Проект
проект по логопедии

Пурбуева Ольга Борисовна

Родительский клуб «В мире звуков и слов»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_klub_dou.docx27.76 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад №95 «Рябинушка» учитель-логопед Пурбуева О. Б.

Проект родительского клуба «В мире звуков и слов»

Актуальность проекта

Нарушения речи в той или иной степени отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, в частности речевых, контактов, в процессе которых осуществляется познавание ребенком окружающей действительности. Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности).                                

Закон РФ «Об образовании» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Часто родители считают, что логопед все исправит и все самостоятельно решит. Но это не так! Важно работать с ребенком не только в детском саду по исправлению нарушений речи, но и дома вместе с мамой, папой и т.д.
Родители-естественные учителя своего ребенка, от них зависит чрезвычайно много в их руках очень сильное воспитательное средство-любовь к своему ребенку. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.

Логопеду важно организовать такую среду и создать такие условия, чтобы эта любовь и поддержка развили в ребенке все необходимые для жизни в обществе навыки и умения. Для благополучного речевого развития ребенка требуются взаимоотношения семьи и логопеда, а именно – сотрудничество, доверительность, взаимодействие. Поэтому для создания благотворной почвы для развития правильной, грамотной красивой речи детей дошкольного возраста возникла необходимость организовать родительский Клуб «В мире звуков и слов».

Его целью является оказание теоретической и практической помощи родителям в развитии речи детей, посещающих ДОУ и профилактике речевых нарушений, а также включение родителей в совместный коррекционный процесс и создание единого речевого пространства.

Задачи:

  • установить партнерские отношения с родителями дошкольников
  • повысить компетентность родителей в области развивающей и коррекционной педагогики
  • побуждать интерес у родителей к процессу развития ребенка в разных видах деятельности.

Участники клуба:

  • родители;
  • учитель-логопед;
  • воспитатели старших групп;
  • педагоги ДОУ

   Занятия на логопедическом пункте могут посещать не только мамы и папы, но и бабушки и дедушки, старшие братья и сестры - словом, все взрослые, которые будут заниматься с ребенком дома. Это необходимое условие, потому, что в семье и ДОУ к ребенку должны предъявляться одинаковые требования.

Клуб является дополнительным компонентом воспитательно – образовательного процесса, где родители могут получить знания и развить свои умения.

Проект клуба рассчитан на 3 года (с продолжительностью в 40-45 минут мастер-классов, консультаций, круглый стол и т.д.)

Клуб работает по следующим направлениям:

Консультативная помощь:

  • «Основные логопедические понятия»
  • «Развитие мелкой моторики и речевого дыхания»
  • «Основы правильного произношения»
  • «Автоматизация поставленных звуков»
  • «Развитие фонематического восприятия»
  • «Речевая готовность ребенка к школе»

Практическая помощь:

  • Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук и речевого дыхания
  • Выполнение самомассажа «Су-джок»
  • Выполнение артикуляционной гимнастики
  • Приемы постановки и автоматизации звуков
  • Приемы развития фонематических процессов
  • Показ индивидуальных коррекционных занятий с детьми
  • На занятиях родители не только получат теоретические знания, они обязательно научатся применять их на практике.

В течение года могут быть изменения по темам направления, по востребованию родителей.

Принципы работы Клуба:

  • системность
  • добровольность
  • компетентность
  • соблюдение педагогической этики
  • удовлетворение познавательного интереса

Материально-техническое оснащение:

Комплекса технических средств, включающих - мультимедийный проектор, персональный компьютер и оборудование – печатающее и множительное (принтер цветной, сканер, копировальный аппарат).

Электронного обеспечения: устройство USB, CD дисков с компьютерными играми и музыкой, электронных поддержек и мультипликационных пособий, созданных с помощью программы - презентации Microsoft Power Point.

Информационно-методического обеспечения: литература, программы, методики.

Наглядного и раздаточного материала, индивидуальных зеркал  для практических занятий.

Методы и формы работы с родителями:

  • консультации, беседы;
  • практические занятия с использованием электронных поддержек и пособий;
  • работа с дидактическим материалом (различные карточки с картинками, схемы модели артикуляции звука, различные предметы для классификации и т.д.);
  • активные подгрупповые методы обучения: игры, дискуссии, мастер классы, круглые столы.

При реализации проекта ожидаем  получить следующие результаты:

1. Активное вовлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс.

2. Родители умеют самостоятельно выстраивать пути решения возникающих у них трудностей, опираясь на приобретенные практические умения и навыки.

3. Результаты анкетирования, свидетельствующие о повышении уровня педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

4.  Положительная  динамика  речевого  развития  детей, свидетельствующая об эффективности проведенной работы с родителями.

В проекте используются 4 этапа: диагностический, информационный, коррекционный, профилактический.

Тематическое планирование работы с родителями старших и средних дошкольников

№№

Содержание работы

Форма работы

Время проведения работы

Диагностический этап

1

Знакомство.

Знакомство с особенностями работы клуба на учебный год.

Родительские собрания

Сентябрь, октябрь

2

Сбор анамнеза детей дошкольного возраста

Анкетирование

Сентябрь

1-3 неделя

Информационный этап

3

«Причины речевых нарушений»

Сайт детского сада

Сентябрь

4 неделя

4

«Основные логопедические понятия»

Сайт детского сада

Сентябрь

4 неделя

5

Зачем нужны домашние задания?

Консультация для родителей

Ежемесячно

Коррекционный этап

6

Постановка звука «Такая нужная артикуляционная гимнастика»

Тренинг для родителей

Октябрь

7

Основы правильного произношения:

  1. Дыхательная гимнастика, правила ее проведения;
  2. Су-джок терапия, правила ее проведения;
  3. «Речь на кончиках пальцев», развиваем мелкую моторику;
  4. «Мы учимся слышать и слушать», развиваем фонематический слух.

Мастер класс

Практические занятия

Ноябрь

8

«Автоматизация поставленных звуков»:

  • этапы автоматизации звуков;
  • специальные приемы автоматизации звуков;
  • показ индивидуального занятия с ребенком (для желающих родителей)

Круглый стол

Февраль

9

«Автоматизация поставленных звуков в самостоятельной речи»

монологи, диалоги;

подвижные игры.

Круглый стол

Апрель

Профилактический этап

11

«Дифференциация поставленных иавтоматизированных звуков»:

специальные приемы дифференциации звуков;

Подведение итогов работы родительского клуба.

Консультации

Практические занятия

Апрель

12

«Родителям будущих первоклассников»

Родительские собрания

Май

13

Задания на лето от логопеда!

Сайт детского сада

Июнь

14

Индивидуальные консультации

Консультации

В течение года

Список литературы, методического пособия, интернет ресурсы

  1. Богомолова А.И. «Нарушение произношения у детей». – Москва: Просвещение, 1971г
  2. Буденая Т.В., Логопедическая гимнастика. – Санкт-Петербург : 2001
  3. Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Воспитание звуком. –Санкт-Петербург :2003
  4. Дурова Н. В. «Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки» - Москва: Мозаика-Синтез, 2002г
  5. Жукова Н.С. «Уроки логопеда: исправление нарушений речи». – Москва:Эксмо, 2016г
  6. Иншакова О.В. Альбом для логопеда. – Москва : 2000
  7. Комарова Л. А. Альбом дошкольника. «Автоматизация звука С, Ш, Л, Р в игровых упражнениях». – Москва: ГНОМ, 2016г.
  8. Крупенчук О. И. Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста.
  9. Крылова Т. Учимся говорить правильно. – Москва : 2003
  10. Лопухина И. Логопедия/ Речь, ритм, движение. – Санкт-Петербург : 1997
  11. Мазанова Е. В. «Обследование речи детей5-6 лет с ОНР». – Москва: Гном, 2014г
  12. Новиковская О. А. «1000 забавных пальчиковых игр» Санкт-Петербург : Сова; Владимир,2010г
  13.  Пожеленко В.А. Волшебный мир звуков и слов. – Москва : 1999Филичева М. Ф. «Воспитание у детей правильного произношения» - Москва: Просвещение, 1966г
  14. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения. –Санкт-Петербург :2004
  15.  Сухин И.Г. Веселые скороговорки для непослушных звуков. – Ярославль : 2004
  16. Цветкова Л.С. Нейролингвистическая диагностика детей. – Москва :2004
  17. maam.ru
  18. nsportal.ru
  19.  infourok.ru
  20. dohcolonoc.ru
  21. ped-kopilka.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация

педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...