"Профилактика дисграфии"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Значительно легче предупреждать нарушение письма и чтения в дошкольном возрасте, чем преодолевать их во время обучения в школе. К мерам ранней профилактики дисграфии относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, достаточная сформированность которых необходима для нормального овладения процессом письма.
Основные задачи по профилактике дисграфии и дислексии у детей:
1. Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.
2. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений.
3. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.
4. Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания.
5. Формирование связной речи.
6. Совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги.
7. Развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр пальчиками, обводки, штриховки.
8. Подготовка к обучению грамоте: знакомство с основными понятиями (предложения, слово, слог, буква, звук), составление схем и т.д.
Решение всех этих задач помогает сформировать базу для овладения школьными знаниями.
Все содержание работы по профилактике дисграфии у дошкольников реализуется через упражнения в занимательной, игровой форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_disgrafii.pptx | 2.97 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дисграфия – (от геч . приставки dis , обозначающей нарушение и расстройство, grafo – пишу) – это частичное нарушение процесса письма, характеризующееся наличием стойких специфических ошибок: искажение и замена букв искажение звукослоговой структуры слова нарушение слитности при написании отдельных слов в предложениях аграмматизмы на письме
замены букв (« сляпа» вместо «шляпа», «кусь» вместо «гусь») «Странные» ошибки при письме пропуски букв (« зотик» вместо «зонтик», «стл» вместо «стол») вставка лишних букв («ланмпа» вместо «лампа», «мартка» вместо «марка») перестановки букв (« конри» вместо «корни», «всет» вместо «свет») недописывание слов («красн» вместо «красный», «дорог» вместо «дорога») слияние нескольких слов в одно («детииграли» вместо «дети играли») разделение одного слова на части («у тюг» вместо «утюг», «о кно» вместо «окно») Х Х Х Х Х Х Х
Виды дисграфии 1. Акустическая дисграфия , (нарушение фонемного распознавания). Ребенок не различает (не распознает) две разные фонемы и заменяет их на письме (пишет «ко-лова» вместо «голова», « светок » вместо «цветок », но произносит правильно. 2 . Артикуляторно -акустическая дисграфия - трудность различения ряда звуков на слух, и замена их в устной речи, (говорит , например, «сапка» вместо «шапка», « зук » вместо «жук »), «как говорю, так и пишу». 3 . Дисграфия на почве несформированности анализа и синтеза речевого потока - искажение звуко -слоговой структуры слов (пропуски, перестановки букв, добавление лишних букв и слогов и т. п.). 4 . Оптическая дисграфия - трудность зрительного различения букв, замена на письме оптически сходных букв (типа «ш» и «щ »), зеркальное написание букв и недописывание или искажение их элементов. 5 . Аграмматическая дисграфия - несформированность грамматических систем (неправильное употреблении окончаний слов, предлогов и пр.).
Развитие фонематического восприятия Формирование навыков анализа и синтеза языковых единиц: - анализ и синтез предложений - слоговой анализ и синтез - фонематический анализ и синтез Обогащение словаря, развитие грамматического строя и связной речи Развитие зрительного восприятия, анализа, синтеза и пространственных представлений Определение сходства и различия между графически сходными буквами Профилактика дисграфии
Развитие зрительного восприятия , анализа и синтеза
На цветном картоне напишите карандашом букву, назовите её, рассмотрите. Пусть ребёнок скатает из пластилина «колбаски» и выложит ими контур буквы. Можно поверх пластилина украсить букву крупой или маленькими шариками из контрастного пластилина. Запоминаем буквы руками
Один из детей— «учитель» берёт палец «крота» (ребёнка, у которого одеты очки с заклеенными стёклами), и ведёт им по наждачной букве. Ребёнок-«крот» должен «прочитать пальчиком» предъявленное. Затем дети меняются ролями. Учим грамоте крота
Выполни задание и узнай, кто спрятался на картинке? Жук - буквоед прополз по листочкам, на которых были написаны буквы. Узнай и назови эти буквы. Какие буквы спрятал паучок в свей паутине?
