ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ПРАВИЛЬНЫЕ ГОВОРУНЫ»
проект по логопедии
Особенностью проекта является использование здоровьесберегающих технологий в коррекции речи детей в условиях логопедической группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_pravilnye_govoruny.docx | 36.63 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«ПРАВИЛЬНЫЕ ГОВОРУНЫ»
по использованию здоровьесберегающих технологий
в коррекции нарушений речи у детей с ТНР
Автор: учитель-логопед Сундукова Т.А.
- Информационная часть проекта.
- Участники проекта. Дети и родители логопедического пункта учреждения.
- Время реализации проекта: С 1 сентября 2019 года по 30 мая 2020года.
- Проведение итогов проекта «Правильные говоруны» - конец мая 2020 года, оформление документации.
- Содержательная часть проекта.
На основании анализа теоретической и методической литературы, а также данных констатирующего эксперимента были изучены направления и выбраны традиционные и современные методы и приемы логопедической работы по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей младшего и старшего дошкольного возраста.
Объект проекта – здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда по коррекции речи детей младшего и старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Предмет исследования – использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда по коррекции детей младшего и старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Цель проекта – создание условий для развития и коррекции речи детей младшего и старшего дошкольного возраста с использованием инновационных и здоровьесберегающих технологий в условиях ДОУ.
Гипотеза исследования – если применять инновационные и здоровьсберегающие технологии в работе учителя-логопеда с детьми младшего и старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, то процесс коррекции речевых расстройств будет более успешным и быстрым.
Задачи исследования:
- Повысить уровень знаний учителя-логопеда ДОУ о использовании инновационных и здоровьесберегающих технологий в развитии речи детей; внедрить их в этапы проекта и в различные режимные моменты.
- Создать условия для развития речи у детей дошкольного возраста с использованием инновационных и здоровьесберегающих технологий в играх и специальных упражнениях.
- Привлечь родителей для активного участия во всех мероприятиях, проводимых в учреждении, по использованию инновационных и здоровьесберегающих технологий в развитии речи детей.
Методы исследования:
- изучение и анализ литературы;
- эксперимент – констатирующий, формирующий, контрольный;
- теоретический анализ (обработка и осмысление полученных данных);
- тесты;
- диагностические методы.
Структура работы – работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
Логопедический проект «Правильные говоруны» осуществляется в несколько этапов.
Этапы проекты «Правильные говоруны»
1 этап – подготовительный.
На подготовительном этапе проводится глубокое теоретическое изучение проблемы и построение системы работы учителя-логопеда ДОУ по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей младшего и старшего дошкольного возраста. Подбор литературы, изготовление игр и пособий по здоровьесберегающим технологиям, создание различных картотек.
2 этап – экспериментально-практический.
Экспериментальная работа по применению традиционных и современных здоровьесберегающих технологий в работе по коррекции с младшими и старшими дошкольниками проводилась на базе логопедической группы в 2019-2020 учебном году – долгосрочный проект «Правильные говоруны».
Основная часть долгосрочного проекта «Правильные говоруны».
В течение года дети занимаются по рабочей программе по коррекции и развитию речи, а также по программе индивидуальной работы с детьми, имеющими недоразвитие речи с учетом программы логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей Н.В. Нищева.
Работу по развитию просодики, моторики и фонетики с использованием здоровьесберегающих технологий проводила в ходе индивидуальной непосредственно образовательной деятельности, в виде дидактических игр и упражнений в совместной деятельности учителя-логопеда и детей, в виде рекомендаций и домашних заданий родителям по развитию просодической стороны речи, моторики и фонетической стороны речи.
