Речевые игры для старших дошкольников. Приставочные глаголы.
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)
В публикации представлены игры с практическим содержанием для знакомства детей 5-7 лет с приставочными глаголами, а также игры с игрушками для закрепления понимания смысла указанных глаголов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевые игры для старших дошкольников. Приставочные глаголы.
Подготовила: учитель-логопед
Каюшкина Оксана Владимировна
Задачи: понимание смысла глаголов с приближенным значением, практическое использование в речи, приставочных глаголов.
1.Упражнение «Говори – выполняй» (с игрушками). Совершить действие с игрушками по заданию взрослого (пары слов ниже) и проговорить полным предложением. (Кот залез под стол. Кот вылез из под стола.)
залезть — вылезть
вбежать — выбежать
въехать — выехать
отойти — подойти
подбежать — отбежать
заходить — выходить
влетать — вылетать
подъехать — отъехать
открыть — закрыть
уползти — приползти
приходить — уходить
скатиться — укатиться
подлететь – отлететь
2. Игра «Фокусники»
Взрослый: сейчас я буду вам показывать спектакль. Для этого мне понадобятся: стакан, чашка и кувшин с водой. Я буду совершать с этими предметами какие-то действия. Вам нужно внимательно наблюдать и после каждого действия говорить, что я сделала.
Ребенок отвечает:
- Налила воды в стакан (воды в стакане не было, а теперь она появилась).
- Долила…. (вода в стакане уже была, но теперь её стало больше).
- Отлила….. (воды в стакане стало меньше).
- Перелила…(в стакане воды больше нет, но зато она теперь есть в чашке).
- Пролила… (теперь поднос мокрый).
- Полила….. (цветок).
- Облила…. (игрушечный слон намок).
- Вылила….. (воды в чашке не осталось).
Затем предлагаем ребенку превратиться в фокусника и придумать свои действия с водой, красками, прозрачной банкой и кувшином. Взрослый с ошибками отвечает, что делает ребенок. Ребенок исправляет.
3. Обучающая игра «Наливает, поливает, выливает». Практическое использование в речи приставочных глаголов: наливает, поливает, выливает.
Сегодня мы будем выполнять разные действия, и составлять предложения. Подойди, Нина, сделай глоток и угадай, что ты выпила?
- Воду.
- А теперь вылей воду. Что делает Нина?
- Нина выливает воду.
(Предложение повторяют 2—3 раза фронтально, а затем и все вместе).
Сегодня мы будем выполнять разные действия, и составлять предложения. Подойди ко мне, Нина. Я завяжу тебе глаза, а ты сделай глоток и угадай, что ты выпила?
- Воду.
- А теперь вылей воду. Что делает Нина?
- Нина выливает воду.
(Предложение повторяют 2—3 раза фронтально, а затем и все вместе).
- Подойди ко мне, Леня. Налей воду. Что делает Леня?
(Предложение повторяют 2—3 раза, а затем и все вместе).
Логопед:
- Подумайте, дети, одинаковые действия выполнили Нина и Леня? (разные). Правильно. Налить — это значит во что-то: в стакан, в банку, в тарелку. Вылить — это значит из чего-то: из банки, из стакана, из тарелки.
- Посмотрите на эти напитки, что еще можно налить? Иди, Игорь, налей молока. А ты, Женя, налей, компот. Дети составляют предложения про Игоря и Женю.
- Ребята, а что наливает повар? Вспомните нашу беседу в начале занятия.
- Повар наливает суп, щи, борщ, рассольник и т. д.
- А что наливает шофер?
- Шофер наливает бензин.
- А врач?
- Врач наливает лекарства.
- Ребята, а если суп прокиснет или чай остынет, их можно вылить? Кто выполнит это действие и расскажи нам о нем?
- Маша выливает суп, чай.
- Послушайте еще раз, как маленькие части слова на-, вы помогают правильно выполнить действие.
Затем дети встают и идут в природный уголок.
Логопед:
- Посмотрите на цветы. Для того, чтобы они хорошо росли, их надо поливать. Возьми лейку, Нина, полей цветы.
- Что делает Нина?
- Нина поливает цветы.
- А что поливает садовник, дворник? Дети составляют предложения:
- Садовник поливает цветы, клумбу.
- Дворник поливает дорожку, улицу.
3.Игра «Кто самый внимательный? »
Логопед:
- А теперь вы исправите мои ошибки. Части слова на, по, вы перепутались между собой. Получились разные действия. Например: Мама поливает суп. Садовник наливает клумбу. Паша поливает молоко. Дворник наливает улицу.
Дети проговаривают предложения с правильным действием и выделяют первую часть слова.
3.2. Составление предложений по картинкам.
Дети составляют предложения по двум картинкам: врач — лекарство, шофер — канистра, Маша — сок, дедушка — чай, садовник— цветы, папа — вода.
Литература: Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. М.: Альфа, 1993.—— 103 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Речевые игры для старших дошкольников"
Речевые игры, представленные в консультации, не требуют специального времени: в них можно играть в машине, на кухне, на прогулке....

Речевые игры для старших дошкольников
В данной презентации представлены речевые игры для детей старшего дошкольного возраста....

Речевые игры для старших дошкольников
Игры , развивающие речь и мышление, причинно-следственные связи....