Конференция "Педагогические чтения" (мастер класс)
материал по логопедии

Кожевина Анна Юрьевна

Игры и упражнения по развитию мелкой моторики, речевого дыхания и фонематического слуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya_-_pedagogicheskie_chteniya_master_klass.docx20.12 КБ

Предварительный просмотр:

            МАСТЕР-КЛАСС

«Развитие мелкой моторики

и

речевого дыхания»

                       

                                                                                      Учитель-логопед: А.Ю.Евдокимова

На слайдах мы посмотрели пособия и рассказали о задачах , которые решаются с помощью этих пособий. Но к школьному обучению так же должны быть сформированы и другие речевые навыки.

           Игры для развития моторных функций.

    I.Игры для развития артикуляционной моторики – способствуют умению расслаблять, напрягать мышцы речевых органов, умению переключаться с одного движения на другое.

   1.Использование артикуляционной сказки (законченные рифмовки с выполнением движений артикуляционных органов).                                                        

                     «Приехали гости»                                                                                                                                  Толстые внуки приехали в гости, с ними худые кожа да кости.                                                                        Бабушка с дедушкой всем улыбнулись и целовать всех потянулись.

                      «Чистим зубы»                                                                                                                                        Утром проснулись в улыбочку губы, чистим мы свои верхние зубы.                                                            Нижние почистим и рот прополощем и самоваром пыхтим, что есть мочи.

                      «Качели»                                                                                                                                                Дедушка для внуков сделал качели. Все мы на них покачаться успели                                                            После качелей мы в прятки играли прятались на чердаке и в подвале

2.Игра с картинками – (показ картинки, название упражнения, показ упраж-я)                                       Игра «Чего не стало?»

3. Использование стихотворной формы   «Язычок пришел»                                                              Язычок пришел вправо он сейчас пошел                                                                                                                        Все что нужно увидал и налево зашагал                                                                                                                                                 кончик  кверху поднимается, книзу кончик опускается                                                                                                     Язычок не устает тянется теперь вперед                                                                                                                                              с тобою в прятки и помчался на лошадке                                              

4. Использование отдельных упражнений                                                                                                                          «Киска умывается»; «Киска лакает молоко»; «Окошечко»; «Улыбаемся – обижаемся»; «Конфетка»  (со 2 младшей группы, т.к не развито воображение

II.Игры развития мелкомоторных функций (пальчиковой) –способствуют умению контролировать напрягать и расслаблять пальчики.                                                                             1.Логоритмические игры (система упражнений, связанных со словом)– используются для снятия напряжения во время выполнения в тетрадях, для развития слухо-речевой функции, для развития фонематического слуха.                                                                                                                                «Блины»                                                                                                                                                                                                                  Мама  нам печет блины, очень вкусные они                                                                                                                           Мы сегодня встали рано и едим их со сметаной.

                   «Флажки»    (сначала разучить отдельно: фонарики горят – фонарики погасли)                                                                                                                                                                          Мы флажки возьмем и гулять пойдем                                                                                                                                                               Вот фонарики сияют нам дорогу освещают

                   «Умывание»                                                                                                                                                                    Ах  вода, вода, вода будем чистыми всегда                                                                                                               Брызги вправо, брызги влево, будет чистым наше тело                                                                        полотенчиком пушистым вытрем руки быстро, быстро.  

                   «Зарядка»                                                                                                                                                               Руки в стороны в кулачок, разожмем и на бочок                                                                                                             Руки  вверх в кулачок, разожмем и на бочок                                                                                                                Руки вниз в кулачок, разожмем и на бочок.

2. Игры на физкультминутках – используются для отвлечения от умственной деятельности, для развития общей и мелкой моторики.

                  «Смешные человечки»                                                                                                                                             Жили возле речки смешные человечки                                                                                                                        Прыгали скакали солнышко встречали                                                                                             Забрались на мостик и забили гвоздик                                                                                                                                        А потом бултых в речку. Где же человечки?

                   «Две подружки»                                                                                                                                                                 На лужайке две подружки. Ква-ква-ква, ква-ква-ква.                                                                                                   Две зеленые лягушки. Ква-ква-ква; ква-ква-ква                                                                                                 Хором песни распевали. Ква-ква-ква; ква-ква-ква                                                                                         И спокойно спать мешали. Ква-ква-ква; ква-ква-ква.

                    «Стрекоза»                                                                                                                                                            Вот какая стрекоза, как горошины глаза                                                                                                                                              А сама как вертолет, вправо – влево, назад – вперед.

                     «Замок»                                                                                                                                                                  На двери висит замок. Кто его открыть бы мог?                                                                                                                 Потянули, покрутили, постучали и открыли.

                   Игры на развитие речевого дыхания.

1.Имитация действия или подражание.                                                                                                                     «Шарики» (предложить надуть шарик в «животике»)

«Понюхаем цветочек»

«Одуванчики летят»

«Собачка»

«Ах какой приятный запах»

2.Игры с предметами

«Бабочки летят» (на какой цветочек упала бабочка).

«Снежинки летят» «Раскрутим шар» «Кто дальше» «Футбол»

3.Игры с пособиями.

4.Игры со стихотворной формой.

Я надул Воздушный шарик, укусил его комарик                                                                      Лопнул шарик не беда, новый шар надую я.

                                    Игры на развитие фонематического слуха.                          (подготовка к формированию фонематического анализа и синтеза).

«Слово – звук» (я называю слова и звуки, если это звучит слово – это слово….

«Слов –не слово»(если я говорю слово, вы хлопаете, если не слово – топаете)

«Слушайте внимательно» (поймать мяч на заданный звук)

«Хлопни – топни» (звуки (А –О)

«Сосчитай звуки»  АААА, ОО; АОИИ

«Выполни инструкции»                                                                                                                  Произнеси звук (О) – 4 раза, Произнеси звук (А) 2 раза, загибая пальчики;                                        (топать, хлопать, мигать глазками, прыгать)

Переходим к определению звука в начале слова.

«Угадай слово»                    Это …ова. Но я и говорю ….ова. А почему у меня так получается. Я не произношу первый звук (С) и слово не получается. Вот видите как важны звуки в словах . Первый звук не произнесли и слово не получилось.

Далее в конце слова – в середине - в разных позициях – последовательность и количество звуков  - звукобуквенные  анализы слогов, слов (угадай слово – произносит по звукам или какой первый звук в слове (АУ)                                                                                                                                

Звукобуквенные анализы слогов, составление слов из слогов.           

               

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас

С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной  группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....

Занятие по развитию речи вне класса во 2 классе по теме «В гости к бабушке».

Цель: Закрепить и обобщить знание  детей о домашних животных, об их  внешнем виде, об их пользе.Задачи:         - Обучить отвечать на вопросы, состави...

Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”

Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...

«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...