Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД
Особенности развития речи детей
старшего дошкольного возраста.
Воспитатель: Смагина О.А.
Старшая группа
Особенности развития речи детей пятого года жизни. Особенности работы с детьми на занятиях. Формирование словаря. Формирование грамматически правильной речи. Воспитание звуковой культуры речи.
Актуальность исследований, посвященных проблеме развития речи, определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка.
Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике, как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития – мышление, воображение, память, эмоции.
Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.
На пятом году жизни речь ребенка становится разнообразнее, правильнее, богаче. Свои ответы он уже строит из 2—3 и более фраз, все чаше его речь включает сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Увеличение активного словаря (к пяти годам он достигает 3000 слов) дает возможность ребенку точнее излагать свои мысли, свободно общаться, как с взрослыми, так и с детьми.
Если двух-, трехлетний малыш, не зная, как назвать тот или иной предмет, его характерный признак, иногда прибегает к жестам: «Вот такой» (разводит руками), имея в виду слона, то четырех-, пятилетний ребенок уже стремится найти подходящее слово, создает свои слова.
К. И. Чуковский в книге «От двух до пяти» приводит такие примеры словотворчества детей: огонята- (маленький огонь), всехний- (всеобщий), сердитки- (морщинки), обувало, тормозило, ползук- (червяк), мазелин- (вазелин), цепля- (петля), гульвар- (бульвар), мелкоскоп (микроскоп), кластырь- (пластырь) и другое. Слова действительно забавны, но закреплять их в речи ребенка не стоит. Надо поправить, дать точные названия понятиям.
У пятилетних детей очень велико тяготение к рифме. Они создают собственные стихи (например: «Цыцыкуль, Цыцыкуль, по горам идет Микуль» —B.C. Мухина «Близнецы»). Подбирают слова, лишенные порой всякого смысла. Но само это занятие далеко не бессмысленное: оно способствует развитию речевого слуха, формирует умение подбирать слова, близкие по звучанию.
На пятом году жизни большинство детей овладевают четким и чистым произношением шипящих звуков [ш], [ж], [ч’], [щ’], многие начинают верно произносить звуки [р], [р’], [л], но еще не всегда умеют верно употреблять их во всех словах.
В этом возрасте они смешивают шипящие звуки со свистящими, звуки [р], [р’] — со звуками [л], [л’] (звук имеется, но не всегда верно употребляется). Так, например, ребенок правильно произнесет звук [р] в слове сарай и в то же время этот же звук в слове крыша может произнести как [л]: клыша. Овладение новыми звуками, однако, не обходится без трудностей. Так, четко произнося шипящие и сонорные звуки [р], [р’], [л] в слогах и часто правильно употребляя их во вновь усвоенных словах, ребенок иногда продолжает произносить их по-старому в словах, давно знакомых. Эти ошибки нельзя оставлять без внимания, надо добиться, чтобы новый звук удавался повсеместно.
У некоторых детей овладение новыми звуками вызывает чрезмерную увлеченность ими. Малыши начинают употреблять их даже в тех словах, в которых их вовсе нет. Если, скажем, раньше ребенок не выговаривал [ш] и [ж], заменяя их на [с] и [з], то теперь он начинает их произносить, даже когда не надо: шумка (сумка), жамок (замок), жвездочка (звездочка) и другое.
В этом возрасте следует продолжать знакомство ребенка с новыми словами, приучать его точно называть качество предметов, определять, из чего они сделаны (стол, стул, шкаф—из дерева; банка, ваза, стакан—из стекла), находить в предметах сходство и различие, знать такие временные понятия, как утро, день, вечер, вчера, сегодня, завтра; пространственные отношения: справа—слева, впереди—сзади, наверху—внизу.
Для развития умения находить сходные и различные признаки в предметах можно дать ребенку такое задание: «Внимательно рассмотри два яблока. Одинаковые яблоки или нет? Чем они похожи и чем отличаются друг от друга?» Ребенок обнаруживает, что одно яблоко большое, красное, с пятнышком на боку, сладкое, другое—маленькое, зеленое, кислое. Если ребенок упускает какие-то признаки, то взрослый может задать наводящие вопросы или сам назвать их.
Детские игрушки, предметы домашнего обихода также могут быть использованы для сравнения, сопоставления и описания. Так, девочке можно предложить рассказать все, что она знает о своей кукле: как ее зовут? Какие у нее волосы, глаза? Какое на ней платье, туфли? Мальчику можно предложить описать, например, машину.
Нередко дети путают временные понятия: вчера и завтра, утро и вечер, весна и осень. Приведенная ниже игра научит ребенка ориентироваться в таких, еще очень сложных для него понятиях.
Знания о пространственных и временных отношениях помогут ребенку лучше понимать речь окружающих, точнее пользоваться своей речью, правильно двигаться и действовать по указанию взрослых. Вряд ли ребенок сможет найти, например, книгу, которая лежит на верхней полке справа, если он не знает, где верх, а где низ, где правая, а где левая сторона.
Развивать ориентировку в пространстве, то есть умение правильно обозначать предметы по отношению к себе и пользоваться такими словами, как впереди, сзади, слева, справа, можно следующим образом. Ребенок, например, должен определить местонахождение стула по отношению к себе. Поставьте стул впереди малыша и спросите его: «Где стул?» (Впереди.) Затем, переставляя стул или изменяя положение ребенка по отношению к нему, попросите малыша сказать, где стоит стул: сзади, слева, справа.
Во время самостоятельных занятий ребенка—рисования, лепки, конструирования — обратите его внимание на то, где, например, находятся те или иные предметы на его рисунке. Спросите его, где на его рисунке солнышко (наверху), дом (внизу), а где елочка по отношению к дому (слева или справа).
Указывая на размеры предметов, дети в основном пользуются словами большой, маленький и редко высокий, низкий, длинный, короткий. Приучайте ребенка наиболее точно выражать свои мысли: дом высокий — низкий, лента широкая —узкая, карандаш длинный —короткий. Учите пользоваться и прилагательными в сравнительной степени. Спросите, какая линейка шире, какая—уже; какая палочка выше, какая—ниже; какая книга толще, какая — тоньше.
Указывая на величину, цвет, форму, другие качества и признаки предметов, дети иногда допускают ошибки в согласовании слов, в падежных окончаниях существительных, в окончаниях глаголов, прилагательных.
Необходимо обратить внимание на грамматическую правильность речи ребенка. Проверьте, как малыш связывает слова между собой. Спросите его, какая у него кукла. «Красивая», — ответит ребенок. «А еще какая? Большая или маленькая?» — «Большая»,—говорит он. «А карандаш какой?» —«Красный, длинный». Закрепить правильное образование окончаний поможет ребенку следующая игра.
Формирование и развитие связной речи происходит, прежде всего, в процессе повседневного общения с взрослыми. В этом возрасте ребенок обычно задает родителям много вопросов, его интересует буквально все: откуда берется хлеб? Почему машина едет? Зачем нужны бабочки? Куда убегает водичка, которая льется из крана? Откуда берутся дети?
Развитие разговорной речи является важным этапом в формировании у ребенка связной речи. В этом возрасте малыш очень любит рассказывать о чем-то, делиться своими наблюдениями, впечатлениями, сочинять. Как бы вы ни были заняты, надо поддержать речевую активность ребенка, уметь выслушать его, помочь правильно передать содержание прочитанной книги.
Не стоит раздражаться, досадовать на просьбу детей еще раз почитать полюбившуюся сказку. Но надо стремиться к тому, чтобы малыш не оставался только слушателем. После чтения непременно проверьте, все ли он понял, спросите его, что ему понравилось, как он оценивает поступки героев сказки или рассказа. Такие беседы помогут ребенку глубже усвоить произведение и лучше его запомнить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему «Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста».
Консультация для родителей...
«Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста».
Основное направление развития речи детей пятого года жизни – это освоение связной монологической речью....
«Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста».
Основное направление развития речи детей пятого года жизни – это освоение связной монологической речью....
Консультация "Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет"
Развивая речь - мы вступаем на путь познанияРазвивая мысль – мы приближаемся к знаниюА. П. Кондарев...
Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста
Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)...
"ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Автором представлен материал для родителей, в котором описываются возрастные особенности развития речи детей 5,6 и 7-го года жизни....
Беседа с родителями на тему: «Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста».
Основное направление развития речи детей пятого года жизни – это освоение связной монологической речью. Дети среднего дошкольного возраста начинают активно осваивать способы словообразования....