказа «Овощи важны-овощи нужны». Загадки, рисунок.

октябрь

2 неделя

«Фрукты». Предложения с именами сущ. в форме ед. мн. числа. Дифференциация предложений. Пересказ сказки «Три медведя» с опорой на серию картинок с элементами драматизации.

Полные ответы на вопрос игры «Чего не стало!» Ответы с отрицательным словом нет. Договаривание предложений. Имитация голосов медведей (отраженно). Полные ответы на вопросы по содержанию сказки. Составление предложений (или подбор из текста) к каждой картинке из серии. Инсценирование отрывка из сказки.

Предметные картинки фруктов. Иллюстрации к сказке «Три медведя» с закрытыми деталями. Маски (шапочки) трех медведей и Маши. Текст сказки «Три медведя»

октябрь

3 неделя

«Труд людей села осенью. Машины, механизмы и инструменты в помощь людям». Составление короткого рассказа по опорным словам и картинкам. «Интервью»

Научить ребёнка составлять предложения из трёх слов без предлогов по графической схеме-модели предложения и предметным картинкам. Работа с деформированным предложением: «Хлеб кушает девочку (Девочка кушает хлеб)...»

Полные ответы на вопросы. Составление предложений к каждой картинке. Познакомить детей с интересной формой работы – интервью; учить детей формулировать и задавать вопросы, правильно отвечать на них, быть внимательными к деталям; обогащать через речь чувственный опыт, пополнять лексику разнообразием слов; закрепит умение выражать свои мысли полными предложениями

Предметные картинки и  иллюстрации. Беседа по картине, загадки.

октябрь

4 неделя

«Деревья». Понятие признак.

Научить ребёнка составлять предложения из четырёх слов без предлогов по графической схеме-модели к предметным картинкам. Проводится анализ составленного предложения. Определяется количество и порядок слов. Постановка вопросов к предметным картинкам.

Предметные картинки и  иллюстрации. Беседа по картине, загадки. Договаривание предложений. Заучивание отрывков из стихов по теме.

октябрь

5 неделя

 «Мой гардероб». Пересказ отрывка из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина с опорой на серию картинок. Уточняется лексическое значение маленьких слов — предлогов.

Научить ребёнка составлять по предложенной схеме-модели предложения  карточкам с графическим изображением предлогов и предметным картинкам простое предложение из четырёх слов с различными простыми предлогами. Ответы на вопросы к сказке. Пересказ отрывка с опорой на предметные картинки. Формировать навык связного последовательного пересказа текста с опорой на схемы.

Предметные картинки: старик, старуха, невод, рыбка, прялка, корыто, землянка, изба. Портрет А.С. Пушкина. Текст «Сказки о рыбаке и рыбке». Описательный рассказ по теме «Мой гардероб», с опорой на схему.

ноябрь

1 неделя

«Одежда. Обувь. Головные уборы». Пересказ русской народной сказки «Заюшкина избушка» по опорным предметным картинкам

Развитие диалогической речи (ответы на вопросы). Заучивание песенки петуха. Пересказ по цепочке с опорой на картинки.

Предметные картинки: лиса, заяц, собака, медведь, петух; избушка лубяная, избушка ледяная. Иллюстрации к сказке. Текст русской народной сказки «Заюшкина избушка». Описательный рассказ по теме «Одежда. Обувь. Головные уборы», с опорой на схему.

ноябрь

2 неделя

«Игрушки. Мой дом». Пересказ сказки «Три медведя» с опорой на серию картинок с элементами драматизации.

Обучение навыкам связного
последовательного пересказа текста с опорой на схемы, отражающих последовательность событий. Упражнять в использовании разнообразных
грамматических конструкций в формировании речевых высказываний.

Иллюстрации к сказке «Три медведя» с закрытыми деталями. Маски (шапочки) трех медведей и Маши. Текст сказки «Три медведя. Описательный рассказ по теме «Игрушки. Мой дом», с опорой на схему.

ноябрь

3 неделя

«Домашние животные, птицы и их детёныши».

Развитие диалогической речи (беседа по иллюстрациям). Подбор в тексте отрывков к каждой иллюстрации. Коллективный пересказ с опорой на иллюстрации и использованием приема договаривания фраз.

Описательный рассказ по теме «Домашние животные, птицы и их детёныши», с опорой на схему.

ноябрь

4 неделя

«Семья». Творческое рассказывание. «Поговорим по телефону»

Договаривание предложений по демонстрации действий с картинками на панно. Преобразование деформированной фразы. Постановка вопросов к сюжетной картинке «Расставим картинки по возрасту людей», «Подбери признаки». Отгадывание персонажей по признакам. Выделение признаков из текстов с помощью вопросов. Чтение отрывка из рассказа Н. Носова «Телефон». Игра по парам «Придумай разговор».

