использование мнемотехники как инструмент развития речи
консультация по логопедии (старшая группа)
Речь является одним из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Понимание речи окружающих и собственная активная речь сопровождают всю деятельность ребенка. Речевое развитие ребенка в первые годы жизни оказывает значение на всю его последующую жизнь, поэтому речевое развитие необходимо начинать с первых дней жизни ребенка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
"Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им."
Г. Гегель.
Речь является одним из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Понимание речи окружающих и собственная активная речь сопровождают всю деятельность ребенка. Речевое развитие ребенка в первые годы жизни оказывает значение на всю его последующую жизнь, поэтому речевое развитие необходимо начинать с первых дней жизни ребенка.
Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления (появления) у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее. Своевременное - значит начатое с первых же дней после рождения ребенка; полноценное - значит достаточное по объему языкового материала и побуждающее ребенка к овладению речью в полной мере его возможностей на каждой возрастной ступени.
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему.
Результаты работы ПМПк 2017 г показали, что более 70% детей группы имеют речевые нарушения разной сложности, в том числе 6 детей имели общее недоразвитие речи (2 и 3 уровень).
Следствием речевых нарушений является недоразвитие познавательной сферы:
Внимание.
У детей с неправильной речью наблюдаются: неустойчивость, низкая произвольность, слабая переключаемость и отсутствие планирования. При восприятии информации визуально внимание путается в значении формы, цвета и расположения различных фигур. Тогда как при словесных просьбах оно практически отсутствует полностью.
Восприятие.
Отстает в развитии и находится на элементарном уровне. Ребенок слабо воспринимает целостность предмета, возникают сложности узнавания изображения, трудности пространственного ориентира (понятий «право» и «лево», дезориентация понятий частей тела).
Мышление.
Отставания в словесно-логическом мышлении. Овладение функций синтеза, обобщения, классификации, анализом и сравнением проходит тяжело. Скудный объем информации об окружающих предметах, их функциях и свойствах; причинно-следственные связи непонятны.
Воображение.
Сложно выполнять творческие задания или тексты (сочинения).
Общая моторика тела и рук.
Сложно выполнить словесную игру с движениями рук и пальцев. Координация движений неправильна, скорость и ловкость весьма снижены.
Игра.
Сюжетно-ролевые игры упрощенные, без применения словесных комментариев. Нежелание играть с детьми, умеющими говорить.
Эмоции.
Негативизм, низкая мотивация и наблюдательность, раздражительность, обидчивость, снижен самоконтроль, плохо заводит дружбу.
Память.
Зрительная память практически не отличается от нормы. Слуховая память весьма снижена. Выполняя задание из 3-4 действий, ребенок не запомнит всего, может переставить действия, не спросит еще раз, что делать.
Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только — что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность не только на занятиях, но и в процессе свободного общения.
Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателя на занятиях по развитию речи дошкольников. Такими средствами являются инновационные методы и приемы развития речи у дошкольников.
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Поэтому, проанализировав результаты обследования, я решила использовать в своей работе и элементы мнемотехники.
Особенности методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения диких животных используется елка, обозначения домашних – дом.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам., т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде.
В рамках ФГОС использование мнемотехники в образовательном процессе позволяет интегрировать несколько образовательных областей:
- Речевое развитие;
- Социально - коммуникативное развитие;
- Художественно - эстетическое развитие;
- Познавательное развитие.
Задачи:
- Способствовать развитию основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления;
- Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации);
- Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей;
- Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.
- Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
- Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира;
- Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, принимать активное участие в образовательном процессе;
- Создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.
Правила проведения занятий.
Сторонники раннего развития утверждают, что познакомить малыша с мнемотехникой можно уже в 2-3 года, как только у него накопится некоторый словарный запас.
При этом:
- Занятия не должны длиться более 15 минут. Даже в этот короткий промежуток стоит включить физкультминутку или предусмотреть изменение вида деятельности. Ведь из-за возрастных особенностей дошкольники могут сосредоточенно работать только 8 – 10 минут, а затем их внимание рассеивается.
- Ведущим видом деятельности для малышей является игра, поэтому нельзя превращать занятие в строгий академический урок. Дети лучше воспринимают информацию, если ее преподнести в форме увлекательного, веселого приключения.
Мнемоника включает в себя массу приемов и методов, но из-за возрастных особенностей восприятия самым доступным для детей является крокирование – использование наглядности: схем, чертежей, набросков, таблиц или коллажей.
- Независимо от возраста ребенка обучение начинаем с самых простых заданий, постепенно усложняя их.
- Рисунки или схемы должны быть крупными, четкими и обязательно цветными, иначе будет просто неинтересно. Только в подготовительной группе можно предложить детям черно-белые опорные схемы.
- Таблица не должна содержать более 9 квадратов. Больший объем информации дошкольнику трудно запомнить и воспроизвести из-за усталости.
- Чтобы все знания улеглись по полочкам памяти, а не перепутались, превратившись в «кашу», не давайте малышу более 2 мнемотаблиц в течение одного занятия.
- Постоянно меняйте темы текстов – это лучше развивает память и обогащает словарный запас.
