Перспективное планирование учителя-логопеда для работы с детьми с задержкой психического развития
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
В работе предложено перспективное планирование учителя логопеда в старшей группе по разделам лексико-грамматического строя речи, связной речи, формирование звуковой културы речи и неревых процессов. Рекомендована педагогам, работающим с детьми с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
перспективное планирование учителя-логопеда стршая группа | 72.78 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА С ЗПР.
Месяц, неделя | Лексическая тема | Лексико-грамматический строй речи | Связная речь | Формирование ЗКР и обучение грамоте | Развитие неречевых процессов | ||
Сентябрь, 1-2 неделя | Диагностика | ||||||
Сентябрь, 3 неделя | Детский сад | 1.Предметный словарь: детский сад, группа, игровые уголки, спальня, раздевалка. 2. Глагольный словарь: встречать, воспитывать, играть, убирать, делиться. 3. Словарь признаков: большая, маленькая, красивая, круглая, цветная, любимая. 4. Образование существительных множ. числа от единственного. Мишка – мишки, кубик – кубики, мяч – мячи. 5. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных. Мяч – мячик, коляска –колясочка, машина – машинка. 6. Согласование существительных с прилагательными в роде. (Желтый мяч, красивая кукла). 7. Согласование существительных с местоимениями в роде, числе. Мой мяч, моя кукла, мое место, мои игрушки. 8. Употребление простых предлогов. Мишка на стуле. Мяч под столом. Зайка в коробке. Машинка за деревом. | Составление предложений с использованием опорных картинок.. | Органы артикуляции Развитие слухового внимания и фонематичного восприятия материале неречевых звуков. | Развитие логического мышления: отгадывание загадок. Формирование мелкой моторики: раскрашивание игрушек, нарисованных на листе бумаги; выкладывание лото, кубиков. Развитие зрительного внимания и памяти: складывание разрезных картинок; игры «Чем похожи?», «Найди такой же». Пальчиковая гимнастика «Наша группа» | ||
Месяц, неделя | Лекс. тема | Лексико-грамматический строй речи | Связная речь | Формирование ЗКР и обучение грамоте | Развитие неречевых процессов | ||
Сентябрь, 4 неделя | Игрушки | 1.Предметный словарь: игрушки, кубики, кукла, мишка, мяч, пирамидка, матрешка. 2. Глагольный словарь: играть, строить, убирать, складывать, делиться. 3. Словарь признаков: большая, маленькая, красивая, круглая, цветная, любимая, мягкая. 4. Образование существительных множ. числа от единственного. Мишка – мишки, кубик – кубики, мяч – мячи. 5. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Мяч – мячик, матрешка-матрешечка. 6. Дифференциация глаголов ед. и мн. числа. Дети – играют, дружат, строят. Жадина – играет, строит, читает один. 7. Согласование существительных с местоимениями в роде, числе. Мой мяч, моя кукла, мое место, мои игрушки. 8. Употребление простых предлогов. Мишка на стуле. Мяч под столом. Зайка в коробке. Машинка за деревом. | Составление загадок - описаний игрушек. | Продолжать знакомство с органами артикуляционного аппарата. Развитие фонематического слуха на основе слов, близких по звуковому составу. | Развитие логического мышления: отгадывание загадок. Формирование мелкой моторики: раскрашивание игрушек, нарисованных на листе бумаги; выкладывание кубиков; -пальчиковая гимнастика «Игрушки». Развитие зрительного внимания и памяти: складывание разрезных картинок; игры «Чем похожи?», «Что изменилось?». |
Месяц, неделя | Лекс. тема | Лексико-грамматический строй речи | Связная речь | Формирование ЗКР и обучение грамоте | Развитие неречевых процессов |
октябрь, 1 неделя | Осень. Лес. Деревья. | 1.Предметный словарь: осень, погода, лист, дерево, береза, кора, корзина. 2. Глагольный словарь: собирать, поспевать, наступать, падать, светить, дуть, растет, желтеют, краснеют, срывать расти, идти. 3. Словарь признаков: холодный, пасмурный, дождливый, спелый, тёплый, золотой, красные, жёлтые, зелёные, коричневые, сухие, красивые, большие, маленькие. 4. Активизация и обогащение словаря наречий: холодно, тепло, солнечно, прохладно, пасмурно. 5. Образование существительных множ. числа от единственного. (Мишка – мишки, кубик – кубики, мяч – мячи). 6. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (лист –листочек, дождь – дождичек). 7. Согласование существительных с глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени. (Лист падает –листья падают). 8. Согласование имен существительных с числительными. (Одно дерево – два дерева – пять деревьев). 9. Практическое употребление предлогов на, у, за, под в составе простого предложения. | Составление предложений с использованием опорных картинок. | Звук [а]. Понятие о звуковом ряде. Выделение гласного звука [а] из потока звуков. | Развитие логического мышления: отгадывание загадок. Формирование мелкой моторики: -раскрашивание листьев, нарисованных на листе бумаги; -пальчиковая гимнастика «Осенние листья» -Д/и «В лесу» (с колючим мячиком) Развитие зрительного внимания и памяти: складывание разрезных картинок; игры «Чем похожи?», «Найди такой же». |
Месяц, неделя | Лекс. тема | Лексико-грамматический строй речи | Связная речь | Формирование ЗКР и обучение грамоте | Развитие неречевых процессов |
октябрь, 2 неделя | Осень. Лес. Деревья. | 1.Предметный словарь: время года, осень, дождь, ливень, погода, урожай, осенние месяцы, сентябрь, октябрь, ноябрь, солнце, ветер, плащ, зонт, лужи. 2. Глагольный словарь: лить, моросить, собирать, поспевать, наступать, падать, исчезать, светить, дуть, растет, желтеют, краснеют, срывать 3. Словарь признаков: холодный, пасмурный, дождливый, спелый, тёплый, золотой, красные, жёлтые, зелёные, коричневые, сухие, красивые, большие, маленькие. 4. Активизация и обогащение словаря наречий: холодно, тепло, солнечно, прохладно, пасмурно. 5. Образование существительных в родительном падеже множественного числа. (Гриб – (много) грибов, ягода-(много)ягод). 6. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (Гриб – грибочек, мухомор-мухоморчик.). 7. Согласование существительных с глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени. (Лист падает –листья падают). 8. Образование относительных прилагательных. (Лист дуба (какой?)-дубовый). 9. Употребление предлогов в, под, на.. | Пересказ текстов из 2-3 предложений по опорным картинкам. | Звук [у]. Выделение гласного звука [у] в начале слова (утка, удочка, улица) | Развитие логического мышления: отгадывание загадок. Формирование мелкой моторики: -Су-джок. - пальчиковая гимнастика «Осенние листья». -штриховка; Развитие зрительного внимания и памяти: -складывание разрезных картинок; -игры «Чем похожи?», -«Найди такой же». |
Месяц, неделя | Лекс. тема | Лексико-грамматический строй речи | Связная речь | Формирование ЗКР и обучение грамоте | Развитие неречевых процессов |
