Конспект викторины "Логоромашка" для детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Логопедическая работа направлена на коррекцию нарушений речи в сочетании со стимуляцией развития всех её сторон (лексики, грамматики, фонетики), сенсорных и психических функций.
Особое место в системе воспитания и обучения детей с речевыми расстройствами занимают развлекательные мероприятия. Высокий эмоциональный подъем, ожидание торжественного события обостряют чувства детей, они лучше воспринимают и усваивают речевые материалы.
Одной из эффективных форм подведения итогов прошедших логопедических занятий является викторина, соревнования, конкурсы. Используемый при этом речевой материал зависит от состава команд учащихся, их возраста, глубины проявления у них речевого дефекта. Участниками логопедической викторины могут быть дети старшего дошкольного или младшего школьного возраста, посещающие занятия логопеда.
Проведение таких мероприятий развивает у детей чувство уверенности, коммуникативные навыки и творческие способности.
Логопедическая викторина имеет комбинированный характер, который выражается в обогащении словаря, коррекции грамматического строя речи, развитии звукового анализа, активизации высших психических функций.
Цель: способствовать получению новых и закреплению имеющихся знаний в области речевого развития.
Задачи:
- образовательные: совершенствовать фонематический слух; учить составлять слова из букв; упражнять в составлении простых предложений; упражнять в составлении звуковых схем; закреплять умение делить слова на слоги; тренировать в умении образовывать слова множественного числа от единственного числа.
- развивающие: способствовать развитию всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической формы; формированию словаря;
- воспитательные: воспитывать культуру речевого общения; доброжелательность, корректность по отношению к собеседникам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_viktoriny_logoromashka_koneva_irina_aleksandrovna.docx | 25.06 КБ |
konspekt_viktoriny_logoromashka_koneva_ia.pptx | 2.91 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 5»
ЕМАНЖЕЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Конспект викторины «Логоромашка»
для детей старшего дошкольного возраста
Составила:
Учитель-логопед Конева И.А.
Еманжелинск-2021
Пояснительная записка
Логопедическая работа направлена на коррекцию нарушений речи в сочетании со стимуляцией развития всех её сторон (лексики, грамматики, фонетики), сенсорных и психических функций.
Особое место в системе воспитания и обучения детей с речевыми расстройствами занимают развлекательные мероприятия. Высокий эмоциональный подъем, ожидание торжественного события обостряют чувства детей, они лучше воспринимают и усваивают речевые материалы.
Одной из эффективных форм подведения итогов прошедших логопедических занятий является викторина, соревнования, конкурсы. Используемый при этом речевой материал зависит от состава команд учащихся, их возраста, глубины проявления у них речевого дефекта. Участниками логопедической викторины могут быть дети старшего дошкольного или младшего школьного возраста, посещающие занятия логопеда.
Проведение таких мероприятий развивает у детей чувство уверенности, коммуникативные навыки и творческие способности.
Логопедическая викторина имеет комбинированный характер, который выражается в обогащении словаря, коррекции грамматического строя речи, развитии звукового анализа, активизации высших психических функций.
Цель: способствовать получению новых и закреплению имеющихся знаний в области речевого развития.
Задачи:
- образовательные: совершенствовать фонематический слух; учить составлять слова из букв; упражнять в составлении простых предложений; упражнять в составлении звуковых схем; закреплять умение делить слова на слоги; тренировать в умении образовывать слова множественного числа от единственного числа.
- развивающие: способствовать развитию всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической формы; формированию словаря;
- воспитательные: воспитывать культуру речевого общения; доброжелательность, корректность по отношению к собеседникам.
Материалы и оборудование: Карточки с шифровками; набор карточек с буквами; круги красного, синего и зеленого цвета, карты- таблички для составления схем; поезд и вагончики, предметные картинки; фигурки девочка, собачка, мальчик, мишка; 2 мешочка с крупой; мяч; 2 мольберта; презентация.
Предварительная работа: Упражнение «Подними флажок» , «Разноцветные круги»; Дидактическая игра «Делим слова на слоги», «Слоговая пирамидка »«Схема предложения», «Составь предложение», «Волшебный мешочек», «Найди звук», «Подбери признак», «Один-много», «Составь слово по картинкам».
Примечание: викторину можно проводить как в рамках одной группы (команды составлены из детей одной группы), так и между командами двух подготовительных групп. Ведущим викторины может быть старший воспитатель, воспитатель одной из групп, учитель – логопед, сотрудник библиотеки.
Ход викторины:
Организационный момент:
ЛОГОПЕД: — Здравствуйте, ребята! Давайте с вами встанем в круг. Сегодня у нас необычное занятие, мы проведем интересную викторину «Логоромашка».
-Сейчас мы разделимся на две команды. Каждая команда займет место за своим столом.
-Наша ромашка потеряла свои лепестки, потому что давно не слышала правильной и красивой речи. Мы с вами будем играть, думать, отгадывать. За выполненные задания вы будете получать лепестки ромашки.
- Сейчас мы разделимся на две команды. Каждая команда займет место за своим столом. Какая команда получит больше лепестков, та и станет победителем викторины. Если вы справитесь с заданиями, в конце вас ждут интересные призы!
- Чтобы получить первый лепесток к своей ромашке, приступим к первому испытанию.
Испытание № 1 «Представление команд»
1 Команда - Команда «Улыбка». Девиз: Жизнь без улыбки – ошибка, да здравствует смех и улыбка!
2 Команда «Радуга». Девиз: Будем дружными всегда, как у радуги цвета.
