Методическая тема: "Нетяжелые аномалии органов артикуляции у детей"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Успех, социальная реализация и адаптация человека в современном обществе напрямую связаны с его умением общаться. Условия нашей жизни предъявляют высокие требования к качеству устной речи, в частности, к ее фонетической стороне.
Немаловажен и психологический аспект. При дефектах ротовой полости: выраженными изменениями прикуса, изменение формы и расположения зубов, укорочение уздечки верхней губы не только влияют на изменение пропорциональности и предрасполагают к проявлению деформации лица человека, но и осложняют артикуляцию звуков. Эти факторы особенно тяжело сказываются на неокрепшей психике ребенка, так как формирование психологических комплексов и развитие депрессивных состояний, связанные с переживанием своих дефектов, может препятствовать нормальному процессу становления его личности.
В настоящее время увеличивается количество детей с речевыми нарушениями, имеющих анатомические дефекты периферических органов речи. Такие проблемы наблюдаются примерно у 20% детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Эффективная коррекция фонетической стороны речи у детей с анатомической патологией органов артикуляции требует совместной комплексной работы логопеда и стоматолога – ортодонта, иногда и отоларинголога (в случаях аденоидных разращений, полипов носовой полости).
На практике большинство логопедов предпочитают проводить логопедическую работу после устранения анатомических деформаций артикуляционных органов при помощи ортодонтического лечения, что увеличивает сроки коррекции речевых нарушений. Если педагогическая работа проводится параллельно с медицинским вмешательством, нередко наблюдается снижение результативности логопедического воздействия.
При обследовании детей данной категории необходимо отметить, что:
- при наличии анатомических дефектов зубочелюстной системы, ротовой полости и носоглотки (особенно при легких патологиях) не всегда наблюдаются нарушения звукопроизношения;
- при недостатках произносительной стороны анатомические деформации периферических органов речи не всегда являются первопричиной проявления звукопроизносительных дефектов, но всегда – фактором, осложняющим процесс артикуляции. Поэтому специалист должен быть очень внимательным при формулировании заключения о структуре речевого дефекта в целом и о механизме нарушения звукопроизношения в частности.
При построении логопедической работы с детьми, имеющими нарушения фонетической стороны речи, осложненные анатомическими деформациями артикуляционных органов, необходимо учитывать следующее:
- среди аномалий органов артикуляции, предрасполагающих к нарушениям произношения звуков речи, наиболее распространены анатомические деформации зубочелюстной системы, реже встречаются дефекты строения органов ротовой полости (уздечек языка и верхней губы);
- чем раньше проявилась анатомическая деформация органов артикуляции, тем больше риск появления устойчивых дефектов фонетического строя речи;
- патологии молочного прикуса провоцируют более грубые и стойкие нарушения звукового оформления речи, нежели зубочелюстные аномалии, появившиеся только в постоянном прикусе;
- чем раньше была выявлена патология языка, губ и зубочелюстной системы и начата комплексная работа по устранению анатомических дефектов артикуляционных органов, исправлению нарушений звукопроизношения и развитию фонематических процессов, тем быстрее и эффективнее можно добиться положительных результатов в коррекции звукопроизносительного расстройства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Нетяжелые аномалии органов артикуляции у детей | 698.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 7 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Методическая тема
учителя – логопеда
Болдыревой Ирины Павловны
Нетяжелые аномалии органов
артикуляции у детей
Санкт-Петербург
2021
Содержание
Введение стр. 3
1. Аномалии прикуса стр. 5
2. Аномалии зубной системы стр. 12
3. Аномалии ротовой полости стр. 13
Заключение стр. 14
Список литературы стр. 15
Введение
Успех, социальная реализация и адаптация человека в современном обществе напрямую связаны с его умением общаться. Условия нашей жизни предъявляют высокие требования к качеству устной речи, в частности, к ее фонетической стороне.
Немаловажен и психологический аспект. При дефектах ротовой полости: выраженными изменениями прикуса, изменение формы и расположения зубов, укорочение уздечки верхней губы не только влияют на изменение пропорциональности и предрасполагают к проявлению деформации лица человека, но и осложняют артикуляцию звуков. Эти факторы особенно тяжело сказываются на неокрепшей психике ребенка, так как формирование психологических комплексов и развитие депрессивных состояний, связанные с переживанием своих дефектов, может препятствовать нормальному процессу становления его личности.
