Миогимнастика и ее применение в работе логопеда
презентация по логопедии

Кузьмичева Альбина Алексеевна

В данной презентации раскрываются особенности использования миогимнастики в работе логопеда, представлены упражнения на развитие мышц губ и челюсти

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Миогимнастика и ее применение в работе логопеда Автор: логопед-дефектолог Кузьмичева А.А. г. Богородск 2021 г Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение « Детский сад №1 «Петушок»

Слайд 2

МИОГИМНАСТИКА – это метод лечебной гимнастики, используемый ортодонтами для формирования и нормализации функций мышц челюстно-лицевой области и ротовой полости. Миогимнастика используется при: зубочелюстных аномалиях укорочении подъязычной связки пониженном тонусе мышц артикуляционного аппарата нарушении функции дыхания нарушении функции глотания нарушении функции жевания в профилактических целях Миогимнастика как метод может применяться в логопедии при аномалии зубочелюстной системы, исправлении дефектов звукопроизношения.

Слайд 3

Значение миогимнастики в логопедической работе: Профилактика и коррекция развития зубочелюстных аномалий и нарушений звукопроизношения К оррекция патологического развития функций жевательных и мимических мышц Преодоление речевых расстройств, в частности, при дизартрии и механической дислалии , а также качественное улучшение системы их коррекции Развитие движений органов артикуляции, что благоприятно отражается на качестве звукопроизношения.

Слайд 4

Аномалии окклюзии

Слайд 5

Глубокий или прямой прикус Нейтральный, дистальный или мезиальный прикус Призубный сигматизм свистящих и шипящих звуков Аномалии зубочелюстной системы, предрасполагающие к нарушению звукопроизношения: Дистальный прикус с протрузией верхних зубов Губно-зубной сигматизм свистящих и шипящих звуков

Слайд 6

Межзубный сигматизм свистящих и шипящих звуков Нейтральный или дистальный прикус с протрузией верхних резцов Нейтральный, мезиальный или дистальный фронтальный открытый прикус ранняя потеря молочных зубов

Слайд 7

Мезиальный прикус и его разновидности Шипящий сигматизм свистящих и шипящих звуков Боковой сигматизм свистящих и шипящих звуков односторонний или двусторонний нейтральный (дистальный, мезиальный ) боковой открытый прикус односторонний или двусторонний перекрёстный прикус

Слайд 8

Основные п равила проведения миогимнастики ( В.С.Куриленко ) Мышцы следует напрягать медленно и плавно; Интенсивность упражнений и их размах должны быть достаточными, но не чрезмерными; за каждым напряжением мышц должно следовать расслабление; Темп выполнения упражнений варьируется от медленного до быстрого: в быстром темпе упражнение выполняется на один счет, в среднем — на два, в медленном — на 4 счета; Количество: каждое упражнение следует проводить по несколько раз — до появления чувства легкой усталости мышц, число повторений постепенно возрастает от 5 до 10 - 20; Упражнения следует выполнять регулярно, систематически; Использовать на занятиях музыкальный фон.

Слайд 9

Принципы работы Наглядность (демонстрация упражнений «на себе, перед зеркалом); Доступность (выбор упражнений адекватной возрасту ребенка сложности, разъяснения в игровой форме); Постепенность (последовательное увеличение сложности упражнений и интенсивности нагрузки); Систематичность (ежедневное выполнение полного комплекса упражнений не менее 3 месяцев до 1 года). Формы работы Индивидуальная работа Групповая форма (для детей дошкольного возраста не более 10—12 человек).

Слайд 10

Развитие мышц, регулирующих положение нижней челюсти Упражнения для мышц нижней челюсти. Упражнения для тренировки круговой мышцы рта Упражнения, направленные на развитие подвижности нижней челюсти Комплекс миогимнастики

Слайд 11

Развитие круговой мышцы рта. Ребёнок смыкает губы и надувает щёки, после чего прижимает к щекам кулаки и медленно выдавливает воздух через сжатые губы. При сомкнутых губах ребенок надувает либо правую, либо левую щеку и медленно выдувает воздух либо через правый, либо через левый угол рта соответственно. Ребёнок вытягивал нижнюю губу, охватывал ею верхнюю губу, затем через щель между верхней и нижней губами производил сильный выдох в направлении носа . Ребёнок медленно выдавливает воздух через плотно сжатые губы Рекомендуется свистеть, дуть на легко перемещающийся предмет. Можно использовать игру «Попади в ворота» При протрузии верхних фронтальных зубов ребёнок надувает воздух под верхнюю губу, при мезиальном прикусе – под нижнюю . Ребенок осуществляет накусывание верхней губы при дистальном прикусе и нижней губы при мезиальном прикусе. Ребёнок вытягивает нижнюю губу и охватывает ею верхнюю губу, затем верхней губой охватывает нижнюю. Упражнение на удерживание между губами полоски плотной бумаги или клеенки: ребёнок сжимает полоску губами в течение 3-5 мин во время выполнения домашних заданий или просмотра телевизора. Ребёнок набирает в рот воды и удерживает её, не проглатывая и не разжимая губ. Упражнения с сопротивлением . Ребёнок закладывает согнутые мизинцы в углы рта и слегка растягивает их, сжимая губы и следя за тем, чтобы они не выворачивались . Применение ватных валиков: небольшие ватные валики закладываются в области переходной складки преддверия полости рта по обе стороны от уздечки верхней губы. Ребёнок должен сомкнуть губы и произнести ряд фраз, содержащих звуки [п], [б], [м], для чего требуется смыкание губ. в) Использование пуговиц: две пуговицы диаметром 25-30 мм соединяют шнурком и располагают на расстоянии 15-18 см друг от друга. Одну пуговицу ребёнок захватывает губами, а другую берёт правой рукой и натягивает шнур.

