Миогимнастика и её применение в работе логопеда
презентация по логопедии
Данные ортодонтии, которые необходимо
учитывать логопеду
Существует тенденция к значительному увеличению количества детей с зубочелюстными аномалиями (до 75% в возрасте до 5 лет – данные Я.В. Костиной, В.М. Чапала)
Такие аномалии формируются под воздействием многих внешних и внутренних факторов (периоды протекания беременности и родов, черепно-мозговые травмы, способ вскармливания, положения во время сна, болезни детского возраста, 80% - вредные привычки как взрослых так и детей; несовершенный акт жевания, глотания, дыхания; нарушение осанки)
Наибольшее влияние на формирование зубочелюстно-лицевой системы оказывают функции дыхания, глотания, жевания и речи
Необходимо включать в логопедическую диагностику оценку внешнего осмотра (физическое развитие, оценка лицевых признаков и пропорций)
Нарушения прикуса и факторы их развития
Эндогенные факторы риска зубочелюстных аномалий
- Генетическая обусловленность;
- Нарушение внутриутробного развития;
- Врожденные аномалии; нарушения развития эмали и дентина;
- Болезни детей раннего возраста, нарушающие минеральный обмен, эндокринные заболевания и т.д.
Экзогенные причины зубочелюстных аномалий
- Нарушение правил искусственного вскармливания ребенка;
- Нарушения функций зубочелюстной системы (жевания, глотания, дыхания, речи);
- Вредные привычки (сосание пустышки, пальцев, языка, щек, различных предметов, неправильная осанка и поза);
- Травмы зубов и челюстей;
- Кариес зубов и его последствия;
- Преждевременная потеря временных зубов и постоянных зубов;
- Задержка выпадения временных зубов;
- Задержка прорезывания постоянных зубов и т.д.
МИОГИМНАСТИКА – это гимнастика для недостаточно или неправильно функционирующих групп жевательных и мимических мышц, разработанная ортодонтами в целях формирования и нормализации функций мышц челюстно-лицевой области и ротовой полости.
Миогимнастика используется при:
- зубочелюстные аномалии
- укорочении подъязычной связки
- пониженном тонусе мышц артикуляционного аппарата
- нарушении функции дыхания
- нарушении функции глотания
- нарушении функции жевания
- в профилактических целях
Значение миогимнастики в логопедической работе:
- Профилактика развития зубочелюстных аномалий и нарушений звукопроизношения
- Происходит коррекция патологического развития функций жевательных и мимических мышц
- Позволяет ускорить сроки преодоления речевых расстройств, в частности, при дизартрии и механической дислалии, а также качественно улучшить систему их коррекции
- Расширяются двигательные возможности органов артикуляции, что благоприятно отражается на качестве звукопроизношения.
Правила миогимнастики (В.С.Куриленко)
- Мышцы следует напрягать медленно и плавно;
- Интенсивность упражнений и их размах должны быть достаточными, но не чрезмерными; за каждым напряжением мышц должно следовать расслабление;
- Темп выполнения упражнений варьируется от медленного до быстрого: в быстром темпе упражнение выполняется на один счет, в среднем — на два, в медленном — на 4 счета;
- Колличество: каждое упражнение следует проводить по несколько раз — до появления чувства легкой усталости мышц, число повторений постепенно возрастает от 5 до 10 - 20;
- Упражнения следует выполнять регулярно, систематически;
- Использовать на занятиях музыкальный фон.
Принципы работы
- Наглядность (демонстрация упражнений «на себе, перед зеркалом);
- Доступность (выбор упражнений адекватной возрасту ребенка сложности, разъяснения в игровой форме);
- Постепенность (последовательное увеличение сложности упражнений и интенсивности нагрузки);
- Систематичность (ежедневное выполнение полного комплекса упражнений не менее 3 месяцев до 1 года).
Формы работы
- Индивидуальная работа
- Групповая форма (для детей дошкольного возраста не более 10—12 человек). формируют группы детей по признаку выявленной функциональной патологии:
а) группа детей с нарушением дыхания
б) группа детей с нарушением глотания и жевания
в) группа детей с нарушениями речи
Этапы занятия
Вводная часть
- игровые упражнения для организации внимания детей
- упражнения для тренировки полного грудного и брюшного дыхания
Основная часть
- упражнения для тренировки той или иной группы мышц челюстно-лицевой области
Заключительная часть
- дыхательные и игровые упражнения.