В настоящее время увеличивается количество детей с речевыми нарушениями, имеющих анатомические дефекты периферических органов речи. Такие проблемы наблюдаются примерно у 20% детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Эффективная коррекция фонетической стороны речи у детей с анатомической патологией органов артикуляции требует совместной комплексной работы логопеда и стоматолога – ортодонта, иногда и отоларинголога (в случаях аденоидных разращений, полипов носовой полости).
На практике большинство логопедов предпочитают проводить логопедическую работу после устранения анатомических деформаций артикуляционных органов при помощи ортодонтического лечения, что увеличивает сроки коррекции речевых нарушений. Если педагогическая работа проводится параллельно с медицинским вмешательством, нередко наблюдается снижение результативности логопедического воздействия.
При обследовании детей данной категории необходимо отметить, что:
- при наличии анатомических дефектов зубочелюстной системы, ротовой полости и носоглотки (особенно при легких патологиях) не всегда наблюдаются нарушения звукопроизношения;
- при недостатках произносительной стороны анатомические деформации периферических органов речи не всегда являются первопричиной проявления звукопроизносительных дефектов, но всегда – фактором, осложняющим процесс артикуляции. Поэтому специалист должен быть очень внимательным при формулировании заключения о структуре речевого дефекта в целом и о механизме нарушения звукопроизношения в частности.
При построении логопедической работы с детьми, имеющими нарушения фонетической стороны речи, осложненные анатомическими деформациями артикуляционных органов, необходимо учитывать следующее:
- среди аномалий органов артикуляции, предрасполагающих к нарушениям произношения звуков речи, наиболее распространены анатомические деформации зубочелюстной системы, реже встречаются дефекты строения органов ротовой полости (уздечек языка и верхней губы);
- чем раньше проявилась анатомическая деформация органов артикуляции, тем больше риск появления устойчивых дефектов фонетического строя речи;
- патологии молочного прикуса провоцируют более грубые и стойкие нарушения звукового оформления речи, нежели зубочелюстные аномалии, появившиеся только в постоянном прикусе;
- чем раньше была выявлена патология языка, губ и зубочелюстной системы и начата комплексная работа по устранению анатомических дефектов артикуляционных органов, исправлению нарушений звукопроизношения и развитию фонематических процессов, тем быстрее и эффективнее можно добиться положительных результатов в коррекции звукопроизносительного расстройства.
1. Аномалии прикусов
К группе негрубых, но достаточно выраженных дефектов зубочелюстной системы и ротовой полости, предрасполагающих к появлению недостатков фонетического строя речи или осложняющих имеющиеся звукопроизносительные расстройства относятся следующие анатомические деформации, а именно аномалии прикусов.
1. Нейтральный прикус – при котором соотношение боковых зубов обеих челюстей не нарушено, но имеется неправильное смыкание передних зубов, что может отрицательно влиять на артикулирование звуков.
Разновидности нейтрального прикуса:
Нейтральный прикус с протрузией верхних резцов – нейтральный прикус, при котором во фронтальном отделе верхние резцы отклонены вперед;
Нейтральный односторонний боковой открытый прикус – нейтральный прикус с отсутствием смыкания боковых зубов с одной стороны.
Нейтральный глубокий прикус – нейтральный прикус, при котором верхние резцы перекрывают нижние более чем на 1/3 коронки.
2. Дистальный прикус – заднее положение нижней челюсти относительно верхней, при этом боковые зубы находятся в бугровом смыкании (передне-щечный бугор 1 верхнего моляра смещается вперед относительно поперечной фиссуры 1 нижнего моляра).
Виды дистрального прикуса:
Дистральный прикус с протрузией верхних резцов – дистральный прикус, при котором во фронтальном отделе верхние резцы могут быть отклонены вперед и между верхними и нижними резцами в горизонтальной плоскости – в передне-заднем направлении – появляется щель, которая называется сагиттальной.
