Развитие длительного выдоха у детей младшего возраста
консультация (младшая группа) по теме

В данной статье представлены игровые приемы для формирования  правильного речевого  дыхания у детей, что будет в немалой степени способствовать  правильному  произношению звуков родного языка. В игровой форме ребенок научится "дышать правильно", распределяя выдох так, чтобы его "хватило"  на слово или ... строчку стихотворения. Но начинать занятия необходимо как можно раньше...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dakhatelnye_uprazhnenie.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Дыхательные упражнения и их значение.

Игры, направленные на развитие

продолжительного выдоха у детей.

Дыхание – одна из функций жизнеобеспечения человека. Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям  организма в кислороде.

Различают три типа дыхания: ключичный, грудной, грудобрюшной (диафрагмальный).  Наименее функциональным является ключичное (верхнереберное)  дыхание, т.к. нижние доли легких участвуют при этом не полностью. Постепенно по мере физиологического взросления формируется наиболее оптимальный тип дыхания – диафрагмальный.

Дыхание в процессе речи называется речевым дыханием и имеет свою специфику: перед началом речи делается быстрый и более глубокий вдох, чем в покое. Большое значение имеет рациональный способ расходования воздушной струи на выдохе при произнесении интонационно или логически законченного высказывания (речевой выдох).

Нередки случаи, когда  у детей вследствие перенесенных заболеваний  (бронхиты, астма и др.) или каких-либо физиологических причин диафрагмальный тип дыхания не формируется или формируется частично. Такие дети не могут распределить количество воздуха на всю фразу, она получается «рваной» из-за необходимости добирать новую порцию воздуха. Кроме того, слабая воздушная струя не позволяет ребенку правильно произносить звуки, которые требуют сильного выдоха (например, звуки Р,Р*, Ш,Ж).

Развитие речевого дыхания у ребенка начинается параллельно развитию речи. Уже в возрасте 3-6 мес. идёт  подготовка дыхательной системы к реализации голосовых реакций. У детей без речевой патологии к 5 годам формируется в основном  грудобрюшной тип дыхания, ребенок может произносить на одном выдохе 4-5словную фразу.

С целью профилактики нарушений речевого дыхания очень полезно а главное весело поиграть с ребенком в игры, которые будут способствовать увеличению объема легких, формированию диафрагмального типа дыхания.

Упражнения по обучению малыша дыхательному управляемому ротовому неречевому выдоху являются подготовительным этапом для формирования у него свистящих и шипящих звуков. Существует много игр по развитию дыхания.

  1. Научите малыша дуть на одуванчик, ватку, пушинку, мелкие бумажки. Губы ребенка должны быть слегка округлены и вытянуты вперед
  2. Наполните таз водой и научите ребенка дуть на легкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Можно даже утроить соревнование, чей кораблик (уточка, рыбка) дальше уплывет.
  3. Очень нравится детям игра с пусканием мыльных пузырей, поддуванием легких шариков (например из пенопласта) по желобку, дутье в бутылочку.
  4. Не пренебрегайте игрой на музыкальных инструментах: дудки, флейты, губные гармошки. Можно устроить целый музыкальных оркестр. Шумно? Конечно. Зато как весело.
  5. А еще можно устроить соревнование с папой по надуванию воздушных шариков или задуванию свечей (ну и что, что еще не день рождения)

Наряду с играми по  развитию речевого дыхания необходимо учить малыша правильно пользоваться интонацией и голосом. Для этого подойдут следующие упражнения.

  1. Протягивать различные гласные звуки. Возьмите в руки длинную веревочку и спрячьте ее в кулаке. Предложите  малышу ухватиться за кончик веревочки и начать тянуть непрерывно гласный звук А-А-А (О,У,И,Э), разматывая при этом веревочку. При длинном выдохе голос звучит долго и веревочка получается длинной, при коротком – голос быстро обрывается, и веревочка получается короткой.
  2. Кроме изолированных гласных (произношение одного гласного звука), полезно произносить сочетания гласных (ААА-УУУ, ИИИ-ААА…). Можно приговаривать при этом, например ходя по кругу:

Мы в лес пойдем,

Грибов найдем,

Папу (маму, бабу…) громко позовем:

ААА-УУУ, ААА-УУУ.

Никто не откликается,

Лишь эхо отзывается:
Тихо ааа-ууу,ааа-ууу.

«Кто дольше?»

Вместе с ребенком дуйте на ватный шарик, лежащий на столе. Следите за тем, чтобы выдох был через рот, плавный и легкий, вдох производится через нос.

«Буря в стакане»

Предложите ребенку сделать вдох через нос и выдохнуть в трубочку, конец которой опущен в стакан, наполовину заполненный водой.

«Бабочка»

На веревочке укрепите бумажную бабочку. Предложите ребенку плавно подуть ртом, не надувая щек, - бабочка полетит.

«Снежинка»

Предложите ребенку легким длительны ротовым выдохом сдуть с ладони ватку или папиросную бумагу. С потом поместите эту ватку (бумагу) на кончик носа и тоже попробуйте ее сдуть.

Эти нехитрые упражнения не только помогут Вашему малышу контролировать поток, силу и направление  воздушной струи, но и доставят несколько лишних минут общения с мамой и папой, ведь для него это так важно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие артикуляционной моторики у детей младшего возраста

Гимнастика органов речи  - подготовительный этап при постановке звуков. При подборе упражнений необходимо соблюдать определенную последовательность - идти от простых упражнений к более сложным....

Опыт работы "Развитие художественно-творческих способностей детей младшего возраста через продуктивную деятельность" 2 младшая группа

Развитие художественно-творческих способностей  детей младшего возраста через продуктивную деятельность«Чтобы помочь ребенку развить дар к рисованию, мы должны создавать глаз, который видит...

Статья на тему " Значение развития мелкой моторики у детей младшего возраста и игры на ее развитие"

Многие родители не понаслышке знают, что развивать мелкую моторику у маленького ребенка крайне важно и нужно, поскольку это напрямую связано с формированием речевых навыков.Почему же тогда родители за...

Консультация для родителей "Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста через дидактические игры".(2 младшая группа)

Сенсорное развитие детей 3-4 лет – необходимый и важный шаг в становлении личности. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная. Малыш активно интересуется окружающим миром, с удов...

Конспект родительского собрания во второй младшей группе на тему «Устное народное творчество – как способ развития речевой активности у детей младшего возраста».

Цель: Повышение активности родителей к использованию многовекового опыта народа в воспитании собственных детей.Задачи: 1.Помочь родителям осознать педагогическую ценность детских фольклорных...

Презентация: "Развитие речевого выдоха у детей дошкольного возраста".

Дыхание является одной из важных функций жизнеобеспечения человека. Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы. Источни...