Консультация для родителей - презентация "Классификация речевых нарушений. Основные требования к постановке логопедического заключения"
консультация (старшая группа)
Данная презентация знакомит родителей с какими нарушениями сталкивается логопед в своей работе, а также обьясняет родителям требования логопедической работы в дальнейшем.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПЛАН 1. Современные подходы к классификации речевых нарушений. 2. Требования к постановке логопедического заключения.
Психолого-педагогическая классификация рассматривает речевые нарушения с позиции общности коррекционно-педагогических задач. Определение симптомологического уровня нарушений речи решает прежде всего практические задачи комплектoвaния групп образовательных организаций и создает предпосылки для определения характера речевой патологии.
Психолого-педагогическая классификация 1. Нарушения средств общения Общее недоразвитие речи 2. Нарушения в применении средств общения Фонетико- фонематическое недоразвитие речи Заикание
I. Нарушения средств общения • Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. • Общее недоразвитие речи – сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы.
II. Нарушения в применении средств общения • Заикание – нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения.
Клинико-педагогическая классификация рассматривает речевые нарушения с позиций этиопатогенеза . 1. Нарушения устной речи 2. Нарушения письменной речи
Нарушения устной речи 1. Расстройства фонационного оформления высказывания 2. Нарушения структурно-семантического оформления высказывания дислалия дизартрия дисфония ринолалия заикание тахилалия брадилалия алалия афазия
Нарушения письменной речи дисграфия дислексия
Расстройства фонационного оформления высказывания • Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. • Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное нарушением иннервации речевого аппарата. • Ринолалия – нарушения звукопроизношения и тембра голоса, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
Расстройства фонационного оформления высказывания • Дисфония - расстройство фонации (голоса) вследствие патологических изменений голосового аппарата. • Тахилалия - патологически ускоренный темп речи. • Брадилалия - патологически замедленный темп речи. • Заикание - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Нарушения структурно-семантического оформления высказывания • Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга. • Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.
Нарушения письменной речи • Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения. • Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма
• Для комплектования речевых групп детских садов, направления детей в школы определенного вида и осуществления дифференцированной коррекционно-логопедической работы важны оба критерия логопедической диагностики: и симптомологический и клинико-педагогический.
Варианты пересечения двух классификаций • Дислалия , фонетическое нарушение речи. • Ринолалия , фонетико-фонематическое недоразвитие речи. • Псевдобульбарная дизартрия, общее недоразвитие речи (II уровень).
ПМПК Комиссия создается в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.
Основные задачи ПМПК: • Медико-психолого-педагогическое обследование детей для установления диагноза и способа обучения . • Учет и отбор детей с отклонениями в развитии для определения их в специальные учебно-воспитательные учреждения . • Уточнение и изменение ранее установленного диагноза для определения целесообразности пребывания ребенка в специальном учреждении . • Консультативная помощь родителям, педагогам, врачам. • Разъяснительная работа среди населения о необходимости помощи людям с отклонением в развитии, гуманного к ним отношения. • Создание банка данных о количестве детей с отклонением в развитии. • Направление детей в научно-исследовательские центры для их изучения.
Должностные обязанности логопеда • Логопед «осуществляет обследование обучающихся, воспитанников, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них нарушения развития».
Под структурой речевого дефекта понимается совокупность (состав) речевых и неречевых симптомов данного нарушения речи и характер их связей. В структуре речевого дефекта выделяется первичное, ведущее нарушение и вторичные дефекты, которые находятся в причинно-следственных отношениях с первыми, а также системные последствия. Различная структура речевого дефекта находит свое отражение в определенном соотношении первичных и вторичных симптомов, что во многом определяет специфику целенаправленного логопедического воздействия.
Принцип учета механизмов, симптоматики нарушения. Возникновение речевых нарушений во многих случаях обусловлено сложным взаимодействием биологических и социальных факторов. Для успешной логопедической коррекции речевых нарушений большое значение имеет установление в каждом отдельном случае этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, выделение ведущих расстройств .
