Развитие фонематического слуха
статья по логопедии (старшая группа)
Фонематический слух – это способность человека к анализу и синтезу звуков речи. Обычно к пятилетнему возрасту он уже развит достаточно.
Часто нарушение (недоразвитие) фонематического слуха сопровождается нарушением звукопроизношения. В речи ребенка происходит звукозамена: «шахматы» – «фахматы», «часы» – «тясы», «гром» – «глом», «лампа» - «вампа» и т. п.
Что происходит в мозге ребенка?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_fonematicheskogo_sluha.docx | 18.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие фонематического слуха.
Фонематический слух – это способность человека к анализу и синтезу звуков речи. Обычно к пятилетнему возрасту он уже развит достаточно.
Часто нарушение (недоразвитие) фонематического слуха сопровождается нарушением звукопроизношения. В речи ребенка происходит звукозамена: «шахматы» – «фахматы», «часы» – «тясы», «гром» – «глом», «лампа» - «вампа» и т. п.
Что происходит в мозге ребенка? Звуковой сигнал подается в первичную, затем вторичную зону (центр Вернике) слуховой коры, распознается, преобразуется в нейронный код. Далее сигнал проходит в речедвигательный центр коры (зону Брока), где подается на артикуляционный аппарат.
Если в начале пути звуковой сигнал воспринят с нарушением, нарушение передается дальше: человек неправильно произносит слово или неправильно его пишет под диктовку.
Каким же образом развивать у ребенка фонематический слух? Лучше всего это делать в игре. Предлагаю вашему вниманию игры, позволяющие в интересной форме научить ребенка прислушиваться к звукам речи.
- Игра «Поймай нужный звук хлопком».
Инструкция: Если услышишь звук [з] в слове - хлопни в ладоши. Слова: [З]онт, Ли[З]а, пау[З]а, арбу[З].
То же с любыми другими звуками:
С-Саша, самокат, лес, коса;
Ж-жираф, кожа, лужа, дождик
Р-рак, трактор, мороз, крылья
- Игра «Придумать слова на заданный звук».
Для начала лучше давать только гласные звуки (а, о, у, и) – аист, улица, Ира и т.п.
Затем согласные (ж, ш, в, б, г, р и т.п.)
- Игра «Определить место звука в слове».
Определи, где: в начале, в середине, в конце слова мы слышим звук [В] в словах: вата, динозавр, листва, врун…
К – карандаш, кукушка, каток; С – смельчак, постучал, глобус; Г – гитара, тогда, виноград; Л – ласка, положить, сказал; Н –носки, скинул, малина; Ч – чашка, бочка лучи; Б – бочка, бублик, абрикос; З – зонт, пауза, знать и т.п.
- Повторение цепочек слогов.
Слоги задаются с разной силой голоса, интонацией. (са-ША-са), (за-за-СА). Слоги можно задавать с любыми оппозиционными звуками, например с-ш, ш-ж, л-р, п-б, т-д, к-г, в-ф (т.е. глухие-звонкие, твердые мягкие, свистящие-шипящие). Следите, чтобы ребенок не менял последовательности в цепочках. Если ему трудно дается повторение трех слогов, давайте сначала два слога: са-ша, ша-са,
са-за, за-са, ла-ра, ра-ла, ша-ща, ща-ша и т.п.
Примеры слоговых цепочек:
Са-за-за, за-за-са, са-за-са, за-са-за
Са-ша-ша, ша-ша-са, са-ша-са, ша-са-ша
Ла-ра-ра, ра-ла-ла, ра-ла-ра, ла-ра-ла
Ша-ща-ща, ша-ща-ша, ща-ша-ша, ща-ша-ща
За-жа-жа, жа-за-за, за-жа-за, жа-за-жа (Аналогично с другими парами звуков)
- Отхлопать слоги со звуком «В» в ладоши, а со звуком «Ф» по коленкам (ва-фу-во-фо). Так же со звуками, например, с-ш, ш-ж, к-г, т-д, б-п, ч-щ и т.п.
- Назвать слово со звуком «Л»: ирис – ласточка – ракета; «Р»: радуга – лейка – дождь. Т.е. дается три слова, среди которых только одно с заданным звуком.
- Игра «Кто внимательнее».
Взрослый показывает картинки и называет их (можно без картинок). Ребенок внимательно вслушивается и отгадывает, какой общий звук встречается во всех названных словах.
Например, в словах заря, забор, загар, блуза, польза общий звук «З». Не забудьте, что произносить этот звук в словах нужно длительно, выделяя его голосом, насколько это возможно.
- Упражнение «Путаница»
Послушай внимательно стихотворение и исправь ошибки.
Есть сладкое слово — ракета,
Есть быстрое слово — конфета.
Есть кислое слово — вагон,
Есть слово с окошком — лимон.
Есть слово колючее — дождик,
Есть слово промокшее — ежик.
Есть слово упрямое — ель,
Есть слово зеленое — цель.
Есть книжное слово — синица,
Есть слово лесное — страница.
Есть слово веселое — снег,
Есть слово пушистое — смех.
Стоп! Стоп! Извините, ребята.
Машинка моя виновата.
Ошибка в стихах не пустяк,
Надо печатать вот так:
М. Пляцковский
- Игра «Живая азбука»
Игра для развития звукового различения
Карточки из пар букв: Б-П, Д-Т, Л-Р, С-Ц, Ч-С, Щ-С, С-3, Ш-Ж раскладываются перед детьми на столе изображением вверх. Используются также две карточки с изображением букв. По команде дети должны выбирать предметы (картинки), названия которых включают эту букву, и раскладывать их на кучки. Выигрывает тот, кто подберет больше карточек. Игра продолжается до тех пор, пока они все не будут разобраны.
- Игра «МАГАЗИН»
Игры на выделение звука на фоне слова.
Задание: Незнайка пошел в магазин за фруктами, пришел в магазин, а название фруктов забыл. Помогите Незнайке купить фрукты, в названиях которых есть звук [л’]. На наборном полотне выставляются предметные картинки: яблоки, апельсины, груши, мандарины, сливы, лимоны, виноград. Дети отбирают картинки, в названии которых есть звук [л’].
Покажите ребенку продукты, которые вы купили в магазине, и пусть он перечислит те из них, в названия которых есть звук [Р] или другой звук.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
I. Теоретические основы развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возрастаСовременные подходы к изучению и коррекции нарушений фонематического слуха у детей с ФФНОсобенности развития...
Развитие фонематического слуха у детей с диагнозом: ТНР. (Методика по развитию фонематического слуха у детей с тяжёлым нарушением речи в детском саду.)
Методика по развитию фонематического слуха у детей с тяжёлым нарушением речи в детском саду....
Презентация "Развитие фонематического слуха" Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.
Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам....
Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет. Фонематический слух – основа правильной речи.
Развитие фонематического слуха у детей 5-6 летФонематический слух – основа правильной речи МАДОУ № 19Гр. "ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК...
Консультация."Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры".
Консультация "Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры....
Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха во время игры.
Развитие фонематического восприятия. Развитие фонематического слуха во время игры....
Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности.
Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности....