"нетрадиционные формы коррекции речевых нарушений"
статья по логопедии

Статья рассказывает о нетрадиционных формах коррекции речевых нарушений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii.docx19.98 КБ
Файл netraditsionnye_metody_korrektsii_rechi.docx24.52 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                     Елизарова Татьяна Викторовна

                                                                                               учитель-логопед

                                                                                      ГБДОУ детский сад № 49  

                                                                            Приморского района Санкт-Петербурга

 

                        Игровые технологии в практике работы учителя - логопеда                                                            

В современных социально – экономических условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с особыми возможностями здоровья. Острой проблемой для ДО, реализующих основные общеобразовательные программы, становится увеличение количества детей, имеющих трудности освоения общеобразовательных программ и детей с ограниченными возможностями здоровья. В рамках введения ФГОС ДОприоритетной задачей становится решение этих проблем с помощью инновационных технологий, в том числе и игровых.

Во ФГОСеДО написано, что - «интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды» (п. 21). Развитие ребенка во всех его проявлениях неразрывно связано с речью. Следовательно, при наличии у ребёнка нарушений речи ему необходимо своевременно оказать помощь, предупредить негативизм, дать возможность освоить программу. И здесь на помощь приходят игровые педагогические технологии.

  Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

         В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут, обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.     

     Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий.

Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так как игра в этом возрасте является ведущей деятельностью в этот период. В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются коммуникативные навыки, речевые и психические процессы.

 Игра является отличным способом организовать деятельность ребёнка. Это метод, помогающий сделать процесс обучения насыщенным и интересным.

Использование игровых технологий в ДОУ позволяет создать наиболее оптимальные условия для коррекционно-образовательного процесса с детьми, имеющими нарушение речи. Визуализация основных компонентов устной речи активизирует работу моторного, слухового и зрительного анализатора. В Федеральной государственной программе указано, что результатом реализации требований учебной программы должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды.

ВЕДУЩИЕ ПРИНЦИПЫ ФГОС В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

  • Создание прогрессивной развивающей образовательной среды.
  • Внедрение развивающих интерактивных комплексов с целью комфортного обучения.

Хорошая и слаженная речь – это неотъемлемое условие всестороннего развития дошкольников. Она позволяет выражать свои мысли, строить коммуникативные связи и реализовывать свой творческий потенциал. Наиболее продуктивным средством коррекции речи являются игровые технологии. Они способствуют гармоничному формированию у ребенка психических процессов и интеллектуальных возможностей.

Главная цель игровой технологии — создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.

Её задачи:

Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.

Многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. Только в логопедии от повторений никуда не деться, особенно когда нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребенка слышать, узнавать звук, а затем и правильно его произносить. Но глаза у детей загораются, когда Вы говорите: «А сейчас мы поиграем в интересную игру!». Не надо быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребенка.

Основные направления работы по развитию речи детей с использованием разных игровых технологий:

  • Развитие артикуляционного аппарата.
  • Выработки плавной направленной воздушной струи.
  • Развития мелкой моторики.
  • Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.
  • Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения.
  •  Формирование грамматического строя: морфология (изменение слов по родам, числам, падежам),синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений),словообразование.
  •  Развитие связной речи: диалогическая (разговорная) речь, монологическая речь (рассказывание)
  • Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова, нахождение места звука в слове. Воспитание любви и интереса к художественному слову.

Богатый дидактический материал литературы, интернета, опыт коллег, позволяет каждому  сделать свой выбор среди игровых технологий. А так же  творческая профессия нередко обязывает педагогов являться авторами некоторых игр.

        

.



Предварительный просмотр:

Нетрадиционные методы коррекции речи.

Биоакустическая коррекция.

Метод биоакустической коррекции, сокращенно – БАК был разработан Институтом экспериментальной медицины Российской академии медицинских наук , и вот уже 25 лет, как его активно и успешно используют в различных медицинских учреждениях.

Метод биоакустической коррекции заключается в восстановлении естественного режима работы головного мозга в случае её нарушения посредством прослушивания звуков, которые им самим же и генерируются.

