Логопедическое тейпирование при речевых нарушениях у детей
статья по логопедии

Гончарова Наталья Николаевна

Проблема задержки речевого развития у детей стала весьма распространенной в последние годы. И родители, и педагоги образовательных организаций жалуются на то, что дети поздно начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь примитивна.

Логопедическое тейпирование или тейпирование артикуляционной мускулатуры – это новое направление в нейрологопедии, оно необходимо для коррекции таких нарушений как:

- нарушение звукопроизношения;

- расстройство темпо-ритмической стороны речи;

- нарушение тонуса мимических, жевательных и артикуляционых мышц (гипер- или гипо-тонус);

- артикуляционная диспраксия;

- дисграфия и деслексия;

- развитие диафрагмального дыхания;

- гиперсаливация;

- нарушение голоса

- нарушения прикуса;

- нарушение общей и мелкой моторики;

- нарушение дикции.

Основой для логопедического тейпирования является артикуляционная мускулатура. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл тейпирование19.66 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Логопедическое тейпирование при речевых нарушениях у детей

Проблема задержки речевого развития у детей стала весьма распространенной в последние годы. И родители, и педагоги образовательных организаций жалуются на то, что дети поздно начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь примитивна.

Логопедическое тейпирование или тейпирование артикуляционной мускулатуры – это новое направление в нейрологопедии, оно необходимо для коррекции таких нарушений как:

- нарушение звукопроизношения;

- расстройство темпо-ритмической стороны речи;

- нарушение тонуса мимических, жевательных и артикуляционых мышц (гипер- или гипо-тонус);

- артикуляционная диспраксия;

- дисграфия и деслексия;

- развитие диафрагмального дыхания;

- гиперсаливация;

- нарушение голоса

- нарушения прикуса;

- нарушение общей и мелкой моторики;

- нарушение дикции.

Основой для логопедического тейпирования является артикуляционная мускулатура. Каков же механизм воздействия на нее?

Лифтинг эффект – тейп приподнимает ткани над артикуляционными мышцами, улучшая микроциркуляцию и лимфооток, необходимые условия для функционирования мышц;

Стимуляция рецепторов – проприорецепторы, стимулируемые тейпом, подают рефлекторный сигнал для нервной системы о мышечной проблеме;

Эффект раздражения – создание непривычного положения для мышц приводит к их движению, что создает условия для правильного речевого стереотипа.

Гиперсаливация – серьезный тормоз при речевых нарушениях, так как страдает еще и акт глотания. Тейпы накладываются на шею специальным образом, так же и в зоне расположения подъязычной кости, к которой крепятся мышцы участвующие в глотании, наличие тейпа тренирует сглатывание и закрепляет со временем этот навык.

Тейпы, которые специалист наносит на кожу лица, шеи, грудной клетки ребенка, способствуют решению очень актуальных проблем, влияющих на речевое развитие:

  • полуоткрытый рот, нарушение носового дыхания и гипотонус мышц ВНЧС;
  • гиперсаливация (слюнотечение);
  • инфантильный тип глотания;
  • нарушение жевания;
  • затруднение произношения из-за слабого тонуса мышц губ и щек;
  • тейпы осуществляют «запуск» речи при ЗРР и ЗПРР у ребенка;
  • нарушение общей и мелкой моторики;
  • тейпы помогают сформировать диафрагмальный тип дыхания;
  • парезах и невритах;
  • птозах;
  • комплексной реабилитации пациентов, перенесших инсульт.

Логопедическое тейпирование – это огромный дополнительный шанс для ребенка преодолеть его речевые проблемы!

Тейп накладывается на чистую, обезжиренную и сухую неповрежденную кожу. Через 15 минут за счет температуры тела он активизируется, фиксируется к коже и начинает свое волшебное действие. Он «дышит», под ним кожа не мокнет. Его не страшно намочить, он высохнет и будет прекрасно функционировать дальше.

Обычно тейпы накладывают на несколько дней. Затем снимают, делают небольшой перерыв и вновь накладывают. Курс тейпирования в зависимости от проблемы может занимать длительное время (от 1 сеанса до нескольких курсов по 10 сеансов) и при необходимости повторяться. Поэтому этот метод нередко сочетают с логопедическим массажем, Су-джок терапией, дыхательной и артикуляционной гимнастикой, миофункциональной терапией.

ТЕЙПИРОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МУСКУЛАТУРЫ

Логопед наклеивает ребенку специальные эластичные «дышащие» ленты (называемые тейпами) над нефункционирующими мышцами речевого аппарата с определенным натяжением. Тейпы заставляют мозг отреагировать на данные неработающие мышцы. В ответ мозг начинает учиться управлению мышцами артикуляционного аппарата и постепенно восстанавливает сознательный контроль над ними.

Грамотно наклеенные тейпы учат малыша прикрывать рот и в автоматическом режиме проглатывать слюну. Кроме этого тейпирование позволяет восстанавливать сознательный контроль над движением губ, что, в свою очередь, способствует улучшению дикции в произношении губных звуков (Б, Ф, П, В, М и т.д.)

Механизм воздействия тейпирования на речевую мускулатуру:

  • Эффект «раздражения рецепторов». Тейпы воздействуют на разнообразные рецепторы в мышцах (проприорецепторы) и коже, над которыми они были наклеены, таким образом, заставляя мозг обращать внимание на «отказывающиеся» работать мышцы.
  • Эффект «лифтинга» - тейпы приподнимают кожу, фасции паретичных мышц, за счет чего улучшается лимфоток и микроциркуляция в них – являющиеся необходимым условием для нормальной работы мышечных волокон.
  • Эффект «дискомфортного натяжения» - формирование при помощи тейпа непривычного расположения артикуляционных органов (нижней челюсти, губ и т.д.). Такой подход приводит к желанию ими подвигать, как бы «вернуть» их на привычное место и образовывает новый физиологичный двигательный стереотип.