Основная форма обучения – индивидуальные занятия, которые проводятся 2 раза в неделю по 15 минут. Содержание занятий индивидуализировано в зависимости от речевых и личностных особенностей ребенка. Практическая значимость проекта «Правильные говоруны» состоит в развитии произносительных умений и навыков у детей через организацию поэтапной работы с использованием здоровьесберегающих методов и приемов
Проект «Правильные говоруны» реализовать через образовательные области по ФГОС и их интеграцию
Образовательная область по ФГОС | Мероприятия проекта |
Речевое развитие, познавательное развитие | 1.Индивидуальная непосредственно образовательная деятельность по коррекции фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте с использованием здоровьесберегающих технологий (2 раза в неделю). 2. Индивидуальная непосредственная образовательная деятельность по коррекции звукопроизношения, просодики и фонематического слуха с использованием здоровьесберегающих технологий (2 раза в неделю в зависимости от тяжести речевого дефекта). |
Физическое развитие | Здоровьесберегающие технологии:
|
Физическое развитие, речевое развитие. | Здоровьесберегающие технологии:
|
Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие. | 1.Игры и упражнения на развитие мышления, памяти и внимания. 2. Компьютерные игры и технологии для автоматизации звуков. 3. Игры на развитие фонематического слуха. 4. Игры на развитие слухового внимания. |
Художественно-эстетическое развитие, речевое развитие. |
|
Работа по коррекции звукопроизношения осуществляется в 4 этапа:
1 этап – подготовительный, направлен на формирование точных движений органов артикуляционного аппарата, направленной воздушной струи, развитие мелкой моторики рук, фонематического слуха, отработку опорных звуков.
2 этап – постановка звука – включает в себя объединение отработанных на подготовительном этапе движений и положений органов артикуляционного аппарата и создание артикуляционной базы данного звука, добавление воздушной струи и голоса, отработка изолированного звука.
3 этап – автоматизация звука – предполагает постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения и самостоятельную речь ребенка.
4 этап – дифференциация звука – осуществляется работа по различению смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам, сначала изолированных, затем в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихотворениях и в самостоятельной речи.
На каждом этапе решаются следующие задачи:
- Развитие просодической стороны речи.
- Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох.
- Формировать навык мягкого голосоведения.
- Воспитывать правильный умеренный темп речи (по подражанию логопеда).
- Развивать ритмичность и интонационную выразительность речи, модуляцию голоса.
- Коррекция произносительной стороны речи.
- Уточнить произношение гласных звуков и согласных раннего онтогенеза в свободной речевой деятельности.
- Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.
- Сформировать правильные уклады нарушенных звуков, автоматизировать поставленные звуки в игровой и свободной речевой деятельности.
- Работа над слоговой структурой слова.
- Формировать умение различать на слух длинные и короткие слова.
- Формировать умение запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации; цепочки слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочки слогов со стечением согласных.
- Научить правильно, передавать ритмический рисунок двухсложных и трехсложных слов; состоящих из открытых слогов; односложных слов; двухсложных слов со стечением согласных с простым звуковым наполнением со зрительной опорой.
- Сформировать понятие слог (часть слова) и умение оперировать этим понятием.
- Совершенствование фонематических представлений.
- Сформировать умение различать гласные и согласнее звуки.
- Научить выделять из ряда звуков гласные звуки.
- Сформировать первоначальные навыки анализа и синтеза. Научить выполнять анализ и синтез слияний гласных звуков.
- Научить выделять начальные ударные гласные [а], [у], [о], [и] из слов, различать слова с начальными ударными гласными.
- Научить выделять согласные звуки [т], [п],[н], [м], [к] из ряда звуков, слогов, слов, из конца и начала слов; дифференцировать звуки, отличающиеся по артикуляционным и акустическим признакам [м]-[н], [п]-[т], [б]-[д],[к]-[т] в ряду звуков, слогов, слов.
- Научит подбирать слова с заданным звуком. Сформировать понятия звук, гласный звук, согласный звук и умение оперировать этими понятиями.
Задачи реализуются на индивидуальных занятиях, где ведется работа по развитию артикуляционной моторики, постановке звуков, развитию фонематического восприятия.
Перспективный план коррекционной работы на учебный год с детьми, имеющими ТНР.
Месяц | Этап коррекционной работы | Сенсомоторика |
Сентябрь | Речевое обследование | Диагностика моторных, просодических и фонетических навыков. |
Октябрь | Подготовительный этап |
|
Ноябрь | Этап постановки |
|
Декабрь | Этап автоматизации |
|
Январь | Этап автоматизации звуков |
|
Февраль | Этап автоматизации звуков |
|
Март | Этап дифференциации звуков |
|
Апрель | Этап дифференциации звуков |
|
Апрель - май | Этап дифференциации и автоматизации звуков в связной речи |
|
Май | Речевое обследование | Диагностика моторных, просодических и фонетических навыков. |
Перспективный план индивидуально-подгрупповых занятий по коррекции звукопроизношения.