Григоренко Н.Ю., Цыбульский С.А. рекомендуют использовать миогимнастику в сочетании с традиционной артикуляционной гимнастикой и массажем
Выводы
Необходимо работать в тесном контакте с ортодонтом, с целью обеспечения более качественных результатов коррекции.
Необходимо соблюдать профилактические меры по предупреждению зубочелюстных аномалий.
Миогимнастика — как метод лечебной физкультуры, может применяться в логопедии для профилактики и устранении аномалий зубочелюстной системы, но и способствовать исправлению дефектов звукопроизношения.
Доступность метода позволяет применять его в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста
Для достижения наилучших результатов предлагаем использовать миогимнастику в сочетании с традиционной артикуляционной гимнастикой
Развитие круговой мышцы рта.
- При сомкнутых губах ребенок надувал либо правую, либо левую щеку и медленно выдувал воздух либо через правый, либо через левый угол рта соответственно.
- При протрузии верхних фронтальных зубов ребёнок надувал воздух под верхнюю губу, при мезиальном прикусе – под нижнюю.
- Ребенок осуществлял накусывание верхней губы при дистальном прикусе и нижней губы при мезиальном прикусе.
- Ребёнок вытягивал нижнюю губу и охватывал ею верхнюю губу, затем верхнею губой охватывал нижнюю.
- Ребёнок вытягивал нижнюю губу, охватывал ею верхнюю губу, затем через щель между верхней и нижней губами производил сильный выдох в направлении носа.
- Ребёнок закладывал согнутые мизинцы в углы рта и слегка растягивал их, сжимая губы и следя за тем, чтобы они не выворачивались.
Развитие мышц, регулирующих положение нижней челюсти.
- При дистальном прикусе ребёнок медленно выдвигал нижнюю челюсть вперёд до тех пор, пока режущие края нижних резцов не устанавливались впереди верхних. В таком положении нижняя челюсть удерживалась около 10 сек, затем медленно занимала исходное положение. То же упражнение ребёнок выполнял с поворотом головы сначала вправо, а затем влево.
- При мезиальном прикусе ребёнок открывал рот и медленно закрывал его, смещая нижнюю челюсть назад, и устанавливал передние зубы в краевом смыкании. Такое положение удерживалось в течение 4-8 сек. Облегчённый вариант выполнения упражнения – движение челюсти с запрокидыванием головы назад.
- Имитация ребенком активных жевательных движений: а) с сомкнутыми губами, б) с разомкнутыми губами, широко открывая рот и как можно сильнее напрягая мышцы нижней челюсти.
Упражнения, направленные на развитие подвижности
нижней челюсти:
- широко открыть рот и медленно закрыть его, смещая нижнюю челюсть то вправо, то влево;
- широко открыть рот и медленно закрыть его, смещая нижнюю челюсть то как можно дальше вперед, то максимально назад;
- предлагалось координировать направление движений нижней челюсти и темп их выполнения с движениями руки педагога. Движения руки педагога в горизонтальной плоскости соответствовали смещению нижней челюсти ребенка вправо, влево, вперед, назад; движения руки в вертикальной плоскости определяли открывание и закрывание рта ребенка со смещением нижней челюсти или без него.
- Ребенок широко открывал рот и помещал указательные пальцы рук на боковые зубы нижнего зубного ряда, надавливая на нижнюю челюсть. При попытке сомкнуть челюсти возникал эффект сопротивления.
- Педагог помещал свою руку по подбородок ребенка. Ребенок пытался открыть рот (опустить нижнюю челюсть), преодолевая сопротивление руки.
- Специалист располагал большой палец своей правой руки на подбородке под нижней губой ребенка и производил легкое надавливание на его нижнюю челюсть в горизонтальном направлении; ребенок, напрягая мышцы нижней челюсти, пытался преодолеть сопротивление и выдвинуть нижнюю челюсть вперед.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Данные ортодонтии, которые необходимо
учитывать логопеду
Существует тенденция к значительному увеличению количества детей с зубочелюстными аномалиями (до 75% в возрасте до 5 лет – данные Я.В. Костиной, В.М. Чапала)
Такие аномалии формируются под воздействием многих внешних и внутренних факторов (периоды протекания беременности и родов, черепно-мозговые травмы, способ вскармливания, положения во время сна, болезни детского возраста, 80% - вредные привычки как взрослых так и детей; несовершенный акт жевания, глотания, дыхания; нарушение осанки)
Наибольшее влияние на формирование зубочелюстно-лицевой системы оказывают функции дыхания, глотания, жевания и речи
Необходимо включать в логопедическую диагностику оценку внешнего осмотра (физическое развитие, оценка лицевых признаков и пропорций)
Нарушения прикуса и факторы их развития
Эндогенные факторы риска зубочелюстных аномалий
- Генетическая обусловленность;
- Нарушение внутриутробного развития;
- Врожденные аномалии; нарушения развития эмали и дентина;
- Болезни детей раннего возраста, нарушающие минеральный обмен, эндокринные заболевания и т.д.
