Консультация "Взаимосвязь работы семьи и логопеда"
консультация по логопедии (средняя группа)

Татьяна Александровна Шорина

Одним из важнейших направлений в коррекционно–воспитательной деятельности учителя-логопеда является работа с родителями – как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющего речевые нарушения. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimosvyaz_raboty_semi_i_logopeda.docx21.16 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Взаимосвязь работы семьи и логопеда»

1.Лексико-грамматические занятия.

Логопедическая работа с детьми проводится ежедневно: 3 дня в неделю логопедические фронтальные занятия со всеми детьми; индивидуальные занятия проводятся ежедневно, 2 раза в неделю с каждым ребенком.

Занятия проводятся по трём направлениям: развитие фонетико-фонематической стороны речи, лексическо-грамматической стороны речи и связной речи.

Формирование фонетико-фонематической стороны речи включают в себя развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза, формирование у детей правильного звукопроизношения. На занятиях дети учатся отличать гласные и согласные звуки. Кроме того, вводятся понятия слова и слога (слово-часть речи, имеющая смысловое значение; слог-часть слова, в которой есть гласный звук, но не имеющая смыслового значения).На таких занятиях осуществляется развитие фонематического слуха (т. е. дети учатся различать звук на слух, вычленять его из речи) в форме упражнений. Например, «Доскажи словечко», «Повтори ряд звуков, слов в том же порядке», «Скажи наоборот» (глухой - звонкий или твердый - мягкий звуки) и пр.

Лексико-грамматические занятия. На неделю берется определенная лексическая тема, в рамках которой проводится работа:

  • по расширению и активизации словаря детей;
  • по отработке правильного употребления грамматических категорий (изменение существительных по роду, числу, падежу; употребление глаголов в разных временах; согласование существительных с прилагательными и числительными в роде, числе, падеже);
  • по выделению предлогов в речи, формированию пониманию их значения;
  • по обучению отвечать полными предложениями на поставленный вопрос и т. д.

Занятия по развитию связной речи включают обучение детей пересказу; рассказыванию по картинке или серии картинок, по плану-схеме; заучивание стихотворений; отгадывание и заучивание загадок.

Игра с родителями.

А теперь, я предлагаю вам немного отдохнуть, играя в игру, развивающую фонематическое восприятие ваших детей.

«Поймай звук» (выделение звука из звукоряда, слогоряда, словоряда).

«Как только услышите звук «К», хлопните в ладоши, поймайте его:

- А, У, К, Т, М, П, К;

- ПА, МА, КА, ИТ, ИШ, ИК;

- ДОМ, ТОМ, КОМ.

Внимание! Согласные звуки и буквы называем не «КЭ, МЭ, СЭ…», а «К, М, С…». Правильное название предотвратить ошибки при обучении чтению («МАМА, а не «МэАМэА»).

Развитие мелкой моторики рук происходит на фронтальных занятиях и в индивидуальной работе в форме пальчиковых гимнастик, на занятиях по ИЗО-деятельности, на занятиях воспитателей по графику в старшей группе, по письму в подготовительной к школе группе.

Игра с родителями.

Еще одной целью логопедической работы является развитие речедвигательных умений и навыков у детей, которые проводятся в форме логоритмических упражнений и динамических пауз. Такую паузу проведем и мы с вами.

Пальчиковая игра «Семья»:

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папа,

Этот пальчик – мама,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

Начиная с мизинца, загибаем пальцы по - одному. Ритмично сжимаем пальцы в кулак. Движения обязательно должны сопровождаться словами. Сначала гимнастику делаем одной рукой, затем другой, затем обеими руками.

Что касается индивидуальной работы, то она проводится в следующих направлениях:

  • проверка, отработка домашних заданий;
  • закрепление материалов фронтальных занятий;
  • развитие психических процессов восприятия, памяти, воображения, мышления, внимания;
  • артикуляционные упражнения;
  • коррекция звукопроизношения, включающая постановку, автоматизацию звука, его дифференциацию от близких по звучанию звуков.

2. Работа в домашних тетрадях.

Материал, который изучается за неделю на занятиях, дается домой для закрепления в виде различных упражнений. Для детей они новые, поэтому должны быть прочитаны родителями до конца, объяснены и отработаны под родительским контролем. Еще раз хочется подчеркнуть, что ребенок должен рисовать и штриховать в тетради своей рукой. Взрослый может показать, объяснить, как выполнять задание. Не стремитесь делать из тетради образцово-показательную, главное, чтобы ребенок тренировал свою руку, развивал мелкую моторику, готовил руку к письму.

Что касается звукопроизношения, то чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнения в идеале должны быть ежедневными. Задача логопеда – поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, но если домашних занятий будет недостаточно, то заметных подвижек может и не быть. Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок.

3. Результаты логопедической работы на данном этапе.

В целом, по прошествии промежутка времени с сентября по февраль, уже заметен прогресс в речевом развитии детей. Это исправленные звуки в речи детей; это желание детей работать на занятиях, высказываться, отвечать на вопросы (что называется речевой мотивацией); дети учатся слушать и слышать обращенную к ним речь.

Как вы считаете, изменилось ли речевое развитие детей? В чем это проявляется?

4. Вопросы родителей к логопеду.

Спасибо за внимание и активную работу. Я с удовольствием отвечу на ваши вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь работы семьи и логопеда при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста.

Обучение ребенка в дошкольном учреждении проводится по разным направлениям:развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной);исправление звукопроизношения;формирование ритмико-мелодической стороны ре...

Родительское собрание в старшей логопедической группе Тема: «Логопедическая работа во II периоде. Взаимосвязь работы семьи и логопеда».

Родительское собрание  в старшей логопедической группе Тема: «Логопедическая работа во II периоде. Взаимосвязь работы семьи и логопеда». Время проведения: II период обучения, февраль.План:1....

Конспект родительского собрания логопеда в детском саду по теме: "Логопедическая работа во II периоде. Взаимосвязь работы семьи и логопеда".".

Результаты работы логопеда зависят от степени участия в ней родителей. Взаимосвязь работы логопеда и родителей осуществляются в форме индивидуальных консультаций, тренингов, наглядной информации, откр...

Родительское собрание на тему : "Роль семьи в преодолении дефектов речи", "Взаимосвязь работы семьи и логопеда"

Сегодня мы будем говорить о самом дорогом, что у нас есть — о наших детях!...

«Взаимосвязь работы семьи и логопеда. Формирование звуко- буквенного анализа у детей дошкольного возраста».

Ознакомление родителей со структурой логопедической работы во втором периоде , в частности с приемами развития навыка звукобуквенного анализа у детей дошкольного возраста посещающих логопедическую гру...

Взаимосвязь работы семьи и логопеда

Конспект родительсеого собрания на тему: "Взаимосвязь работ семьи и логопеда"...

Взаимосвязь работы семьи и логопеда

Рекомендации для родителей, по развитию у детей мелкой моторики, по подготовке руки к письму....