В младшей группе
На начальном этапе применяем понятные и яркие одиночные картинки, четко озвучивая название изображенного предмета: «Посмотрите, детки, это дерево». Затем произносим слово по слогам и предлагаем ребятам несколько раз повторить его вслух. Таким образом, опираясь на наглядность, мы расширяем словарный запас, развиваем фонематический слух и учим правильному произношению. Закрепить полученные знания можно при помощи игры «Подскажи мне слово»: взрослые показывают картинку и просят детей напомнить её название. Следующий шаг – формирование лексикона малыша, путем знакомства с признаками предметов. Теперь с картинкой соотносим не отдельные слова, а их сочетания: дерево высокое, ветвистое, зеленое.
Далее знакомим детей с глаголами и учим составлять элементарные предложения: дерево растет, шумит, покрывается листьями.
Когда дети немного освоятся и начнут понимать принцип работы с мнемоквадратами, постепенно переходим от конкретных картинок к символам. Например, так можно схематично изобразить дерево или дождь:
В средней группе
расширяем словарный запас малыша, обогащая его разными частями речи;
облегчаем запоминание последовательности действий.
учим строить связные, грамотные предложения.
Например:
Машенька // взяла корзинку // и пошла в лес // за грибами.
Или
Кто это?(мышка)Где живет?(в норке)
Что любит кушать? (сыр)Кого боится?(кошку)
После подготовительной работы объединяем все изображения в мнемодорожку.
В итоге получился небольшой рассказ: «Это мышка. Она живет в норке. Мышка любит кушать сыр. Она боится кошки».
Сначала его произносит взрослый, акцентируя на связь каждой фразы с отдельной картинкой. Затем слово берут дети.
На следующем этапе усложняем задание, меняя конкретные изображения на условные обозначения.
В старшей и подготовительной группе
У детей 5– 7 лет речевое развитие находится на уже довольно высоком уровне. Малыш правильно произносит звуки, не делает ошибки в постановке ударений, имеет довольно богатый словарный запас. Он не только называет предмет и его признаки, но и дает ему характеристику, а также выражает свое отношение. Детская речь становится выразительной, интонационно и эмоционально окрашенной. Мышление ребенка уже настолько развито, что он легко может выделять существенные признаки предметов, строить логические цепочки, анализировать и давать умозаключения. Поэтому самое время перейти к использованию мнемотаблиц:
в отличие от дорожек, информационные квадраты в них расположены не линейно, а в несколько рядов, каждый из которых обозначает начало нового предложения или абзаца;
количество мнемоквадратов, входящих в таблицу – от 4 до 9;
здесь могут быть зашифрованы информационные тексты, загадки, сказки, стихи.
Для детей 5–7 лет нужно использовать пособия, составленные из картинок и символов:
- Обучающие определенному алгоритму действия. Например, одеваем куклу на прогулку или обучаем ребят правильно мыть руки.
- Направленные на запоминание стихов или информации.
- Развивающие умение рассказывать разные истории или давать характеристику предметам или событиям.
Пересказываем сказки
В русских народных сказках почти всегда очень много персонажей, которые появляются в определенной последовательности. Как запомнить их маленькому человеку, который еще не обучен грамоте? И тут на помощь вновь приходят мнемотаблицы:
- Читаем сказку вслух.
- Рассматриваем изображения в таблице.
- Производим «перекодировку», расшифровывая условные обозначения. Так, острые зубы символизируют волка, геометрические фигуры – крышу теремка и новый просторный домик, который построили животные.
- Предлагаем детям пересказать историю с опорой на символы.
- Следующий шаг – раскрашивание элементов или восстановление целой таблицы по памяти.
Таким образом, работа по мнемотаблицам состоит из трёх этапов:
1. Составление и рассматривание таблицы, разбор того, что на ней изображено.
2. Преобразование из абстрактных символов в образы (перекодирование информации).
3. Пересказ с опорой на символы (образы).
Мнемотаблицы могут использоваться:
при пересказах художественной литературы.
при обучении составлению рассказов.
при отгадывании и загадывании загадок.
при заучивании стихов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Мнемотехника как инструмент развития связной речи у детей дошкольного возраста»
Описание опыта работы...
"Использование мнемотехникив работе по развитию речи детей
Методические рекомендации по мнемотехнике...
Использование мнемотехники как инструмента развития связной речи у детей дошкольного возраста
"Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им."Г. Гегель. Речь является одним из важнейших сред...
«Мнемотехника как инструмент развития связной речи у детей дошкольного возраста»
Не для кого не секрет, что у детей с общим недоразвитием речи существуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения. Поэтому н...
Консультация для педагогов «Использование мнемотехники как инструмента развития связной речи детей дошкольного возраста»
Что такое мнемотехника? Мнемотехника – это техника запоминания.Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой...
ПРОЕКТ: "Использование мнемотехники в процессе развития речи у детей дошкольного возраста"
Новизна проекта заключается в целесообразном слиянии наглядности, плана высказывания и игрового характера деятельности. Действуя с пособиями, дети получают возможность использовать два сенсорных ...
- Мне нравится (1)