Рекомендации по дифференциации звуков С-Ш
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Рекомендации для учителей-логопедов по дифференциации звуков С-Ш. Данный материал можно использовать и для различения других звуков.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Работа над дифференциацией звуков речи у детей с речевыми нарушениями речи через движение и речь.
«Хорошо произносит тот, кто хорошо различает отдельные звуки слова. Поэтому, если при обследовании речи установлены дефекты фонематического слуха, в первую очередь, нужно заняться по преимуществу воспитанием у ребёнка слухоречевых дифференцировок».
М.Е. Хватцев
Фонематические нарушения, в отличие от фонетических, выражаются в полной замене одного звука речи другим (например, вместо Ш произносится С), что свидетельствует о разграничении ребёнком этих двух фонем. В этом случае ребёнку трудно или вообще невозможно разобрать близкие по звучанию слова.
Содержание работы по преодолению фонематических нарушений предполагает:
- последовательную дифференциацию смешиваемых звуков, сначала в изолированном произношении с использованием картинок, зеркала и звуков;
- затем в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихотворениях, рассказах и в самостоятельной речи.
Чтобы облегчить задачу для правильного произношения смешиваемых звуков, я предлагаю подключать все имеющиеся сохранные анализаторы: зрение, слух совместно с движением руки в игре «Поймай звук».
Открытая ладонь показывается при произношении слогов, слов со звуком «С», кулак – при произношении слогов, слов со звуком «Ш».
Цель игры: развитие фонематического слуха; дифференциация звуков «С» - «Ш» в слогах, словах; расширение и обогащение словарного запаса детей.
Правила игры: взрослый договаривается с ребенком, каким звуком обозначить открытую ладонь (например, звуком «С»), каким – кулак (соответственно, звуком «»Ш»). Повторяя за логопедом звук, слог или слово с заданным заранее звуком, ребёнок сжимает или разжимает руку. На 1 этапе перед зеркалом «ловим» звуки С или Ш (из звуков: М, С, Ш, Р, Л, З, Щ, Ж, С и т.д.), показывая при этом соответствующий знак (ладонь или кулак).
На 2 этапе «ловим» звуки в слогах, затем в словах и т.д. За одно занятие даётся 10-16 слов, при этом каждое проговаривается 4-5 раз с выделением автоматизируемого звука.
Работа продолжается и при произношении предложений, тогда ребёнок «действует» без Вашей подсказки.
Исходя из опыта работы, к моменту автоматизации звуков в тексте ребёнок с заданием справляется самостоятельно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к использованию презентации «Дифференциация звуков [з]-[ж] в словах и предложениях»
Данная презентация предназначена для медиа поддержки коррекционных логопедических занятий с детьми старше-подготовительного возраста, имеющими фонетико-фонематические нарушения речи. Презентация может...
Рекомендации для родителей по теме: «Дифференциация звуков [З-С] «Моя семья » (старшая группа)
Для повышения эффективности коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, мы привлекаем родителей к активному сотрудничеству,предлагая закрепить...
Рекомендации по дифференциации звуков [С] - [Ш].
Для дифференциации звуков (которые ребенок научился правильно произносить), необходима их автоматизация (введение в речь, повторение)....
Методическая разработка. Рекомендации для родителей по теме " День защитника Отечества. Дифференциация звуков «Б» и «П»
Рекомендации для родителей по теме " День защитника Отечества. Дифференциация звуков «Б» и «П»...
Рекомендации для родителей "Карточки для домашнего задания "Дифференциация звуков Ш-С""
Материал адресован родителям. Представлены готовые карточки для домашнего задания по дифференциации звуков "Ш-С"....
Рекомендации для родителей «Карточки для домашнего задания «Дифференциация звуков Р – Л»»
Материал облегчит родителям выполнение с детьми домашнего задании по дифференциации звуков "Р-Л"....
Консультация "Рекомендации по дифференциации звуков в речи"
Рекомендации родителям по дифференциации звуков в речи детей старшего дошкольного возраста....