Консультация "Взаимосвязь работы семьи и логопеда"
консультация по логопедии (средняя группа)
Одним из важнейших направлений в коррекционно–воспитательной деятельности учителя-логопеда является работа с родителями – как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющего речевые нарушения. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimosvyaz_raboty_semi_i_logopeda.docx | 21.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация «Взаимосвязь работы семьи и логопеда»
1.Лексико-грамматические занятия.
Логопедическая работа с детьми проводится ежедневно: 3 дня в неделю логопедические фронтальные занятия со всеми детьми; индивидуальные занятия проводятся ежедневно, 2 раза в неделю с каждым ребенком.
Занятия проводятся по трём направлениям: развитие фонетико-фонематической стороны речи, лексическо-грамматической стороны речи и связной речи.
Формирование фонетико-фонематической стороны речи включают в себя развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза, формирование у детей правильного звукопроизношения. На занятиях дети учатся отличать гласные и согласные звуки. Кроме того, вводятся понятия слова и слога (слово-часть речи, имеющая смысловое значение; слог-часть слова, в которой есть гласный звук, но не имеющая смыслового значения).На таких занятиях осуществляется развитие фонематического слуха (т. е. дети учатся различать звук на слух, вычленять его из речи) в форме упражнений. Например, «Доскажи словечко», «Повтори ряд звуков, слов в том же порядке», «Скажи наоборот» (глухой - звонкий или твердый - мягкий звуки) и пр.
Лексико-грамматические занятия. На неделю берется определенная лексическая тема, в рамках которой проводится работа:
- по расширению и активизации словаря детей;
- по отработке правильного употребления грамматических категорий (изменение существительных по роду, числу, падежу; употребление глаголов в разных временах; согласование существительных с прилагательными и числительными в роде, числе, падеже);
- по выделению предлогов в речи, формированию пониманию их значения;
- по обучению отвечать полными предложениями на поставленный вопрос и т. д.
Занятия по развитию связной речи включают обучение детей пересказу; рассказыванию по картинке или серии картинок, по плану-схеме; заучивание стихотворений; отгадывание и заучивание загадок.
Игра с родителями.
А теперь, я предлагаю вам немного отдохнуть, играя в игру, развивающую фонематическое восприятие ваших детей.
«Поймай звук» (выделение звука из звукоряда, слогоряда, словоряда).
«Как только услышите звук «К», хлопните в ладоши, поймайте его:
- А, У, К, Т, М, П, К;
- ПА, МА, КА, ИТ, ИШ, ИК;
- ДОМ, ТОМ, КОМ.
Внимание! Согласные звуки и буквы называем не «КЭ, МЭ, СЭ…», а «К, М, С…». Правильное название предотвратить ошибки при обучении чтению («МАМА, а не «МэАМэА»).
Развитие мелкой моторики рук происходит на фронтальных занятиях и в индивидуальной работе в форме пальчиковых гимнастик, на занятиях по ИЗО-деятельности, на занятиях воспитателей по графику в старшей группе, по письму в подготовительной к школе группе.
Игра с родителями.
Еще одной целью логопедической работы является развитие речедвигательных умений и навыков у детей, которые проводятся в форме логоритмических упражнений и динамических пауз. Такую паузу проведем и мы с вами.
Пальчиковая игра «Семья»:
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
Начиная с мизинца, загибаем пальцы по - одному. Ритмично сжимаем пальцы в кулак. Движения обязательно должны сопровождаться словами. Сначала гимнастику делаем одной рукой, затем другой, затем обеими руками.
Что касается индивидуальной работы, то она проводится в следующих направлениях:
- проверка, отработка домашних заданий;
- закрепление материалов фронтальных занятий;
- развитие психических процессов восприятия, памяти, воображения, мышления, внимания;
- артикуляционные упражнения;
- коррекция звукопроизношения, включающая постановку, автоматизацию звука, его дифференциацию от близких по звучанию звуков.
2. Работа в домашних тетрадях.
Материал, который изучается за неделю на занятиях, дается домой для закрепления в виде различных упражнений. Для детей они новые, поэтому должны быть прочитаны родителями до конца, объяснены и отработаны под родительским контролем. Еще раз хочется подчеркнуть, что ребенок должен рисовать и штриховать в тетради своей рукой. Взрослый может показать, объяснить, как выполнять задание. Не стремитесь делать из тетради образцово-показательную, главное, чтобы ребенок тренировал свою руку, развивал мелкую моторику, готовил руку к письму.
Что касается звукопроизношения, то чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнения в идеале должны быть ежедневными. Задача логопеда – поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, но если домашних занятий будет недостаточно, то заметных подвижек может и не быть. Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок.
3. Результаты логопедической работы на данном этапе.
В целом, по прошествии промежутка времени с сентября по февраль, уже заметен прогресс в речевом развитии детей. Это исправленные звуки в речи детей; это желание детей работать на занятиях, высказываться, отвечать на вопросы (что называется речевой мотивацией); дети учатся слушать и слышать обращенную к ним речь.
Как вы считаете, изменилось ли речевое развитие детей? В чем это проявляется?
4. Вопросы родителей к логопеду.
Спасибо за внимание и активную работу. Я с удовольствием отвечу на ваши вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимосвязь работы семьи и логопеда при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста.
Обучение ребенка в дошкольном учреждении проводится по разным направлениям:развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной);исправление звукопроизношения;формирование ритмико-мелодической стороны ре...
Родительское собрание в старшей логопедической группе Тема: «Логопедическая работа во II периоде. Взаимосвязь работы семьи и логопеда».
Родительское собрание в старшей логопедической группе Тема: «Логопедическая работа во II периоде. Взаимосвязь работы семьи и логопеда». Время проведения: II период обучения, февраль.План:1....
Конспект родительского собрания логопеда в детском саду по теме: "Логопедическая работа во II периоде. Взаимосвязь работы семьи и логопеда".".
Результаты работы логопеда зависят от степени участия в ней родителей. Взаимосвязь работы логопеда и родителей осуществляются в форме индивидуальных консультаций, тренингов, наглядной информации, откр...
Родительское собрание на тему : "Роль семьи в преодолении дефектов речи", "Взаимосвязь работы семьи и логопеда"
Сегодня мы будем говорить о самом дорогом, что у нас есть — о наших детях!...
«Взаимосвязь работы семьи и логопеда. Формирование звуко- буквенного анализа у детей дошкольного возраста».
Ознакомление родителей со структурой логопедической работы во втором периоде , в частности с приемами развития навыка звукобуквенного анализа у детей дошкольного возраста посещающих логопедическую гру...
Взаимосвязь работы семьи и логопеда
Конспект родительсеого собрания на тему: "Взаимосвязь работ семьи и логопеда"...
Взаимосвязь работы семьи и логопеда
Рекомендации для родителей, по развитию у детей мелкой моторики, по подготовке руки к письму....