Нетрадиционные методы и приёмы работы с заикающимися детьми.
презентация к уроку по логопедии (средняя группа)
Нетрадиционные методы и приёмы работы с заикающимися детьми.
Цель работы:
использование нетрадиционных методов и приёмов с заикающимися детьми, как средство повышения эффективности коррекционной работы.
Задачи работы:
Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.
Проанализировать способы и приёмы работы с заикающимися детьми.
Основные направления коррекционно-развивающей работы при заикании:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
netraditsionnye_metody_raboty_s_zaikayushchimisya_detmi.pptx | 964.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель работы: использование нетрадиционных методов и приёмов с заикающимися детьми, как средство повышения эффективности коррекционной работы. Задачи работы: Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме. Проанализировать способы и приёмы работы с заикающимися детьми.
Заикание – это нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Основные направления коррекционно-развивающей работы при заикании: Создание охранительного речевого режима. Регуляция эмоционального и мышечного состояния (снятие мышечного и эмоционального напряжения). Обучение навыкам релаксации, формулам внушения состояния расслабления. Развитие моторных функций. Развитие координации слова и ритмизованного движения. Формирование фонационного (речевого) дыхания. Работа над плавностью речи в различных ее формах. Развитие интонационных характеристик речи. Воспитание личности заикающегося ребенка.
Точечный массаж. Точечный массаж (акупрессура) восстанавливает регуляцию речи. При лечении заикания используется так называемый успокаивающий метод воздействия. Вы надавливаете на точку акупунктуры подушечкой большого, среднего или указательного пальца плавно и медленно, вращательным движением по часовой стрелке, примерно в течение полминуты, увеличивая силу давления. Рекомендуется сочетание метода акупрессуры с дыхательной, мимической гимнастикой, упражнениями на артикуляцию.
Логопедическая ритмика. Логоритмика – одна из форм терапии, основанная на использовании связи слова, музыки и движения. Средства логоритмики в коррекционной работе с заикающимися способствуют нормализации темпа и ритма общих и речевых движений, просодии речи. Двигательные, музыкально-двигательные, музыкально-речевые, ритмические, речевые без музыкального сопровождения, двигательно-речевые упражнения и игры воспитывают статическую и динамическую координацию движений, способность управления мышечным тонусом, продолжительность выдоха, мягкую атаку голоса и другие компоненты просодии. Нормализация двигательной сферы заикающегося помогает ему перестроить отношение к общению, к участнику коммуникации, к окружающей среде и к своему речевому нарушению.
Музыкотерапия. Данный метод позволяет использовать музыку, как способ улучшить эмоциональное состояние, побороть страхи, связанные с речью. Занятия с музыкальным руководителем и учителем – логопедом позволяют улучшить мозговую деятельность ребенка и научиться управлять своим настроением. На занятиях используется пение, прослушивание музыки, музыкально-ритмические движения, игры на музыкальных инструментах, рисование под музыку и элементы театрализации.
Театрализованная деятельность. Данный метод помогает детям освободиться от фиксации на своем дефекте; можно использовать для развития общей и речевой моторики, как средство коррекции речи, как активное средство психотерапии. У заикающихся детей бедная мимика, невыразительные, плохо скоординированные движения, отсутствует чувство ритма, поэтому уже на самом первом этапе работы даются игровые упражнения, направленные на выработку мимики, жестов и пантомимики, что является своеобразным прологом к будущим театрализованным играм. На втором этапе используются такие приёмы как сопровождение действий педагога и действий детей словами, доступными им, а также фиксация их внимания на окружающих предметах, их свойствах. Затем переходить к театрализованным играм.
Куклотерапия — это метод лечения с помощью кукол. Возможности куклотерапии позволяют решить разные важные коррекционные задачи, например: расширение репертуара самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции , коррекция отношений в системе ребенок — родитель. Куклы помогают развить природные способности, образное мышление, память, эмоциональную сферу, самосознание и самоконтроль. Они способствуют формированию позитивных установок, эмоциональной и моторной адекватности, коммуникативных навыков.
Синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки . Большое внимание в работе с заикающимися детьми уделяется методу синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки. Иными словами – привлечение к акту речи «второго артикуляционного аппарата человека» - пальцев ведущей руки. При этом методе коррекции заикания пальцы ведущей руки выполняют роль «буксира». Своими последовательно организованными движениями они как бы набирают слоги и слова, согласовывают во времени работу всех речевых звеньев и систем, налаживая нарушенный у заикающихся механизм внутренней синхронизации естественного речевого цикла. Движения пальцев ведущей руки также диктуют речевому аппарату и ритмико-интонационный рисунок фразы. Они помогают справиться и с аритмией, и с отсутствием правильного слияния слов в синтагме, и с искажением интонации. Эта методика позволяет также решить проблему автоматизации навыка естественной бессудорожной речи. Сначала дети произносят с помощью пальцев ведущей руки отдельные слоги, слова, затем фразы, стихи, рассказы, ведут диалоги. Во время синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки заикание не возникает.
Компьютерные технологии. Сделать процесс обучения интересным, увлекательным, но в то же время эффективным, позволяет применение специальных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с заиканием. Компьютер предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности, визуализация основных просодических компонентов речи в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. Этому способствует и совместная координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерных программ. Визуализация происходит на экране монитора в виде доступных для детей мультипликационных образов.
Наглядное моделирование. При формировании связной речи у детей с заиканием можно использовать метод наглядного моделирования. Выделяют два факторы, облегчающие процесс становления связной речи, одним из таких факторов, является – наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, выделять их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго фактора можно выделить создание плана высказывания и важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказываний. 1. Зрительные символы 2. Приемы мнемотехники. 3. Коллажи. 4. Пиктограммы .
«Монолог» специальный аппарат для комплексной реабилитации детей и взрослых, страдающих заиканием. Аппарат объединяет в себе 4 различных аппарата: корректофон , построенный на эффекте заглушения собственной речи; аппарат «Эхо» осуществляет задержку речевого сигнала; звукоусиливающий аппарат позволяющий воспроизводить собственную речь в усиленном режиме . Действие этих аппаратов на заикающихся выражается в снижении судорожных проявлений дефекта.
М етод биологической обратной связи (БОС) Коррекция речи с использованием метода БОС осуществляется в два этапа. На первом этапе у ребенка формируют диафрагмально-релаксационный тип дыхания по методу БОС с максимальной ДАС (новый дыхательный стереотип). На втором в фазу равномерного выдоха под контролем максимальной ДАС и физиологической длительности выдоха пациента обучают новым навыкам голосообразования, артикуляции, речи и поведения, формируя новый речевой и поведенческий стереотип и новое функциональное состояние организма в целом.
Литература: Селивёрстов В. И. «Заикание у детей, психокоррекционные и дидактические основы логопедических занятий» Издание 3–е – Москва 1994 г. Л.Г.Парамонова «О заикании: профилактика и прелдоление недуга ».С – Петербург.: «Детство – Пресс», 2007 А.В.Карпухин «Использование технических средств коррекции речи в работе с заикающимися». Сб. «Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых». М.,МГПИ, 1981 С.В.Леонова « Психолого – педагогическая коррекция заикания у дошкольников». М.: Издательский центр « Владос », 2004 Л.З.Арутюнян – Андронова «Как лечить заикание». М.: «Эребус» И.Г.Выгодская, Е.Л . Пеллингер , Л.П.Успенская «Устранение заикания у дошкольников в игре». М.: «Просвещение», 1984
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные методы и приёмы в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
Нетрадиционные методы и приёмы в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения....
Нетрадиционные методы и приёмы работы с детьми старшего возраста
Некоторые нетрадиционные приемы и методы работы с детьми старшего возраста для развития слухового развития и фонематического восприятия. Работа с ребе...
Программа дополнительного образования на тему: «Песочная терапия, как нетрадиционный метод воздействия в работе логопеда с детьми, имеющими нарушения речи». «Песочные чудеса»
Программа дополнительного образования на тему: «Песочная терапия, как нетрадиционный метод воздействия в работе логопеда с детьми, имеющими нарушения речи».«Песочные чудеса»...
«Использование нетрадиционных методов и приёмов в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
laquo;Использование нетрадиционных методов и приёмовв коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья»...
Программа дополнительного образования «Песочная терапия, как нетрадиционный метод воздействия в работе логопеда с детьми, имеющими нарушения речи». «Песочные чудеса»
Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии....
«Песочная терапия, как нетрадиционный метод воздействия в работе логопеда с детьми, имеющими нарушения речи»
В презентации представлен мой опыт использования песочной терапии в коррекционой логопедической работе....
Практическая часть по использовании методов и приёмов работы с гиперактивными детьми на музыкальных занятиях
Материал содержит валеологические песни-распевки, дыхательную гимнастике, речевые игры, игровой массаж, пальчиковые игры, коммуникативные игры, элементы музыкотерапии, примерные музыкальные занятия и ...