Мнемотехника как инструмент развития связной речи у детей дошкольного возраста
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) на тему
мнемотехнологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemotehnika_kak_instrument_razvitiya_svyaznoy_rechi_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие связной речи дошкольников метом наглядного моделирования и мнемотехники.
1слайд
.Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности
2слайд
.. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
3слайд
.На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:
- односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
- неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;
- недостаточный словарный запас;
- употребление нелитературных слов и выражений;
- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;
- трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
- отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Для достижения такого эффекта я решила использовать нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи, а именно, метод мнемотехники.
4слайд
.Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
Начиная свою работу по данной проблеме, я рассмотрела факторы, облегчающие процесс становления связной речи. Один из таких факторов - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго вспомогательного фактора я выделила создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.
5слайд
.Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами, но изменяя и совершенствуя их по-своему, в течение нескольких лет я использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.
6слайд
.С помощью мнемотехники мной решаются следующие задачи:
- развитие связной и диалогической речи у детей;
- развитие у детей умения с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице;
- обучение детей правильному звукопроизношению;
- развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки;
- развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти…;
7слайд
.Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинала работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходила к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам. Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать строение рассказа, последовательность рассказа, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
8-10слайд
. Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.
Работать с мнемотаблицами я начала со второй младшей группы. Хотя уже в младшем возрасте использовала простейшие схемы одевания, формирования культурно-гигиенических навыков, экологических представлений т. д. Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях использую модельные схемы, мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень". Опираясь на опыт других педагогов, разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей. Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать или, владея компьютером, сделать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
Для детей среднего дошкольного возраста я использую цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже – я усложняю или заменяю другой заставкой - изобразить персонаж в графическом виде. Для детей старшего возраста схемы можно использоть в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание, но мне и детям больше нравиться работать с цветными картинками.
11слайд
.Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаю готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Такую же работу провожу по запоминанию загадок.
12слайд
.Наиболее трудный вид в монологической речи – описательный рассказ. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ, что ребенку дается очень трудно. Считаю, что здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета. Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь оказывают мнемотаблицы.
13слайд
.Особая роль в формировании связной речи принадлежит пересказу. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений. Работу на занятиях по мнемотаблицам я строю в три этапа.
1 этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: осуществление перекодирования информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап: осуществление пересказа сказки или рассказа по заданной теме. В младших группах с моей помощью, в старших – дети умеют самостоятельно.
14.слайд
Мнемотехника многофункциональна. На основе мнемотаблиц я создаю разнообразные дидактические игры. Параллельно с этой работой использую речевые игры, настольно-печатные игры, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки. Считаю, что применять модельные схемы можно и на других занятиях, в других видах деятельности.
Использование метода мнемотехники в интегрированных занятиях приносит очень хороший результат:
- связная речь детей соответствует критериям программы и стандартам;
- словарный запас детей от пассивного (в основном) переходит в активный и обогащается до уровня, необходимого ребенку в школе;
- ребята активнее работают на занятиях. У них сконцентрировались наблюдательность, внимание, память, усидчивость; повысилось творческое воображение, логическое и образное мышление;
- дети научились правильно оформлять свою мысль в виде предложения, составляют рассказы из пяти и более предложений, используя их различные конструкции;
- активизировался интерес к заучиванию стихов;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мнемотехника, как метод развития связной речи у детей дошкольного возраста.
Консультация для педагогов дошкольных учреждений....
«Мнемотехника как инструмент развития связной речи у детей дошкольного возраста»
Описание опыта работы...
Опыт работы по использованию элементов мнемотехники с целью развития связной речи у детей дошкольного возраста
В работе представлен опыт работы с использованием мнемотехники для занятий с детьми и родителями.Даны методические рекомендации по использованию элементов мнемотехники как средства развития связной ре...
Использование мнемотехники как инструмента развития связной речи у детей дошкольного возраста
"Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им."Г. Гегель. Речь является одним из важнейших сред...
«Мнемотехника как инструмент развития связной речи у детей дошкольного возраста»
Не для кого не секрет, что у детей с общим недоразвитием речи существуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения. Поэтому н...
Тема: ««Мнемотехника как инструмент развития связной речи у детей дошкольного возраста»
Тема: ««Мнемотехника как инструмент развития связной речи у детей дошкольного возраста»...