Дистральный открытый прикус – дистральный прикус с отсутствием смыкания фронтальных или боковых зубов, то есть образуется щель в вертикальном (верхне-нижнем) направлении.
Дистральный глубокий прикус – дистральный прикус, при котором верхние резцы перекрывают нижние более чем на 1/3 коронки.
Дистральный прикус с ретрузией верхних резцов – дистральный прикус, при котором верхние резцы во фронтальном отделе могут быть отклонены в глубь ротовой полости (может наблюдаться смыкание верхних и нижних резцов).
Дополнительными симптомами являются:
- губы не смыкаются;
- верхние фронтальные зубы не покрыты верхней губой;
- верхние резцы, обычно имеющие удлиненные коронки, прикусывают нижнюю губу;
- нарушена функция дыхания (возникает ротовое дыхание), а также жевательная и речеобразовательная функции.
3. Мезиальный прикус – переднее положение нижней челюсти относительно верхней, при этом во фронтальном отделе имеется обратное перекрытие между верхними и нижними резцами;передне-щечный бугор 1 верхнего моляра смещен назад от поперечной фиссуры 1 нижнего моляра (нарушено смыкание боковых зубов относительно нормы); при нарушении смыкания между верхними и нижними резцами в горизонтальном направлении при обратном перекрытии появляется сагиттальная щель.
4. Прямой прикус – прикус, при котором отсутствует перекрытие верхними резцами нижних и наблюдается краевое смыкание фронтальных зубов.
5. Открытый прикус - зубочелюстная аномалия, при которой образуется вертикальная щель между зубами (в верхне-нижнем направлении) при смыкании зубных рядов:
а) во фронтальном отделе – передний фронтальный открытый прикус
б) в боковом отделе – одно или двусторонний боковой открытый прикус.
Дополнительные симптомы:
- губы смыкаются с напряжением, рот постоянно открыт, лицо деформировано;
- затруднены дыхание, речь, разжевывание пищи.
6. Глубокий прикус – увеличение перекрытия верхними резцами нижних в вертикальном направлении, при этом смыкание между резцами может быть сохранено, а может отсутствовать, в этом случае нижние резцы могут упираться в слизистую оболочку десны или нёба – глубокий травмирующий прикус.
7. Перекрестный прикус – внешнее или внутреннее отклонение зубов нижней зубной дуги относительно верхней в боковом направлении (или в горизонтальной плоскости).
Формы перекрестного прикуса:
а) односторонний или двусторонний;
б) со смещением или без смещения нижней челюсти.
Дополнительные симптомы: наблюдается нарушение формы лица, прикусывание слизистой оболочки щек, нарушена жевательная и речеобразовательная функции.
2. Аномалии зубной системы
Нарушение прикуса в большинстве случаев сочетаются с аномалиями зубной системы, включающими следующие патологии:
- Зубные аномалии:
- аномалии формы зубов (например, конусовидные, шиповидные коронки зубов);
- аномалии величины зубов (макродентия – чрезмерно большие зубы; микродентия – чрезмерно маленькие зубы);
- аномалии числа зубов (частичная или полная адентия – отсутствие отдельных или практически всех зубов; сверхкомплектные зубы).
- Аномалии положения зубов в зубном ряду.
В результате неправильного положения зубов могут наблюдаться следующие патологии:
в трансверсальном направлении: смещение передних зубов к средней линии (центру) – медиальное положение зубов или от средней линии – латеральное положение зубов; при латеральном смещении резцов образуется диастема – щель между центральными резцами или тремы – промежутки между зубами; вестибулярное (щечное) или оральное (небно-язычное) отклонение боковых зубов.
в сигиттальном направлении: отклонение передних зубов в сторону губ (протрузия) или в сторону неба или языка (ретрузия), мезиальное (смещение назад) или дистальное (смещение вперед) положение боковых зубов.
в вертикальном направлении: положение, при котором зубы не достигают окклюзионной плоскости (плоскостит смыкания зубов) – супрапозиция верхних зубов и инфрапозиция нижних зубов; положение, при котором зубы пересекают окклюзионную плоскость – инфрапозиция верхних зубов и супрапозиция нижних зубов.