октябрь, 3 неделя | Овощи. | 1.Предметный словарь: урожай, картофель, морковь, капуста, лук, свекла, огурцы, помидоры, баклажаны, кабачки, чеснок, грядка, парник, теплица 2. Глагольный словарь: выкапывать, выдергивать, срывать, срезать, поливать, рыхлить, варить, резать, мыть, чистить, складывать, собирать, убирать, запасать, хранить 3. Словарь признаков: спелый, зрелый, душистый, сочный, аппетитный, гладкий, красный, оранжевый, желтый, зеленый. 4. Активизация и обогащение словаря наречий: вкусно, много. 5. Образование существительных множ. числа от единственного. (Огурец – огурцы, помидор –помидоры, овощ – овощи.). 6. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (чеснок – чесночок, лук - лучок). 7. Образование относительных прилагательных. (Сок из свеклы (какой?) свекольный). 8. Употребление глаголов настоящего времени в ед. и мн. числе. (Растет – растут) 8. Согласование имен существительных с числительными. (Один огурец– два огурца – пять огурцов). 9. Употребление простых предлогов в, на, с, из. (Капуста растет на грядке. Огурчики сложили в банку.) | Составление простого описательного рассказа овоща с опорой на картинно-графический план. | Звук [и]. Выделение гласного звука [и] в начале слова (Ира, ива, индюк, игра). Звуки [а], [у], [и]. Звуковой анализ слогов АУ-УА-АУИ. | Развитие логического мышления: - «Подскажи словечко»- отгадывание загадок. Формирование мелкой моторики: - Д/и «В лесу» (с колючим мячиком) - штриховка баклажана; - пальчиковая гимнастика «У Лариски две редиски». Развитие зрительного внимания, памяти: - «Какие овощи спрятались на картинке?». |
Месяц, неделя | Лекс. тема | Лексико-грамматический строй речи | Связная речь | Формирование ЗКР и обучение грамоте | Развитие неречевых процессов |
октябрь, 4 неделя | Фрукты. Ягоды. | 1.Предметный словарь: урожай, яблоки, груши, сливы, персики, абрикосы, виноград, грядка, парник, теплица; 2. Глагольный словарь: зреть, спеть, копать, срезать, подкармливать, окапывать, зреют, наливаются, краснеют, желтеют. 3. Словарь признаков: спелый, зрелый, душистый, сочный, аппетитный, гладкий, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый. 4. Активизация и обогащение словаря наречий: вкусно, много. 5. Образование существительных множ. числа от единственного. (Яблоко – яблоки, груша – груши, слива– сливы). 6. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (Лимон-лимончик, апельсин-апельсинчик). 7. Образование однокоренных слов (Ягода- ягодный-ягодка-ягодница-ягодное.) 8. Употребление глаголов настоящего времени в ед. и мн. числе. (Груша растет – груши растут). 9. Образование относительных прилагательных. (Сок из клюквы какой? -клюквенный) 10. Употребление предлогов ИЗ, С, СО. (Из чего сделан салат? Из яблок. Корзинка с чем? С ягодами). | Пересказ рассказа «Вкусное варенье» с опорой на план. | Звук [э]. Выделение гласного звука [э] в начале слова (Эдик, этаж, экран, эхо). Звук [о]. Выделение звука [о] в потоке звуков, а также в начале слова (осы, Оля, ослик, окна). | Развитие логического мышления: отгадывание загадок. Формирование мелкой моторики: - пальчиковая гимнастика «Компот»; - штриховка банана; Развитие зрительного внимания, памяти: - игра. «Собери картинку».; -игра «Чем отличаются?», - игра «Найди такой же». |
Месяц, неделя | Лекс. тема | Лексико-грамматический строй речи | Связная речь | Формирование ЗКР и обучение грамоте | Развитие неречевых процессов |
октябрь, 5 неделя | Одежда. Головные уборы. | 1.Предметный словарь: плащ, куртка, пальто, перчатки, шарф, фетр, шерсть, кожа, мех, трикотаж, вельвет, драп, резина; рукав, капюшон, подол, пуговица, петля. 2. Глагольный словарь: носить, обувать, снимать, расстегивать, застегивать, развязывать, завязывать, вешать, складывать 3. Словарь признаков: резиновый, осенний, удобный, модный, нарядный, фетровый, шерстяной, кожаный, меховой, драповый, трикотажный, вельветовый. 4. Образование существительных множ. числа от единственного. (Платье – платья, юбка – юбки, пиджак– пиджаки). 5. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. (Рубашка – рубашечка, куртка –курточка, брюки – брючки, носки –носочки). 6. Согласование числительных, местоимений с существительными. (Одна юбка-две юбки-пять юбок. Моя юбка). 7. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе. (Теплая кофта, нарядное платье, зеленый шарф). 8. Образование относительных прилагательных. (Шарф из шерсти (какой?)– шерстяной). 9. Образование притяжательных прилагательных. (Шапка мамы (чья?) – мамина. Юбка Кати (чья?) - Катина). | Составление рассказа-описания о предмете одежды по схеме. Составление предложений из набора слов. | Звук [м]. Выделение согласного звука [м] в конце слова. Звуки [м], [м']. Выделение согласных звуков [м], [м'] в начале слова. | Развитие логического мышления: -отгадывание загадок; - «Четвертый лишний». Формирование мелкой моторики: - выполнение шнуровки; -застегивание пуговиц; - штриховка изображения шапочки; -пальчиковая гимнастика «Маша варежку надела». Развитие зрительного внимания и памяти: складывание разрезных картинок; - игра «Что лишнее?», - игра «Что перепутал художник?» |
Месяц, неделя | Лекс. тема | Лексико-грамматический строй речи | Связная речь | Формирование ЗКР и обучение грамоте | Развитие неречевых процессов |
ноябрь, 1 неделя | Обувь. | 1.Предметный словарь: туфли, сапоги, валенки, тапки, ботинки, сандалии. 2. Глагольный словарь: обуваться, разуваться, застегивать, расстегивать, завязывать, зашнуровывать, положить, поставить, примерять. 3. Словарь признаков: красивая, удобная, тёплая, лёгкая, летняя, зимняя, новая, старая, нарядная. 4. Антонимы: длинный-короткий, чистая-грязная, детская-взрослая, обувать- снимать. 5. Образование существительных множ. числа от единственного. (Ботинок – ботинки, тапок- тапочки, сапог – сапоги). 6. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. (Сапог – сапожок, ботинки – ботиночки, тапок – тапочек). 7. Дифференциация глаголов ед. и мн. числа. (Мама – застегивает, обувает, выбирает, примеряет, разувает. Дети – застегивают, обувают, выбирают, примеряют, разувают.). 8. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе. (Теплые валенки, нарядные туфли). 9. Образование глаголов с помощью приставок. (Развязать, завязать, привязать, перевязать). 10. Употребление простых предлогов. (Тапочки на полке. Ботинки около стула. Валенки достаю из шкафа). | Составление рассказа-описания об обуви по схеме. Составление рассказа-сравнения о двух предметах. (Чем похожи, чем отличаются ботинки и сапоги; сапоги и валенки?) | Звук [п]. Определение наличия или отсутствия звука в слове. Анализ и синтез слогов ап-па. Звуки [п], [пь]. Определение места звука в слове (начало, середина, конец). | Формирование мелкой моторики: -пальчиковая гимнастика «Обувь» -выполнение шнуровки; застегивание пуговиц. Развитие зрительного внимания и памяти: - складывание разрезных картинок; -игра «Найди одинаковые» -«Чем отличаются?», -«Что правильно?» |
Месяц, неделя | Лекс. тема | Лексико-грамматический строй речи | Связная речь | Формирование ЗКР и обучение грамоте | Развитие неречевых процесов |
