использование мнемотехники как инструмент развития речи
консультация по логопедии (старшая группа)

Кононенко Людмила Васильевна

Речь является одним из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Понимание речи окружающих и собственная активная речь сопровождают всю деятельность ребенка. Речевое развитие ребенка в первые годы жизни оказывает значение на всю его последующую жизнь, поэтому речевое развитие необходимо начинать с первых дней жизни ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им."

Г. Гегель.

Речь является одним из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Понимание речи окружающих и собственная активная речь сопровождают всю деятельность ребенка. Речевое развитие ребенка в первые годы жизни оказывает значение на всю его последующую жизнь, поэтому речевое развитие необходимо начинать с первых дней жизни ребенка.

Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления (появления) у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее. Своевременное - значит начатое с первых же дней после рождения ребенка; полноценное - значит достаточное по объему языкового материала и побуждающее ребенка к овладению речью в полной мере его возможностей на каждой возрастной ступени.

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему.

Результаты работы ПМПк  2017 г показали, что более 70% детей группы имеют речевые нарушения разной сложности, в том числе 6 детей имели общее недоразвитие речи (2 и 3 уровень).

Следствием речевых нарушений является недоразвитие познавательной сферы:

Внимание.

У детей с неправильной речью наблюдаются: неустойчивость, низкая произвольность, слабая переключаемость и отсутствие планирования. При восприятии информации визуально внимание путается в значении формы, цвета и расположения различных фигур. Тогда как при словесных просьбах оно практически отсутствует полностью.

Восприятие.

Отстает в развитии и находится на элементарном уровне. Ребенок слабо воспринимает целостность предмета, возникают сложности узнавания изображения, трудности пространственного ориентира (понятий «право» и «лево», дезориентация понятий частей тела).

Мышление.

Отставания в словесно-логическом мышлении. Овладение функций синтеза, обобщения, классификации, анализом и сравнением проходит тяжело. Скудный объем информации об окружающих предметах, их функциях и свойствах; причинно-следственные связи непонятны.

Воображение.

Сложно выполнять творческие задания или тексты (сочинения).

Общая моторика тела и рук.

Сложно выполнить словесную игру с движениями рук и пальцев. Координация движений неправильна, скорость и ловкость весьма снижены.

Игра.

Сюжетно-ролевые игры упрощенные, без применения словесных комментариев. Нежелание играть с детьми, умеющими говорить.

Эмоции.

Негативизм, низкая мотивация и наблюдательность, раздражительность, обидчивость, снижен самоконтроль, плохо заводит дружбу.

Память.

Зрительная память практически не отличается от нормы. Слуховая память весьма снижена. Выполняя задание из 3-4 действий, ребенок не запомнит всего, может переставить действия, не спросит еще раз, что делать.

Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только — что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность не только на  занятиях, но и  в процессе свободного общения.

Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателя на занятиях по развитию речи дошкольников. Такими средствами являются инновационные методы и приемы развития речи у дошкольников.

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Поэтому, проанализировав результаты обследования, я решила использовать в своей работе и элементы мнемотехники.

Особенности методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например,  для обозначения диких животных используется елка, обозначения домашних – дом.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам., т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде.

В рамках ФГОС использование мнемотехники в образовательном процессе позволяет интегрировать несколько образовательных областей:

- Речевое развитие;

- Социально - коммуникативное развитие;

- Художественно - эстетическое развитие;

- Познавательное развитие.

Задачи:

  1. Способствовать развитию основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления;
  2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации);
  3. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей;
  4. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.
  5. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
  6. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира;
  7. Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, принимать активное участие в образовательном процессе;
  8. Создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.

Правила проведения занятий.

Сторонники раннего развития утверждают, что познакомить малыша с мнемотехникой можно уже в 2-3 года, как только у него накопится некоторый словарный запас.

При этом:

  1. Занятия не должны длиться более 15 минут. Даже в этот короткий промежуток стоит включить физкультминутку или предусмотреть изменение вида деятельности. Ведь из-за возрастных особенностей дошкольники могут сосредоточенно работать только 8 – 10 минут, а затем их внимание рассеивается.
  2. Ведущим видом деятельности для малышей является игра, поэтому нельзя превращать занятие в строгий академический урок. Дети лучше воспринимают  информацию, если ее преподнести в форме увлекательного, веселого приключения.

Мнемоника включает в себя массу приемов и методов, но из-за возрастных особенностей восприятия самым доступным для детей является крокирование – использование наглядности: схем, чертежей, набросков, таблиц или коллажей.

  1. Независимо от возраста ребенка обучение начинаем с самых простых заданий, постепенно усложняя их.
  2. Рисунки или схемы должны быть крупными, четкими и обязательно цветными, иначе будет просто неинтересно. Только в подготовительной группе можно предложить детям черно-белые опорные схемы.
  3. Таблица не должна содержать более 9 квадратов. Больший объем информации дошкольнику трудно запомнить и воспроизвести из-за усталости.
  4. Чтобы все знания улеглись по полочкам памяти, а не перепутались, превратившись в «кашу», не давайте малышу более 2 мнемотаблиц в течение одного занятия.
  5. Постоянно меняйте темы текстов – это лучше развивает память и обогащает словарный запас.