Экзогенные причины зубочелюстных аномалий
- Нарушение правил искусственного вскармливания ребенка;
- Нарушения функций зубочелюстной системы (жевания, глотания, дыхания, речи);
- Вредные привычки (сосание пустышки, пальцев, языка, щек, различных предметов, неправильная осанка и поза);
- Травмы зубов и челюстей;
- Кариес зубов и его последствия;
- Преждевременная потеря временных зубов и постоянных зубов;
- Задержка выпадения временных зубов;
- Задержка прорезывания постоянных зубов и т.д.
МИОГИМНАСТИКА – это гимнастика для недостаточно или неправильно функционирующих групп жевательных и мимических мышц, разработанная ортодонтами в целях формирования и нормализации функций мышц челюстно-лицевой области и ротовой полости.
Миогимнастика используется при:
- зубочелюстные аномалии
- укорочении подъязычной связки
- пониженном тонусе мышц артикуляционного аппарата
- нарушении функции дыхания
- нарушении функции глотания
- нарушении функции жевания
- в профилактических целях
Значение миогимнастики в логопедической работе:
- Профилактика развития зубочелюстных аномалий и нарушений звукопроизношения
- Происходит коррекция патологического развития функций жевательных и мимических мышц
- Позволяет ускорить сроки преодоления речевых расстройств, в частности, при дизартрии и механической дислалии, а также качественно улучшить систему их коррекции
- Расширяются двигательные возможности органов артикуляции, что благоприятно отражается на качестве звукопроизношения.
Правила миогимнастики (В.С.Куриленко)
- Мышцы следует напрягать медленно и плавно;
- Интенсивность упражнений и их размах должны быть достаточными, но не чрезмерными; за каждым напряжением мышц должно следовать расслабление;
- Темп выполнения упражнений варьируется от медленного до быстрого: в быстром темпе упражнение выполняется на один счет, в среднем — на два, в медленном — на 4 счета;
- Колличество: каждое упражнение следует проводить по несколько раз — до появления чувства легкой усталости мышц, число повторений постепенно возрастает от 5 до 10 - 20;
- Упражнения следует выполнять регулярно, систематически;
- Использовать на занятиях музыкальный фон.
Принципы работы
- Наглядность (демонстрация упражнений «на себе, перед зеркалом);
- Доступность (выбор упражнений адекватной возрасту ребенка сложности, разъяснения в игровой форме);
- Постепенность (последовательное увеличение сложности упражнений и интенсивности нагрузки);
- Систематичность (ежедневное выполнение полного комплекса упражнений не менее 3 месяцев до 1 года).
Формы работы
- Индивидуальная работа
- Групповая форма (для детей дошкольного возраста не более 10—12 человек). формируют группы детей по признаку выявленной функциональной патологии:
а) группа детей с нарушением дыхания
б) группа детей с нарушением глотания и жевания
в) группа детей с нарушениями речи
Этапы занятия
Вводная часть
- игровые упражнения для организации внимания детей
- упражнения для тренировки полного грудного и брюшного дыхания
Основная часть
- упражнения для тренировки той или иной группы мышц челюстно-лицевой области
Заключительная часть
- дыхательные и игровые упражнения.
Григоренко Н.Ю., Цыбульский С.А. рекомендуют использовать миогимнастику в сочетании с традиционной артикуляционной гимнастикой и массажем
Выводы
Необходимо работать в тесном контакте с ортодонтом, с целью обеспечения более качественных результатов коррекции.
Необходимо соблюдать профилактические меры по предупреждению зубочелюстных аномалий.
Миогимнастика — как метод лечебной физкультуры, может применяться в логопедии для профилактики и устранении аномалий зубочелюстной системы, но и способствовать исправлению дефектов звукопроизношения.
Доступность метода позволяет применять его в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста
Для достижения наилучших результатов предлагаем использовать миогимнастику в сочетании с традиционной артикуляционной гимнастикой
Развитие круговой мышцы рта.
- При сомкнутых губах ребенок надувал либо правую, либо левую щеку и медленно выдувал воздух либо через правый, либо через левый угол рта соответственно.
