Конспект подгруппового занятия "Звуки [л-л'] правильно называй и различай"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Конспект подгруппового занятия с элементами Су-Джок терапии "Звуки [л-л'] правильно называй и различай" с воспитанниками подготовительной к школе группы компенсирующей направленности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового занятия с элементами Су-Джок терапии

«Звуки [л-л’] правильно называй и различай»

Цель: дифференцировать звуки [л-л’] в словах, предложениях.

Задачи:

- закреплять навык выделения звуков [л], [л’] на фоне слов, предложений;

- закреплять навык определения места звуков [л], [л’] в словах;

- упражнять в подборе слов с заданным звуком;

- упражнять в слоговом анализе (деление слов на слоги);

- закреплять умение составлять предложения по опорным словам;

- упражнять в языковом анализе предложения;

- отрабатывать координацию речи с движением с использованием шариков, колец и валиков Су-Джок;

- воздействовать на биологические активные точки по системе Су-Джок;

- закреплять умение группировать, классифицировать предметы, объяснять свой выбор.

Методы и приемы: - практические (игра, упражнение, моделирование);

                                   - наглядные (рассматривание картинок);

                                  - словесные (вопросы, объяснение, указания, художественное слово).

Материалы и оборудование: предметные картинки со звуками [л], [л’]; карточки-схемы (для характеристики звука); картинки фиксиков (Нолик, Симка); картинки для игры «Веселый поезд»; конверты со схемами предложений; предметные картинки для игры «Что лишнее?»; шарики, валики и пружинки Су-Джок.

Логика образовательной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1.

Организационный момент

Предлагает каждому выбрать картинку, назвать (картинки находятся на панно: осел, медаль, стул, шмель, котел, фасоль), определить последний звук. Взять соответствующего цвета шарик

Дети за столами сидят, по цепочке выбирают картинку, определяют последний звук в слове и выбирают из корзиночки себе синий или зеленый шарик (в зависимости звук твердый [л] или мягкий [л’]).

2.

Массаж пальцем эластичным кольцом

Выполняет совместно с детьми гимнастику.

Раз – два – три – четыре – пять,

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

На правой руке:

Этот малыш-Илюша, (на большой палец)

Этот малыш-Ванюша, (указательный)

Этот малыш-Алеша,    (средний)

Этот малыш-Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)

На левой руке:

Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

Эта малышка-Ксюша,   (указательный)

Эта малышка-Маша,   (средний)

Эта малышка-Даша,   (безымянный)

А меньшую зовут Наташа.   (мизинец)

Дети сидят за столами.

Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая хором стихотворение пальчиковой гимнастики.

Разгибают пальцы одновременно обеих рук по одному в зависимости от текста.

Выполняют массаж пальцев рук с помощью эластичного кольца.

3.

Упражнение «Произнеси и охарактеризуй»

Просит вспомнить какие звуки были в конце слов (названии картинок).

Предлагает произнести звук [л] и дать ему характеристику. Затем произнести звук [л’], дать характеристику. Выделить, что общее, чем отличаются.

Дети называют звук [л], один ребенок (по выбору) дает характеристику ему. Произносят звук [л’], один ребенок (по выбору) дает характеристику. Выделяют общие признаки, отличия.

Правильно называют звуки [л], [л’]. Выделяют признаки, находят общие и отличия.

4.

Упражнение «Определи место звука»

Сообщает, что Нолик хочет пойти в школу. Предлагает посмотреть на доску и сказать верно ли выполнил задания Симки, исправить его ошибки.

Ребята выкладывают схемы с помощью шариков Су-джок.

Определяют место звука [л] в словах (начало, середина, конец).

5.

Игра «Разбери картинки»

Говорит, что Нолик должен разобрать картинки: в первую группу отобрать картинки, в названии которых есть звук [л], а во вторую – звук [л’].

Предлагает ему помочь, так как сам Нолик запутался.

Дети по очереди выходят выбирают картинку, называют ее, определяют, какой звук в названии есть [л] или [л’]; делят картинки на две группы.

Правильно называют слова со звуками [л], [л’]. Верно определяют картинки со звуком [л], картинки со звуком [л’].

6.

Игра «Придумай и разбери предложение»

Говорит, что Симка узнала, как помогли Нолику, приготовила для детей задание посложнее.

Предлагает посмотреть на доску (выставлены опорные картинки), мальчикам предлагает составить предложения про Лёню, а девочкам – про Милу. Затем выложить схему своего предложения.

Спрашивает, какое первое слово, второе, третье; просит назвать слово со звуком [л], слово со звуком [л’].