ноябрь, 2 неделя | Продукты питания. | 1.Предметный словарь: Колбаса, сыр, хлеб, сосиска, мясо, молоко и т.д. 2. Глагольный словарь: есть, покупать, кушать, резать, намазывать. 3. Словарь признаков: большая, маленькая, вкусный, горячий, соленый. 4. Активизация и обогащение словаря наречий: чисто, красиво, горячо. 5. Образование существительных множ. числа. (Платье – платья, юбка – юбки, пиджак– пиджаки). 6. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. (Торт-торты, конфета- конфеты, батон-батоны). 7. Образование прилагательных от существительных. (Мука-мучной). 8. Согласование числительных, местоимений с существительными. (Одна жареная котлета – две жареные котлеты – пять жареных котлет. Моя котлета). 9. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида. (Режет-порезали, чистит-почистили). 10. Употребление простых предлогов. (Сыр лежит на тарелке, молоко стоит в холодильнике). | Пересказ-инсценировки сказки «Колосок» с использованием серии сюжетных картин. Заучивание наизусть загадки. | Звук [н]. Выделение звука среди других согласных звуков. Позиция звука в слове (начало, середина, конец). Звуки [н], [н']. Определение наличия или отсутствия звуков [н], [н'] в словах. | Формирование мелкой моторики: разложи по тарелочкам. Пальчиковая гимнастика «Замесили тесто» Развитие зрительного внимания и памяти: складывание разрезных картинок; игра «Найди одинаковые», «Не ошибись», «Что ты знаешь о продуктах?». Развитие логического мышления: -отгадывание загадок; - «Четвертый лишний». |
Месяц, неделя | Лекс. тема | Лексико-грамматический строй речи | Связная речь | Формирование ЗКР и обучение грамоте | Развитие неречевых процессов |
ноябрь, 3 неделя | Посуда. | 1.Предметный словарь: тарелка, вилка, ложка, чашка, блюдце, кастрюля, сковородка, чайник, его детали, стакан. 2. Глагольный словарь: Мыть, разбивать, вытирать, расставлять, выбирать, накладывать. 3. Словарь признаков: большая, маленькая, красивая, круглая, цветная, любимая, красная, желтая, синяя, зеленая. 4. Антонимы: острый-тупой, чистый- грязный, глубокая-мелкая, хрупкая-прочная, 5. Образование существительных множ. числа. (Чашка – чашки, вилка – вилки). 6. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. (Тарелка – тарелочка, кастрюля– кастрюлька, блюдце –блюдечко). 7. Образование прилагательных от существительных. (Посуда для кухни (какая?) - кухонная). 8. Образование глаголов с помощью приставок. (Налить, вылить, перелить). 9. Согласование числительных, местоимений с существительными. (Один нож- два ножа- пять ножей. Мой нож). | Составление рассказа-описания о предметах посуды по схеме. | Звук [б]. Выделение звука среди других согласных. Определение позиции звука [б] в слове (начало, середина). Звуки [б], [б']. Звуковой анализ слогов АБ-БИ. | Развитие мелкой моторики: - пальчиковая гимнастика «Мы посуду перемыли»; - раскрашивание; - игра «Золушка» (перебрать крупы). Развитие зрительного внимания и памяти: складывание разрезных картинок; игра «Найди одинаковые», «Чем отличаются?», «Что правильно?». Развитие логического мышления: -отгадывание загадок; - «Четвертый лишний». |
Месяц, неделя | Лекс. тема | Лексико-грамматический строй речи | Связная речь | Формирование ЗКР и обучение грамоте | Развитие неречевых процессов |
ноябрь, 4 неделя | Мебель. | 1.Предметный словарь: шкаф, диван, кресло, кровать, стол, стул, сидение, подлокотник, спинка. 2. Глагольный словарь: спать, сидеть, складывать, обедать, чинить, протирать 3. Словарь признаков: мягкий, высокий, большой, узкая, круглый. 4. Словарь наречий: удобно, мягко, слева, справа. 5. Антонимы: высокий-низкий, большой- маленький, узкий-широкий. 6. Образование существительных множ. числа от единственного. (диван-диваны, кровать-кровати, стол-столы). 7. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. (Стул-стульчик, диван-диванчик, стол-столик, шкаф-шкафчик). 8. Образование прилагательных от существительных. (дерево-деревянный, сталь-стальной). 9. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе. (круглый стол, мягкий диван, высокий стул). 10. Согласование числительных, местоимений с существительными. (Мой комод, мои стулья, моя кровать). 11. Употребление предлогов В, ИЗ, НА, С, ПОД, НАД, ЗА. (Маша сидит на диване. Кошка сидит под столом. Ваня спрятался за стул). | Составление рассказа-описания мебели с порой на картинно-графический план. | Звуки [б], [п]. Полный анализ односложного слова БИМ. Звук [в]. Определение позиции звука [в] в слове (начало, середина). Звуковой анализ слова ИВА. | Формирование мелкой моторики: пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире», обведи по контуру. Развитие зрительного внимания и памяти: складывание разрезных картинок; игра «Найди одинаковые», «Не ошибись», «Прятки». |
Месяц, неделя | Лекс. тема | Лексико-грамматический строй речи | Связная речь | Формирование ЗКР и обучение грамоте | Развитие неречевых процессов |
декабрь, 1 неделя | Электроприборы. | 1.Предметный словарь: мебель, стол (ножки, столешница), стул (ножки, сиденье, спинка), шкаф (дверцы, ножки, дно, ящики, полки, ручки), кровать (ножки, спинки, матрас), диван (ножки, сиденье, подлокотники, спинка, подушки). 2. Глагольный словарь: покупать, сидеть, лежать, стоять, ставить, класть, убирать, вешать, вытирать, отдыхать, спать. 3. Словарь признаков: деревянный, стеклянный, кожаный, пластмассовый, металлический; кухонный, столовый, обеденный, книжный, письменный, журнальный, 4. Образование существительных множ. числа от единственного. (утюг-утюги, телефон-телефоны. Лампа-лампы). 5. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. (утюг-утюжок, лампа-лампочка, телефон-телефончик). 6. Образование относительных прилагательных. (Шкаф для книг (какой?) – книжный шкаф). 7. Согласование числительных, местоимений с существительными (Один фен-два фена-пять фенов. Мой фен). 8. Употребление предлогов ЗА, ОКОЛО, МЕЖДУ, ПЕРЕД, В. | Составление рассказа-описания о каком-либо предмете мебели по схеме. | Звук [в], [в']. Различение твердых и мягких звуков [в], [в']. Звук [д]. Выделение звука среди других согласных звуков. | Формирование мелкой моторики: - штриховка; - обводка по пунктиру. Пальчиковая гимнастика «Электроприборы – это чудо!» Развитие зрительного внимания и памяти: складывание разрезных картинок; игра «Найди одинаковые», «Чем отличаются?», «Что правильно?». |
Месяц, неделя | Лекс. тема | Лексико-грамматический строй речи | Связная речь | Формирование ЗКР и обучение грамоте | Развитие неречевых процессов |
декабрь, 2 неделя | Зима. Зимние забавы. | 1.Предметный словарь: снег, лёд, холод, мороз, метель, снегопад, сугроб, ветер, снежинка, льдинка, вьюга, узор, иней, позёмка, декабрь, январь, февраль, 2. Глагольный словарь: идти, падать, лететь, покрывать, таять, замерзать, выпадать, сковывать, виться, кружиться, леденеть, ездить, кататься, упасть, лепить, скользить. 3. Словарь признаков: лёгкий, пушистый, холодный, зимний, морозный, искристый, жёсткий, прозрачный, трескучий, суровый. 4. Словарь наречий: весело, интересно, красиво, нарядно, быстро. 5. Антонимы: мягкий- твердый, темный- светлый. 6. Образование существительных множ. числа от единственного. (Снежинка – снежинки, комок – комки, шапка – шапки). 7. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. (Снеговик – снеговичок, мороз –морозец, санки – саночки). 8. Образование сложных слов. (По снегу ходит - снегоход, снег падает-снегопад). 10. Согласование числительных, местоимений с существительными. (Один сугроб- два сугроба- пять сугробов. Мой сугроб). 11. Употребление предлогов НАД,ПОД,НА, В и др.. | Заучивание стихотворений к новогоднему утреннику. Составление рассказа-описания о зиме по опорным картинкам. Составление предложений по теме. | Звуки [д], [д']. Различение твердых и мягких звуков [д], [д']. Звуковой анализ слова дом. Гласные и согласные звуки. Выделение гласного звука в середине односложных слов (дом, мак, лук). | Формирование мелкой моторики. - шнурование; - нанизывание бусин; -пальчиковая гимнастика «Снежок». Развитие мышления и наблюдательности: -игра «Кто лишний?» Развитие слухового и зрительного внимания, памяти: - складывание разрезных картинок; - игра «Ассоциации»; - игра «Найди, что неверно» |
