Развитие моторики органов артикуляции у детей дошкольного возраста.
учебно-методическое пособие по логопедии
Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четка артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма.
Данная разработка поможет подготовить консультацию или мастер-класс для педагогов ДОУ или родителей логопедической группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1razvitie_motoriki_organov_artikulyatsii.doc | 482 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие моторики органов артикуляции
у детей дошкольного возраста.
Для детей с дизартрией артикуляционная гимнастика проводится в трех вариантах: пассивно, пассивно-активно, активно.
Пассивная гимнастика применяется, когда у ребенка нет возможности выполнения заданных движений. В этом случае логопед, механически воздействуя на органы артикуляции, руками или зондами воссоздает артикуляционные позы и движения. Пассивные движения, вызывая сокращение мышц, создают кинестетическую афферентацию. Это программирует схему будущего собственного движения.
Каждое пассивное упражнение должно выполняться в три стадии:
- Первая стадия – вход в артикуляционную позу (экскурсия);
- Вторая стадия – фиксация артикуляционного уклада (выдержка);
- Третья стадия – выход из артикуляционного уклада (рекурсия).
Такая последовательность способствует созданию более прочных кинестезий, так как в движении задействованы мышцы, создающие уклад, а также мышцы – антагонисты, возвращающие органы артикуляции в исходное положение.
После нескольких повторений переводят эти движения в пассивно-активный и активный план, то есть без механической помощи.
КОМПЛЕКС ДЛЯ ЗВУКОВ:
[Ш], [Ж],[Щ],[Ч].
«Окошко»
Рот прикрою я немножко, |
Цель: Развивать мышечную силу и подвижность губ.
Описание: Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5—10 секунд.
Обратите внимание! 1.Видны верхние и нижние зубы!
2. Если двигается верхняя или нижняя губа - следует придержать губу пальцем.
3. Если ребёнку трудно выполнить упражнение, то можно помочь ему. Если поднимается нижняя губа: плавно опуская пальцами подбородок. При этом нижняя губа опускается и обнажаются нижние зубы.
Если опускается верхняя губа - можно помочь, слегка поднимая вверх пальцем кончик его носа. При этом вepxняя губа поднимается и открываются верхние зубы.
«ШЛЁПАЕМ ГУБАМИ ПО ЯЗЫКУ» («НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫК»)
| А теперь уж не зубами — Я пошлёпаю губами: «У быка губа тупа, Па-па-па, па-па-па». |
Цель. Расслаблять мышцы языка путём самомассажа (пошлёпывания губами). Научиться удерживать язык распластанным, широким.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить: «па-па-па». Произношение слогов («па-па-па») облегчает ребёнку выполнение данного упражнения. Рекомендуем поэтапное выполнение упражнения: 1. Пошлёпывать губами кончик языка. 2. Пошлёпывать губами середину языка. 3. Пошлёпывать губами язык, продвигая его медленно вперёд, а затем назад.
Обратите внимание! 1. Нижнюю губу не следует заворачивать внутрь и натягивать на нижние зубы. 2. Язык должен быть широким, его края касаются уголков рта.
«Вкусное варенье»
Как будто варенье лежит на губе — |
Цель:Отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять мышцы языка.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и широким языком облизывать губу, делая движения сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечки».
Обратите внимание!
1. Нужно следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх — она должна быть неподвижной (можно придержать её пальцем).
2. Язык широкий, в форме чашечки.
3. Если упражнение не получается, то нужно ( вернуться к упражнению «Шлёпаем губами по языку»,распластать язык, а потом завернуть его на верхнюю губу, придерживая края пальцами (с бинтом).
«Парус»
| Улыбаюсь, рот открыт: |
Цель: Удерживать язык за верхними зубами. Укреплять мышцы языка.
Описание: Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы. Удерживать 5-10 секунд.
Обратите внимание!
1. Края языка могут не прилегать к верхним боковым зубам, но стараться, чтобы язык был широким.
«Индюк»
Широко открыт мой рот, |
Цель: Отрабатывать подъём языка и подвижность кончика языка.
Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения кончиком языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп движений постепенно убыстрять, затем включить голос, пока не послышится «бл-бл» (так «болбочет» индюк).
Обратите внимание!
Кончик языка загибается кверху. Рот не закрывать!
«Чашечка»
Улыбаюсь, рот открыт: |
Цель: Научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.
Обратите внимание! 1. Если «чашечка» не получается, то необходимо вернуться к упражнению «Шлёпаем губами по языку»,распластать язык на нижней губе и слегка надавить на середину языка. При этом края языка поднимаются вверх, и язык принимает нужную форму.
2. Можно также распластать язык похлопыванием по нему губами, завернуть его на верхнюю губу, придерживая края пальчиками.
3. При выполнении упражнения края языка находятся у верхних зубов.
