Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста.
консультация по логопедии (старшая группа)
В этой консультации я знакомлю родителей с особенностями развития речи детей , главными направлениями речевого развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_sayt.docx | 14.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Составитель: Лаптева Анна Николаевна
учитель-логопед МБДОУ№132
Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста.
В старшем дошкольном возрасте дети достаточно свободно владеют родным языком. Это связано с большим (по сравнению с предшествующим периодом) опытом детей, с развитием их интеллектуальных способностей: умением устанавливать многообразные связи, легко оперировать имеющимися знаниями, обобщать и делать выводы.
Интерес к внутреннему миру людей, особенностям их взаимоотношений определяет новый преобладающий тип общения. Общение становиться способом познания норм поведения, способом определения настроения и эмоционального состояния человека, способом познания своего собственного внутреннего мира. Для детей этого возраста характерно критическое, оценочное отношение к речи окружающих и развитие контроля за точностью своего высказывания.
Характерны многочисленные упражнения детей старшего дошкольного возраста в использовании языка. Они активно экспериментируют со словом, видоизменяя его и придумывая новые слова, с удовольствием включаются в творческую речевую деятельность по придумыванию загадок, сказок, рассказов.
Стремление детей старшего дошкольного возраста привлечь к себе внимание собеседников выражается в попытках сделать свою речь выразительной, экспрессивной. А в этом возрасте ребенок не только может пользоваться речевыми интонационными средствами, но и способен освоить типичные для языка средства выразительности, такие как эпитет, сравнение, метафора.
К старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Речь детей одного возраста может существенно отличаться по богатству словарного запаса, по уровню связности и грамматической правильности, по способности детей к творческим речевым проявлениям.
Главные направления в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:
- Содержательность и связность речи (диалога и монолога);
- Развитие речевого творчества, выразительности речи;
- Развитие индивидуальных способностей к речевой деятельности;
- Подготовка к обучению чтению.
Главной задачей развития связной речи детей старшего дошкольного возраста является совершенствование монологической речи.
Дети овладевают умениями:
- Пересказывать литературные произведения самостоятельно, правильно передавая идею и содержание, выразительно производя диалоги действующих лиц;
- Понимать и запоминать авторские средства выразительности, использовать их в собственном пересказе, замечать в рассказах сверстников;
- Пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям, от лица литературного героя;
- В описательных рассказах о предметах, объектах и явлениях природы точно и правильно подбирать слова, характеризующие особенности предметов;
- С помощью взрослого находить существенные признаки предметов, устанавливать иерархию признаков, определять и воспроизводить логику описательного рассказа;
- Сочинять сюжетные рассказы по картинке, из опыта, по игрушкам; с помощью воспитателя строить свой рассказ в соответствии с требованиями к структуре сюжетного повествования: экспозиция (обрисовка действующих лиц, времени и места действия, завязка (причина события), развитие событий и кульминация (момент повышенного напряжения), развязка (окончание);
- Развивать литературные жанры: сказка, рассказ, загадка, пословица, стихотворение;
- В составленном повествовании отражать характерные особенности жанра; придумывая сказки, пользоваться свойственными жанру средствами выразительности и знаниями об особенностях сюжета;
- Проявлять интерес к самостоятельному сочинению, создавать разнообразные виды творческих рассказов;
- В творческих рассказах проявлять индивидуальные способности к творческой речевой деятельности;
- Уметь внимательно выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднений, замечать речевые и логические ошибки и доброжелательно, конструктивно исправлять их;
- В старшем дошкольном возрасте осваивать формы речи – рассуждения: объяснительную речь, речь – доказательство, речь – планирование.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему «Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста».
Консультация для родителей...
«Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста».
Основное направление развития речи детей пятого года жизни – это освоение связной монологической речью....
«Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста».
Основное направление развития речи детей пятого года жизни – это освоение связной монологической речью....
Консультация "Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет"
Развивая речь - мы вступаем на путь познанияРазвивая мысль – мы приближаемся к знаниюА. П. Кондарев...
Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста
Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)...
"ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Автором представлен материал для родителей, в котором описываются возрастные особенности развития речи детей 5,6 и 7-го года жизни....
Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Особенности развитие речи детей....