Предметные картинки: серия от младенца до старушки, серия от младенца до старичка. Сюжетная картина «Семья». Телефонная трубка, книга с рассказами Н. Носова.

декабрь

1 неделя

Составление рас-сказа «Зима» по опорным словам и картинкам

Составление предложений по опорным словам. Составление предложений по 2 опорным предметным картинкам. Распространение предложений определениями. Заучивание короткого рассказа.

Пейзажная картина «Зима». Предметные картинки: мальчик, девочка, лыжи, санки, коньки, снеговик

декабрь

2 неделя

«Зимующие птицы»

Развитие диалогической речи (беседа по иллюстрациям). Подбор в тексте отрывков к каждой иллюстрации. Коллективный пересказ с опорой на иллюстрации и использованием приема договаривания фраз.

Описательный рассказ по теме «Зимующие птицы», с опорой на схему. Знакомство с устным народным творчеством: потешки, песни, чистоговорки, пословицы. Загадки. Проговаривание скороговорок. 

декабрь

3 неделя

«Дикие животные наших лесов и их детёныши».

Развитие диалогической речи (беседа по иллюстрациям). Подбор в тексте отрывков к каждой иллюстрации. Коллективный пересказ с опорой на иллюстрации и использованием приема договаривания фраз.

Описательный рассказ по теме «Дикие животные наших лесов и их детёныши», с опорой на схему. Загадки. Проговаривание скороговорок. Текст русской народной сказки «Хвосты». Предметные картинки: лиса с лисятами, белка с бельчатами, волк с волчатами, заяц с зайчатами, медведь с медвежатами, корова с теленком, кошка с котятами, собака со щенками, барсук с барсучатами, коза с козлятами, белый кролик; морды этих животных и хвосты. Фланелеграф

декабрь

4 неделя

«Новый год» Творческое рассказывание «Сочиняем сказку про Деда Мороза».

Активизация детского воображения; подготовка к литературно – словесному творчеству; использование различных синтаксических конструкций, употребление согласованных существительных и глаголов.

Зимние загадки. Придумывание сказки «Как Дед Мороз пришел к нам на Новый год».

январь

3 неделя

«Зимние забавы». Рассказывание по теме «Игры зимой» на основе личного опыта».

Учить детей составлять связный рассказ о своих впечатлениях, не отступая от заданной темы. Упражнять в употреблении предлогов

Сюжетная картина «Зимние забавы». Предметные картинки. Описательный рассказ по теме «Зимние забавы», с опорой на схему. Загадки.

январь

4 неделя

«Посуда».

Продолжать учить детей связно и последовательно рассказывать, развёрнутыми и полными предложениями; развивать у детей логическое мышление и память.

Сюжетная картина «Посуда». Предметные картинки. Описательный рассказ по теме «Посуда», с опорой на схему. Загадки.

январь

5 неделя

«Животные жарких и северных стран».

Развитие диалогической речи — упражнение в постановке вопросов чей! чья! чье! чьи!

Сюжетная картина «Животные жарких и северных стран». Предметные картинки. Описательный рассказ по теме «Животные жарких и северных стран», с опорой на схему. Загадки.

февраль

1 неделя

«Транспорт, его виды».

Развитие монологической речи — составление и проговаривание реплик и коротких монологов по образцу.

Сюжетная картина «Транспорт, его виды». Предметные картинки. Описательный рассказ по теме «Транспорт, его виды», с опорой на схему. Загадки.

февраль

2 неделя

«Профессии».

Развитие монологической речи — составление и проговаривание реплик и коротких монологов по образцу

Сюжетная картина «Профессии». Предметные картинки. Описательный рассказ по теме «Профессии», с опорой на схему. Загадки.

февраль

3 неделя

«Орудия труда, инструменты». «Строительные профессии».

Развитие монологической речи — составление и проговаривание реплик и коротких монологов по образцу

Сюжетная картина «Орудия труда, инструменты». «Строительные профессии». Предметные картинки. Описательный рассказ по теме «Орудия труда, инструменты». «Строительные профессии», с опорой на схему. Загадки.

февраль

4 неделя

«День защитника Отечества».

Развитие монологической речи — составление и проговаривание реплик и коротких монологов по образцу

Сюжетная картина «День защитника Отечества». Предметные картинки. Описательный рассказ по теме «День защитника Отечества», с опорой на схему. Загадки.

март

1 неделя

«Весна (признаки, месяцы)». Составление описательного рассказа «Весна идет» по простым 1-фигурным сюжетным картинкам и опорным словам

Развитие диалогической речи в беседе по пейзажной картине. Составление предложений по сюжетным картинкам и опорным словам. Объединение предложений в связный описательный рассказ.