Испытание №2 «Чуткие ушки»
Чтобы получить лепесток, мы проверим, как вы слышите звуки. Ваша задача определить первый звук в словах, которые я покажу .
На картинку посмотри,
Первый звук определи.
1 команда: Арбуз, самокат, кот, облако, ананас, утка.
2 команда: Аист, кошка, апельсин, удочка, сок, игла.
Испытание №3. «Какой? Какая? Какое?»
Чтобы получить следующий лепесток , вам нужно быть очень внимательным и правильно отвечать на мои вопросы. Вопросы буду задавать сначала одной команде, затем другой. За каждый правильный ответ вы будете получать жетончик. У кого больше жетонов, тот и получит лепесток для своей ромашки.
Сок из апельсинов – (апельсиновый)
Сок из груш – (грушевый)
Сок из ананасов – (ананасовый)
Сок из моркови – (морковный)
Сок из яблок – (яблочный)
Сок из винограда – (виноградный)
Сок из персика – (персиковый)
Сок из вишни – (вишневый)
Дом из дерева — (деревянный)
Дом из кирпича – (кирпичный)
Самолётик из бумаги – (бумажный)
Стакан из стекла – (стеклянный)
Ложка из металла – (металлическая)
Решетка из железа – (железная)
Испытание №4 «Шифровальщики»
- Для получения лепестка, каждой команде предстоит отгадать расшифровать слово. На карточке нарисованы различные предметы. По первым буквам картинок нужно прочитать зашифрованное слово. Будьте очень внимательны.
1 команда: Машина
2 команда: Яблоко
Испытание № 5 «Хлопай – топай»
Слушай слово не зевай,
Звуки точно выделяй
1команда: На звук С – хлопать, если нет звука – топать. Сахар, рога,; суп; лист, пила, сом,
2 команда: На З – хлопать, если нет звука – топать. Коза, кот, ваза, зонт, торт, заяц,
Испытание № 6 «Составь из букв слова»
- Команды подходят к своим мольбертам и составляет слова.
1 команда: Лиса
2 команда: Коза
Испытание №7 для капитанов «Составь схему слова»
1 команда: Нота
2 команда: Вода
Испытание №8 «Волшебный поезд»
У каждой команды по «волшебному» поезду. Дети расставляют картинки по вагонам поезда, соответствующих количеству слогов в словах. В первый вагон ставятся картинки с одним слогом, во второй вагон - с двумя слогами, в третий вагон – с тремя слогами.
1 команда: Лев, сыр, бусы, ваза, собака, дерево.
2 команда: Слон, кот, часы, рыба, самолет, корзина.
Испытание №8 «Найди игрушку и составь предложение»
У каждой команды по чудесному мешочку с крупой. Дети должны найти предметы и составить предложения.
1 команда: Девочка, собачка.
2 команда: Мальчик, мишка.
Испытание №9 «Один-много»
Книга – книги
Окно – окна
Стул – стулья
Туча – тучи
Парта – парты
Палец – пальцы
Дерево – деревья
Рука – руки
Дом – дома
Цветок – цветы
ЛОГОПЕД: Молодцы ребята! Вы справились со всеми испытаниями. Сейчас предлагаю взять ваши лепестки и подарить их нашей «Логоромашке».
А вот и наша ромашка,
Белая рубашка.
Желтая середочка,
Листья – словно облачко.
ЛОГОПЕД: Какая красивая ромашка у нас получилась. В нашей замечательной викторине победила – дружба! Спасибо, уважаемые команды за создание «Логоромашки». Вы показали, что умеете красиво и правильно говорить и готовы идти в первый класс.
Литература
- Нищева Н. В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.
- Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М., 2005.
- Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. - М., 2002.
- Гаврина С., Лутявина Н. Делим слова на слоги. Тетрадь для детей 5-7 лет.- Астрель, Академия Развития, 2009.
- Созонова Н., Куцина Е. Грамматика для дошкольников. 4-6 лет. Методическое пособие .- Екатеринбург, ООО «Издательский дом Литур», 2017.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Хлопай-топай
Н О Т А В О Д А
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД детей старшего дошкольного возраста на тему:"Какая бывает одежда".
Познакомить детей с классификацией одежды по сезонам:зимняя,летняя,демисезонная.Рассказать о свойствах ткани (толстая,тонкая,разноцветная, однотонная)....
Конспект для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Домик для скворца"образовательная область художественное творчество
Аппликация "Скворечник"...
Сценарии и конспекты для детей старшего дошкольного возраста с ОНР по нравственному, патриотическому, физическому развитию.
Основной контингент, посещающий МБДОУ ДСКВ №46 «Кот в сапогах» – дети с речевыми нарушениями, для которых характерны:- неустойчивость внимания,- слабость мотивации и контроля,- трудности при ориентиро...
Конспект для детей старшего дошкольного возраста «Пуговка и Шарик в гостях у ребят»
Цель:Создание веселого, праздничного настроения. Задачи: воспитание у детей коммуникативных качеств, чувства уверенности в себе;развитие эстетического вкуса и чувства прекрасного;развитие чувства...
Конспект ОД детей старшего дошкольного возраста на тему: «Как наши животные живут зимой».
Конспект ОД детей старшего дошкольного возраста на тему: «Как наши животные живут зимой»....
Конспект для детей старшего дошкольного возраста «Скрытые вредные продукты на детском столе»
Представленный конспект занятия носит характер опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Данное мероприятие направлено на создание условий для формирования у старш...
Конспект для детей старшего дошкольного возраста. "Русский народный костюм – хранитель истории"
Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям, воспитание уважения к народному костюму, развитие интереса к народной культуре....