Виды игр для детей с заиканием
статья по логопедии
Предварительный просмотр:
Виды игр для детей с заиканием
Заикание — это нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков, слогов, слов, частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое течение.
Для детей дошкольного возраста игра —это основная форма восприятия мира. Играя, ребенок выражает впечатления и эмоции от общения, сюжетов книг, учится выстраивать отношения с людьми.
В случае с заиканием специально подобранные игры и упражнения дают следующие результаты:
- закрепляются правильные навыки речи в бытовых ситуациях условиях;
- приобретенные навыки речи легче переносятся из образовательной среды в жизнь;
- формируется правильное положительное отношение к себе и к окружающим.
.
Дидактические игры.
Разнообразные дидактические игры на развитие слуха, дыхания, голоса, звукоподражания, игры с разборными игрушками: матрешками, бочонками, пирамидами, шарами, башенками с кольцами, домино, лото, игры с куклами и т. д. — развивают зрительное и слуховое восприятие, внимание, пальчиковую моторику, подражательность, произвольную память и на простом речевом материале знакомят детей с разными образцами речи, данными логопедом. Дидактические игры с четкими, строго упорядоченными правилами и действиями ставят всех заикающихся детей в равное положение, что способствует воспитанию у них дисциплинированности, собранности, выдержки. Выбор водящего, сначала с помощью логопеда, а затем самостоятельно, приучает детей к спокойному началу игры, правильному ее развитию и окончанию.
В дидактических играх наибольшее значение приобретает образец речи логопеда. Неизменность данных логопедом речевых стереотипов способствует в начале курса занятий спокойному общению детей. Отсутствие вследствие этого задержки в речи не нарушает течения игры. По мере усвоения активного поведения и правильной речи дети все реже пользуются готовыми речевыми стереотипами, поскольку самостоятельная организация игры требует от них и самостоятельных форм общения.
Дидактические игры, несущие скрытую педагогическую цель — сформировать у детей правильную речь и одновременно дать им определенные знания, — обогащают словарный запас, совершенствуют грамматический строй речи, психические и, прежде всего, познавательные процессы. Гак, в играх с народными дидактическими игрушками развивается восприятие цвета, величины, формы предметов. Целый ряд игр направлен на развитие сообразительности. В играх с картинками дети классифицируют предметы и явления, что развивает связанные с этим умственные действия, операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения и пр., что способствует развитию наглядно-образного мышления.
Игры с пением.
Для заикающихся детей полезны игры с пением — хороводы и игры-инсценировки. В них широко используются плясовые, хороводные мелодии с ярким мелодическим началом и простой песенно-ритмической основой. В этих играх у детей развивается умение владеть своим телом, соотносить темп и ритм движений с темпом и ритмом музыки, выразительность движений — с характером музыкального сопровождения. Воспитание указанных навыков положительно влияет на речь. Игры с пением развивают у детей произвольное поведение, нормализуют переключаемость процессов возбуждения и особенно торможения, поскольку движение организуется в соответствии с музыкой во времени и в пространстве. Для исполнения роли ребенку необходимо отобрать нужный «запас» движений, своевременно их применить, затормозить ненужные в данный момент. Это способствует воспитанию находчивости, инициативы, воли и учит планировать ряд последовательных движений.
Кроме этого, игры с пением развивают внимание (необходимо слушать мелодию, выдерживать паузы, вовремя вступать в игру, менять движения и пр.), чувство коллективизма, ответственности за общую игру. Они совершенствуют просодические компоненты речи (темп и ритм речи, паузацию, интонационную выразительность, фонетическое и логическое ударение); способствуют уже в начале курса использованию творческих элементов в играх.
Подвижные игры.
С заикающимися детьми проводятся игры средней и малой подвижности, чтобы не нарушать у детей темпа дыхания и речи. Среди них можно выделить подвижные игры с простыми движениями, подвижные игры с сюжетом и спортивно-развлекательные.
В играх с простыми движениями
— с мячом, обручем, лентой, флажками — дети передают общий характер движений, реагируют на одни сигналы и удерживаются от других, координируют движения рук, ног, сочетают движения с речью.