Месяц, неделя | Лекс. тема | Лексико-грамматический строй речи | Связная речь | Формирование ЗКР и обучение грамоте | Развитие неречевых процессов |
декабрь, 3 неделя | Зима. Зимние забавы. | 1.Предметный словарь: снег, лёд, холод, мороз, метель, снегопад, сугроб, ветер, снежинка, льдинка, вьюга, узор, иней, позёмка, декабрь, январь, февраль, 2. Глагольный словарь: идти, падать, лететь, покрывать, таять, замерзать, выпадать, сковывать, виться, кружиться, леденеть, ездить, кататься, упасть, лепить, скользить. 3. Словарь признаков: лёгкий, пушистый, холодный, зимний, морозный, искристый, жёсткий, прозрачный, трескучий, суровый. 4. Словарь наречий: весело, интересно, красиво, нарядно, быстро 5. Образование существительных множ. числа от единственного. (Снежинка – снежинки, комок – комки, шапка – шапки). 6. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. (Снеговик – снеговичок, мороз –морозец, санки – саночки). 7. Образование сложных слов. (По снегу ходит - снегоход, снег падает-снегопад). 8. 8. Образование прилагательных от существительных и наречий. (Если зимой много снега, то зима какая? (снежная)). 9. Образование существительных в разных падежах. (Выпал снег. Зимой много снега). 10.Образование однокоренных слов. (Снег-снегопад, снеговик, снежок, Снегурочка). 11.Согласование числительных, местоимений с существительными. (Один сугроб- два сугроба- пять сугробов. Мой сугроб). | Составление рассказа-описания о зиме по опорным картинкам. Составление предложений по теме. Заучивание стихотворений к новогоднему утреннику. | Звук [т]. Выделение звука [т] в потоке звуков. Позиция звука в слове. Звуковой анализ слова ТОМ. Звуки [т], [ть]. Различение твердых и мягких звуков [т], [ть]. | Формирование мелкой моторики. - шнурование; - нанизывание бусин. Пальчиковая гимнастика «Зима». Развитие слухового и зрительного внимания, памяти: - складывание разрезных картинок; - игра «Ассоциации»; - игра «Найди, что неверно» |
Месяц, неделя | Лекс. тема | Лексико-грамматический строй речи | Связная речь | Формирование ЗКР и обучение грамоте | Развитие неречевых процессов |
декабрь, 4 неделя | Новый год. | 1.Предметный словарь: карнавал, хоровод, гирлянда, украшения, Снегурочка, лыжи, санки, коньки, снежки, снеговик, горка, каток, ёлка, праздник . 2. Глагольный словарь: наряжать, вешать, украшать, развешивать, кататься, упасть, лепить, скользить, заливать, уставать, отталкиваться, танцевать, праздновать, катать, скрипеть. 3. Словарь признаков: зимний, скользкий, искристый, липкий, новогодний, нарядная, пушистая. 4. Словарь наречий: весело, шумно, дружно. 5. Образование существительных множ. числа от единственного. (Елка – елки, подарок – подарки, хлопушка – хлопушки). 6. Образование существительных в разных падежах. (Выпал снег. Зимой много снега). 7. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. (Песня –песенка, игрушка – игрушечка). 8. Образование сложных слов: снегокат, снегопад, снегоход. 9. Согласование числительных, местоимений с существительными. (Мой подарок, моя гирлянда, мое стихотворение, мои снежинки). 10. Активизация и обогащение словаря наречий. (Празднично, нарядно, весело.). 11. Употребление предлогов У, НАД, ОКОЛО, К, ПОД . | Заучивание стихотворений к новогоднему утреннику. Составление рассказа «Новый год на пороге» по серии сюжетных картин. | Звуки [д], [т]. Дифференциация звуков [д], [т]. Звук [ф]. Выделение в речи звук [ф]. Деление слова на слоги, различение коротких и длинных слов. | Формирование мелкой моторики. - шнурование; - нанизывание бусин; - штриховка изображения елки. Пальчиковая гимнастика «На Новый год». Развитие слухового и зрительного внимания, памяти: - складывание разрезных картинок; - игра «Ассоциации»; - игра «Найди, что неверно» |
Месяц, неделя | Лекс. тема | Лексико-грамматический строй речи | Связная речь | Формирование ЗКР и обучение грамоте | Развитие неречевых процессов |
январь, 2 неделя | Домашние животные. | 1.Предметный словарь: кошка, собака, корова, коза, лошадь, свинья, овца, кот, пёс, бык, козёл, конь, баран, табун, стадо, отара, котенок, щенок, теленок, козленок, жеребенок, поросенок, ягненок, котята. 2. Глагольный словарь: мяукать, лаять, рычать, мычать, хрюкать, кормить, сторожить, охранять, ласкаться, кусаться, блеять, ржать, прыгать, пасти. 3. Словарь признаков: пушистый, гладкий, рогатый, свирепый, ласковый, злобный, упрямый, быстроногий, ловкий, неуклюжий. 4. Словарь наречий: быстро, легко, медленно. 5. Антонимы: высокий- низкий, сильный- слабый, рогатый-безрогий. 6. Образование существительных множ. числа от единственного. (Корова – коровы, собака – собаки, кошка – кошки). 7. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. (Кошка – кошечка, лошадь – лошадка, собака – собачка). 8. Образование существительных с суффиксами –онок; -енок; -ат; -ят. (Козленок, теленок, котенок.). 9. Образование слов с суффиксами ик, ищ. Хвостик – хвост – хвостище. (Усики – усы – усищи). 10. Образование притяжательных прилагательных. (Хвост – собачий, лапа – собачья, ухо - собачье). 11. Согласование числительных, местоимений с существительными. (Один щенок –два щенка-пять щенков. Мой щенок). | Составление описательного рассказа по серии картинок «Щенок». | Звуки [ф], [ф']. Различение твердых и мягких звуков [ф], [ф']. Звуки [в], [ф]. Дифференциация звуков [в], [ф]. | Выделение общих и отличительных признаков кошки и собаки. Развитие логического мышления: - отгадывание загадок. Формирование мелкой моторики: - раскрашивание; Пальчиковые гимнастика «Домашние животные». Развитие зрительного внимания и памяти: - складывание разрезных картинок; - игра «Чем отличаются?». |
Месяц, неделя | Лекс. тема | Лексико-грамматический строй речи | Связная речь | Формирование ЗКР и обучение грамоте | Развитие неречевых процессов | ||||||
январь, 3 неделя | Домашние животные. | 1.Предметный словарь: кошка, собака, корова, коза, лошадь, свинья, овца, кот, пёс, бык, козёл, конь, баран, табун, стадо, отара, котенок, щенок, теленок, козленок, жеребенок, поросенок, ягненок, котята. 2. Глагольный словарь: мяукать, лаять, рычать, мычать, хрюкать, кормить, сторожить, охранять, ласкаться, кусаться, блеять, ржать, прыгать, пасти. 3. Словарь признаков: пушистый, гладкий, рогатый, свирепый, ласковый, злобный, упрямый, быстроногий, ловкий, неуклюжий. 4. Словарь наречий: быстро, легко, медленно. 5. Антонимы: высокий- низкий, сильный- слабый, рогатый-безрогий. 6. Образование существительных множ. числа от единственного. (Корова – коровы, собака – собаки, кошка – кошки). 7. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. (Кошка – кошечка, лошадь – лошадка, собака – собачка). 8. Образование существительных с суффиксами –онок; -енок; -ат; -ят. (Козленок, теленок, котенок.). 9. Образование слов с суффиксами ик, ищ. Хвостик – хвост – хвостище. (Усики – усы – усищи). 10. Образование притяжательных прилагательных. (Хвост – собачий, лапа – собачья, ухо - собачье). 11. Согласование числительных, местоимений с существительными. (Один щенок –два щенка-пять щенков. Мой щенок). | Пересказ рассказа «Котенок» с опорой на предметные картинки (с придумыванием конца рассказа). | Звук [к]. Выделение звука [к] из потока согласных звуков и в словах. Звуковой анализ слова КОТ. Звуки [к], [к']. Различение твердых и мягких звуков [к], [к']. Звуковой анализ слова КИТ. | Формирование мелкой моторики. -пальчиковая гимнастика «Козленок» - шнурование; - пазлы «дикие животные» - нанизывание бусин. Развитие слухового и зрительного внимания, памяти: - складывание разрезных картинок; - игра «Ассоциации»; - игра «Кто лишний». | ||||||