Пейзажная картина «Ранняя весна» (можно использовать фотографии из настенных календарей). Простые сюжетные картинки: Солнце сияет в небе. Тающий темный снег, проталины. Журчат ручейки. Голые деревья с набухшими почками. Подснежник пробивается из-под снега. Воробей весело чирикает на ветке

март

2 неделя

«Перелётные птицы».

Развитие монологической речи — составление и проговаривание реплик. Придумывание конца к сказке «Хвосты»

Сюжетная картина «Перелётные птицы». Предметные картинки. Описательный рассказ по теме «Перелётные птицы», с опорой на схему. Загадки.

март

3 неделя

 «Почта».

Развитие монологической речи — составление и проговаривание реплик и коротких монологов по образцу.

Сюжетная картина «Почта». Предметные картинки. Описательный рассказ по теме «Почта», с опорой на схему. Загадки.

март

4 неделя

«Мебель»

Развитие монологической речи — составление и проговаривание реплик и коротких монологов по образцу.

Сюжетная картина «Мебель». Предметные картинки. Описательный рассказ по теме «Мебель», с опорой на схему. Загадки.

апрель

1 неделя

«Школа. Школьные принадлежности».

Развитие монологической речи — составление и проговаривание реплик и коротких монологов по образцу.

Сюжетная картина «Школа. Школьные принадлежности». Предметные картинки. Описательный рассказ по теме «Школа. Школьные принадлежности», с опорой на схему. Загадки.

апрель

2 неделя

«Космос».

Развитие монологической речи — составление и проговаривание реплик и коротких монологов по образцу.

Сюжетная картина «Космос». Предметные картинки. Описательный рассказ по теме «Космос», с опорой на схему. Загадки.

апрель

3 неделя

«Цветы».

Развитие монологической речи — составление и проговаривание реплик и коротких монологов по образцу.

Сюжетная картина «Цветы». Предметные картинки. Описательный рассказ по теме «Цветы», с опорой на схему. Загадки.

апрель

4 неделя

«Насекомые. Пауки».

Развитие диалогической речи: а) упражнение в постановке вопросов к картине; б) беседа по содержанию стихотворения. Заучивание стихотворения

Сюжетная картина «Насекомые. Пауки». Предметные картинки. Описательный рассказ по теме «Насекомые. Пауки», с опорой на схему. Загадки.

апрель

5 неделя

«Рыбы».

Развитие монологической речи — составление и проговаривание реплик и коротких монологов по образцу.

Сюжетная картина «Мебель». Предметные картинки. Описательный рассказ по теме «Мебель», с опорой на схему. Загадки.

май

2 неделя

«9 мая -День Победы».

Развитие монологической речи — составление и проговаривание реплик и коротких монологов по образцу.

Сюжетная картина «Рыбы». Предметные картинки. Описательный рассказ по теме «Рыбы», с опорой на схему. Загадки.

май

3 неделя

«Ягоды. Грибы».

Развитие монологической речи — составление и проговаривание реплик и коротких монологов по образцу.

Сюжетная картина «Ягоды. Грибы». Предметные картинки. Описательный рассказ по теме «Ягоды. Грибы», с опорой на схему. Загадки.

май

4 неделя

«Санкт-Петербург. День города».

Развитие монологической речи — составление и проговаривание реплик и коротких монологов по образцу.

Сюжетная картина «Санкт-Петербург. День города». Предметные картинки. Описательный рассказ по теме «Санкт-Петербург. День города», с опорой на схему. Загадки.

ПРОГОНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

В результате такой поэтапной работы дети с ТНР начинают сознательно использовать в активной речи различные типы грамматически правильно оформленных предложений, как без предлогов, так и с различными предлогами. То есть, овладевают основами связной речи. Дети умеют рассказывать по схемам описаниям и мнемотаблицам, переводить графические символы в «живые» слова. Тем самым развито их внимание, мышление, память и, конечно же, речь. Повышен интерес детей к художественной литературе. Повысилась заинтересованность родителей в вопросах речевого развития ребёнка. Родители включены в коррекционно-педагогический процесс.

Литература:

  1. Бойкова С. Развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 2005
  2. Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников. – М.: Школьная пресса, 2001. – 8
  3. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб: Союз, 1999. – 224 с.
  4. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М.:АРКТИ, 2002. – 144с. (Биб-ка практикующего логопеда)
  5. Глухов В.П. Исследование состояния связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. // Дефектология – 1986 - № 6 – с. 34 – 46
  6. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной логогруппе.- М.:ГНОМ и Д,2009
  7. Житникова Л. Учите детей запоминать. – М.: Просвещение,1985. 
  8. Жукова Н.С. и др. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников./     Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М.: Просвещение, 1990. – 239
  9. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР/Методическое пособие для логопедов и воспитателей.- М.:ГНОМ и Д, 2001.
  10. Логопедия./Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; под ред. Л.С. Волковой. – В 2-х кн.Кн. 2 – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 147 с.
  11. Смышляева Т.Н., Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников.// Логопедия. - 2005 г. - №1 – с. 17 - 26
  12. Ткаченко Т.А. Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников. Выпуск №2. Методическое пособие и демонстрационный материал для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д». 2003 – 24с.
  13. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи./Под ред. В.В. Гербовой. – М.: Просвещение, 1988. – 64.

