Статья на тему: "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя - логопеда"
статья по логопедии
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
Детский сад № 42 компенсирующего вида Колпинского района Санкт-Петербурга
Статья на тему : «Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя – логопеда»
Учитель-логопед:
Чумак Ольга Алексеевна
Санкт-Петербург
2021
С каждым годом растет количество детей, у которых возникают трудности в обучении различного плана от неусидчивости до проблем с речью и восприятием информации. Данные изменения в развитии детей требуют от педагогов, психологов, методистов новых методик, форм и приемов работы с такими детьми по коррекции их проблем и адаптации к современной школе и современному миру.
Использование здоровьесберегающих технологий становится все более актуальным в работе логопеда, т.к. позволяет сохранить и укрепить здоровье детей.
Это особенно важно для тех детей, у которых есть проблемы с речью, т.к. многие из них имеют проблемы со здоровьем, хронические заболевания, нарушения в эмоционально-волевой сфере. У таких детей часто плохо развита слухоречевая память и внимание, вербально-логическое мышление, пространственная и временная ориентировки, нарушение в артикуляционной, мелкой моторике и общей моторике. Многие дети имеют повышенную утомляемость, быструю истощаемость и лабильность эмоциональной сферы.
Использование здоровьесберегающих образовательных технологий наиболее влиятельны и значимы по степени влияния на здоровье и развитие детей.
Здоровьесберегающие технологии – это совокупность нескольких факторов, направленных на сбережение здоровья и коррекцию имеющихся проблем.
Их использование подразумевает несколько принципов:
- Организация адекватных, спокойных условий обучения ребенка в школе без стресса, использование правильно подобранных современных методик обучения и воспитания.
- Соответствующая возрастным, санитарным и индивидуальным требованиям и особенностям организация учебного процесса соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка.
- Правильно и рационально организованный двигательный режим.
Здоровьесберегающие технологии являются неотъемлемой и значимой частью образовательного и коррекционного процесса.
Здоровьесберегающие образовательные технологии можно подразделить на три подгруппы:
1. технология сохранения и стимулирования здоровья (предотвращает переутомление, гиподинамию и другие «нездоровые» состояния). Использование данной технологии подразумевает использование физминуток, пальчиковой и дыхательной гимнастики и др.)
2. коррекционные технологии (цветотерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, песочная терапия и др.)
3. технология обучения здоровому образу жизни (игротерапия, самомассаж и др.).
Именно здоровьесберегающие технологии в работе логопеда позволяют улучшить результативность коррекционной работы, разнообразить методы, методы и формы логопедического воздействия. Их использование способствовует оздоровлению детей, а также коррекции «пробелов» и особенностей здоровья.
Какие технологии может использовать логопед на своих занятиях?
- Дыхательная гимнастика
Для формирования правильной речи важно и правильное дыхание.
Дыхательные упражнения развивают равномерный выдох, формируют сильную воздушную струю, тренируют умение экономно расходовать воздух в процессе речи, тренируют ситуативную фразовую речь. Также происходит и положительное влияние на здоровье ребенка: насыщение организма кислородом, улучшение обменных процессов, нормализация психо-эмоционального состояния, улучшает внимание, создает положительный эмоциональный фон и настроенность на образовательный процесс.
- Пальчиковая гимнастика
Работа по развитию моторики рук влияет на речевое развитие. Существуют расслабляющие, статические и динамические упражнения. Пальчиковые игры позволяют разнообразить работу, замотивировать его на занятие, снять стресс и нацелить на продуктивную работу, стимулируют речевую активность.
3. Логоритмика
Логоритмика является своеобразной формой активной терапии, средством воздействия в комплексе методик, синтезом музыки, слова и движения. Благодаря ей укрепляется костно-мышечный аппарат, развиваются дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывается чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений.
4. Су-Джок терапия, самомассаж.
Стимуляция различных акупунктурных точек расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений стимулирует рецепторы, в мышцах возникают импульсы, которые тонизируют ЦНС.
Использование такой техники повышает эффективность коррекционно-логопедического воздействия, физическую и умственную работоспособность.
Наиболее эффективно использовать эти упражнения в утреннее время, предваряя логопедическое занятие.
Таким образом, здоровительные технологии в образовательном процессе в логопедии обеспечивают благоприятную гигиеническую, психологическую и педагогическую обстановку. Комплексное использование здоровьесберегающих технологий повышают результативность образовательного процесса, формирует ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья, формируют мотивацию на здоровый образ жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда ДОУ»
1.1. Понятие «здоровьесберегающие технологии» и их принципы 1.2. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ 1.3. Организация здоровьесберегающей деятельности ло...
Опыт работы на тему "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"
Обобщение опыта по теме " Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...
Опыт работы на тему "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"
Обобщение опыта по теме " Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...
Опыт работы на тему "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"
Обобщение опыта по теме " Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...
Опыт работы на тему "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"
Обобщение опыта по теме " Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...
Презентация на тему: "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с воспитанниками ДОУ"
Презентация на тему: "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с воспитанниками ДОУ"....
Презентация на тему: "Использование информационных компьютерных технологий в работе учителя-логопеда"
Презентация может быть использована в работе учителей-логопедов ДОУ....