Как это работает? Аппарат для проведения процедуры считывает электрическую активность головного мозга посредством датчиков, которые крепятся на голову. Информация в цифровом виде передаётся программному обеспечению, где происходит преобразование полученных электрических сигналов в звуковые. Затем осуществляется их воспроизведение посредством наушников.

Таким образом ребенок слушает свой мозг, излучения которого из электрических кодировались в звуковые. Смысл процесса заключается в том, при воздействии звуковых колебаний на клетки головного мозга (нейроны) осуществляется саморегуляция всех систем и органов -режим их работы возвращается к естественному.

При этом в процессе прослушивания мелодии обязательно регистрируется ЭЭГ. Она позволит врачу оценить состояние мозга до проведения процедуры и после неё, а также сделать вывод об эффективности сеанса.

Курс лечения заключается в прохождении ряда процедур, количество которых колеблется от 5-7 до 14-15 длительностью 15-30 минут в зависимости от полученных результатов и особенностей человека.

Ничего сверхъестественного в прослушивании «музыки мозга» нет -это синтез знаний в области биологии, нейропатии, биоуправления и музыкотерапии.

Как проводится.

БАК головного мозга детям проводится в любом возрасте. Перед сеансом пациенту предложат удобно разместиться в удобном положении и расслабиться, желательно закрыть глаза .К голове и мочкам ушей крепятся датчики для считывания ЭЭГ по четырем каналам, а также надеваются наушники. Дальше аппарат запускается, и ребенок слушает музыку, звуки, приближенные к шуму природы. После сеанса появляется возможность сделать заключение на основании ряда параметров ЭЭГ.

Методика абсолютно безвредна и безопасна на любом уровне. Перед посещением процедуры необходимо проконсультироваться с неврологом. Показаниями для проведения БАК являются : эпилепсия, отставание в психическом развитии, аутизм, проблемы с речью, неврозоподобные состояния (энурез, тики), гиперактивность.

Особенности и преимущества.

- почти не содержит противопоказаний и не вызывает привыкания;

- является неинвазивным методом лечения огромного количества заболеваний;

-высокая эффективность (на уровне 85 %), доказанная ведущими специалистами страны на протяжении более, чем 25 лет;

- не противопоказана при других методах лечения;

- позволяет снизить медикаментозную нагрузку, ускорить выздоровление;

Метод Томатиса.

Метод Альфреда Томатиса -это система слуховых тренировок, направленная на улучшение восприятия и переработки мозгом аудиоинформации. Её суть в том, что человек заново учится слушать, его мозг работает с полученными звуками совершенно по-другому, и информация усваивается лучше. Некоторые специалисты даже называют метод Томатиса «перепрограммированием».

Альфред Томатис и его метод.

Французский отоларинголог Альфред Томатис родился в 1920 году в семье оперного певца. Детство, проведенное в оперном театре, во многом определило направление его научной деятельности.

Альфред Томатис доказал, его способность слушать, играет огромную роль в формировании и функционировании организма как системы, включая мышление, внимание, фантазию, поведение, память. Ухо является своеобразным генератором энергии из звуковых сигналов, которая передается в мозговые центры слуха и далее -всему телу.

На тренировках по методу Томатиса человек заново учится слышать и слушать. Слушание-это активный процесс, в ходе которого нужные материалы передаются в мозг, а весь «мусор» отфильтровывается.

Как проходит сеанс по методу Томатиса.

Ребенок надевает беспроводные наушники, так называемые «электронные уши», в которых звучат специально обработанные музыкальные композиции. В основном, это музыка Моцарта или Григорианского хора, так как в них содержится много высоких частот. Пока звучит мелодия, человек может делать что угодно: играть рисовать и т.д. Занятие длится 1 или 2 часа.

Что же в это время происходит во внутреннем ухе? Для передачи звука используются 2 пути: через кости черепа и воздух. Звуковой сигнал заранее обработан по методу Томатиса, для него характерна ритмичная смена звуковой частоты и интенсивности, поэтому он стимулирует мышцы внутреннего уха, активируя при этом моторные и слуховые функции.

  1. Сначала звук попадает на барабанную перепонку.
  2. Проходя по верхней кости черепа, звук заставляет мышцы стремечка и молоточка сокращаться и расслабляться.
  3. Эти колебания приводят в движение улитку и вестибулярную мембрану. Они перерабатывают звуковой сигнал в электрический и передают его дальше в слуховой центр мозга .Здесь большое значение имеет ритм звукового сигнала, так как вестибулярная мембрана очень чувствительна к положению тела и отвечает за равновесие и чувство ритма.

В каждом конкретном случае характеристики звукового сигнала, передаваемого через «электронные уши», подбираются индивидуально, в зависимости от проблемы, которую нужно скорректировать.

Когда рекомендован метод Томатиса?

  1. Улучшение эмоционального и психического состояния. Занятия снимают нервное напряжение, тревожность, устраняют подавленность, заторможенность (при ЗПР), гиперактивность, уменьшают невротический компонент при энурезах, страхах, способствуют восстановлению после сильных стрессов и нервных потрясений.
  2. Развитие речи. Метод Томатиса рекомендуется при ЗПР,ЗРР, алалии, афазии, плохом произношении звуков, скудном словаре, дизартрии, дисграфии, дислексии, сложностях самостоятельного построения фразы и предложения, при проблемах со слоговой структурой и заикании.
  3. Развитие и улучшение координации движений, если ребенок неловкий, часто падает, с трудом управляет своими конечностями, у него нет чувства ритма, плохо развита крупная и мелкая моторика.
  4. Развитие коммуникативных качеств. Слуховые тренировки особенно рекомендуются детям с аутизмом. Они способствуют личностному росту, улучшению коммуникативных навыков, развитию творческих способностей, повышению работоспособности и самооценки.
  5. Развитие интеллекта. АПФ улучшает внимание, реакцию, скорость мышления, повышает интерес к учебе, устраняет проблемы с чтением и письмом. Рекомендуется при СДВГ, ОНР, умственной отсталости.
  6. Улучшение качества голоса
  7. Развитие способностей к языкам. Слуховые тренировки помогают различать фонетические особенности языка, улучшать понимание и запоминание иностранной речи.

Какие есть результаты.

Более 95% родителей подтвердили, что у их детей есть существенные улучшения после курса сеансов по методу Томатиса:

-качество речи -74%

-понимание чтения-85%

-внимание, усидчивость-86%

-память-73%

-коммуникативные навыки-89%

Доказано, что дети, прошедшие слуховые тренировки, лучше воспринимают речь и запоминают полезную информацию, они начинают учиться с большим удовольствием, чувствуют себя более уверенными, умеют управлять своим голосом, эмоциями. У них быстрее развивается речь, мелкая и крупная моторика, воображение, мышление и память.

Противопоказания

Терапия по методу Томатиса противопоказана при следующих состояниях:

-серьезные отклонения артериального давления от нормы;

-опухоли головного мозга;

-тяжелые инфекционно-воспалительные процессы;

-острые формы любой болезни;

-глубокая недоношенность;

-отит;

-наличие кохлеарного имплантата;

-эпилепсия;

Также можно выделить такие нетрадиционные методы коррекции речевых расстройств:

-Ароматерапия

-Фитотерапия

-Музыкотерапия

-Хромотерапия

-Арт-терапия

-Кислородный коктейль

-Игры с водой и песком

-Использование компьютера

Применение данных методов коррекции нельзя рассматривать изолированными и самодостаточными.

Ароматерапия- лечение с помощью эфирных масел разных растений. Запахи способны управлять настроением, повышать работоспособность, уверенность в себе.

-Гераниевое- снимает стресс и состояние тревоги.

-Лавандовое -снимает стресс, депрессию, повышает концентрацию внимания.

-Мятное- повышает настроение

-Ромашковое -успокаивает, способствует запоминанию

-Эвкалиптовое -устраняет сонливость, оживляет умственную деятельность.