№ | Тема | Кол-во часов |
1. | Подготовка к постановке звука. | 10 |
2. | Постановка и автоматизация звука [с]. | 8 |
3. | Постановка и автоматизация звука [з]. | 3 |
4. | Постановка и автоматизация звука [ц]. | 4 |
5. | Дифференциация звуков [с-ц]. | 4 |
6. | Постановка и автоматизация звука [с’]. | 7 |
7. | Постановка и автоматизация звука [з’]. | 8 |
8. | Дифференциация звуков [с’-з’]. | 4 |
9. | Постановка и автоматизация звука [ш]. | 7 |
10. | Дифференциация звуков [с-ш]. | 6 |
11. | Постановка и автоматизация звука [л]. | 16 |
12. | Постановка и автоматизация звука [л’]. | 14 |
13. | Постановка и автоматизация звука [ж]. | 4 |
14. | Дифференциация звуков [ж-ш], [ж-з]. | 3 |
15. | Постановка и автоматизация звука [р]. | 19 |
16. | Постановка и автоматизация звука [р’]. | 7 |
17. | Дифференциация звуков [р-л]. | 2 |
18. | Постановка и автоматизация звука [ч]. | 8 |
19. | Дифференциация звуков [ч-с’], [ч-т’]. | 2 |
20. | Постановка и автоматизация звука [щ]. | 4 |
21. | Дифференциация звуков [ч-щ-с’-т’]. | 2 |
22. | Закрепление правильного произношения в стихах, сказках, рассказах. | 8 |
Количество занятий может меняться в зависимости от сложности речевого дефекта.
Инновационные здоровьсберегающие технологии.
Особенностью проекта является использование здоровьесберегающих технологий в коррекции речи детей в условиях логопедической группы.
Все занятия ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом. На индивидуальных занятиях ведется работа по развитию артикуляционной моторики, постановке звуков, развитию фонематического восприятия, коррекции нарушенных функций с учетом возможностей каждого ребенка, с использованием здоровьесберегающих технологий.
Основой деятельности является принцип: каждое занятие, которое проводится с детьми, призвано поднимать им настроение, вызвать положительные эмоции.
В системе занятий реализуется основной принцип специального образования – принцип коррекционной направленности при соблюдении триединой задачи, а именно: коррекционное воспитание, коррекционное развитие, коррекционное обучение.
Схема построения занятий отличается от общепринятой
следующими моментами:
- В орг.момент занятий включаются релаксационные, психофизические упражнения, музыкально-ритмические упражнения.
- Артикуляционная гимнастика занимает особое место в логопедических занятиях. Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, применяется такой метод как биоэнергопластика и нетрадиционные методы коррекции.
- В ходе занятий предусматриваются мимические, голосовые, дыхательные и физические упражнения.
- На занятиях используются инновационные технологии – компьютерные игры, многофункциональные упражнения: «Улитка», «Полянка», «Лабиринт», «Ступеньки».
- Проводится массаж и самомассаж лица, пальцев рук.
- Физминутка тесно связана с темой занятия и является как бы переходным мостиком к следующей части занятия. Основные задачи физминутки – это:
- снять усталость и напряжение;
- внести эмоциональный заряд;
- совершенствовать общую моторику;
- вырабатывать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.
Планирование физминуток в виде подвижных игр и физических упражнений в сочетании с речью способствуют совершенствованию общей моторики. Планирование физминуток в виде пальчиковых игр с речью способствует совершенствованию мелкой моторики. Музыка и ритмичные движения хорошо снимают усталость и благотворно влияют на настроение детей. Физминуткка проводится и в форме психофизической гимнастики.
- Проводится работа над усвоением лексико-грамматического строя речи.
- Предлагаются задания на словотворчество, на фонематическое представление.
- Предусматриваются задания на коррекцию психофизических функций:
- чтение диалогов по ролям;
- обыгрывание различных ситуаций.
10. Проводятся игры на звуковой анализ и синтез слов.
11. Используются логоритмические упражнения.
12. Значительное место занимает фольклорная терапия, сказка-терапия, куклотерапия.
13. Проводится гимнастика для глаз.
14. Используется «Алфавит телодвижений». Дети на слух или зрительно воспринимают название буквы и, используя мышечное чувство и мышечное движение, изображают эту букву или, наоборот, анализируя ту или иную позу, называют изображенную букву. В данном случае соединяются мыслительное представление и мышечные ощущения, благодаря чему укрепляются условные связи в коре головного мозга. А также используется игра «Подвижный алфавит». Дети берут и составляют слово, встав друг за другом.