«Фокус» («Дуем с чашечки»)
Я «чашку» выведу вперёд, |
Цель: Направлять воздушную струю по середине языка и вверх, удерживая язык в форме чашечки на верхней губе.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.
Усложнение: На кончик носа прикрепить кусочек кальки (1,5 см х 1,5 см) и сдуть его — он летит вверх. Чтобы калька легко прикрепилась к носу, нужно её слегка увлажнить (провести по кончику языка ребёнка).
Обратите внимание!
1. Нижние зубы не «подсаживают» язык вверх.
2. Не сжимать язык зубами.
«Не разбей чашечку»
Широко открыт мой рот, |
Цель: Производить движения языком в форме чашечки, не разрушая её. Развивать мускулатуру и подвижность языка.
Описание: Придать языку форму чашечки и двигать его: выдвигать вперёд и убирать обратно в рот. Удерживать язык снаружи и внутри по 3-5 секунд, не разрушая «чашечки».
Обратите внимание!
1. Двигается только язык, губы остаются неподвижными.
2. Можно начинать упражнение с более удобного для ребёнка положения на выбор:«чашечка» снаружи — «чашечка» внутри.
Цель:Производить движения языком в форме чашечки, не разрушая её. Развивать мускулатуру и подвижность языка.
Описание:Придать языку форму чашечки и двигать его: выдвигать вперёд и убирать обратно в рот. Удерживать язык снаружи и внутри по 3-5 секунд, не разрушая «чашечки».
Обратите внимание!
1. Двигается только язык, губы остаются неподвижными. 2. Можно начинать упражнение с более удобного для ребёнка положения на выбор: «чашечка» снаружи — «чашечка» внутри.
«Чистим верхние зубы»
(С внутренней стороны)
Зубы верхние — смотри: |
Цель: Развивать подвижность языка, укреплять кончик языка. Отрабатывать подъём языка.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.
Обратите внимание!
1. Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы.
2. Следить за тем, чтобы кончик языка не загибался внутрь, а двигался у корней зубов.
3. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.
«Маляр»
| Язык — как кисточка моя, |
Цель: Укреплять мышцы языка и развивать его подвижность.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), делая движения языком вперёд-назад.
Обратите внимание!
1. Губы и нижняя челюсть неподвижны, работает только язык («кисточка»).
2. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, но не высовывался изо рта.
«Лошадка»
Рот широко открываю, |
Цель: Отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).
Обратите внимание!
1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, а затем темп убыстряется («лошадка поскакала быстрее»).
2. Нижняя челюсть не двигается, работает только язык.
«Грибок»
Широко открою рот, |
Цель: Отрабатывать умение удерживать язык наверху в положении, необходимом для звука «р». Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Описание:Улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд.
Обратите внимание!
1. Если ребёнок затрудняется выполнить это упражнение, то необходимо вернуться к упражнению «Лошадка». Ребёнок щёлкает языком, постепенно замедляя темп («лошадка идёт медленно») и присасывает язык к нёбу.
«Гармошка»
Присосу язык на нёбо, |
Цель: Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Описание:Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.
Обратите внимание!
1. Если ребёнок не может присосать язык к нёбу, то нужно вернуться к упражнению «Лошадка» (№ 40), выполнять его в медленном темпе, дольше задерживая язык наверху.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексное развитие пяти органов чувств у детей дошкольного возраста
Не правда ли, ни для кого из нас взрослых не составит труда определить вкус и запах еды, попробовав её мы с легкостью определим горячая она или холодная. С не меньшей легкостью мы ...
Комплексное развитие пяти органов чувств у детей дошкольного возраста
Не правда ли, ни для кого из нас взрослых не составит труда определить вкус и запах еды, попробовав её мы с легкостью определим горячая она или холодная. С не меньшей легкостью мы...
Комплексное развитие пяти органов чувств у детей дошкольного возраста
Не правда ли, ни для кого из нас взрослых не составит труда определить вкус и запах еды, попробовав её мы с легкостью определим горячая она или холодная. С не меньшей легкостью мы...
Комплексное развитие пяти органов чувств у детей дошкольного возраста
Не правда ли, ни для кого из нас взрослых не составит труда определить вкус и запах еды, попробовав её мы с легкостью определим горячая она или холодная. С не меньшей легкостью мы определим из какого ...
Комплексное развитие пяти органов чувств у детей дошкольного возраста
Не правда ли, ни для кого из нас взрослых не составит труда определить вкус и запах еды, попробовав её мы с легкостью определим горячая она или холодная. С не меньшей легкостью мы определим из какого ...
Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)
Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...
Консультация для родителей на тему: «Развитие речи и артикуляции у детей дошкольного возраста посредством использования биоэнергопластики»
В консультации представлено значение артикуляционной гимнастики в сочетании с биоэнергопластикой и этапы работы....