Слайд 12

Развитие мышц, регулирующих положение нижней челюсти. При дистальном прикусе ребёнок медленно выдвигает нижнюю челюсть вперёд до тех пор, пока режущие края нижних резцов не устанавливались впереди верхних. В таком положении нижняя челюсть удерживается около 10 сек, затем медленно занимает исходное положение. То же упражнение ребёнок выполняет с поворотом головы сначала вправо, а затем влево. При мезиальном прикусе ребёнок открывает рот и медленно закрывает его, смещая нижнюю челюсть назад, и устанавливает передние зубы в краевом смыкании. Такое положение удерживается в течение 4-8 сек. Облегчённый вариант выполнения упражнения – движение челюсти с запрокидыванием головы назад. Имитация ребенком активных жевательных движений: а) с сомкнутыми губами, б) с разомкнутыми губами, широко открывая рот и как можно сильнее напрягая мышцы нижней челюсти. прикусывание палочки. На деревянную палочку надевают резиновую трубку, прокладывают её между боковыми зубами ребёнка и удерживают в таком положении. Ребёнок сжимает и разжимает зубы, постепенно перемещая палочку по зубному ряду.

Слайд 13

Упражнения, направленные на развитие подвижности нижней челюсти: широко открыть рот и медленно закрыть его, смещая нижнюю челюсть то вправо, то влево; широко открыть рот и медленно закрыть его, смещая нижнюю челюсть то как можно дальше вперед, то максимально назад; д вижения нижней челюсти ребенка в соответствии с движениями руки педагога в горизонтальной плоскости вправо, влево, вперед, назад; движения руки в вертикальной плоскости определяют открывание и закрывание рта ребенка со смещением нижней челюсти или без него. Ребенок широко открывает рот и помещает указательные пальцы рук на боковые зубы нижнего зубного ряда, надавливая на нижнюю челюсть. При попытке сомкнуть челюсти возникал эффект сопротивления. Педагог помещает свою руку по подбородок ребенка. Ребенок открывает рот, преодолевая сопротивление руки. Специалист располагает большой палец своей правой руки на подбородке под нижней губой ребенка и с легка надавливает на его нижнюю челюсть в горизонтальном направлении; ребенок, напрягая мышцы нижней челюсти, пытался преодолеть сопротивление и выдвинуть нижнюю челюсть вперед.

Слайд 14

Рекомендации Необходимо работать в тесном контакте с ортодонтом с целью обеспечения более качественных результатов коррекции. Необходимо соблюдать профилактические меры по предупреждению зубочелюстных аномалий. Рекомендуемый возраст для миогимнастики 4-7 лет. Для достижения наилучших результатов предлагаем использовать миогимнастику в сочетании с традиционной артикуляционной гимнастикой и массажем мимической и артикуляционной мускулатуры

Слайд 15

Использованные источники Григоренко Н.Ю., Цыбульский С.А. Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции (учебно-методическое пособие). . –– М.: Книголюб, 2005. – 144с Логопедия/ Под редакцией Волковой Л.С. - М.: Просвещение, 1995 Интерактивное образование. Электронная газета logopediya.com/ doskoli /isp.ph Medicalplanet.su / Stomatology

Слайд 16

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

применение ИКТ в работе логопеда

как праильно применить ИКТ в работе логопеда...

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир. Как сформируется его мировоззрение, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раск...

Применение интерактивных компьютерных технологий в коррекционно-развивающей работе логопеда.

В статье представлен опыт внедрения интерактивных компьютерных технологий (интерактивное оборудование Smart BOARD) в работе логопеда ДОУ : использование игр, создание игровых ситуаций для формирования...

Применение миогимнастики в работе логопеда

В презентации рассказывается о применении миогимнастики в работе логопеда с целью профилактики аномалий зубочелюстной системы и исправления дефектов звукопроизношения....

Миогимнастика и её применение в работе логопеда

Данные ортодонтии, которые необходимо учитывать логопедуСуществует тенденция к значительному увеличению количества детей с зубочелюстными аномалиями (до 75% в возрасте до 5 лет – данные Я.В. Кос...

Из опыта работы по применению камешек Марблс в работе логопеда

С целью разнообразить педагогический процесс, поддерживать интерес детей к выполнению заданий учитель-логопед находится в постоянном поиске новых методов и приемов, положительно влияющих на тонкую мус...

Миогимнастика и её применение в работе логопеда

МИОГИМНАСТИКА – это гимнастика для недостаточно или неправильно функционирующих групп жевательных и мимических мышц, разработанная ортодонтами в целях формирования и нормализации ...