15. Для борьбы с утомляемостью и профилактикой респираторных заболеваний используется ароматерапию.
16. Применяется улыбкотерапия.
Очень важна на занятии улыбка логопеда и улыбка самого ребенка. Если ребенок улыбается, то за счет этого звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно его качества переходят и на личность ребенка в результате постоянной тренировки улыбки.
17. Также на занятиях используется инновационный метод – наглядное моделирование, который позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербально. Роль зрительных ощущений выполняет модель, смотря на которую, ребенок сознательно пытается расположить губы, язык, включить в работу голосовые складки так, как указано на модели. Правильное артикулирование звука, уточненное при помощи наглядной модели, улучшает качество приема и воспроизведение звуков. Слушание звука и «видение» его правильной артикуляции с помощью моделей – начало активного развития у детей собственных произносительных навыков.
В дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит очень успешно, собственно «речевая задача» не стоит над ребенком, в значительной степени снимаются комплексы (не получается и не буду), состояние неуверенности. Желание выполнить игровую задачу является, как правило, достаточно сильным стимулом и способствует более быстрому исправлению звукопроизношения.
С целью повышения эффективности коррекционной работы на логопедических занятиях используются компьютерные технологии и нетрадиционные методы коррекции.
3 этап – заключительный.
После проведения экспериментально-практического этапа логопедического проекта «Правильные говоруны» (формирующего эксперимента) с детьми младшего и старшего дошкольного возраста имеющими нарушения речи, проводится контрольный эксперимент для определения эффективности применения здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе.
Ожидаемый результат:
Применение инновационных здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с детьми младшего и старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, процесс коррекции речевых расстройств будет более успешным и быстрым.
В результате проведения логопедического проекта у всех детей возрастет положительная динамика в развитии моторики, просодики и фонетической стороны речи.
Стандартные, вариативные игры и упражнения с использованием инновационных здоровьесберегающих технологий помогут более эффективно преодолеть речевые нарушения, улучшить соматическое состояние детей. Дети станут более активными, общительными, эмоциональными.
Литература:
- Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические упражнения в рифмах. Пособие для логопедов, воспитателей М.: «Издательство ГНОМ Д», 2009.
- Волошина Л.Г. Организация здоровьсберегающего пространства. Дошкольное воспитание, 2004.
- Косина Е.М. Уроки логопеда. Игры для развития речи. М.: «Библиотека Ильи Резника», «ЭКСМО», 2004.
- Терновская С.А, Теплякова Л.А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении. «Методист», 2010.
- Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. – М., 1999.
- Чубарова С.А, Козловская Г.М. Новые здоровьсберегающие технологии в образовании и воспитании детей. Развитие личности, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект "Маленькие говоруны"
Формирование коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста через создание компонентов для развития монологической речи....
«Путешествие в страну Говорунов» подготовительная к школе логопедическая группа (Этап реализации проекта « Страна Говорунов») Образовательные области: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Здоровье»,
Цель: Развитие речевой активности детей через игровую деятельность. Задачи: Активизировать и обогащать лексическую сторону речи дошкольников.Развивать...
Долгосрочный логопедический проект «Здоровые говоруны» по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей подготовительной логопедической группы.
Долгосрочный логопедический проект «Здоровые говоруны» по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей подготовительной логопедической группы....
Долгосрочный логопедический проект «Игруны - говоруны» по использованию игровых приёмов и дидактических игр в коррекции лексико-грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста.
Долгосрочный логопедический проект «Игруны - говоруны» по использованию игровых приёмов и дидактических игр в коррекции лексико-грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста....
Презентация к логопедическому проекту "Правильно дышим - правильно говорим"
Многие дети 4-7 плохо говорят, дефекты их речи носят стойкий характер с огромным количеством случаев межзубного, призубного и бокового сигматизма. Как известно произношение звуков те...
Логопедический проект "Правильно дышим - правильно говорим"
Многие дети 4-7 плохо говорят, дефекты их речи носят стойкий характер с огромным количеством случаев межзубного, призубного и бокового сигматизма. Как известно произношение звуков тесно св...
Логопедический проект «Правильная речь» по использованию игровых приёмов и дидактических игр в коррекции лексико-грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста.
Логопедический проект «Правильная речь» по использованию игровых приёмов и дидактических игр в коррекции лексико-грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста....