Нетрадиционные методы и приёмы работы с заикающимися детьми.
презентация к уроку по логопедии (средняя группа)

Нетрадиционные методы и приёмы работы с заикающимися детьми.

Цель работы:

использование  нетрадиционных методов и приёмов с заикающимися детьми, как средство повышения эффективности коррекционной работы.

 

 

Задачи работы:

Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.

Проанализировать  способы и приёмы работы с заикающимися детьми.

Основные направления коррекционно-развивающей работы при заикании:

 

1.Создание охранительного речевого режима.
2. Регуляция эмоционального и мышечного состояния (снятие мышечного и эмоционального напряжения). Обучение навыкам релаксации, формулам внушения состояния расслабления.
3.Развитие моторных функций. Развитие координации слова и ритмизованного движения.
4. Формирование фонационного (речевого) дыхания.
5.Работа над плавностью речи в различных ее формах. Развитие интонационных характеристик речи.
6. Воспитание личности заикающегося ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnye_metody_raboty_s_zaikayushchimisya_detmi.pptx964.78 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нетрадиционные методы и приёмы работы с заикающимися детьми. Учитель-логопед Тимофеева О.В. МБДОУ «Первомайский детский сад»

Слайд 2

Цель работы: использование нетрадиционных методов и приёмов с заикающимися детьми, как средство повышения эффективности коррекционной работы. Задачи работы: Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме. Проанализировать способы и приёмы работы с заикающимися детьми.

Слайд 3

Заикание – это нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Слайд 4

Основные направления коррекционно-развивающей работы при заикании: Создание охранительного речевого режима. Регуляция эмоционального и мышечного состояния (снятие мышечного и эмоционального напряжения). Обучение навыкам релаксации, формулам внушения состояния расслабления. Развитие моторных функций. Развитие координации слова и ритмизованного движения. Формирование фонационного (речевого) дыхания. Работа над плавностью речи в различных ее формах. Развитие интонационных характеристик речи. Воспитание личности заикающегося ребенка.

Слайд 5

Точечный массаж. Точечный массаж (акупрессура) восстанавливает регуляцию речи. При лечении заикания используется так называемый успокаивающий метод воздействия. Вы надавливаете на точку акупунктуры подушечкой большого, среднего или указательного пальца плавно и медленно, вращательным движением по часовой стрелке, примерно в течение полминуты, увеличивая силу давления. Рекомендуется сочетание метода акупрессуры с дыхательной, мимической гимнастикой, упражнениями на артикуляцию.

Слайд 6

Логопедическая ритмика. Логоритмика – одна из форм терапии, основанная на использовании связи слова, музыки и движения. Средства логоритмики в коррекционной работе с заикающимися способствуют нормализации темпа и ритма общих и речевых движений, просодии речи. Двигательные, музыкально-двигательные, музыкально-речевые, ритмические, речевые без музыкального сопровождения, двигательно-речевые упражнения и игры воспитывают статическую и динамическую координацию движений, способность управления мышечным тонусом, продолжительность выдоха, мягкую атаку голоса и другие компоненты просодии. Нормализация двигательной сферы заикающегося помогает ему перестроить отношение к общению, к участнику коммуникации, к окружающей среде и к своему речевому нарушению.

Слайд 7

Музыкотерапия. Данный метод позволяет использовать музыку, как способ улучшить эмоциональное состояние, побороть страхи, связанные с речью. Занятия с музыкальным руководителем и учителем – логопедом позволяют улучшить мозговую деятельность ребенка и научиться управлять своим настроением. На занятиях используется пение, прослушивание музыки, музыкально-ритмические движения, игры на музыкальных инструментах, рисование под музыку и элементы театрализации.

Слайд 8

Театрализованная деятельность. Данный метод помогает детям освободиться от фиксации на своем дефекте; можно использовать для развития общей и речевой моторики, как средство коррекции речи, как активное средство психотерапии. У заикающихся детей бедная мимика, невыразительные, плохо скоординированные движения, отсутствует чувство ритма, поэтому уже на самом первом этапе работы даются игровые упражнения, направленные на выработку мимики, жестов и пантомимики, что является своеобразным прологом к будущим театрализованным играм. На втором этапе используются такие приёмы как сопровождение действий педагога и действий детей словами, доступными им, а также фиксация их внимания на окружающих предметах, их свойствах. Затем переходить к театрализованным играм.

Слайд 9

Куклотерапия — это метод лечения с помощью кукол. Возможности куклотерапии позволяют решить разные важные коррекционные задачи, например: расширение репертуара самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции , коррекция отношений в системе ребенок — родитель. Куклы помогают развить природные способности, образное мышление, память, эмоциональную сферу, самосознание и самоконтроль. Они способствуют формированию позитивных установок, эмоциональной и моторной адекватности, коммуникативных навыков.