Месяц, неделя | Лекс. тема | Лексико-грамматический строй речи | Связная речь | Формирование ЗКР и обучение грамоте | Развитие неречевых процессов | ||||||
январь, 4 неделя | Дикие животные | 1.Предметный словарь: волк, заяц, ёж, медведь, лось, лиса, кабан, хвост, рога, лапы, копыта, белка, олень, барсук, клыки, плутовка, волчонок, зайчонок, ежонок. 2. Глагольный словарь: ходить, рычать, прыгать, колоться, красться, бродить, загонять, нагонять, подстерегать. 3. Словарь признаков: колючий, рыжая, серый, злой, пушистый, хитрая, бурый, трусливый, полосатый, косолапый. 4. Антонимы: крупный- мелкий, трусливый-храбрый, добрый-злой, короткий-длинный. 4. Образование существительных множ. числа. (Заяц – зайцы, белка – белки). 5. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. (Лиса – лисичка, медведь – мишка, заяц – зайчишка). 6. Образование существительных с суффиксами -онок, -енок, -ат, -ят. (лисенок. бельчонок, волчат, лисят). 7. Образование притяжательных прилагательных. (Хвост лисий, лапа – лисья, ухо - лисье). 8. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе. (Хитрая лиса, трусливые зайчики). 9. Согласование числительных, местоимений с существительными. 10. Дифференциация глаголов ед. и мн. числа. (Заяц – прыгает, скачет, играет. Зайцы – прыгают, скачут, играют). 11. Употребление предлогов В, НА, ЗА, ПОД. | Пересказ рассказа «Медведь» с опорой на предметные картинки. | Звук [г]. Определение наличия или отсутствия в слове звука [г]. Звуки [г], [г']. Различение твердых и мягких звуков [г], [г']. Звуковой анализ и синтез слов. | Формирование мелкой моторики. -пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке» - шнурование; - нанизывание бусин. Развитие логического мышления: - отгадывание загадок; - игра «Четвертый лишний». Развитие слухового и зрительного внимания, памяти: - складывание разрезных картинок; - игра «Ассоциации»; - игра «Найди, что неверно» | ||||||
Месяц, неделя | Лекс. тема | Лексико-грамматический строй речи | Связная речь | Формирование ЗКР и обучение грамоте | Развитие неречевых процессов | ||||||
февраль 1неделя | Дикие животные. | 1.Предметный словарь: волк, заяц, ёж, медведь, лось, лиса, кабан, хвост, рога, лапы, копыта, белка, олень, барсук, клыки, плутовка, волчонок, зайчонок, ежонок. 2. Глагольный словарь: ходить, рычать, прыгать, колоться, красться, бродить, загонять, нагонять, подстерегать. 3. Словарь признаков: колючий, рыжая, серый, злой, пушистый, хитрая, бурый, трусливый, полосатый, косолапый. 4. Антонимы: крупный- мелкий, трусливый-храбрый, добрый-злой, короткий-длинный. 4. Образование существительных множ. числа. (Заяц – зайцы, белка – белки). 5. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. (Лиса – лисичка, медведь – мишка, заяц – зайчишка). 6. Образование существительных с суффиксами -онок, -енок, -ат, -ят. (лисенок. бельчонок, волчат, лисят) 7. Образование притяжательных прилагательных. (Хвост лисий, лапа – лисья, ухо - лисье). 8. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе. (Хитрая лиса, трусливые зайчики). 9. Согласование числительных, местоимений с существительными. 10. Дифференциация глаголов ед. и мн. числа. (Заяц – прыгает, скачет, играет. Зайцы – прыгают, скачут, играют). 11. Употребление предлогов В, НА, ЗА, ПОД . | Составление рассказов-описаний диких животных из нескольких предложений. | Звуки [к], [г]. Дифференциация звуков [к], [г]. Звуковой анализ слова КОНИ. Звук [х]. Выделение согласного звука [х] среди других звуков. Определение позиции звука [х] в слове (начало, середина, конец слова). | Формирование мелкой моторики. -пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке» - штриховка изображения свиньи ; - нанизывание бусин. Развитие логического мышления: - отгадывание загадок; - игра «Четвертый лишний». Развитие слухового и зрительного внимания, памяти: - складывание разрезных картинок; - игра «Ассоциации»; - игра «Кого не стало?» |
Месяц, неделя | Лекс. тема | Лексико-грамматический строй речи | Связная речь | Формирование ЗКР и обучение грамоте | Развитие неречевых процессов |
февраль, 2 неделя | Домашние птицы. | 1.Предметный словарь: петух, курица, гусь, утка, индюк, курица, петух, цыпленок, утка, селезень, утенок, гусь, гусыня, гусенок, индюк, индюшка, индюшонок, цыплята, утята, индюшата, гусята, наседка 2. Глагольный словарь: кормить, выводить, высиживать, пасти, плавать, кормиться, визжать, разводить. 3. Словарь признаков: пушистый, гладкий, ласковый, быстроногий, ловкий, неуклюжий, шустрый, игривый. 4. Словарь наречий: быстро, легко, медленно, важно, громко, звонко, жалобно. 5. Антонимы: маленький-большой, крупный-мелкий. 6. Образование существительных множ. числа. (Курица-курицы, петух-петухи). 7. Образование сравнительной степени прилагательных. (Красивый – красивее). 8. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. (петух-петушок, курица-курочка). 9. Образование притяжательных прилагательных. (Гусиный пух). 10.Согласование существительных с прилагательными в роде, числе. (красивый петух, рябая курочка). 11. Согласование числительных, местоимений с существительными. (Один петух-два петуха-пять петухов. Мой петух). 12. Употребление предлогов В, НА, ЗА, ПОД, С | Составление рассказа-описания домашних птиц по схеме. Составление предложений из набора слов. | Звуки [х], [х']. Различение твердых и мягких звуков [х], [х']. Звукослоговой анализ слова МУХИ. Звук [с]. Определение наличия или отсутствия звука [с] в словах. Нахождение места звука [с] в словах. | Формирование мелкой моторики: -пальчиковая гимнастика «Уточка» - шнурование; - нанизывание бусин. Развитие слухового и зрительного внимания, памяти: - складывание разрезных картинок; - пазлы «Домашние птицы»; - игра «Ассоциации»; - игра «Чем отличаются?». Развитие логического мышления: - отгадывание загадок. |
Месяц, неделя | Лекс. тема | Лексико-грамматический строй речи | Связная речь | Формирование ЗКР и обучение грамоте | Развитие неречевых процессов |
