классификация речевых нарушений
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Предложен вариант классификации речевых нарушений и краткое логопедическое заключение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 49 КБ |
![]() | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Классификация речевых нарушений. Логопедические заключения.(краткое)
Клинико-педагогическая классификация нацелена на предельную детализацию видов и форм нарушений речи и основывается на подходе от общего к частному. Клинико-педагогическая классификация нарушений речи опирается на традиционное для логопедии содружество с медициной,раскрывает механизмы речевых нарушений, описывает формы и виды речевых расстройств.
Все виды речевых нарушений в клинико-педагогической классификации делят на 2 группы.
1. Нарушения устной речи.
а) нарушения фонационного (внешнего) оформления речи:
· афония, дисфония – отсутствие или расстройство голоса,
· брадилалия – патологически замедленный темп речи,
· тахилалия - патологически ускоренный темп речи,
· заикание – нарушение темпо-ритмической стороны речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата,
· дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и
сохранной иннервации речевого аппарата,
· ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата,
· дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата;
б) нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления речи:
· алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга,
· афазия – полная или частичная утрата речи, связанная с локальными поражениями головного мозга.
2. Нарушения письменной речи:
а) дислексия (алексия) – частичное (полное) нарушение чтения,
б) дисграфия (аграфия) - частичное (полное) нарушение письма.,.
Психолого-педагогическая классификация группирует нарушения от частного к общему и строится на основе лингвистических и психологических критериев (в которых учитываются структурные компоненты речевой системы – звукопроизношение, грамматический строй, словарный запас), функциональные аспекты речи, соотношение видов речевой деятельности (устной или письменной). Здесь выделяются общие проявления дефекта при разных формах патологического развития речи у детей (уровни сформированности компонентов речевой системы). Нарушения речи в данной классификации делятся на 2 группы:
1) Нарушение средств общения:
- · ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. При частичной компенсации ФФНР переходит в ФНР (фонетическое недоразвитие речи). ФФНР бывает на фоне дислалии, стертой дизартрии, ринолалии
- · ОНР (общее недоразвитие речи) у детей с сохранным интеллектом и слухом, СНР (системное недоразвитие речи) у детей с умственной отсталостью – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Выделяются три уровня ОНР (в зависимости от степени сформированности речевых средств). ОНР ставят детям с алалиями, дизартриями, стертой дизартрией, ринолалией, сложной дислалией.
2) Нарушение в применении средств общения:
- · Заикание – нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с ОНР.
- · проявление речевого негативизма, мутизм и др.
Нарушения письма и чтения в данной классификации не выделяются в качестве самостоятельных нарушений речи, а рассматриваются в составе ФФНР и ОНР как их системные, отсроченные последствия, обусловленные несформированностью фонематических и морфологических обобщений, составляющих один из ведущих признаков.
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПРИ ОБСЛЕДОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Обследование дошкольников с нормальным интеллектом
В логопедическом заключении рекомендуется указать характер нарушений речи на основе обеих классификаций.
1. Симптомологическая (психолого-педагогическая) классификация учитывает, какие компоненты речи нарушены и в какой степени. В данной классификации присутствуют следующие группы нарушений речи:
— Фонетическое нарушение речи (ФНР) При ФНР нарушены фонетическая сторона речи (звукопроизношение, звуко-слоговая структура слова, просодика) в комплексе или какие-либо отдельные компоненты фонетического строя речи (например, только звукопроизношение или звукопроизношение и звуко-слоговая структура слова).
-Фонематическое нарушение речи (ФНР) При ФНР нарушены фонематическая сторона речи (звукопроизношение может быть в норме, наблюдается недоразвитие фонематического восприятия (слуховой дифференциации звуков), фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений. звуко-слоговая структура слова) в комплексе или какие-либо отдельные компоненты фонематического строя речи
* Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР).
При ФФНР наряду с нарушением фонетической стороны речи имеется и недоразвитие фонематических процессов: фонематического восприятия (слуховой дифференциации звуков), фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений.
* Общее недоразвитие речи (ОНР I, II и III уровня), а также нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НОНР).
При ОНР у детей нарушены все компоненты языковой (речевой) системы: фонетико-фонематическая сторона речи, лексика, грамматический строй.
2. Клиника-педагогическая классификация раскрывает механизмы, формы и виды речевых расстройств. При этом учитываются следующие формы речевых расстройств: дислалия, дизартрия или стертая форма дизартрии, ринолалия, расстройства голоса, моторная, сенсорная алалия, детская афазия, заикание, тахилалия, спотыкание (полтерн).
Варианты пересечения двух классификаций.
*Фонетическое нарушение речи (произношения отдельных ФНР) или нарушение звуков (НПОЗ):
— дислалия,
— дизартрия или стертая дизартрия,
— нарушения голоса,
— ринолалия.