Некорректные формулировки логопедического заключения: ОНР I уровня, ОНР II уровня, ОНР III уровня. Правильные формулировки логопедического заключения : • ОНР (I уровень речевого развития), • ОНР (II уровень речевого развития), • ОНР (III уровень речевого развития).
• «Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящейся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте» Р.Е. Левина
• Для обозначения несформированности речи как системы у детей с нарушениями слуха, интеллекта рекомендуются следующие формулировки логопедического заключения: • Системное недоразвитие речи тяжелой (средней, легкой) степени при умственной отсталости (нарушении слуха, ЗПР); • или Системное недоразвитие речи тяжелой степени у ребенка с умственной отсталостью (нарушением слуха, ЗПР). • Системное нарушение/недоразвитие речи (I, II, III уровень речевого развития) при ЗПР (умственной отсталости, нарушении слуха)
Задержка моторного развития • Временное отставание формирования двигательных навыков (более чем на 30%) по отношению к средним возрастным показателям двигательного развития. • Более позднее возникновение речи или нарушение темпов ее развития. Об отставании в речевом развитии можно уже говорить в начале второго года жизни. После 3-3,5 лет говорить о задержке речевого развития некорректно. Задержка речевого развития • Более позднее возникновение речи или нарушение темпов ее развития. Об отставании в речевом развитии можно уже говорить в начале второго года жизни. После 3-3,5 лет говорить о задержке речевого развития некорректно.
Задержка психического развития • Значительное снижение (по сравнению со средними показателями) уровня интеллекта, сочетающееся с относительным ограничением в двух или более адаптивных сферах поведения: общения, самообслуживания, быта, обучения и т.п.
Формулировки психолого-педагогического заключения • Задержка речевого развития; познавательное развитие в пределах возрастной нормы; • Задержка речевого развития на фоне спастико -паретического синдрома в артикуляционной мускулатуре; познавательное развитие соответствует возрасту; • Задержка речевого и познавательного развития и т.п.
Литература 1.Безрукова О.А., Приходько О.Г., Служакова О.И., Челей Н.С. Методические рекомендации по ведению речевой карты ребенка дошкольного возраста. – М.: Русская Речь, 2012. 2.Волковская Т.Н. Теоретико-методологические и методические основы логопсихологии . – М.: «Образование», 2009. 3. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. 4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации ( Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».
Спасибо за внимание! Успехов в работе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей. "Причины речевых нарушений"
Консультация для родителей о причинах возникновения речевых нарушений у детей....
Консультация для родителей. Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Воспитание «чистой» речи у детей – задача общественной значимости, и серьёзность её должны осознавать все: учителя-логопеды, воспитатели, специалисты и, конечно же, родители. Нашей задачей являе...
Консультация для родителей " Профилактика речевых нарушений, стимуляция речевого развития в условиях семьи"
Развитие речи происходит в тесной взаимосвязи с формированием всех психических процессов. Общение с окружающими и разнообразный практический опыт ребенка с самого начала опосредованы языком....
Консультация для родителей «Профилактика речевых нарушений, стимуляция речевого развития в условиях семьи»
Профилактика речевых нарушений, стимуляция речевого развития в условиях семьи.Профилактика - комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления или устр...
Консультация для родителей «Профилактика речевых нарушений, стимуляция речевого развития в условиях семьи»
Консультация для родителей«Профилактика речевых нарушений, стимуляция речевогоразвития в условиях семьи» Профилактика – это комплекс различного рода мероприятий, направленных на...
Консультация для родителей «Профилактика речевых нарушений, стимуляция речевого развития в условиях семьи»
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к взрослым, но и к детям. Неуклонно растет объем знаний, и педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а ос...
Консультация для родителей «Профилактика речевых нарушений и стимуляция речевого развития детей в семье»
Профила́ктика - это комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления или устранение факторов риска.Путем специальных воздействий на детей во многих с...