Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе «Как развеселить Царевну Несмеяну? Звуки н, н'. Буква Н."
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Гологудина Ольга Васильевна

Цель: формирование умения правильно произносить  и  различать звуки [н, н']. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

в подготовительной  логопедической группе

Тема   «Как развеселить Царевну  Несмеяну?

Звуки н, н'. Буква н».

Цель:

формирование умения правильно произносить  и  различать звуки [н, н'].

Задачи;

  • Уточнить  произношение  звуков   н, н'.;
  • учить  выделять звуки  из  состава  слова,  дифференцировать  звуки  по  признаку  твердости-мягкости;
  • закрепить  знания  детей  о  букве «Н»;
  •  уметь  соотносить  букву  со  звуками  «Н»,  «Нь»;
  • формировать навыки звукового анализа;
  • упражнять в подборе слов-антонимов;
  •  закрепить  правильное  употребление  предлогов  НА,  НАД;
  • Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно
  • Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Ход занятия

1. Организационный  момент

Игра «Угадай по вкусу».

(Дети закрывают глаза, педагог каждому ребенку кладет в рот по кусочку лимона)

-  Что это? (лимон)

-  Какой лимон по вкусу? (кислый)

-  Что еще бывает кислым? (клюква, яблоко, щавель)

-  А бывает кислым небо, улица? (рассуждения детей)

2. Введение в тему.

В этом мы сейчас разберемся, а еще повторим звуки н - нь

        — Жила — была царевна. Она была такая рева, такая крикунья. Ни разу в жизни не улыбнулась, никогда не смеялась. Так ее и прозвали Царевна ...? (Несмеяна.)

 Сидит Несмеяна на троне и ноет: то [н]-[н]-[н],  то [нь]-[нь]-[нь].

Покажите, как ныла Несмеяна.

Произношение звуков:

[н]        Губы разомкнуты. Зубы видны, сближены, но не сомкнуты. Передняя часть спинки языка прижата к верхним зубам- Воздушная струя слабая, идет через нос. Голос работает.

[нь]       Кончик языка опущен, упирается в нижние зубы. Язык более напряжен.

         

        Артикуляционная и звуковая характеристика звуков.

 Дети наблюдают за артикуляцией звука в зеркале и характеризуют его: звук [н] — согласный, твердый, звонкий; [нь] согласный, мягкий, звонкий.

В нашу группу пришло письмо от Царевны-Несмеяны.

Послушайте:

                        Встало солнце кислое,

                        Смотрит – небо кислое,

                        В кислом небе кислое

                        Облако повисло…

И спешат несчастные

Кислые прохожие

И едят ужасно

Кислое мороженое.

Даже сахар кислый!

Скисло все варенье!

Потому что кислое

Было …настроение.        (Э.Мошковская)

-  Скажите, что значит «кислое» настроение? (рассуждения детей)

- Вы правы. Человек не весел, грустит, печалится, у него что-то не получается.

Вот и Царевна-Несмеяна не может выполнить задания, которые получила в Царской школе.

-  Что надо сделать, чтобы Царевна-Несмеяна не грустила? (рассуждения детей)

3.         Дифференциация звуков [н]-[нь].

—        Послушайте слово. Определите, какой звук в слове:  [н] или [нь].

 «Зажги» фонарики на эти звуки.

Царевна        деньги

крикунья        конец

улыбнуться        Несмеяна

принц        нянька

невеста        ноет

4.    «Укачивание».

— Пришли к Несмеяне няньки и давай ее укачивать:

Поукачиваем ее и мы.

Дети произносят слоги с постепенным повышением и понижением голоса.

               НО                               НЫ                                  НЭ

НА                           НУ                                НИ

5. Пока царевна  Несмеяна спит, мы  с вами будем отгадывать загадки .

Выделение (в отгадках) звуков [н], [нь] из состава слова. 

Работа со «Звуковыми домиками».

Утром — как кресло,

Ночью — как кровать.

Можно и спать,

И гостей принимать. (Диван)

 Всю жизнь ходят в обгонку,

А обогнать друг друга не могут. (Ноги)

Может влезь иголке в ушко
Тонкая ее подружка.
Вместе шов проложат прытко.
Как зовут подружку?  (Нитка)

         6. Упражнение «Скажи наоборот» (подобрать слово «наоборот», начинающееся на звук [н], или [нь].

высоко — ...                     спрятать — …                       вылить  — ...

снять  — ...                    земля  — ...                                день  — ...

конец — …                    налево — …                               верхний — ...

вперед — ...                   аккуратный — ...                      старый —                                                           

7.  «Поможем Несмеяне вставить  пропущенное  слово и  определить   количество  слов   в  предложении».

Напомнить  детям,  что  предлоги  НА,  НАД  -  это  тоже  слова.

Кот  спит  ……   окне.

Самолет  летит  …….   лесом.

Солнышко  светит   ……   домом.

Мальчик   сидит  …….    стуле.

8. Динамическая пауза

        « Ножки»

Хлопаем в ладошки,

Пусть попляшут ножки,

Пусть попляшут ножки

По ровненькой дорожке.

Ножки накрест — опускайся

И команды дожидайся.

А когда скажу: «Вставай» —

Им рукой не помогай.

9. Звуковой  анализ  слов:

НАСОСЫ            СТАКАН          ОСИНА          КАНАТЫ

10. Чтение слогов   со звуками [н], [нь].
Давайте попробуем вместе с Несмеяной  произнести  их весело и радостно.

Давайте сочиним стишки с этими слогами:

Ни, ни, ни — грусть-тоску… (гони)!

На, на, на — светит нам… (луна).

Но, но, но-  я иду в … (кино).

Ны, ны, ны — смех и радость нам… (нужны).

12. Итог  занятия.

Молодцы, ребята, помогли выполнить Царевне-Несмеяне все задания.

-  Какое у нее стало настроение? (ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе тема: « Овощи».

Конспект непосредственно образовательной деятельностив подготовительной логопедической группетема: « Овощи».  Цель: углублять знания об условиях необходимых для роста растений, об экологичес...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе на тему: «В гости к звукам [С - З]».

Конспект по дифференциации звуков [C - З]. В Ходе занятия решаются такие задачи как: развитие фонематического слуха, закрепление умения дифференцировать понятия звук-слог-слово-предложение, профилакти...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. Тема: Автоматизация звука [ч] в словах и предложениях.

Конспект непосредственно- образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.Тема: Автоматизация звука [ч] в словах и предложениях. ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.Тема: Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетной картине на основе предметно- моделирующей деятельности .

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. Тема: Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетной картин...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей логопедической группе «Путешествие в страну гласных звуков».

Цели занятия.1.     Закрепление понятия «гласный звук», правила о гласных звуках.2.     Уточнение чёткой артикуляции гласных звуков [а],  [у],  [и], [...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе по теме " Звук и буква О"

Фронтальное занятие проводилось в подготовительной логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи 3 уровня....

Практико-значимая работа по теме: «Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе «Звуки Н, Нь и буква Н»».

Конспект НОД по подготовке обучения грамоте составлен в соответствии с задачами, указанными в «Программе обучение и воспитания детей с ОНР» Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. и представлен в ра...