применение ИКТ в работе логопеда
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Ильина Евгения Владимировна

как праильно применить ИКТ в работе логопеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon primenenie_ikt_v_rabote_logopeda.doc25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на МО по теме:

«Применение ИКТ в логопедической работе».

Применение компьютера в логопедической работе уже довольно широко распространено в педагогической среде. Чем же это обусловлено?  Применение специализированных компьютерных технологий в работе с детьми, страдающими нарушениями речи, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи. Компьютер предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью, он активизирует компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. При выполнении заданий компьютерной программы происходит совместная координированная работы моторного, слухового и зрительного анализаторов.  Применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, т.к. предоставляет информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.  Специализированные компьютерные средства обучения повышают мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий, повышают интерес детей к этим занятиям.  А этот интерес лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольная память и внимание, что и обеспечивает психологическую готовность ребенка к школе.

В процессе занятий с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Занятия на компьютере имеют большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально при работе с детьми, страдающими нарушениями речи.  

 На вооружении у логопедов нашего детского сада на данный момент имеется несколько компьютерных логопедических программ. Некоторые из них уже используются в работе, другие пока только изучаются.

Это

  • Игра «Малышам о звуках».

Разработана Областным центром диагностики и консультирования в г. Челябинск. Направлена на развитие фонематического слуха и восприятия детей, имеющих нарушения речи. Включает в себя более 20 игр и заданий  по различению гласных и согласных звуков, твердых и мягких согласных звуков, звонких и грухих согласных звуков, а также  заданий по проведению звуко-буквенного анализа и синтеза.

  • Компьютерная технология «Игры для Тигры»

Программа  построена на основе методик Ефименковой, Каше, Левиной, Лалаевой. Она  позволяет эффективно и в более короткие сроки корригировать речевые нарушения. Предложены серии упражнений по 4 блокам: – звукопроизношение, просодика, фонематика, лексика. Всего более 50 упражнений. Использование в коррекционно-образовательном процессе специализированной компьютерной технологии «Игры для Тигры» способствует коррекции, формированию и развитию:

- длительности и силы речевого выдоха,

- громкости (интенсивности) и юмора голоса,

- темпо-ритмической организации,

- интонационной выразительности,

  • четкости и разборчивости речи.
  •  неречевого слухового гнозиса,

- речевого слухового гнозиса,

- звукового анализа и синтеза,

- структуры значения слова,

- лексических связей слов (синтагматических и парадигматических),

- грамматического значения слова,

- коммуникативных навыков детей.

Компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях.

  • Аудиодиск «Учимся говорить правильно».

Включает в себя более 1000 различных чистоговорок, скороговорок и стихотворений на звуки, нарушенные в произношении у детей: свистящие, шипящие и соноры. Имеется возможность самостоятельной работы ребенка с диском: диктор произносит чистоговорку, и предлагает ребенку ее повторить — далее следует пауза, в течении которой должен говорить ребенок.

Все эти игры и программы предназначены для индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми и позволяют построить работу с учетом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.

В процессе использования компьютерных программ в работе с детьми с нарушениями речи решается ряд задач:

 I. Ознакомительно-адаптационные задачи:

-  ознакомление детей с компьютером и правилами поведения при работе с ним;

  • знакомство детей с компьютерной программой  и ее главными героями;
  • преодоление     психологического     барьера     между     ребенком     и компьютером с помощью создания ситуации успеха;

-  формирование у детей начальных навыков работы на компьютере с использованием   манипулятора   «мышь»   в   процессе   проведения коррекционных занятий.

II. Коррекционно-образовательные и воспитательные задачи:

-  коррекция нарушенных функций, формирование и развитие у детей речевых  и  языковых  средств:  звукопроизношения,  просодических компонентов устной речи, фонематического слуха, фонематического восприятия, лексико-грамматических компонентов языка;

-  формирование и развитие навыков учебной деятельности: осознание цели,   самостоятельное  решение  поставленных  задач,   достижение поставленной цели, оценка результатов деятельности;

- развитие знаковой функции сознания;

-  развитие словесно-логического мышления;

-  развитие зрительного и слухового восприятия;

-  развитие вербальной и зрительной памяти;

-  развитие внимания;

- развитие мотивационной сферы детей;

- развитие      эмоционально-волевой      сферы      детей:      воспитание самостоятельности, сосредоточенности, усидчивости; приобщение к сопереживанию, сотрудничеству, сотворчеству.

Ш. Задачи по развитию  творчества детей:

-  развитие воображения;

  • развитие познавательной активности.

 Таким образом, целенаправленное системное логопедическое воздействие, направленное на коррекцию нарушений языкового и речевого развития у детей, с использованием компьютерной технологии позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса. Оно достигается в результате системного и деятельностного подходов к коррекции нарушений развития, полисенсорного воздействия, интерактивной формы обучения, а также создания психолого-педагогических условий развития положительной мотивации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир. Как сформируется его мировоззрение, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раск...

Применение интерактивных компьютерных технологий в коррекционно-развивающей работе логопеда.

В статье представлен опыт внедрения интерактивных компьютерных технологий (интерактивное оборудование Smart BOARD) в работе логопеда ДОУ : использование игр, создание игровых ситуаций для формирования...

Применение приёмов Су-Джок терапии в работе логопеда. Примеры игр.

Упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка.  Кроме того доказано, что и мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит , сист...

Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе логопеда в условиях дошкольного отделения "КРОЦ" ОСП " Раменки"

Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе» учителя-логопеда с детьми имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата в условиях  дошкольного отделения  ОСП «  Ра...

Мастер-класс для родителей "Применение СУ-ДЖОК терапиии в работе логопеда"

Цель - Цель научить родителей  использовать Су-Джок массажёры в играх с детьми для коррекции речевых нарушений:    воздействовать на биологически активные точки по системе &la...

Применение миогимнастики в работе логопеда

В презентации рассказывается о применении миогимнастики в работе логопеда с целью профилактики аномалий зубочелюстной системы и исправления дефектов звукопроизношения....

Из опыта работы по применению камешек Марблс в работе логопеда

С целью разнообразить педагогический процесс, поддерживать интерес детей к выполнению заданий учитель-логопед находится в постоянном поиске новых методов и приемов, положительно влияющих на тонкую мус...