- Аномалии зубных дуг:
* расширение или сужение зубных дуг;
* удлинение или укорочение зубных дуг
Дефекты зубной системы, выявленные отдельно и не сочетающиеся с аномалиями прикуса, практически не влияют на звукопроизношение.
3. Аномалии ротовой полости
Патологии строения тела и уздечки языка:
- Макроглоссия – чрезмерно большой язык
- Микроглоссия – чрезмерно маленький язык
- Аглоссия – отсутствие языка
- Укорочение уздечки языка или прикрепление ее близко к кончику языка (ограничивающие подвижность и пластичность языка).
Различают пять типов патологического строения уздечек языка (в зависимости от формы, плотности уздечки и особенностей соединения ее волокон с мышцами языка):
- тонкая, полупрозрачная уздечка, нормально прикрепленная к языку, но ограничивающая его подвижность в связи с ее незначительное протяженностью;
- тонкая, полупрозрачная уздечка, прикрепленная близко к кончику языка и имеющая незначительную протяженность;
- уздечка, представляющая плотный, короткий тяж, выделяющийся, но сращенный с мышцами языка;
- уздечка, представляющая малозаметный тяж, волокна которого переплетаются с мышцами языка и ограничивают его подвижность
Патологическое строение уздечки верхней губы: укорочение или низкое ее прикрепление, ограничивающее подвижность верхней губы.
Заключение
Без подробного анализа анамнестических данных, состояния артикуляционной моторики, иннервации периферических органов речи, фонематических процессов невозможно составить представление об этиологии и характере речевого нарушения, а также правильно построить логопедическую работу и прогнозировать возможный результат речевой коррекции.
Работа по выявлению и устранению нарушений произносительной стороны речи, осложненных наличием анатомических дефектов артикуляционных органов, должна вестись на основе взаимосвязи педагогических и клинических методик, адаптированных к логопедической практике.
Список литературы:
- Варава Г.М., Стрелковский К.М. Ортодонтия и протезирование в детском возрасте. – М.: Медицина, 1979.
- Н.Ю. Григоренко, С.А. Цыбульский Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции М.: Книголюб, 2003.
- Зубкова Л.П., Хорошилкина Ф.Я. Лечебно-профилактические мероприятия в ортодонтии. – Киев: Здоровье, 1993.
- Калвелис Д.А. Ортодонтия. Зубочелюстные аномалии в клинике и эксперименте. – Элиста: АПП «Джангар», 1994.
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: Просвещение, 1989.
- Чучалина Л.Н. Взаимосвязь и взаимообусловленность строения и функции речевого аппарата при зубочелюстных аномалиях // Дефектология, - 1976. - № 5 – С. 34 – 36.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МАССАЖ ЛИЦА И ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИИ
МАССАЖ ЛИЦА И ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИИ...
Семинар-практикум для родителей «Нарушения речи у детей дошкольного возраста. Подготовка органов артикуляции к постановке звуков».
Семинар-практикум предназначен для родителей воспитанников, посещающих дошкольное образовательное учреждение. Так же может быть использован воспитателями и логопедами. В данном материале освещен...
Упражнения для развития органов артикуляции
Подвижность органов артикуляционного аппарата необходима для произношения звуков родного языка. С помощью представленных упражнений вы сможете выяснить, может ли ребенок сделать их по отдельности, а з...
Обследование строения артикуляционного аппарата (сообщение из опыта работы). Влияние аномалий в строении артикуляционных органов на звукопроизношение детей дошкольного возраста.
Прежде чем начать свою работу по обучению ребёнка правильно произносить звуки, я изучаю структурное и функциональное состояние ротовой, глоточной и гортанной областей. Происходит оценка состояния...
Конспект НОД по формированию звукопроизношения у детей старшего возраста с ТНР по теме "Знакомство с органами артикуляции"
Формирование у детей перврначальных представлений о речевом аппарате и органах артикуляции, устранение недостаточности развития артикуляционных движений, развитие фонематических процессов....
Развитие моторики органов артикуляции у детей дошкольного возраста.
Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четка артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – не...