Развитие длительного выдоха у детей младшего возраста
консультация (младшая группа) по теме
В данной статье представлены игровые приемы для формирования правильного речевого дыхания у детей, что будет в немалой степени способствовать правильному произношению звуков родного языка. В игровой форме ребенок научится "дышать правильно", распределяя выдох так, чтобы его "хватило" на слово или ... строчку стихотворения. Но начинать занятия необходимо как можно раньше...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dakhatelnye_uprazhnenie.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Дыхательные упражнения и их значение.
Игры, направленные на развитие
продолжительного выдоха у детей.
Дыхание – одна из функций жизнеобеспечения человека. Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде.
Различают три типа дыхания: ключичный, грудной, грудобрюшной (диафрагмальный). Наименее функциональным является ключичное (верхнереберное) дыхание, т.к. нижние доли легких участвуют при этом не полностью. Постепенно по мере физиологического взросления формируется наиболее оптимальный тип дыхания – диафрагмальный.
Дыхание в процессе речи называется речевым дыханием и имеет свою специфику: перед началом речи делается быстрый и более глубокий вдох, чем в покое. Большое значение имеет рациональный способ расходования воздушной струи на выдохе при произнесении интонационно или логически законченного высказывания (речевой выдох).
Нередки случаи, когда у детей вследствие перенесенных заболеваний (бронхиты, астма и др.) или каких-либо физиологических причин диафрагмальный тип дыхания не формируется или формируется частично. Такие дети не могут распределить количество воздуха на всю фразу, она получается «рваной» из-за необходимости добирать новую порцию воздуха. Кроме того, слабая воздушная струя не позволяет ребенку правильно произносить звуки, которые требуют сильного выдоха (например, звуки Р,Р*, Ш,Ж).
Развитие речевого дыхания у ребенка начинается параллельно развитию речи. Уже в возрасте 3-6 мес. идёт подготовка дыхательной системы к реализации голосовых реакций. У детей без речевой патологии к 5 годам формируется в основном грудобрюшной тип дыхания, ребенок может произносить на одном выдохе 4-5словную фразу.
С целью профилактики нарушений речевого дыхания очень полезно а главное весело поиграть с ребенком в игры, которые будут способствовать увеличению объема легких, формированию диафрагмального типа дыхания.
Упражнения по обучению малыша дыхательному управляемому ротовому неречевому выдоху являются подготовительным этапом для формирования у него свистящих и шипящих звуков. Существует много игр по развитию дыхания.
- Научите малыша дуть на одуванчик, ватку, пушинку, мелкие бумажки. Губы ребенка должны быть слегка округлены и вытянуты вперед
- Наполните таз водой и научите ребенка дуть на легкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Можно даже утроить соревнование, чей кораблик (уточка, рыбка) дальше уплывет.
- Очень нравится детям игра с пусканием мыльных пузырей, поддуванием легких шариков (например из пенопласта) по желобку, дутье в бутылочку.
- Не пренебрегайте игрой на музыкальных инструментах: дудки, флейты, губные гармошки. Можно устроить целый музыкальных оркестр. Шумно? Конечно. Зато как весело.
- А еще можно устроить соревнование с папой по надуванию воздушных шариков или задуванию свечей (ну и что, что еще не день рождения)
Наряду с играми по развитию речевого дыхания необходимо учить малыша правильно пользоваться интонацией и голосом. Для этого подойдут следующие упражнения.
- Протягивать различные гласные звуки. Возьмите в руки длинную веревочку и спрячьте ее в кулаке. Предложите малышу ухватиться за кончик веревочки и начать тянуть непрерывно гласный звук А-А-А (О,У,И,Э), разматывая при этом веревочку. При длинном выдохе голос звучит долго и веревочка получается длинной, при коротком – голос быстро обрывается, и веревочка получается короткой.
- Кроме изолированных гласных (произношение одного гласного звука), полезно произносить сочетания гласных (ААА-УУУ, ИИИ-ААА…). Можно приговаривать при этом, например ходя по кругу:
Мы в лес пойдем,
Грибов найдем,
Папу (маму, бабу…) громко позовем:
ААА-УУУ, ААА-УУУ.
Никто не откликается,
Лишь эхо отзывается:
Тихо ааа-ууу,ааа-ууу.
«Кто дольше?»
Вместе с ребенком дуйте на ватный шарик, лежащий на столе. Следите за тем, чтобы выдох был через рот, плавный и легкий, вдох производится через нос.
«Буря в стакане»
Предложите ребенку сделать вдох через нос и выдохнуть в трубочку, конец которой опущен в стакан, наполовину заполненный водой.
«Бабочка»
На веревочке укрепите бумажную бабочку. Предложите ребенку плавно подуть ртом, не надувая щек, - бабочка полетит.
«Снежинка»
Предложите ребенку легким длительны ротовым выдохом сдуть с ладони ватку или папиросную бумагу. С потом поместите эту ватку (бумагу) на кончик носа и тоже попробуйте ее сдуть.
Эти нехитрые упражнения не только помогут Вашему малышу контролировать поток, силу и направление воздушной струи, но и доставят несколько лишних минут общения с мамой и папой, ведь для него это так важно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие артикуляционной моторики у детей младшего возраста
Гимнастика органов речи - подготовительный этап при постановке звуков. При подборе упражнений необходимо соблюдать определенную последовательность - идти от простых упражнений к более сложным....
Опыт работы "Развитие художественно-творческих способностей детей младшего возраста через продуктивную деятельность" 2 младшая группа
Развитие художественно-творческих способностей детей младшего возраста через продуктивную деятельность«Чтобы помочь ребенку развить дар к рисованию, мы должны создавать глаз, который видит...
Игры, направленные на развитие диалогической речи для детей младшего возраста, упражнения, способствующие формированию речевого этикета у детей данного возраста, формированию навыков составления диалога.
Игры на развитие диалогической речи ,упражнения на развитие речевого этикета у детей в младшей группе....
Статья на тему " Значение развития мелкой моторики у детей младшего возраста и игры на ее развитие"
Многие родители не понаслышке знают, что развивать мелкую моторику у маленького ребенка крайне важно и нужно, поскольку это напрямую связано с формированием речевых навыков.Почему же тогда родители за...
Консультация для родителей "Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста через дидактические игры".(2 младшая группа)
Сенсорное развитие детей 3-4 лет – необходимый и важный шаг в становлении личности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная. Малыш активно интересуется окружающим миром, с удов...
Конспект родительского собрания во второй младшей группе на тему «Устное народное творчество – как способ развития речевой активности у детей младшего возраста».
Цель: Повышение активности родителей к использованию многовекового опыта народа в воспитании собственных детей.Задачи: 1.Помочь родителям осознать педагогическую ценность детских фольклорных...
Презентация: "Развитие речевого выдоха у детей дошкольного возраста".
Дыхание является одной из важных функций жизнеобеспечения человека. Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы. Источни...