«Использование мнемотехники в развитии связной речи детей»
консультация по логопедии
Консультация для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley_2021_2_2.docx | 19.76 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование мнемотехники в развитии связной речи детей»
В процессе развития детской речи в настоящее время можно столкнуться с различными проблемами, среди которых основными являются следующие:
- использование нелитературных выражений и слов;
- недостаточный словарный запас, скудная речь;
- отсутствие или нехватка речевой культуры, что может проявляться в неумении регулировать темп речи или громкость голоса, а также неумение пользоваться интонацией и пр.;
- плохая дикция.
На формирование связной речи оказывают влияние различные факторы. Ряд исследователей, таких как Д.Б. Эльконин, А.М. Леушина, С.Л. Рубинштейн и другие, отмечают, что одним из таких факторов является наглядность. Когда дети рассматривают предметы или картины, они учатся называть эти предметы, выделять характерные для них признаки и обозначать производимые с данными предметами действия.
Вспомогательным фактором в данном случае следует назвать создание плана высказывания. Л.С. Выготский в своих работах не раз говорил о значимости этого, подчеркивая, насколько важно размещать последовательным образом все конкретные элементы высказывания в предварительной схеме.
В процессе обучения детей связной речи следует пользоваться таким эффективным приемом, как мнемотехника. Специалисты по дошкольной педагогике используют различные названия для обозначения данной методики. Так, Т.А. Ткаченко говорит о предметно-схематических моделях, В.П. Греков использует название «блоки-квадраты», В.К. Воробьева упоминает о сенсорно-графических схемах, Л.Н. Ефименкова использует формулировку «схема составления рассказа», Т.В. Большева говорит о коллажах и т.д.
Мнемотехника представляет собой систему приемов и методов, посредством использования которой дети приобретают возможность успешно усваивать знания об окружающем мире, особенностях природных объектов, учатся воспроизводить и сохранять информацию, запоминать структуру текста, и в целом развивать свою речь.
Построение мнемотехники ведется от простого к сложному. Началом работы по данной методике должны быть наиболее простые мнемоквадраты. Далее деятельность усложняется, происходит последовательный переход к мнемодорожкам и мнемотаблицам.
Мнемотаблица включает в себя частично или полностью графическое изображение основных смысловых элементов подаваемой информации. Самой важной в данной работе является передача условно-наглядной схемы таким образом, чтобы дети могли понять и усвоить предлагаемый материал.
В работе с дошкольниками младшего и среднего возраста следует использовать цветные мнемотаблицы, поскольку в данный возрастной период в памяти детей запечатлеваются определенные образы: листья деревьев – зеленые, солнце – желтое и т.д. В дальнейшем образы могут усложняться, либо заменяться другой заставкой, например, изображением в графическом виде. Так, медведь может быть показан как большой коричневый круг, лиса изображена с помощью геометрических фигур – круга и треугольника – оранжевого цвета. Схемы для старших дошкольников уже подаются в одной цветовой гамме, чтобы яркость символических изображений не отвлекала внимание.
Можно рассматривать такие схемы как определенный зрительный план, позволяющий создавать диалоги и обучающий детей построению:
- сюжета рассказа;
- его структуры;
- лексическому и грамматическому наполнению.
Благодаря применению мнемотаблиц зрительная информация воспринимается дошкольниками значительно лучше, им намного легче воспроизводить и сохранять ее. Возможно использование мнемотехники в ходе составления рассказов, при заучивании стихов, при пересказах, изучении малых форм фольклора, в результате чего обогащается детский словарь и происходит развитие связной речи дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование мнемотехники в развитии речи детей на материале загадок и скороговорок в группе с трудными детьми
Работа в группе с ОНР, составление загадок....
Использование мнемотехники для развития речи детей
В презентации предложены различные виды использования мнемотаблиц и мнемодорожек для развития речи детей. Из практики могу сказать, что данный вид деятельности очень нравится детям и помогает в работе...
Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста
Презентация содержит материалы по развитию речи детей с использованием мнемотаблиц.Мнемотаблицы – это дидактический материал. Их можно использовать для: обогащения словарного запаса, при обучени...
Использование мнемотехники в развитие речи детей дошкольного возраста
Материал для воспитателей дошкольных учреждений...
«Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Что такое мнемотехника?
В дошкольном возрасте часто дети затрудняются рассказать или пересказать сказку, описать какой – то момент из жизни, произошедший с ними. Ребята начинают заикаться, повторять одни и тоже слова. ...
«Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Что такое мнемотехника?
В дошльном возрасте часто дети затрудняются рассказать или пересказать сказку, описать какой – то момент из жизни, произошед...
Проект по развитию речи «Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» 2020-21г
Цель: раскрыть понятие «мнемотехники» как эффективного средства развития связной речи; разработать систему знаний, умений и навыков с детьми старшего дошкольного возраста по развитию ...