Каждый ребенок выкладывает схему своего предложения на столе. По очереди проговаривают предложения. Отвечают на вопросы педагога.

Придумывают предложения по опорным картинкам. Определяют количество слов в предложении, выкладывают схемы предложений. Выделяют слова со звуком [л], звуком [л’].

7.

Физминутка «Лоси»

Предлагает поиграть в игру «Лоси». Проговаривает текст.

Между елок, между сосен  

По сугробам ходят лоси,            

Топчут снег пушистый,      

Белый, серебристый.        

Волки за лосями ходят,        

Глаз с лосей они не сводят,    

У высокой елки                    

Встали злые волки.

Сам вожак к лосям подкрался  

Только без зубов остался:            

Лоси ведь рогаты,                    

Лезешь, волк, куда ты?

Дети берут в руки валики Су-Джок и выполняют движения.

Ноги на ширине плеч, руки опущены, сжимают валик в ладонях.

Шагают на месте, высоко поднимая колени.

Руки в стороны, сгибают и разгибают.

Потягивание на носках с подниманием рук вверх.

Прыжки вокруг себя.

Наклоны вперед, подставляя валики ко лбу изображая рожки.

Правильно выполняют движения, проговаривают слова стихотворения.

8.

Игра «Веселый поезд»

Сообщает, что на занятие приехал «Веселый поезд» (демонстрация картинки). Только поезд этот не простой, а волшебный. Нужно рассадить пассажиров по вагонам. Предлагает посмотреть на окошки в вагонах (количество окошек в вагоне должно совпадать с количеством слогов в названии сказочного героя).

Рассматривают картинки. По цепочке проговаривают слова, берут столько шариков Су-Джок, сколько слогов в словах.

Определяют количество слогов в словах. Правильно разделяют картинки в зависимости от количества слогов в словах.

9.

Игра «Что лишнее?»

Говорит, что пассажиры просят выполнить одно задание, правильное выполнение которого поможет им: их не остановят разбойники и они благополучно вернутся домой.

Предлагает посмотреть на панно, в ряду найти лишнюю картинку, объяснить свой выбор.

Дети хором называют картинки в предложенном ряду, один ребенок находит «лишнюю», объясняет свой выбор.

Правильно классифицируют предметы. Верно выделяют лишний предмет (определяя существенные признаки).

10.

Итог занятия – игра «Подбери слово»

Предлагает в завершении занятия девочкам подобрать слова со звуком [л’] в середине слова, а мальчикам – слова со звуком [л] в конце слова.

Сообщает, что все сказочные герои успешно добрались в свои сказки и благодарят ребят за помощь.

Девочки подбирают, называют по цепочке слова со звуком [л’] в середине слова.

Мальчики подбирают, называют по цепочке слова со звуком [л] в конце слова.

Верно подбирают слова с заданным звуком, с учетом нужной позиции звука в слове.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра "По клеточкам шагай и слова правильно называй".

Игра для автоматизации звуков "Л", "Ль", "Ч", "Ш" и закрепления навыков ориентации на тетрадном листе. Правила игры: Фишка ставиться в левый верхний угол. Педагог объясняет какой звук встречается в эт...

Куда положишь, выбирай! Слово правильно называй!

Игра на дифференциацию звуков "С-Ш", из серии "Картинка с хитринкой"...

Конспект подгруппового коррекционного занятия "Путешествие в город Правильной речи" с использованием ИКТ (автоматизация звука "Л").

Программное содержание:1. Автоматизировать звук «Л» в словах, слогах, предложения посредством использования  педагогической технологии «Универсальные логопедические игры».2..Развивать фонематичес...

Конспект подгруппового занятия по формированию правильного звукопроизношения

       Цель занятия: автоматизация звука [л] изолированно, в слогах, в словах и фразах....

Как научить ребенка правильно называть времена года.

Данная игра предназначена для родителей и их детей. Она поможет научить детей легко ориентироваться в последовательности времен года....

Конспект подгруппового логопедического занятия. «Звуки Л и ЛЬ – мы различаем»

Дифференциация звуков Л и ЛЬ в словах ( звуки в разных позициях); совершенствование навыка деления слов на слоги; закрепление знаний детей о гласных, твёрдых, мягких согласных; развитие памяти, мышлен...

Презентация "Пернатые друзья"Задачи. Расширять знания о разнообразии мира пернатых. Учить узнавать и правильно называть птиц, живущих в данной местности. Формировать умение выделять характерные особенности разных птиц. Развивать познавательный интерес.

Презентация «Пернатые друзья.  Задачи.  Расширять знания о разнообразии мира пернатых. Учить узнавать и правильно называть птиц, живущих в данной местности. Формировать умение выделять...