Игры на развитие фонематического анализа и синтеза
Цель игры: Развитие фонематического анализа и синтеза. Учит детей внимательно вслушиваться в слово, осваивать понятие «СЛОВО»; помогает освоить понятие «ЗВУК»; помогает освоить понятие «СОГЛАСНЫЙ ЗВУК», «ГЛАСНЫЙ ЗВУК». Правила игры: Назвать картинку на слайде, определить, какой первый звук в слове, гласный он или согласный назвать его. Выбрать соответствующий символ звука. При правильном выборе появится «веселый смайлик»; при неправильном выборе – «грустный смайлик». Используемые слова: дыня, абрикос, стол, осы, лампа, книга, ухо. Определи первый звук в слове
Шифровальщики Правила игры: Выдели первый звук в названиях картинок на слайде, запиши соответствующие буквы и узнаешь какое слово зашифровано. Проверь свой ответ щелкнув компьютерной мышкой по кнопке «Проверь себя». Используемые слова: слайд 1 –лодка, улитка, кошка (лук) слайд 2 - лук, иголка, сумка, арбуз (лиса) слайд 3 – заяц, иголка, машина, апельсин (зима) Цель игры: Развитие фонематического анализа и синтеза. Учит детей внимательно вслушиваться в слово. Помогает освоить понятие «ЗВУК», учит определять место звука в слове.
Проверь себя ЛУК
Проверь себя ЛИСА
Проверь себя ЗИМА
Список используемой литературы: Ивановская О.Г. Дисграфия и дизорфография : изучение, методика, сказки. – СПб.: КАРО, 2019. – 544с. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб.: Речь, 2003. – 330с . Логопедия: учебник для студентов дефектол . фак. пед . вузов / Под ред. Л.С. Волковой, Н.С. Шаховской. – М.: Гуманит . изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680с . Логопедия. Теория и практика / [ под ред. д.п.н . профессора Филичевой Т.Б. ] . – изд. 2-е, испр . и доп. – Москва: Эксмо , 2018. – 608с . Парамонова Л. Логопедия для всех. – изд.4-е, СПб.: Питер, 2009. – 417с . Польяновская Е.А. Пишем без ошибок. – Москва.: ЭКСМО, 2016. – 32с. Садовникова И.Н. Дисграфия, дислексия : технология преодоления: пособие для логопедов, учителей, психологов, студентов педагогических специальностей – М.: ПАРАДИГМА, 2011ю – 279 с.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Для вас, родители! Профилактика дисграфии.Учимся рассказывать о буквах по схемам - пиктограммам.
Уважаемые родители! Если ваш ребенок путает буквы, то вам пригодится занимательная таблица, которую хочу предложить вашему вниманию. Рассказывая по ней, ребенок запоминает буквы и учится их сравнивать...
Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста
Профилактика нарушений письменной речи имеет большое значение для овладения грамотой и успеваемости в целом. Знать о предпосылках дисграфии должны не только логопеды, воспитатели, а также родители буд...
Профилактика дисграфии у дошкольников с ЗПР
Предлагаю вашему вниманию методический материал для воспитателей "Профилактика дисграфии у дошкольников с ЗПР". В нем представлено описание операций процесса письма, которыми овлад...
Профилактика дисграфии у дошкольников с ОНР.
Последовательность работы по формированию фонематичеких процессов у дошкольников с ОНР, используемые игры....
Система коррекционной работы по профилактике дисграфии у детей дошкольного возраста
Речь является важнейшей психической функцией человека. Любое речевое расстройство отражается на деятельности и поведении ребёнка. Недостатки речи обнаруживаются при обучении в...
Использование игровой технологии в системе профилактики дисграфии у дошкольников
В последнее время дисграфия стала довольно распространенной проблемой начальной школы. В письменных работах учащихся часто встречаются специфические ошибки, не похожие на ошибки грамматического характ...
Консультация по теме "Игры для профилактики дисграфии у дошкольников с ОНР"
Предложенные игры помогают сформироватьу детей зрительное, слуховое внимание, способствуют совершенствованию нпавыков звукового и слогового анализа....