февраль, 3 неделя | Дикие птицы. | 1.Предметный словарь: сорока, ворона, воробей, снегирь, синица, голубь, сова, дятел, тетерев, глухарь, рябчик, кормушка, крылья, хвост, лапы, клюв. 2. Глагольный словарь: летать, искать, кормиться, клевать, каркать, чирикать, нахохлиться, прилетают, перезимовать. 3. Словарь признаков: красногрудый, перелётные, маленький, зимующие, чудные, черноголовый. 4. Словарь наречий: громко, холодно. 5. Антонимы: зимующие-перелетные, грустный-веселый. 6. Образование существительных множ. числа. (Грач-грачи, сова-совы). 7. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. (синица – синичка, сова – совушка, кукушка – кукушечка). 9. Образование притяжательных прилагат. (Голубиное перо, воробьиное гнездо). 10. Образование глаголов с помощью приставок: прилетел, подлетел, перелетел, слетел, улетел. 11. Согласование числительных, местоимений с существительными. (Одна сова-две совы-пять сов. Моя сова). 12. Употребление предлогов В, ИЗ, НА В, ЗА. (Полетела в лес. Села на дерево. Залетела в дупло) | Составление рассказа «Как помощь птицам зимой» по серии сюжетных картин. | Звуки [с], [с']. Различение твердых и мягких звуков [с], [сь]. Звукослоговой анализ слова ГУСИ. Звук [з]. Выделение в речи звука [з]. Определение позиции звука [з] в словах (начало, середина слова). | Формирование мелкой моторики: - пальчиковая гимнастика «Дятел» - шнурование; - нанизывание бусин. Развитие слухового и зрительного внимания, памяти: - складывание разрезных картинок; - игра «Прохождение лабиринтов»; - игра «Найди, что неверно». Развитие логического мышления: - отгадывание загадок |
Месяц, неделя | Лекс. тема | Лексико-грамматический строй речи | Связная речь | Формирование ЗКР и обучение грамоте | Развитие неречевых процессов |
февраль, 4 неделя | Дикие птицы | 1.Предметный словарь: сорока, ворона, воробей, снегирь, синица, голубь, сова, дятел, тетерев, глухарь, рябчик, кормушка, крылья, хвост, лапы, клюв. 2. Глагольный словарь: летать, искать, кормиться, клевать, каркать, чирикать, нахохлиться, прилетают, перезимовать. 3. Словарь признаков: красногрудый, перелётные, маленький, зимующие, чудные, черноголовый. 4. Словарь наречий: громко, холодно. 5. Антонимы: зимующие-перелетные, грустный-веселый. 6. Образование существительных множ. числа. (Грач-грачи, сова-совы). 7. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. (синица – синичка, сова – совушка, кукушка – кукушечка). 9. Образование притяжательных прилагат. (Голубиное перо, воробьиное гнездо). 10. Образование глаголов с помощью приставок: прилетел, подлетел, перелетел, слетел, улетел. 11. Согласование числительных, местоимений с существительными. (Одна сова-две совы-пять сов. Моя сова). 12.Употребление предлогов В, ИЗ, НА В, ЗА. (Полетела в лес. Села на дерево. Залетела в дупло) | Составление рассказа-описания о диких птицах по опорным картинкам. Составление предложений из набора слов. | Звуки [з], [з']. Различение твердых и мягких звуков [з], [з']. Звукослоговой анализ слова ЗАМОК. Звуки [с], [з]. Дифференциация звуков [с], [з]. | Формирование мелкой моторики. - шнурование; - сортировка бусин. Пальчиковая гимнастика «Снегири.» Развитие слухового и зрительного внимания, памяти: - складывание разрезных картинок; - игра «Чей голос?»; - игра «Что перепутал художник?». Развитие логического мышления: - отгадывание загадок. |
Месяц, неделя | Лекс. тема | Лексико-грамматический строй речи | Связная речь | Формирование ЗКР и обучение грамоте | Развитие неречевых процессов |
март 1 неделя | Человек. Части тела. | 1.Предметный словарь: туловище, грудь, живот, спина, плечи, руки, ноги, локти, ладони, пальцы, ногти, колени, пятки, шея, голова, волосы, глаза, брови, ресницы, рот, нос, губы, язык, подбородок, лоб 2. Глагольный словарь: прыгать, приседать, ходить, бегать, кивать, хватать, топать, дышать, смотреть, слушать, говорить. 3. Словарь признаков: голубые, зеленые, карие, блестящие, сильные, длинные, короткие, вьющиеся, прямые, светлые. 4. Антонимы: грязный-чистый, здоровый-больной, высокий-низкий, веселый-грустный, сухие- мокрые. 5. Образование существительных множ. числа. (Рука –руки, нога – ноги, глаз – глаза). 6. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. (Нога – ножка, живот – животик). 7. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе. (Левая рука (нога), чистые уши.). 8. Образование наречий от прилагательных. (Чистый-чисто, высокий-высоко, грязный-грязно). 9.Согласование числительных, местоимений с существительными. (Одна рука-две руки-пять рук. Моя рука). 10. Дифференциация глаголов ед. и мн. числа. (Ребенок – смотрит, слышит. Дети – смотрят, слышат). | Составление предложений из набора слов. Составление описательного рассказа по схеме. | Звук [ц]. Выделение звука [ц] в речи. Определение места звука [ц] в слове (начало, середина, конец). Звуки [с], [ц]. Дифференциация звуков [с], [ц]. | Формирование мелкой моторики. - шнурование; - Одень куклу. Пальчиковая гимнастика «Пальчики». Развитие мышления и наблюдательности. Развитие слухового и зрительного внимания, памяти: - складывание разрезных картинок; - игра «Ассоциации»; - игра «Найди, что неверно». Развитие логического мышления: - отгадывание загадок. |
Месяц, неделя | Лекс. тема | Лексико-грамматический строй речи | Связная речь | Формирование ЗКР и обучение грамоте | Развитие неречевых процессов |
март, 2 неделя | Семья. | 1.Предметный словарь: мама, папа, дядя, бабушка, тетя, дочка, внучка, внук, любовь, забота, радость, печаль, грусть улыбка. 2. Глагольный словарь: штопает, стирает, убирает, разбрасывает, рассказывает, плачет, смеется, дружит, ссорится, помогает, ухаживает, ворчит, любит, варить. 3. Словарь признаков: большой, маленький, ласковый, старший, младший, взрослые, любимый, дружный, добрый, злой, высокий, низкий, детский, старый, молодой, мудрый, послушный, веселый, грустный. 4. Словарь наречий: нежно, ласково, дружно. 5. Антонимы: старый-молодой, веселый-грустный, маленький-большой. 6.Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. (мама-мамочка, папа-папочка). 7.Образование притяжательных прилагательных. (Мамино платье, бабушкина кофта). 8. Образование сложных слов: широкоплечий, сероглазый, длинноволосая. 9. Образование множ. числа существительных. (Сестра-сестры, брат-братья) 10. Согласование существительных с прилагат. в роде, числе. (любимая бабушка, красивая мама). 11. Согласование числительных, местоимений с существительными. (Один брат-два брата- пять братьев, мои братья) 12. Дифференциация глаголов ед. и мн. числа. (Мама – поет, печет, целует. Дети – поют, пекут, целуют.) | Составление рассказа «Семейный ужин» по серии сюжетных картин. | Звук [ш]. Выделение в речи звука определение его позиции в слове (начало, середина, конец). Звук [ш]. Звукослоговой анализ слова ШАПКА. | Формирование мелкой моторики. - Пальчиковая гимнастика «Как у нас семья большая» - Упражнения с массажными мячиками; - сортировка бусин. Развитие логического мышления: - отгадывание загадок. Развитие слухового и зрительного внимания, памяти: - складывание разрезных картинок; - игра «Что лишнее?»; - игра «Найди, что неверно» |
Месяц, неделя | Лекс. тема | Лексико-грамматический строй речи | Связная речь | Формирование ЗКР и обучение грамоте | Развитие неречевых процессов |
март, 3 неделя | Дом. Город страна. | 1.Предметный словарь: город, улица, дом, этаж, балкон, лоджия, окно, рама, форточка, лестница, перила, лестничная клетка, двери, лифт, звонок, крыша, труба, чердак, подвал, ступенька, замок, порог, стены, пол, потолок, стекла, крыльцо, квартира, комната, кухня. 2. Глагольный словарь: строить, красить, открывать, закрывать, стучать, поднимать, позвонить, выходить, прибивать, жить, укладывать, рубить, строгать, стеклить, возводить, обустраивать, забивать 3. Словарь признаков: каменный, серый, деревянный, одноэтажный, двухэтажный, многоэтажный, новый, современный, светлый, удобный, крепкий, прочный, кирпичный. 4. Словарь наречий: высоко, низко, удобно. 5. Антонимы: высокий – низкий, большой – маленький, городской – деревенский. 6.Образование существительных мн. числа. (дом-дома, крыша-крыши, труба-трубы). 7. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. (Дом-домик, улица-улочка, дверь-дверка). 8. Образование прилаг. от существительных. (Город-городской) 10.Образование сложных слов: многолюдный, многоэтажный. 11.Согласование числительных, местоимений с существительными. (Один дом-два дома-пять домов. Мой дом) 12. Употребление предлогов НА, ОКОЛО, ЗА, ПОД. | Составление рассказа о Мурманске с использованием схемы. Составление творческого рассказа «По дороге в детский сад». | Звуки [с], [ш]. Различение звуков [с], [ш]. Звуки [с], [ш]. Дифференциация звуков [с], [ш]. | Формирование мелкой моторики. - шнурование; - нанизывание бусин. Пальчиковая гимнастика «Новый дом». Развитие логического мышления: - отгадывание загадок. Развитие слухового и зрительного внимания, памяти: - складывание разрезных картинок; - игра «Ассоциации»; - игра «Найди, что неверно» |
Месяц, неделя | Лекс. тема | Лексико-грамматический строй речи | Связная речь | Формирование ЗКР и обучение грамоте | Развитие неречевых процессов |
март, 4 неделя | Транспорт. | 1.Предметный словарь: троллейбус, автобус, трамвай, самолет, машина, грузовик, поезд, корабль; составные части: кабина, колеса, руль, кузов, фары, мотор. 2. Глагольный словарь: летает, едет, везёт, перевозит, поезжай, приехал, прилетел, улетел, управляет. 3. Словарь признаков: быстрый, медленный. 4. Словарь наречий: высоко, низко, далеко, близко, быстро, медленно. 5. Образование существительных множ. числа (автобус-автобусы, мотор-моторы). 6. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. (машина-машинка, корабль-кораблик). 7. Образование прилагательных от существительных: вода-водный, воздух-воздушный 8. Образование существительных в разных падежах. (Управлять автобусом, еду в автобусе). 9. Образование приставочных глаголов. (плыть, переплыть, уплыть, приплыть). 10. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе. (Синяя машина). 11. Согласование числительных, местоимений с существительными. (Одна машина-две машины-пять машин. Моя машина). 12. Употребление предлогов К, ОКОЛО, ЗА, ОТ, ПО, ИЗ, НА. | Составление рассказа о каком-либо виде транспорта с использованием схемы. Составление предложений из набора слов. | Звук [ж]. Выделение в речи звука [ж], определение позиции звука в слове (начало, середина). Звук [ж] Подбор слова к схемам звукового анализа. | Формирование мелкой моторики. - шнурование; - обведи по контуру. Пальчиковая гимнастика «Автобус» Развитие слухового и зрительного внимания, памяти: - складывание разрезных картинок; - игра «Четвертый лишний»; - игра «Что забыл нарисовать художник?» |
Месяц, неделя | Лекс. тема | Лексико-грамматический строй речи | Связная речь | Формирование ЗКР и обучение грамоте | Развитие неречевых процессов |
Март/апрель, неделя | Транспорт. | 1.Предметный словарь: троллейбус, автобус, трамвай, самолет, машина, грузовик, поезд, корабль; составные части: кабина, колеса, руль, кузов, фары, мотор. 2. Глагольный словарь: летает, едет, везёт, перевозит, поезжай, приехал, прилетел, улетел, управляет. 3. Словарь признаков: быстрый, медленный. 4. Словарь наречий: высоко, низко, далеко, близко, быстро, медленно. 5. Образование существительных множ. числа. (Автобус-автобусы, мотор-моторы). 6. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. (машина-машинка, корабль-кораблик). 7. Образование сложных слов. (Возит молоко – молоковоз). 8. Образование существительных в разных падежах. (Управлять автобусом, еду в автобусе). 9. Образование приставочных глаголов. (плыть, переплыть, уплыть, приплыть). 10. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе. (Синяя машина). 11. Согласование числительных, местоимений с существительными. (Одна машина-две машины-пять машин. Моя машина). 12. Употребление предлогов К, ОКОЛО, ЗА, ОТ, ПО, ИЗ, НА. | Составление предложений из набора слов. | Звуки [з], [ж]. Дифференциация звуков [з], [ж]. Закрепление звуков [з], [ж]. Дифференциация звуков [з], [ж]. | Формирование мелкой моторики. - сортировка; - штриховка изображения лодки; - нанизывание бусин. Пальчиковая гимнастика «Автобус». Развитие слухового и зрительного внимания, памяти: - складывание разрезных картинок; - игра «Без чего»; - игра «Найди, что неверно». Развитие логического мышления: - отгадывание загадок. |
Месяц, неделя | Лекс. тема | Лексико-грамматический строй речи | Связная речь | Формирование ЗКР и обучение грамоте | Развитие неречевых процессов |
Апрель, 1 неделя | Профессии. | 1.Предметный словарь: воспитатель, шофер, врач, строитель, музыкант, медсестра, повар, прачка названия предметов их труда. 2. Глагольный словарь: учить, говорить, заниматься, воспитывать, мыть, протирать, слушать, повторять, лечить, измерять, готовить, жарить, стирать, гладить. 3. Словарь признаков: умелый, смелый, сильный, легкий, добрая, заботливая, строгая, старательный, вкусный. 4. Словарь наречий: умело, внимательно, дружно, интересно, аккуратно. 5. Антонимы: острый-тупой, тяжело-легко. 4. Образование существительных множ. числа. (Автобус-автобусы, мотор-моторы). 6. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. (иголка-иголочка, топор-топорик). 7. Образование прилагательных от существ. (Кирпич-кирпичный). 8. Образование сущ. в разных падежах. (У врача нет шприца. В аптеке продают шприцы. Я купил много шприцов). 9. Образование существительных с помощью суффикса –ЩИК. (Каменщик, часовщик, стекольщик) 10. Согласование числительных, местоимений с существительными. (Одна пила-две пилы-пять пил. Моя пила). | Составление рассказа по серии сюжетных картин «Собака-санитар». Составление рассказа «Кем я хочу стать?» | Звуки [ш], [ж] Дифференциация звуков [ш], [ж]. Закрепление звуков [ш], [ж]. Дифференциация звуков [ш], [ж]. | Формирование мелкой моторики. - сортировка; - игра с сенсорными мешочками «Месим тесто» -штриховка изображения пилы. Развитие слухового и зрительного внимания, памяти: - складывание разрезных картинок; - игра «Без чего»; - игра «Найди, что неверно». Развитие логического мышления: - отгадывание загадок. |
Месяц, неделя | Лекс. тема | Лексико-грамматический строй речи | Связная речь | Формирование ЗКР и обучение грамоте | Развитие неречевых процессов |
Апрель, 2 неделя | Весна. | 1.Предметный словарь: весна, солнце, трава, цветок, листья, дождь, лужи, пригорок, капель, проталины, подснежники, ледоход. 2. Глагольный словарь: пригревать, припекать, прилетать, возвращаться, просыпаться, капать, журчать, звенеть. 3. Словарь признаков: ранняя, теплая, солнечная, молодая, зеленая, звонкая, перелетные. 4. Словарь наречий: тепло, радостно, весело, ярко, светло, солнечно. 5. Антонимы: мягкий-твердый, горячий-холодный, сухой-мокрый, светлый-темный. 4. Образование существительных множ. числа. (почка-почки, гнездо-гнезда). 5. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. (лужа-лужица, бутон-бутончик). 6. Образование сложных слов. ледоход 7. Образование притяжательных прилагательных. (Клин лебедей – лебединый. Стая уток – утиная) 8. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе. (Ранняя весна, солнечный денек). 9. Согласование числительных, местоимений с существительными. (Один бутон-два бутона-пять бутонов, мой бутон). 10. Дифференциация глаголов ед.ч. и мн.ч. (Сосулька капает, плачет. Сосульки капают, плачут). 11. Употребление предлогов ИЗ, В, К, НАД, НА, ПО. | Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Пришла весна». Рассказ по схеме о первых признаках весны. | Звук [ч] Выделение звука [ч] в речи. Нахождение места звука [ч] в слове (начало, середина, конец). Звук [ч] Звукослоговой анализ слова ЖУЧКИ. | Формирование мелкой моторики. - сортировка; - пальчиковая гимнастика «Пчела»; - упражнения с массажными мячиками. Развитие слухового и зрительного внимания, памяти: - складывание разрезных картинок; - игра «Когда это бывает?»; - игра «Что пропало?». Развитие логического мышления: - отгадывание загадок. |