*Фонематическое нарушение речи (восприятие отдельных ФНР) или нарушение фонематических процессов в комплексе (НПОЗ):
— дислалия,
— дизартрия или стертая дизартрия,
— ринолалия.
*Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР):
— дислалия,
— дизартрия или стертая дизартрия,
— ринолалия.
*Общее недоразвитие речи (ОНР I, II, III уровня, НОНР):
— моторная алалия,
— сенсорная алалия,
— сенсомоторная алалия,
— дизартрия или стертая дизартрия,
— при ЗПР,
— невыясненного патогенеза.
*Нарушение темпа и ритма речи:
— заикание,
— тахилалия,
— брадилалия,
— спотыкание (полтерн).
Примерные формулировки логопедического заключения
* Общее недоразвитие речи (I уровень). Моторная алалия.
* Общее недоразвитие речи (I уровень). Сенсорная алалия.
* Общее недоразвитие речи (I уровень). псевдобульбарная дизартрия.
* Общее недоразвитие речи (I уровень). Моторная алалия, заикание.
* Общее недоразвитие речи (I уровень). Сенсомоторная алалия.
* Общее недоразвитие речи (II уровень). Моторная алалия.
* Общее недоразвитие речи (II уровень). Моторная алалия, заикание.
* Фонетико-фонематическое нарушение речи. Стертая псевдобульбарная дизартрия.
* Фонетико-фонематическое нарушение речи. Открытая ринолалия.
* Фонематическое нарушение речи. Дизартрия.
* Фонематическое нарушение речи. Открытая ринолалия.
* Фонетическое нарушение речи. Моторная функциональная дислалия.
* Фонетическое нарушение речи. Открытая ринолалия.
Предварительный просмотр:
Классификация речевых нарушений. Логопедические заключения.(краткое)
Клинико-педагогическая классификация нацелена на предельную детализацию видов и форм нарушений речи и основывается на подходе от общего к частному. Клинико-педагогическая классификация нарушений речи опирается на традиционное для логопедии содружество с медициной,раскрывает механизмы речевых нарушений, описывает формы и виды речевых расстройств.
Все виды речевых нарушений в клинико-педагогической классификации делят на 2 группы.
1. Нарушения устной речи.
а) нарушения фонационного (внешнего) оформления речи:
· афония, дисфония – отсутствие или расстройство голоса,
· брадилалия – патологически замедленный темп речи,
· тахилалия - патологически ускоренный темп речи,
· заикание – нарушение темпо-ритмической стороны речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата,
· дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и
сохранной иннервации речевого аппарата,
· ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата,
· дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата;
б) нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления речи:
· алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга,
· афазия – полная или частичная утрата речи, связанная с локальными поражениями головного мозга.
2. Нарушения письменной речи:
а) дислексия (алексия) – частичное (полное) нарушение чтения,
б) дисграфия (аграфия) - частичное (полное) нарушение письма.,.
Психолого-педагогическая классификация группирует нарушения от частного к общему и строится на основе лингвистических и психологических критериев (в которых учитываются структурные компоненты речевой системы – звукопроизношение, грамматический строй, словарный запас), функциональные аспекты речи, соотношение видов речевой деятельности (устной или письменной). Здесь выделяются общие проявления дефекта при разных формах патологического развития речи у детей (уровни сформированности компонентов речевой системы). Нарушения речи в данной классификации делятся на 2 группы:
1) Нарушение средств общения:
- · ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. При частичной компенсации ФФНР переходит в ФНР (фонетическое недоразвитие речи). ФФНР бывает на фоне дислалии, стертой дизартрии, ринолалии
- · ОНР (общее недоразвитие речи) у детей с сохранным интеллектом и слухом, СНР (системное недоразвитие речи) у детей с умственной отсталостью – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Выделяются три уровня ОНР (в зависимости от степени сформированности речевых средств). ОНР ставят детям с алалиями, дизартриями, стертой дизартрией, ринолалией, сложной дислалией.
2) Нарушение в применении средств общения:
- · Заикание – нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с ОНР.
- · проявление речевого негативизма, мутизм и др.
Нарушения письма и чтения в данной классификации не выделяются в качестве самостоятельных нарушений речи, а рассматриваются в составе ФФНР и ОНР как их системные, отсроченные последствия, обусловленные несформированностью фонематических и морфологических обобщений, составляющих один из ведущих признаков.
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПРИ ОБСЛЕДОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Обследование дошкольников с нормальным интеллектом
В логопедическом заключении рекомендуется указать характер нарушений речи на основе обеих классификаций.
1. Симптомологическая (психолого-педагогическая) классификация учитывает, какие компоненты речи нарушены и в какой степени. В данной классификации присутствуют следующие группы нарушений речи:
— Фонетическое нарушение речи (ФНР) При ФНР нарушены фонетическая сторона речи (звукопроизношение, звуко-слоговая структура слова, просодика) в комплексе или какие-либо отдельные компоненты фонетического строя речи (например, только звукопроизношение или звукопроизношение и звуко-слоговая структура слова).
