Речевые игры для старших дошкольников. Приставочные глаголы.
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)

Каюшкина Оксана Владимировна

В публикации представлены игры с практическим содержанием для знакомства детей 5-7 лет с приставочными глаголами, а также игры с игрушками для закрепления понимания смысла указанных глаголов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry._pristavochnye_glagoly.docx15.71 КБ

Предварительный просмотр:

Речевые игры для старших дошкольников. Приставочные глаголы.

Подготовила: учитель-логопед

 Каюшкина Оксана Владимировна

Задачи: понимание смысла глаголов с приближенным значением, практическое использование в речи, приставочных глаголов.

1.Упражнение «Говори – выполняй» (с игрушками). Совершить действие с игрушками  по заданию взрослого (пары слов ниже) и проговорить полным предложением. (Кот  залез под стол. Кот вылез  из под стола.)

залезть — вылезть

вбежать — выбежать

въехать — выехать

отойти — подойти

подбежать — отбежать

заходить — выходить

влетать — вылетать

подъехать — отъехать

открыть — закрыть

уползти — приползти

приходить — уходить

скатиться — укатиться

подлететь – отлететь

2. Игра «Фокусники»

Взрослый: сейчас я буду вам показывать спектакль. Для этого мне понадобятся: стакан, чашка и кувшин с водой. Я буду совершать с этими предметами какие-то действия. Вам нужно внимательно наблюдать и после каждого действия говорить, что я сделала.

Ребенок отвечает:

- Налила  воды в стакан (воды в стакане не было, а теперь она появилась).

- Долила…. (вода в стакане уже была, но теперь её стало больше).

- Отлила….. (воды в стакане стало меньше).

- Перелила…(в стакане воды больше нет, но зато она теперь есть в чашке).

- Пролила… (теперь поднос мокрый).

- Полила….. (цветок).

- Облила…. (игрушечный слон намок).

- Вылила….. (воды в чашке не осталось).

Затем предлагаем ребенку превратиться в фокусника и придумать свои действия с водой, красками, прозрачной банкой  и кувшином. Взрослый с ошибками отвечает, что делает ребенок. Ребенок исправляет.

3.  Обучающая игра «Наливает, поливает, выливает».  Практическое  использование в речи приставочных глаголов: наливает, поливает, выливает.

 Сегодня мы будем выполнять разные действия, и составлять предложения. Подойди, Нина, сделай глоток и угадай, что ты выпила?

-       Воду.

-       А теперь вылей воду. Что делает Нина?

-       Нина выливает воду.

(Предложение повторяют 2—3 раза фронтально, а затем и все вместе).

Сегодня мы будем выполнять разные действия, и составлять предложения. Подойди ко мне, Нина. Я завяжу тебе глаза, а ты сделай глоток и угадай, что ты выпила?

-       Воду.

-       А теперь вылей воду. Что делает Нина?

-       Нина выливает воду.

(Предложение повторяют 2—3 раза фронтально, а затем и все вместе).

-       Подойди ко мне, Леня. Налей воду. Что делает Леня?

(Предложение повторяют 2—3 раза, а затем и все вместе).

Логопед:

-       Подумайте, дети, одинаковые действия выполнили Нина и Леня? (разные). Правильно. Налить — это значит во что-то: в стакан, в банку, в тарелку. Вылить — это значит из чего-то: из банки, из стакана, из тарелки.

-       Посмотрите на эти напитки, что еще можно налить? Иди, Игорь, налей молока. А ты, Женя, налей, компот. Дети составляют предложения про Игоря и Женю.

-       Ребята, а что наливает повар? Вспомните нашу беседу в начале занятия.

-       Повар наливает суп, щи, борщ, рассольник и т. д.

-       А что наливает шофер?

-       Шофер наливает бензин.

-       А врач?

-       Врач наливает лекарства.

-       Ребята, а если суп прокиснет или чай остынет, их можно вылить? Кто выполнит это действие и расскажи нам о нем?

-       Маша выливает суп, чай.

-       Послушайте еще раз, как маленькие части слова на-, вы помогают правильно выполнить действие.

Затем дети встают и идут в природный уголок.

Логопед:

-       Посмотрите на цветы. Для того, чтобы они хорошо росли, их надо поливать. Возьми лейку, Нина, полей цветы.

-       Что делает Нина?

-       Нина поливает цветы.

-       А что поливает садовник, дворник? Дети составляют предложения:

-       Садовник поливает цветы, клумбу.

-       Дворник поливает дорожку, улицу.

3.Игра «Кто самый внимательный? »

Логопед:

-       А теперь вы исправите мои ошибки. Части слова на, по, вы перепутались между собой. Получились разные действия. Например: Мама поливает суп. Садовник наливает клумбу. Паша поливает молоко. Дворник наливает улицу.

Дети проговаривают предложения с правильным действием и выделяют первую часть слова.

  3.2.  Составление предложений по картинкам.

Дети составляют предложения по двум картинкам: врач — лекарство, шофер — канистра, Маша — сок, дедушка — чай, садовник— цветы, папа — вода.

Литература: Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. М.: Альфа, 1993.—— 103 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые игры для старших дошкольников

Подбор игр по развитию речи для детей 5 - 7 лет...

Речевые игры для старших дошкольников

Подборка игра для развития речи....

Речевые игры для старших дошкольников

Речевые игры для старших дошкольников...

«Речевые игры для старших дошкольников»

Речевые игры для старших дошкольников...

Консультация "Речевые игры для старших дошкольников"

Речевые игры, представленные в консультации, не требуют специального времени: в них можно играть в машине, на кухне, на прогулке....

Речевые игры для старших дошкольников

В данной презентации представлены речевые игры для детей старшего дошкольного возраста....

Речевые игры для старших дошкольников

Игры , развивающие речь и мышление, причинно-следственные связи....