Приложение

Ф.И.

Период 2020-2021г

Исследование связной речи.

Алекперов Эмиль

 

 

сентябрь

22%

январь

33%

май

56%

Благодаров Сергей

 

 

сентябрь

56%

январь

67%

май

94%

Васюгов Артём

 

 

сентябрь

11%

январь

11%

май

33%

Зименкова Софья

 

 

сентябрь

22%

январь

56%

май

56%

Караваева Вероника

 

 

сентябрь

11%

январь

33%

май

56%

Коваленко Александр

 

 

сентябрь

44%

январь

44%

май

78%

Лопатин Владислав

 

 

сентябрь

22%

январь

33%

май

56%

Михайлов Ярослав

 

 

сентябрь

22%

январь

22%

май

56%

Рыбалченко Артём

 

 

сентябрь

22%

январь

33%

май

56%

Рыжова Ангелина

 

 

сентябрь

22%

январь

33%

май

56%

Светашова Алиса

 

 

сентябрь

11%

январь

33%

май

56%

Свечников Тимофей

 

 

сентябрь

11%

январь

33%

май

56%

Селезнев Никита

 

 

сентябрь

22%

январь

33%

май

56%

Фарафонов Петр

 

 

сентябрь

22%

январь

33%

май

56%

Сухова Таисия

 

 

сентябрь

22%

январь

56%

май

56%

итог

сентябрь итог

23%

январь итог

37%

май итог

58%

таб. №1

таб. №2

 таб. №3

На начало учебного года по результатам диагностики видно, что у детей доминирует низкий уровень (23% таб.№3 ) развития связной речи.  Связная речь характеризуется недостаточной передачей некоторых смысловых отношений и может сводиться к простому перечислению увиденных событий и предметов. У детей с ТНР отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Для высказываний (пересказ, различные виды рассказов) характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, выраженная ситуативность и фрагментарность, дети пользуются простым предложением. Бедная диалогическая речь – неспособность грамотно и доступно сформировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. В рассказах многих детей отмечались смысловые пропуски, незавершённость действия.

По итогам обследования проводится мониторинг, данные которого отражаются в графиках и таблицах. Использование количественных показателей при интерпретации результатов исследования речи ребенка позволяет строить графики и диаграммы, позволяющие наглядно проследить состояние и динамику речевого развития ребенка. По результатам таблицы №2,3 видно, что 75% детей достигли среднего уровня (56%) развития связной речи. По результатам этих данных, я пришла к выводу о том, что уровень развития речи некоторых детей хотя и не достиг возрастной нормы, но все-таки повысил качественную результативность.  Дети без помощи логопеда могут составить несложный рассказ по картинке, рассказать об интересном событии, пересказать простой текст. Самостоятельно составляют простые распространенные предложения, используют их при ответах на вопросы, составляют рассказ по картинкам, последовательно, связно пересказывают текст, но при этом присутствует небольшое количество подсказок, наводящих вопросов, пауз. Рассказ составлен в соответствии с вопросным планом задания, большая часть фрагментов представляет связные, достаточно информативные высказывания, но у 25% детей при составлении пересказа, отдельные его фрагменты представляют собой простое перечисление предметов и действий, информативность рассказа недостаточна, пересказ составлен с некоторой помощью (побуждения, стимулирующие вопросы), но полностью передаётся содержание текста.

Таким образом, итоги мониторинга помогают определить дифференцированный подход к каждому ребёнку в подборе форм организации, методов и приёмов воспитания и развития, наметить план индивидуальной работы с детьми и группы в целом. Проанализировав коррекционно-логопедическую работу за период с 2020-2021 уч. года можно сделать вывод, что поставленные в начале цели и задачи реализованы. Образовательный процесс и коррекционно-логопедическая работа строилась в единстве с диагностикой, коррекцией и профилактикой отклонений в речевом развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация.Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи.

В презентации представлены приёмы мнемотехники, их использование для развития связной речи дошкольников с ОНР....

Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи»

Проблемы речи детей дошкольного возраста:Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.Бедность речи. Недостаточный с...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через совершенствование компонентов профессиональной речи педагога»

Знание педагогом  требований, предъявляемых к речи, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи - залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ....

Консультация для педагогов "Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи"

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компью...

Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах словосочетаниях, предложениях и связной речи.

Закрепление правильного произношения звука [Л] в словах словосочетаниях, предложениях и связной речи....