-Фонематическое нарушение речи (ФНР) При ФНР нарушены фонематическая сторона речи (звукопроизношение может быть в норме, наблюдается недоразвитие фонематического восприятия (слуховой дифференциации звуков), фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений. звуко-слоговая структура слова) в комплексе или какие-либо отдельные компоненты фонематического строя речи
* Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР).
При ФФНР наряду с нарушением фонетической стороны речи имеется и недоразвитие фонематических процессов: фонематического восприятия (слуховой дифференциации звуков), фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений.
* Общее недоразвитие речи (ОНР I, II и III уровня), а также нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НОНР).
При ОНР у детей нарушены все компоненты языковой (речевой) системы: фонетико-фонематическая сторона речи, лексика, грамматический строй.
2. Клиника-педагогическая классификация раскрывает механизмы, формы и виды речевых расстройств. При этом учитываются следующие формы речевых расстройств: дислалия, дизартрия или стертая форма дизартрии, ринолалия, расстройства голоса, моторная, сенсорная алалия, детская афазия, заикание, тахилалия, спотыкание (полтерн).
Варианты пересечения двух классификаций.
*Фонетическое нарушение речи (произношения отдельных ФНР) или нарушение звуков (НПОЗ):
— дислалия,
— дизартрия или стертая дизартрия,
— нарушения голоса,
— ринолалия.
*Фонематическое нарушение речи (восприятие отдельных ФНР) или нарушение фонематических процессов в комплексе (НПОЗ):
— дислалия,
— дизартрия или стертая дизартрия,
— ринолалия.
*Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР):
— дислалия,
— дизартрия или стертая дизартрия,
— ринолалия.
*Общее недоразвитие речи (ОНР I, II, III уровня, НОНР):
— моторная алалия,
— сенсорная алалия,
— сенсомоторная алалия,
— дизартрия или стертая дизартрия,
— при ЗПР,
— невыясненного патогенеза.
*Нарушение темпа и ритма речи:
— заикание,
— тахилалия,
— брадилалия,
— спотыкание (полтерн).
Примерные формулировки логопедического заключения
* Общее недоразвитие речи (I уровень). Моторная алалия.
* Общее недоразвитие речи (I уровень). Сенсорная алалия.
* Общее недоразвитие речи (I уровень). псевдобульбарная дизартрия.
* Общее недоразвитие речи (I уровень). Моторная алалия, заикание.
* Общее недоразвитие речи (I уровень). Сенсомоторная алалия.
* Общее недоразвитие речи (II уровень). Моторная алалия.
* Общее недоразвитие речи (II уровень). Моторная алалия, заикание.
* Фонетико-фонематическое нарушение речи. Стертая псевдобульбарная дизартрия.
* Фонетико-фонематическое нарушение речи. Открытая ринолалия.
* Фонематическое нарушение речи. Дизартрия.
* Фонематическое нарушение речи. Открытая ринолалия.
* Фонетическое нарушение речи. Моторная функциональная дислалия.
* Фонетическое нарушение речи. Открытая ринолалия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/01/picture-602379-1425238392.jpg)
Классификация речевых нарушений
В настоящее время в логопедии существуют две классификации речевых нарушений – клинико-педагогическая и психолого-педагогическая (педагогическая). Эти классификации разработаны преимущественно по отно...
Классификация речевых нарушений у детей.
Виды речевых нарушений...
![](/sites/default/files/pictures/2023/06/05/picture-778176-1685947096.jpg)
Консультация для педагогов ДОУ "Классификации речевых нарушений и пути их преодоления"
Клиническая классификация речевых нарушений.Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/21/picture-79560-1353452862.jpg)
КЛАССИФИКАЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем ( МКБ-10 ).
Рассматривается соотношение каждого вида речевой патологии клинико-педагогической и психолого-педагогической классификации с аналогичной речевой патологией по МБК-10....
Классификация речевых нарушений
Речь играет исключительно важную роль в формировании высших психических функций у ребёнка. Выполняя функцию общения ребёнка со взрослыми, она является базой для развития мышления, обеспечивает возможн...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/21/picture-956282-1516552610.jpg)
Классификация речевых нарушений
1.Принципы анализа речевых нарушений2.Клинико-педагогическая классификация. Нарушения устной речи. Определение, симптоматика, этиология речевых нарушений3.Психолого-педагогическая классификация. Виды ...
консультация для воспитателей "Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений"
Многие ученые едины в оценке существующих классификаций. По их мнению, они дополняют друг друга и нацеливают специалистов на решение общих задач.Преимущество диагноза, поставленного с учетом двух клас...