Подвижные игры с сюжетом могут быть с равноправными участниками и с отношениями управления-подчинения. В первом случае каждый ребенок вносит посильную долю в общую игру, во втором — требования к поведению каждого играющего повышаются, выявляя у детей организаторские качества.
Подвижные игры спортивно-развлекательного характера (кегли, бабки, игры с мячом, шарами) проводятся для закрепления активного поведения и речи, они способствуют общению детей и вне игровой деятельности.
Все подвижные игры с правилами воспитывают у детей организованно поведение, самостоятельность, инициативу, выдержку, решительность, чувство коллективизма. Под воздействием логопеда, отмечающего, кто как играет, кто помогает другому, а кто стремится выиграть только сам, у детей появляется понимание роли организатора игр, стремление к повышению своей игровой активности. Дети соблюдают правила игры, сознательно их изменяют, дополняют, стараются справедливо распределять роли, быть выдержанными и объективными при оценке результатов игры и игровом поведении товарищей. В силу этого подвижные игры с правилами положительно влияют на личность заикающегося, способствуя мягкой коррекции ее отклонений.
Игры-драматизации.
В играх-драматизациях (стихотворный текст, проза, настольный, пальчиковый театр) слово связано с действиями персонажей, с рисованием, конструированием декораций, с целенаправленной сценической атрибутикой.
В данных играх разыгрываются готовые тексты. Логопед отбирает из произведений детской литературы тексты, имеющие воспитательную ценность, отличающиеся динамизмом, насыщенностью глагольной лексикой, четкой последовательностью событий и действий, художественной выразительностью языка, простотой построения фразы.
Игры-драматизации стихотворений и прозы дают сюжеты для игр настольного, кукольного и пальчикового театров. Они готовят детей к развернутому, связному и последовательному изложению мыслей, упорядочивают их речевую деятельность.
Творческие игры.
Творческие игры отличаются высоким уровнем самостоятельности и самоорганизации детей в деятельности. У заикающихся детей эти качества воспитываются вначале в творческих играх по предложению логопеда (взрослого), затем — по замыслу самих детей. Главным моментом творческой игры является выполнение роли. Ребенок создает образ, подкрепляя его действиями, словом, в процессе общения с другими участниками игры. Поэтому творческие игры формируют у заикающихся детей умение выполнять правила поведения в той или иной взятой на себя роли и вне ее, соблюдать требования партнерства, разрешать возникающие конфликты.
Творческие игры обогащают социальный опыт заикающихся детей, способствуют воспитанию и развитию у них активного поведения, самоорганизации в любой деятельности и, прежде всего, речевой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родителям детей с заиканием
По-современному заикание называют "логоневроз". Дети дошкольного и младшего школьного возраста мало обращают внимание на свою речь, чего не скажешь о подростках и юношах, для которых даже незнач...
Памятка для родителей детей, страдающих заиканием
Стендовая информация для родителей.Заикание...
Конспект фронтального логопедического занятия "Домашние животные"(подготовительная группа для детей с заиканием)
Конспект логопедического занятия "Домашние животные"...
Срез интегрированного занятия по развитию речевого дыхания (группа детей с заиканием)
Срез интегрированного занятия по развитию речевого дыхания (группа детей с заиканием). Тема: «Осенью в парке»....
Конспект совместной деятельности детей и воспитателя с использованием современных образовательных технологий на тему «Царство: грибы» в группе компенсирующей направленности для детей с заиканием
Цели: познакомить с разнообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных, рассказать о полезных свойствах несъедобных грибов – они опасны для человека, но являются лекарством для некоторых жив...
Рекомендации родителям неговорящих детей и детей с заиканием
Предлагаю Вашему вниманию материал, который часто размещают в логопедическом уголке в качестве информации для родителей детей с речевыми нарушениями. Надеюсь, что кому-нибудь он будет полезен....
Рекомендации родителям детей, страдающих заиканием при инициальном (начальном) заикании
Рекомендации родителям детей, страдающих заиканием при инициальном (начальном) заикании 1. При инициальном (начальном) заикании специальные логопедические занятия, улучшающие речевые способности, не п...