Логопедическое занятие "Космическое путешествие" (Звук "Р" и буква "Р")
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Подгрупповое логопедическое занятие на автоматизацию звука "Р" в слогах, словах. и знакомство с буквой Р.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zvuk_i_bukva_r.docx | 22.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект подгруппового логопедического занятия по теме: «Космическое путешествие» "Звук [р]. Буква Р»
Цель: Закрепление произношения звука [р] изолированно, в слогах, в словах.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
-Уточнить артикуляцию звука Р
-Учить произносить звук [Р] изолированно, в прямых, обратных слогах, в начале слов.
-Познакомить со зрительным образом буквы [Р];
-Совершенствование навыка слогового анализа слов.
-Закрепить знания детей о дне космонавтики.
Коррекционно- развивающие:
1. Формировать правильное речевое дыхание;
2. Развивать артикуляционную моторику;
3. Развивать фонематическое восприятие;
4. развитие зрительно пространственных представлений;
5. Развивать мелкую моторику
6. Развивать слуховую и зрительную память.
Коррекционно- воспитательные:
1.Воспитывать любознательность, заинтересованность, самостоятельность, усидчивость.
Материалы и оборудование: Зеркала; презентация по занятию, ноутбук, картинки- образы для арт гимнастики, трубочки, стаканы с подкрашенной водой, нарисованные камни со слогами; счетные палочки.
Ход НОД
I. Организационный момент.
Логопед: Дети, какой праздник 12 апреля отмечает наша страна (День Космонавтики).
Логопед: Что произошло в этот день? (12 апреля 1961 года космонавт Юрий Алексеевич Гагарин совершил первый в мире космический полет).
Логопед: Все ли могут быть космонавтами? И какими качествами должен обладать космонавт? (быть смелым, отважным, умным, сильным…).
Логопед: Наши астрономы приняли сигнал sos с одной из далеких планет. Вы готовы отправиться в космическое путешествие и помочь инопланетянам? (Да)
I I. Основная часть.
Логопед: Очень хорошо. Давайте подготовимся к нашему космическому путешествию.
Артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика выполняется с опорой на картинки-образы
«Силачи» - рот открыт, губы в улыбке; широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, а затем к нижним.
«Чистим зубы» - приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внешней и внутренней стороны, двигая язычок слева направо и наоборот.
«Трещетка» - щёлкать кончиком языка по твёрдому нёбу.
«Индюк» - водить языком по верхней губе из стороны в сторону. Сначала медленно, затем быстро, добавить голос.
«Вкусное варенье» - улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз.
Логопед: Молодцы! Я думаю, что вы готовы отправиться в космическое путешествие.
На экране появляется картинка космического корабля. Дети садятся на стульчики.
Логопед: Мы можем отправляться в наше космическое путешествие. Пристегните ремни.
Приготовимся, ребята,
Нас уже ракета ждёт!
Отправляемся сегодня
Мы в космический полёт.
Игра «Включаем, мотор!» - к запуску космического корабля приготовься! Дети: — есть, приготовься! (руки вперед, кисти в кулак, большие пальцы вверх) - включить контакты. Дети: — есть включить контакты (соединить большие пальцы рук) - Завести мотор! Дети: — есть завести мотор! (кулаки вращаем вокруг друг друга и тянем: РРРРРРРР) - 5,4,3,2,1… ПУСК!!!! (сомкнуть руки и поднять вверх)
На экране изображение удаляющейся планеты Земля. Изображение неизвестной планеты. Слышится звук sos.
Логопед: Ребята, вы слышите эти звуки и что это за планета?
На экране появляется робот и произносит: «Зд.авствуйте до.огие .ебята, я .обот .ома. у нас случилась беда: мы стали забывать буквы, вот и сейчас, я не могу понять что с этими словами не так. Помогите, какая буква убежала.
Работа по развитию фонематического слуха.
Отгадайте, какая буква убежала в словах. Назовите правильно.
Вене.а, Ма.с, Юпите., Сату.н, Ме.курий,
Логопед: Ребята, какой звук убежал от робота? (звук р). Давайте вспомним и расскажем Роме как правильно произносить этот звук.
На экране появляется изображение профиля звука «Р»
Уточнение артикуляции звука «Р»: кончик языка поднят к бугоркам и дрожит – это сильная воздушная струя заставляет вибрировать кончик языка. Средняя часть языка – спинка опускается. Боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Характеристика звука (согласный, твердый, звонкий)
Логопед: Все правильно. А мне кажется, что у нас усиливается ветер (звук сильного ветра)
Развитие плавного, длительного выдоха. Упражнение «Космическая буря ». (Дети через трубочки дуют каждый в свой стакан с подкрашенной в разные цвета водой, меняя интенсивность выдыхаемой струи воздуха).
Логопед: мы остановили бурю и можем теперь приступать к поиску потерявшей буквы.
Упражнение «Помоги Роме пройти дорожку»
На ковре разбросаны нарисованные камни с написанными на них слогами. Дети называют слоги и проходят по дорожкам. РА, РО , РУ , РЫ, АР, ОР, УР, ЫР.
Логопед: Рома, чтобы тебе запомнить звук Р, тебе нужно потренировать свою память. На экране появятся картинки, их нужно будет запомнить и назвать. Дети тебе помогут.
Игра «Запомни картинки»
Картинки: рак, рама, радуга, ранец, ракета;
Роза, робот, ромб, рот, роща;
Рысь, рыба, рынок, рыжик;
Рубашка, рука, ручей, рубанок.
Физкультминутка
Ра-ра-ра- марширует детвора (ребенок марширует)
Ру-ру-ру- встанем рано по утру (тянется на носочках вверх)
Ро-ро-ро- насыпай песок в ведро (выполнять наклоны вниз)
Ры-ры-ры- надуваем мы шары (делать большой круг руками)
Ор-ор-ор- подметаем двор (Имитировать подметание)
Ры – ры – ры –у нас чистые дворы. (Ребенок широко разводит руками)
Логопед: молодцы, ребята. А для нас Рома приготовил еще задание. На космодроме, где работает наш друг, скопилось очень много пассажиров. Нужно их рассадить по космическим тарелкам.
Игра «Определение слогов в слове».
На экране космические тарелки с 1, 2, 3 и 4 иллюминаторами. В зависимости от количества слогов в слове дети рассаживают пассажиров по тарелкам.
1 слог: рак, рысь, грач
2 слога: рыба, баран, комар
3 слога: русалка, воробей, муравей
4 слога: поросенок, буратино
Логопед: Все пассажиры улетели и нам уже пора отправляться на свою Землю. Чтобы робот Рома не забыл снова звук Р, мы ему подарим букву ЭР, которая обозначает этот звук.
Знакомство с буквой эр.
На экране появляется буква Р. Дети обсуждают, из каких элементов она состоит.
Дети выкладывают буквы «Р»из счетных палочек.
Робот Рома прощается с детьми и четко произносит звук р_р-р
Логопед: До свидания Рома, а мы отправляемся домой. Пристигните ремни. Мы взлетаем. Обратный отсчет 10-0 пуск!
На экране изображение удаляющейся планеты. Появляется изображение Земли. Звучит космическая музыка.
Итог:
Логопед: Дети, мы прилетели домой. Понравилось вам наше космическое путешествие? Вспомнить, о каком звуке сегодня мы говорили, с какой буквой познакомились. Что понравилось? Какие трудности испытывали?
Учитель- логопед :Колина Г.Ф.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое логопедическое занятие в подготовительной группе "Удивительное путешествие в страну Букварию"
Данное открытое логопедическое занятие в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи направлено на совершенствование навыка звукового анализа и синтеза слов. Закрепление и актив...
Игра - развлечение «Путешествие в Звукарию-Букварию» в подготовительной группе компенсирующей направленности.
Игра - развлечение «Путешествие в Звукарию-Букварию»...
Конспект логопедического занятия в рамках мастер-класса в подготовительной логопедической группе для детей с ФФНР. Тема: "Удивительное путешествие в страну Букварию"
Итоговое занятие, которое показывает знание детей на конец учебного года...
Обучение грамоте Н.С.Жукова "Логопедический букварь". Конспекты занятий. АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА
Серия конспектов по подготовке к обучению грамоте с помощью пособия Н.С. Жуковой "Логопедический букварь". Предназначена для учителей-логопедов, воспитателей старших и подготовительных групп...
Открытое занятие. Обучение грамоте. Звук Ш и буква Шш (Логопедический букварь Н.С.Жуковой)
Вашему вниманию представлен конспект открытого занятия (НОД) по подготовке к обучению грамоте....
Логопедический итоговый праздник «Знакомство с Букварем»
Цели:В увлекательной игровой форме способствовать повторению и систематизации знаний и навыков детей, полученных в процессе логопедической работы.Формировать умение общаться, вырабатывать навыки совме...
Цикл занятий (с комментариями для родителей) по подготовке к обучению грамоте в подготовительной логопедической группе (по букварю Н.В.Нищевой)
Тема: Буква Я.Цель: познакомить детей с гласной буквой ЯЗадачи:-развивать фонематическое восприятие;-развивать навык звукового анализа, слухоречевую память, зрительное восприятие;-формировать зрительн...