Использование дидактических игр в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда
консультация по логопедии
Правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем лучше развита у ребенка речь, тем полноценнее его общение и взаимодействие с взрослыми и сверстниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_didakticheskih_igr.docx | 22.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование дидактических игр
в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда
Правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем лучше развита у ребенка речь, тем полноценнее его общение и взаимодействие с взрослыми и сверстниками. Очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения. Ведущая деятельность детей – игровая, поэтому все педагоги стараются включать в работу с детьми различные игры. Игры позволяют детям решать мыслительные и речевые задачи в игровой форме, помогают выработать умение правильно произносить слова, усвоить грамматические нормы, расширять словарный запас, формировать направленную воздушную струю, развивать мелкую моторику и графические навыки, дают детям определенный объем знаний и учат их владеть этими знаниями, развивают психические процессы тесно связанные с развитием речи.
Большое значение игре придавал А.С. Макаренко: « У ребенка есть страсть к игре, ее надо удовлетворить. Надо не только дать ему время поиграть, но пропитать игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – игра». Занимательный характер игры повышает речевую мотивацию и работоспособность. Играя, ребенок раскрепощается, снижается тревожность, следовательно, улучшается результат работы. Во время игры происходит процесс так называемого непреднамеренного обучения. Выполняя игровые задания, ребенок может самостоятельно достичь цели, что немаловажно для детей имеющих речевой дефект. Именно в игре осуществляется естественное развитие речевой сноровки и активизация всех компонентов речевой деятельности.
Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей.
Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Использование дидактических игр в логопедической практике значительно ускоряет темпы и эффективность работы логопеда, если тщательно отбирать игры по их содержанию и уметь правильно ими руководить.
При проведении дидактических игр логопед основывается на общих дидактических принципах. Основными из них являются следующие:
1. Принцип системности. Игры-одиночки могут быть очень интересными, но, используя их вне системы, нельзя достигнуть обучающего и развивающего результата. Системность предполагает последовательно развивающуюся и усложняющуюся систему игр.
2. Принцип повторности. Новые знания у дошкольника вызывают значительные затруднения так как у него нет опыта, нет накопленных представлений и способов усвоения знаний. И только в результате повторения ребенок приобретает знания.
3. Принцип наглядности. У детей дошкольного возраста преобладает наглядно-действенное восприятие, то есть показ предмета или картинки, его обозначающей, действует на ребенка сильнее, чем слово. Поэтому в своей работе логопед должен использовать как можно больше игрушек, конкретных предметов, картинок, муляжей и т. д.
Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Дидактические игры, оказывают положительное действие на всестороннее развитие детей и обязательно включаются в логопедическую работу. При выборе игр учитель-логопед учитывает возраст детей, их психофизические особенности, дидактические принципы, степень сложности речевого нарушения, этап логопедической работы. На практике мы сталкиваемся с разными детьми, различными речевыми нарушениями и стараемся подобрать необходимые игры для каждого ребенка индивидуально. Как известно целью логопедического воздействия в детском саду является развитие всей речевой системы в целом: развитие общей речевой активности, накопление словаря, развитие физического и речевого слуха, развитие грамматической стороны речи, обучение навыкам словообразования и словоизменения, развитие артикуляционной и мелкой моторики, связной речи и, наконец, коррекция произношения. Соответственно в распоряжении логопеда должно быть большое количество различных игр.
Дидактические игры разнообразны по своему содержанию (математические, сенсорные, речевые, музыкальные, природоведческие, для ознакомления с окружающим), игровым действиям (игры-путешествия, игры-предположения, игры-поручения, игры-загадки, игры-беседы), познавательной деятельности (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные, творческие, социальные), игровому материалу (По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.
1) предметные игры – это деревянные конусы из одноцветных и разноцветных колец, бочонки, шары, матрешки, грибки и др. Эти игры развивают у детей восприятие цвета, величины, формы.
2) Настольно-печатные игры могут быть разделены на несколько видов:
- парные картинки;
- Лото - уточняют знания детей, обогащают словарь
- домино - в игре развиваются память, сообразительность и т.д.
- разрезанные картинки и складные кубики. Игры направлены на развитие внимания, на уточнение представлений, на соотношение между целым и частью.
- игры типа «лабиринт» развивают пространственную ориентацию, умение предвидеть результат действия.
2) словесные игры. В эту группу входит большое количество народных игр типа «краски», «черное и белое» и др. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.
Дидактическая игра имеет свою структуру, включающая несколько компонентов. Основной компонент - дидактическая (обучающая) задача. Игровые действия – это способы проявления активности ребенка в игровых целях. Правила – обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной – им подчиняются все участники игры.
Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.