Выполняет процедуру логопед, имеющий специализацию по тейпированию (точки, в которых крепится тейп, а также степень натяжения тейпа имеют огромное значение для достижения положительных результатов).

У деток с неврологическими патологиями при нарушении мышечной работы речевого (артикуляционного) аппарата, ТЕЙП дарит возможность менять патологический паттерн движения, а также вырабатывать автоматизированные новые навыки.

Правильно наклеенный тейп будет работать вместо Ваших напоминаний.

Тейп помогает активизировать проприорецепторы в тканях над артикуляционной мускулатурой и, заменяя фразу «закрой рот», наклеенный тейп неустанно «напоминает» головному мозгу, что необходимо прикрыть рот.

Кроме открытого рта у деток с неврологией встречается гиперсаливация (выраженное слюнотечение), которое связано с избыточным образованием слюны. Решение данной проблемы также под силу тейпированию, оно научит ребенка с ней справляться.

У взрослого человека за сутки вырабатывается от 0,5 до двух литров слюны. Стоит отметить, что при этом человек не «истекает слюнями». Так куда же они пропадают? - Мы их просто глотаем, причем происходит это автоматически, человек даже не замечет этого.

Значит, второе, что необходимо сделать – это научить малыша автоматизированному глотанию. В таком случае, даже избыточное количество слюны он сможет глотать.

Тейпы специальным образом наклеиваются ребенку на шею, в том числе и в проекции подъязычной кости, к которой прикреплены мышцы, используемые в актах глотания. Такой прием вызывает автоматический рефлекс сглатывания и все время, пока наклеен тейп, ребенок периодически будет сглатывать слюни - то есть тренировать участвующие в глотании мышцы.

Если малыш не умеет воспроизводить губные звуки (такие, как В, Б, П, М, Ф и др.) из-за нарушений иннервации круговой мышцы рта, также можно использовать тейпирование. Оно приносит положительные результаты при гипотонии круговой мышцы рта — то есть оно необходимо не всем деткам с нарушением дикции, а только тем, у кого специалист логопед выявил при осмотре снижении тонуса - слабость данной мышцы.

Эластичное, легкое стягивание тейпами окологубной области приводит к раздражению проприорецепторов круговой мышцы и малыш непроизвольно начинает шевелить губами, а именно тренировать круговую ослабленную мышцу рта — и таким образом учится управлять своими губами. Как результат, восстанавливается связь кора - круговая мышца рта.

Принципы кинезиотейпирования

В основе тейпинг-терапии лежит мануальная терапия — коррекция функций организма путем воздействия на поверхность тела. В отличие от массажа, который длится один сеанс, кинезиотейпирование имеет продолжительное действие. Ленты накладываются на определенные участки тела и остаются там несколько дней или недель (до 14 дней).

Кинезиотейпирование не используется в случае:

  • дерматологических заболеваний;
  • нарушения целостности кожи;
  • незаживших рубцов;
  • аллергии на акрил (хлопковая лента имеет акриловый слой для удобной фиксации на теле).

В логопедической практике тейпы помогают:

  • улучшить функции губ (накладываются на круговую мышцу рта);
  • нормализовать подвижность челюстных суставов, открывание рта и процесс глотания (область наложения ленты — подбородочно-подъязычная мышца), используются при гиперсаливации;
  • улучшить подвижность гортани (тейпы накладывают на грудинно-подъязычную мышцу для снятия ее напряжения);
  • стабилизировать нижнюю челюсть.
  • Тейп накладывается на чистую сухую неповрежденную кожу. За счет температуры тела он уже через 10–15 минут активируется и надежно фиксируется. Лента не мешает заниматься спортом и принимать водные процедуры.
  • Кинезиотейпирование используется в рамках диагностики и в качестве составляющей речевой терапии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь учителя – логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей логопедической группы.

Тематическое планирование работы в подготовительной логопедической группе...

Влияние двигательной логопедической ритмики на развитие и коррекцию речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Организация специальных логоритмических и музыкально-двигательных занятий способствует развитию и коррекции двигательной сферы, музыкально-сенсорных способностей детей с расстройствами речи, содейству...

Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей, посещающих логопедическую группу. Буклет

В буклете раскрывается организация коррекционной работы в логопедической группе...

Логопедический ликбез для родителей «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в работе по преодолению речевых нарушений у детей с тяжёлыми нарушениями речи»

  Одним из главных условий результативности обучения детей с тяжёлыми нарушениями речи является привлечение родителей к процессу. Именно родители являются тем авторитетом, который может бл...

«Тейпирование при речевых нарушениях»

Термин кинезиотейп произошел от слов движение (кинезио) и лента (тейп). Существуют различные методы кинезиотейпирования, в том числе в неврологии и логопедии.  Почему оно играет столь з...

Логопедический массаж и кинезия тейпирование как основной фактор преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста

В последние годы появились публикации посвящённые описанию приёмов логопедического массажа и кинезия тейпирование но логопедическую практику внедряются пока недостаточно проблема коррекцион логопедиче...

Логопедический массаж как средство коррекции речевых нарушений у детей 4-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи.

Использование  логопедического массажа в системе коррекционной работы как эффективного средства коррекционно-педагогического воздействия у детей с тяжёлыми нарушениями речи....