В младшей группе

На начальном этапе применяем понятные и яркие одиночные картинки, четко озвучивая название изображенного предмета: «Посмотрите, детки, это дерево». Затем произносим слово по слогам и предлагаем ребятам несколько раз повторить его вслух. Таким образом, опираясь на наглядность, мы расширяем словарный запас, развиваем фонематический слух и учим правильному произношению. Закрепить полученные знания можно при помощи игры «Подскажи мне слово»: взрослые показывают картинку и просят детей напомнить её название. Следующий шаг – формирование лексикона малыша, путем знакомства с признаками предметов. Теперь с картинкой соотносим не отдельные слова, а их сочетания: дерево высокое, ветвистое, зеленое.

Далее знакомим детей с глаголами и учим составлять элементарные предложения: дерево растет, шумит, покрывается листьями.

Когда дети немного освоятся и начнут понимать принцип работы с мнемоквадратами, постепенно переходим от конкретных картинок к символам. Например, так можно схематично изобразить дерево или дождь:

Схематичное изображение

В средней группе

расширяем словарный запас малыша, обогащая его разными частями речи;

облегчаем запоминание последовательности действий.

учим строить связные, грамотные предложения.

Например:

http://rearchildren.ru/wp-content/uploads/2017/11/rasskaz-po-kattinkam.jpg

Машенька // взяла корзинку // и пошла в лес //  за грибами.

Или

Любопытная мышкаКто это?(мышка)http://rearchildren.ru/wp-content/uploads/2017/11/mishka-v-norke.jpgГде живет?(в норке)

http://rearchildren.ru/wp-content/uploads/2017/11/kusok-sira.jpgЧто любит кушать? (сыр)http://rearchildren.ru/wp-content/uploads/2017/11/seraya-koshka.jpgКого боится?(кошку)

После подготовительной работы объединяем все изображения в мнемодорожку.

http://rearchildren.ru/wp-content/uploads/2017/11/detskaya-igra.jpg

В итоге получился небольшой рассказ: «Это мышка. Она живет в норке. Мышка любит кушать сыр. Она боится кошки».

Сначала его произносит взрослый, акцентируя на связь каждой фразы с отдельной картинкой. Затем слово берут дети.

На следующем этапе усложняем задание, меняя конкретные изображения на условные обозначения.

В старшей и подготовительной группе

У детей  5– 7 лет речевое развитие находится на уже довольно высоком уровне. Малыш правильно произносит звуки, не делает ошибки в постановке ударений, имеет довольно богатый словарный запас. Он не только называет предмет и его признаки, но и дает ему характеристику, а также выражает свое отношение. Детская речь становится выразительной, интонационно и эмоционально окрашенной. Мышление ребенка уже настолько развито, что он легко может выделять существенные признаки предметов, строить логические цепочки, анализировать и давать умозаключения. Поэтому самое время перейти к использованию мнемотаблиц:

в отличие от дорожек, информационные квадраты в них расположены не линейно, а в несколько рядов, каждый из которых обозначает начало нового предложения или абзаца;

количество мнемоквадратов, входящих в таблицу – от 4 до 9;

здесь могут быть зашифрованы информационные тексты, загадки, сказки, стихи.

Для детей 5–7 лет нужно использовать пособия, составленные из картинок и символов:

  1. Обучающие определенному алгоритму действия. Например, одеваем куклу на прогулку или обучаем ребят правильно мыть руки.
  2. Направленные на запоминание стихов или информации.
  3. Развивающие умение рассказывать разные истории или давать характеристику предметам или событиям.

http://rearchildren.ru/wp-content/uploads/2017/11/moem_ruki_pravilno.jpg

Запоминание стихов

Наглядный материал

Пересказываем сказки

В русских народных сказках почти всегда очень много персонажей, которые появляются в определенной последовательности. Как запомнить их маленькому человеку, который еще не обучен грамоте? И тут на помощь вновь приходят мнемотаблицы:

  1. Читаем сказку вслух.
  2. Рассматриваем изображения в таблице.

http://rearchildren.ru/wp-content/uploads/2017/11/skazka-v-tablice.jpg

  1. Производим «перекодировку», расшифровывая условные обозначения. Так, острые зубы символизируют волка, геометрические фигуры – крышу теремка и новый просторный домик, который построили животные.
  2. Предлагаем детям пересказать историю с опорой на символы.
  3. Следующий шаг – раскрашивание элементов или восстановление целой таблицы по памяти.

Таким образом, работа по мнемотаблицам состоит из трёх этапов:

1.  Составление и рассматривание таблицы, разбор того, что на ней изображено.

2.  Преобразование из абстрактных символов в образы (перекодирование информации).

3.  Пересказ с опорой на символы (образы).

Мнемотаблицы могут использоваться:

при пересказах художественной литературы.

при обучении составлению рассказов.

при отгадывании и загадывании загадок.

при заучивании стихов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование мнемотехникив работе по развитию речи детей

Методические рекомендации по мнемотехнике...

Использование мнемотехники как инструмента развития связной речи у детей дошкольного возраста

      "Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им."Г. Гегель.     Речь является одним из важнейших сред...

«Мнемотехника как инструмент развития связной речи у детей дошкольного возраста»

Не для кого не секрет, что у детей с общим недоразвитием речи существуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения. Поэтому н...

Консультация для педагогов «Использование мнемотехники как инструмента развития связной речи детей дошкольного возраста»

Что такое мнемотехника? Мнемотехника – это техника запоминания.Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой...

ПРОЕКТ: "Использование мнемотехники в процессе развития речи у детей дошкольного возраста"

Новизна проекта заключается в целесообразном слиянии наглядности, плана высказывания и игрового характера деятельности. Действуя с пособиями, дети получают возможность использовать два сенсорных ...