Слайд 10

Синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки . Большое внимание в работе с заикающимися детьми уделяется методу синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки. Иными словами – привлечение к акту речи «второго артикуляционного аппарата человека» - пальцев ведущей руки. При этом методе коррекции заикания пальцы ведущей руки выполняют роль «буксира». Своими последовательно организованными движениями они как бы набирают слоги и слова, согласовывают во времени работу всех речевых звеньев и систем, налаживая нарушенный у заикающихся механизм внутренней синхронизации естественного речевого цикла. Движения пальцев ведущей руки также диктуют речевому аппарату и ритмико-интонационный рисунок фразы. Они помогают справиться и с аритмией, и с отсутствием правильного слияния слов в синтагме, и с искажением интонации. Эта методика позволяет также решить проблему автоматизации навыка естественной бессудорожной речи. Сначала дети произносят с помощью пальцев ведущей руки отдельные слоги, слова, затем фразы, стихи, рассказы, ведут диалоги. Во время синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки заикание не возникает.

Слайд 11

Компьютерные технологии. Сделать процесс обучения интересным, увлекательным, но в то же время эффективным, позволяет применение специальных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с заиканием. Компьютер предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности, визуализация основных просодических компонентов речи в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. Этому способствует и совместная координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерных программ. Визуализация происходит на экране монитора в виде доступных для детей мультипликационных образов.

Слайд 12

Наглядное моделирование. При формировании связной речи у детей с заиканием можно использовать метод наглядного моделирования. Выделяют два факторы, облегчающие процесс становления связной речи, одним из таких факторов, является – наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, выделять их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго фактора можно выделить создание плана высказывания и важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказываний. 1. Зрительные символы 2. Приемы мнемотехники. 3. Коллажи. 4. Пиктограммы .

Слайд 13

«Монолог» специальный аппарат для комплексной реабилитации детей и взрослых, страдающих заиканием. Аппарат объединяет в себе 4 различных аппарата: корректофон , построенный на эффекте заглушения собственной речи; аппарат «Эхо» осуществляет задержку речевого сигнала; звукоусиливающий аппарат позволяющий воспроизводить собственную речь в усиленном режиме . Действие этих аппаратов на заикающихся выражается в снижении судорожных проявлений дефекта.

Слайд 14

М етод биологической обратной связи (БОС) Коррекция речи с использованием метода БОС осуществляется в два этапа. На первом этапе у ребенка формируют диафрагмально-релаксационный тип дыхания по методу БОС с максимальной ДАС (новый дыхательный стереотип). На втором в фазу равномерного выдоха под контролем максимальной ДАС и физиологической длительности выдоха пациента обучают новым навыкам голосообразования, артикуляции, речи и поведения, формируя новый речевой и поведенческий стереотип и новое функциональное состояние организма в целом.

Слайд 15

Литература: Селивёрстов В. И. «Заикание у детей, психокоррекционные и дидактические основы логопедических занятий» Издание 3–е – Москва 1994 г. Л.Г.Парамонова «О заикании: профилактика и прелдоление недуга ».С – Петербург.: «Детство – Пресс», 2007 А.В.Карпухин «Использование технических средств коррекции речи в работе с заикающимися». Сб. «Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых». М.,МГПИ, 1981 С.В.Леонова « Психолого – педагогическая коррекция заикания у дошкольников». М.: Издательский центр « Владос », 2004 Л.З.Арутюнян – Андронова «Как лечить заикание». М.: «Эребус» И.Г.Выгодская, Е.Л . Пеллингер , Л.П.Успенская «Устранение заикания у дошкольников в игре». М.: «Просвещение», 1984


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные методы и приёмы в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Нетрадиционные методы и приёмы в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения....

Нетрадиционные методы и приёмы работы с детьми старшего возраста

Некоторые нетрадиционные приемы и методы  работы с детьми старшего возраста для  развития слухового развития и фонематического восприятия.         Работа с ребе...

Программа дополнительного образования на тему: «Песочная терапия, как нетрадиционный метод воздействия в работе логопеда с детьми, имеющими нарушения речи». «Песочные чудеса»

Программа дополнительного образования на тему: «Песочная терапия, как нетрадиционный метод воздействия в работе логопеда с детьми, имеющими нарушения речи».«Песочные чудеса»...

«Использование нетрадиционных методов и приёмов в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

laquo;Использование нетрадиционных методов и приёмовв коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья»...

Программа дополнительного образования «Песочная терапия, как нетрадиционный метод воздействия в работе логопеда с детьми, имеющими нарушения речи». «Песочные чудеса»

Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии....

«Песочная терапия, как нетрадиционный метод воздействия в работе логопеда с детьми, имеющими нарушения речи»

В презентации представлен мой опыт использования песочной терапии в коррекционой логопедической работе....

Практическая часть по использовании методов и приёмов работы с гиперактивными детьми на музыкальных занятиях

Материал содержит валеологические песни-распевки, дыхательную гимнастике, речевые игры, игровой массаж, пальчиковые игры, коммуникативные игры, элементы музыкотерапии, примерные музыкальные занятия и ...