Фитотерапия- лечение с помощью лекарственных растений. При спастической форме дизартрии можно использовать настои из цветов календулы, семян укропа, донника лекарственного. Для повышения работоспособности, улучшения памяти, концентрации внимания рекомендуют отвары зверобоя, ландыша, настойки женьшеня.

Музыкотерапия-воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.

Это прослушивание музыкальных произведений, ритмические движения под музыку. Легкая, спокойная музыка во время занятий успокаивающе действует на нервную систему. Улучшению настроения способствуют произведения Гайдна, Россини, Моцарта. Эти произведения оказывают наибольший эффект при работе с вялыми, паретичными детьми.

Сонаты Бетховена позволяют ускорить и облегчить интеллектуальную деятельность, проявить творчество. Успокоению и уравновешиванию нервной системы способствуют пьесы из цикла «Времена года П.И. Чайковского, «Лунная соната Бетховена, фонограммы пения птиц. Громкость звучания музыки должна быть строго дозирована (не громко, но и не тихо). Использовать для прослушивания следует те произведения, которые нравятся всем детям. Лучше использовать музыкальные пьесы, знакомые детям. Продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут.

Хромотерапия -терапевтическое воздействие цвета на организм человека. Изменяя цвет во время индивидуальных коррекционных занятий (накинув на светильник шифон определенного цвета) можно благотворно воздействовать на нервную систему ребенка. Синий, голубой -расслабляет, снимает спазмы, головные боли. Красный, розовый – активизирует, стимулирует психические процессы. Зеленый – успокаивает, создает хорошее настроение. Желтый-цвет радости и покоя.

Арт-терапия-развитие креативности и гармонизация личности через художественное творчество.

Кислородный коктейль- это густая пена из тысячи пузырьков, наполненных молекулами кислорода с сиропом шиповника, сиропом корней солодки и фруктовые соки. Кислород-это главный источник жизни с многогранными полезными свойствами.

Игры с водой и песком – это стабилизация эмоционального и психофизического состояния. Погружение рук в песок или теплую воду снимает мускульное напряжение ребенка, развивает тактильную чувствительность и мелкую моторику рук. Кроме того, движения рук в песке и воде снимают судороги, тормозят фиксацию на своей речи, так как ребенок увлечен игрой, а песок и вода обладают релаксационным действием

Использование ИКТ создают положительную мотивационную готовность к обучению и коррекции, расширяют кругозор, развивают психические процессы, самостоятельность и уверенность в своих возможностях.

Эффективность применения нетрадиционных методов терапии во многом зависит от их сочетания с традиционными средствами коррекции. Именно такое сочетание дает возможность сделать коррекционную работу процессом творческим и плодотворным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нетрадиционные методы коррекции речевых нарушений»

ПЛАН:Точечный массаж в коррекционной и лечебной педагогике.1.1. Точечный массаж при дизартрии и писчем спазме.1.2. Точечный массаж при заикании.1.3. Точечный массаж при немотивированном упрямстве и не...

Использование нетрадиционных методов коррекции речевых нарушений в логопедической работе

Развитие речи — её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя — одна из важнейших задач обучения детей дошкольного возраста. Вместе с тем, работа по развитию речи — ...

Дети с ОВЗ и нетрадиционные технологии коррекции речевых нарушений

В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, используются традиционные методы и приёмы обучения и воспитания, которые определены специальными коррекционными программами. Для достижения положительных...

Дети с ОВЗ и нетрадиционные технологии коррекции речевых нарушений

В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, используются традиционные методы и приёмы обучения и воспитания, которые определены специальными коррекционными программами. Для достижения положительных...

«Логоритмика как одна из форм коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвития речи»  

В настоящее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. Логопедическая ритмика является доступной и универсальной формой направленной коррек...

«Нетрадиционные формы коррекции речевых нарушений»

нетрадиционные формы работы учителя-логопеда...

Логосказка как эффективная форма коррекции речевых нарушений у детей.

Логосказка– это вид театрализованной деятельности в системе коррекции речевых нарушений с лексической, грамматической или фонематической нагрузкой.Основная цель логосказки &mdash...