- При протрузии верхних фронтальных зубов ребёнок надувал воздух под верхнюю губу, при мезиальном прикусе – под нижнюю.
- Ребенок осуществлял накусывание верхней губы при дистальном прикусе и нижней губы при мезиальном прикусе.
- Ребёнок вытягивал нижнюю губу и охватывал ею верхнюю губу, затем верхнею губой охватывал нижнюю.
- Ребёнок вытягивал нижнюю губу, охватывал ею верхнюю губу, затем через щель между верхней и нижней губами производил сильный выдох в направлении носа.
- Ребёнок закладывал согнутые мизинцы в углы рта и слегка растягивал их, сжимая губы и следя за тем, чтобы они не выворачивались.
Развитие мышц, регулирующих положение нижней челюсти.
- При дистальном прикусе ребёнок медленно выдвигал нижнюю челюсть вперёд до тех пор, пока режущие края нижних резцов не устанавливались впереди верхних. В таком положении нижняя челюсть удерживалась около 10 сек, затем медленно занимала исходное положение. То же упражнение ребёнок выполнял с поворотом головы сначала вправо, а затем влево.
- При мезиальном прикусе ребёнок открывал рот и медленно закрывал его, смещая нижнюю челюсть назад, и устанавливал передние зубы в краевом смыкании. Такое положение удерживалось в течение 4-8 сек. Облегчённый вариант выполнения упражнения – движение челюсти с запрокидыванием головы назад.
- Имитация ребенком активных жевательных движений: а) с сомкнутыми губами, б) с разомкнутыми губами, широко открывая рот и как можно сильнее напрягая мышцы нижней челюсти.
Упражнения, направленные на развитие подвижности
нижней челюсти:
- широко открыть рот и медленно закрыть его, смещая нижнюю челюсть то вправо, то влево;
- широко открыть рот и медленно закрыть его, смещая нижнюю челюсть то как можно дальше вперед, то максимально назад;
- предлагалось координировать направление движений нижней челюсти и темп их выполнения с движениями руки педагога. Движения руки педагога в горизонтальной плоскости соответствовали смещению нижней челюсти ребенка вправо, влево, вперед, назад; движения руки в вертикальной плоскости определяли открывание и закрывание рта ребенка со смещением нижней челюсти или без него.
- Ребенок широко открывал рот и помещал указательные пальцы рук на боковые зубы нижнего зубного ряда, надавливая на нижнюю челюсть. При попытке сомкнуть челюсти возникал эффект сопротивления.
- Педагог помещал свою руку по подбородок ребенка. Ребенок пытался открыть рот (опустить нижнюю челюсть), преодолевая сопротивление руки.
- Специалист располагал большой палец своей правой руки на подбородке под нижней губой ребенка и производил легкое надавливание на его нижнюю челюсть в горизонтальном направлении; ребенок, напрягая мышцы нижней челюсти, пытался преодолеть сопротивление и выдвинуть нижнюю челюсть вперед.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/18/picture-560295-1482077047.jpg)
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир. Как сформируется его мировоззрение, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раск...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/09/picture-590125-1423501028.jpg)
Применение интерактивных компьютерных технологий в коррекционно-развивающей работе логопеда.
В статье представлен опыт внедрения интерактивных компьютерных технологий (интерактивное оборудование Smart BOARD) в работе логопеда ДОУ : использование игр, создание игровых ситуаций для формирования...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/06/picture-1035947-1536238479.jpg)
Применение миогимнастики в работе логопеда
В презентации рассказывается о применении миогимнастики в работе логопеда с целью профилактики аномалий зубочелюстной системы и исправления дефектов звукопроизношения....
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/09/picture-857041-1668011042.jpg)
Из опыта работы по применению камешек Марблс в работе логопеда
С целью разнообразить педагогический процесс, поддерживать интерес детей к выполнению заданий учитель-логопед находится в постоянном поиске новых методов и приемов, положительно влияющих на тонкую мус...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/25/picture-901953-1490461694.jpg)
Миогимнастика и ее применение в работе логопеда
В данной презентации раскрываются особенности использования миогимнастики в работе логопеда, представлены упражнения на развитие мышц губ и челюсти...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/12/picture-1057108-1536777743.jpg)
Миогимнастика и её применение в работе логопеда
МИОГИМНАСТИКА – это гимнастика для недостаточно или неправильно функционирующих групп жевательных и мимических мышц, разработанная ортодонтами в целях формирования и нормализации ...