Наш современный век хорош тем, что предоставляет нам огромное количество различной информации, готовых игр, пособий и плакатов, но не всегда они соответствуют нашим пожеланиям и ожиданиям. Поэтому в работе практикую изготовление различных игр своими руками. Здесь фантазия не знает границ, задумки приобретают реальные формы, картинки подбираются на свое усмотрение, оформление - по желанию, можно задать игре нужные в данный момент цели, в любое время добавить новый материал в соответствующем виде и формате своей игры. Современная техника и материалы помогают оформить все красиво, красочно и эстетично.
По некоторым направлениям логопедической работы я подобрала игры, которые использую на занятиях. Большое внимание уделяю разделу "Звукопроизношение", т. к. при проведении работы по автоматизации, дифференциации звука и введения его в речь работа должна быть разнообразной и не наскучить ребёнку.
Игры для развития мелкой моторики рук: "Собери цветок", "Мозаики", "Шнуровки", "Разрезные картинки", ""Игры с массажными мячиками", "Игры с прищепками", "Построй так же", "Собери бусы". Уделяя должное внимание развитию мелкой моторики и тонких движений кистей рук, мы достигаем определенных целей: развиваем пальцевую пластику, вырабатываем ловкость и гибкость, формируем умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Регулярное повторение двигательных упражнений для пальцев способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на развитие речи детей, кисти рук становятся подвижными, что помогает детям быстрее овладеть навыками письма.
Игры для развития речевого дыхания, выработки целенаправленной воздушной струи: "Снегопад", "Забей мяч в ворота", "Перышко, лети!", "Бабочка на цветке", "Подуй на горячий чай", "Рыбки", "Пароходы", "Разноцветные листья", "Горячая каша", "Кораблики", "Вьюга", "Птички", "Разноцветный снег", "Пузыри", "Погреем пальчики" и т.д. Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи, которая считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Выработка воздушной струи может проводиться до артикуляционной гимнастики или одновременно с ней, поскольку в формировании воздушной струи активное участие принимают щеки, губы, язык.
Игры для автоматизации и дифференциации звуков: "Подарки для Змейки и Насоса", "Разноцветные линии", "Звуковые дорожки", "Звуковой кубик", "День рождения Карлсона". Упражнения и игры для автоматизации (правильное произношение поставленных звуков в слогах, словах, фразовой и самостоятельной речи ребёнка), используются на протяжении всей коррекционной работы учителя-логопеда с ребенком. Это трудная и по сути своей довольно однообразная работа, которая требует постоянного внимания взрослого и терпения и упорства у детей. Ребенку нужно огромное количество раз повторять упражнения, слова, предложения с определенным звуком. Что бы разнообразить образовательную деятельность в этом направлении использую большое количество игр для автоматизации звуков, цели у которых одинаковые, а картинки и содержание разные. Игра "Подарки для змейки и насоса".
Цель игры – учить детей различать звуки [С] – [Ш] и правильно употреблять их в собственной речи.
Перед ребенком выкладываются картинки на прищепках и предлагается подобрать подарки для насоса (только слова со звуков С). Аналогично проводится игра «Подарки для змейки» (слова со звуком Ш).Первоначально логопед сам произносит слова, а ребенок на слух определяет, подойдет ли та или иная картинка в качестве подарка. Если это задание ребенок выполняет без ошибок, то следующим этапом будет самостоятельное произношение слов ребенком.
Игры на развитие фонематического восприятия. фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза: Лото "Гласные звуки", "Кто в домике живет", "Звуковое домино", "Звуковое лото", "Раскрась квадрат", "Светофор".
Лото "Гласные звуки".
Задачи:
1. Закреплять знания гласных звуков, особенностей их артикуляции, умение правильно их произносить;
2. Продолжать знакомить с символами, которые обозначают гласные звуки;
3. Учить детей определять первый звук в слове, называть его.
Правила игры:
Одновременно могут играть несколько детей. Каждый играющий берет себе карточку - поле с определённым звуком. Ведущий берёт себе маленькие карточки с картинками, переворачивает картинками вниз. Берёт по одной карточке и называет картинку. Играющие должны определить, на какой звук начинается название картинки. Цель - собрать на большой карте картинки, названия которых начинаются на один гласный звук. Побеждает тот, кто скорее закроет картинками всю карточку.
Игры на развитие и активизацию словарного запаса: "Лото. Транспорт", игра "Магазин", "Угадай по описанию", "Скажи наоборот", помогают развивать активный словарь детей, обогащать предметный словарь, словарь прилагательных, формировать умение подбирать действия к предметам, формировать умение выделять и называть части предметов и объектов, учить детей соотносить предметы с разными характеристиками.
Игры на формирование грамматического строя речи: Лото "Один - много", игра "Большой - маленький", "Сосчитай-ка", "Куклина комната", "Подбери пару", "Чем управляет?", "Кому что нужно?", "Веселые насекомые" учат образовывать имена существительные множественного числа, уменьшительно - ласкательные формы имен существительных с помощью суффиксов, формируют навык правильного употребления существительных в винительном, родительном, творительном падежах, формируют понимание некоторых предлогов и т.д.
Игры на словообразование: игра "Большой - маленький", "Поварята", "Назови ласково", "Найди детеныша", "У кого кто?", "Из чего сделаны?", "Чей?, Чья?, Чьи?". Логопедическая работа направлена также на формирование словообразования имен существительных, глаголов, имен прилагательных с помощью приставок, суффиксов, путем сложения слов и образования новых. Одна из задач учителя-логопеда учить детей образовывать относительные прилагательные от существительных, называть предметы, из какого материала они сделаны, учить детей соотносить названия взрослых животных с названиями их детенышей, использовать эти слова в речи, образование глаголов от звукоподражательных слов, образовывать прилагательные от существительных с помощью суффиксов – ян, –ан, -ов, -ик, -щик и т.д.
Игры на формирование словоизменения: "Скажи какой? какая? какие?", "Из чего сделаны?", "Два и пять", "Посчитай". Для закрепления словоизменения существительных, глаголов и прилагательных с детьми проводятся различные игры и игровые упражнения с определенными целями: согласование существительных и прилагательных в роде и числе (Какой? Какая? Какое?), научить ребенка правильно употреблять в речи существительные в разных падежах, единственное и множественное число глаголов настоящего времени (Что делает? Что делают?), научить согласовывать имена существительные с числительными и т.д. Использование игр в работе логопеда практика обязательное условие коррекционного процесса. В моём кабинете множество игр и пособий, изготовленных своими руками из бумаги, картона, бросового и подручного материала, решающих определенные коррекционно-образовательные задачи: уточнять и активизировать словарь детей, упражнять в образовании множественного числа имен существительных, согласовывать имена существительные с прилагательными и числительными, закреплять навыки употребления предлогов, относительных прилагательных, слов-антонимов, осуществлять коррекцию мелкой моторики и многие другие. Игры, изготовленные своими руками цветные, яркие вызывают у детей интерес и желание работать. Разнообразие игр, преследующих одни и те же цели, не даёт ребенку заскучать на занятиях.
И в заключение, хочу сказать: в современной логопедии дидактическая игра создается педагогом специально в обучающих целях. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Дидактическая игра выступает одновременно как вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия логопеда с ребенком. В этом и состоит ее своеобразие.
Таким образом, использование дидактических игр в работе логопеда, способствуют и развитию речевой активности детей, и повышению результативности коррекционной работы. Необходимо помнить, что развитие в ходе игровой деятельности речи дошкольников - попытка учить детей светло, радостно, без принуждения.
Список использованной и рекомендуемой литературы:
1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. - СПб.: ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕТСТВО - ПРЕСС", 2015. - 160 с. + цв. вкл. 48 с.
2. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. - СПб.: ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕТСТВО - ПРЕСС", 2015. - 112 с.
3. Козырева О.А. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи: ст. группа дошк. спец. (коррекц.) образоват.учреждений: пособие для логопеда/ О.А. Козырева, Н.Б. Дубешко. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 119 с.: ил. – (Библиотека логопеда).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе учителя-логопеда.
Игра является основной деятельностью ребенка – дошкольника. В организованном детском коллективе игра служит средством воспитания и обучения. Поэтому логопедическая работа тр...
Мастер-класс по использованию универсального дидактического пособия «Круги Помогаторы» в работе учителя-логопеда (по методике кругов Луллия)
В ходе использования данного пособия учитель - логопед может корригировать различные аспекты речевой деятельности, а именно:- развивать артикуляционную моторику;- закреплять произнош...
Использование дидактической игрушки "Лого-лягушка" в работе учителя-логопеда
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРУШКИ «ЛОГО-ЛЯГУШКА» В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА...
Использование дидактической игры "Символы России" в работе учителя-логопеда
Цель: создание условий для развития познавательного интереса детей, обогащения и закрепления знаний о родной стране.Задачи:освоение и обогащение представлений о Родине, о государственных и народн...
«Использование дидактического пособия «Куб знаний» в работе учителя-логопеда при патриотическом воспитании детей»
задачи:- Совершенствовать грамматический строй речи: согласование слов в предложениях по родам, числам, падежам.- Различать однокоренные слова на слух, проводить звукобуквенный анализ слов, подбирать ...
Годовой план работы учителя-логопеда по самообразованию. «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»
Тема: «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»Цель: повысить свой профессиональный уровеньЗадачи:1. Изучение современных подходов по...
Использование дидактической игрушки «ЛОГО-ЛЯГУШКА» в работе учителя-логопеда
Использование дидактической игрушки «ЛОГО-ЛЯГУШКА» в работе учителя-логопеда...