Месяц, неделя | Лекс. тема | Лексико-грамматический строй речи | Связная речь | Формирование ЗКР и обучение грамоте | Развитие неречевых процессов |
Апрель, 3 неделя | Весна. | 1.Предметный словарь: весна, солнце, трава, цветок, листья, дождь, лужи, пригорок, капель, проталины, подснежники, ледоход. 2. Глагольный словарь: пригревать, припекать, прилетать, возвращаться, просыпаться, капать, журчать, звенеть. 3. Словарь признаков: ранняя, теплая, солнечная, молодая, зеленая, звонкая, перелетные. 4. Словарь наречий: тепло, радостно, весело, ярко, светло, солнечно. 5. Антонимы: мягкий-твердый, горячий-холодный, сухой-мокрый, светлый-темный. 4. Образование существительных множ. числа. (почка-почки, гнездо-гнезда). 5. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. (лужа-лужица, бутон-бутончик). 6. Образование сложных слов. ледоход 7. Образование притяжательных прилагательных. (Клин лебедей – лебединый. Стая уток – утиная) 8. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе. (Ранняя весна, солнечный денек). 9. Согласование числительных, местоимений с существительными. (Один бутон-два бутона-пять бутонов, мой бутон). 10. Дифференциация глаголов ед.ч. и мн.ч. (Сосулька капает, плачет. Сосульки капают, плачут). 11. Употребление предлогов ИЗ, В, К, НАД, НА, ПО. | Составление описательного рассказа с опорой на схему. | Звуки [ч], [ц] Дифференциация звуков [ч], [ц]. Закрепление звуков [ч], [ц] Дифференциация звуков [ч], [ц]. | Формирование мелкой моторики. - сортировка; - нанизывание бусин. Пальчиковая гимнастика « Времена года» Развитие слухового и зрительного внимания, памяти: - складывание разрезных картинок; - игра «Без чего»; - игра «Найди, что неверно». Развитие логического мышления: - отгадывание загадок. |
Месяц, неделя | Лекс. тема | Лексико-грамматический строй речи | Связная речь | Формирование ЗКР и обучение грамоте | Развитие неречевых процессов |
Апрель, 4 неделя | Водоемы. | 1.Предметный словарь: водоём, рыба, икра, головастик, малёк, корм, голова, тело, кожа, чешуя, плавники, хвост. 3. Словарь признаков: речной, озёрный, морской, хищные, рыбный, рыбий, аквариумные, пресная, солёная. 4. Словарь наречий: быстро, медленно. 5. Антонимы: глубоко– мелко. 6.Образование существительных множ. числа. (Рыба-рыбы, плавник-плавники). 5. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. (рыба-рыбка, хвост-хвостик). 6.Образование прилагательных от существ. (Река –речной, море – морской). 7. Образование существительных с помощью суффикса -ИЩЕ, -ИЩА. (Окунь — окунище, ерш — ершище, акула — акулища) 8. Образование притяжательных прилагат. (Чья голова? — Это рыбья голова. Чьи жабры? — Это рыбьи жабры). 7. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе. (золотая рыбка, зубастая щука). 8. Согласование числительных, местоимений с существительными. (Один краб-два краба-пять крабов. Мой краб) 9. Употребление предлогов В, ОКОЛО, ЗА, ОТ, ПО, ИЗ, НА. | Пересказ рассказа близко к тексту и по плану. | Звук [щ]. Определение наличия или отсутствия звука [щ] в словах, позиции звука в слове (начало, середина, конец). Звук [щ]. Синтез звуков в слове. | Формирование мелкой моторики. - сортировка; - пальчиковая гимнастика «Жил да был один налим...». Развитие слухового и зрительного внимания, памяти: - складывание разрезных картинок; - игра «Без чего»; - игра «Что изменилось?» Развитие логического мышления: - отгадывание загадок. |
Месяц, неделя | Лекс. тема | Лексико-грамматический строй речи | Связная речь | Формирование ЗКР и обучение грамоте | Развитие неречевых процессов |
Май, 1 неделя | Школа. Лето. | 1.Предметный словарь: школа, урок, лето, июнь, июль, август, солнце, жара, роса, бадминтон, теннис, велосипед, колокольчик, ромашка, василёк, одуванчик 2. Глагольный словарь: плавать, нырять, купаться, отдыхать, загорать, светить, путешествовать, расцветать, цвести, собирать, поливать, ухаживать, согревать, 3. Словарь признаков: яркий, солнечный, жаркий, ласковое, безоблачное, тёплое, летний, плавать, собирать, играть, кататься. 4. Словарь наречий: жарко, тепло, весело. 5. Антонимы: тёплый – холодный, громкий – тихий, быстро – медленно, длинный – короткий, сладкий – кислый. 6. Образование существительных множ. числа. (урок-уроки, лес-леса, река-реки). 7. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. (лес-лесок, дача-дачка). 8. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе. 9. Согласование числительных, местоимений с существительными. (Один урок-два урока-пять уроков. Моя панамка). 10. Употребление предлогов В, НА, ЗА, ОКОЛО. | Составление рассказа «Лето» по серии картин. Составление предложений из набора слов. | Звуки [ч], [щ] Дифференциация звуков [ч], [щ]. Закрепление звуков [ч], [щ] Дифференциация звуков [ч], [щ]. | Формирование мелкой моторики. - сортировка; - пальчиковая гимнастика «Лето». Развитие слухового и зрительного внимания, памяти: - складывание разрезных картинок; - игра «Без чего»; - игра «Что изменилось?» Развитие логического мышления: - отгадывание загадок. |
Месяц, неделя | Лекс. тема | Лексико-грамматический строй речи | Связная речь | Формирование ЗКР и обучение грамоте | Развитие неречевых процессов |
Май, 2 неделя | Школа. Лето. | 1.Предметный словарь: школа, урок, лето, июнь, июль, август, солнце, жара, роса, бадминтон, теннис, велосипед, колокольчик, ромашка, василёк, одуванчик 2. Глагольный словарь: плавать, нырять, купаться, отдыхать, загорать, светить, путешествовать, расцветать, цвести, собирать, поливать, ухаживать, согревать, 3. Словарь признаков: яркий, солнечный, жаркий, ласковое, безоблачное, тёплое, летний, плавать, собирать, играть, кататься. 4. Словарь наречий: жарко, тепло, весело. 5. Антонимы: тёплый – холодный, громкий – тихий, быстро – медленно, длинный – короткий, сладкий – кислый. 6. Образование существительных множ. числа. (урок-уроки, лес-леса, река-реки). 7. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. (лес-лесок, дача-дачка). 8. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе. 9. Согласование числительных, местоимений с существительными. (Один урок-два урока-пять уроков. Моя панамка). 10. Употребление предлогов В, НА, ЗА, ОКОЛО. | Составления пересказа с опорой на предметные картинки. | Повторение. Подбор слова к схемам звукового анализа. Повторение. Звукослоговой анализ слова | Формирование мелкой моторики. - сортировка; - пальчиковая гимнастика «Птички». Развитие слухового и зрительного внимания, памяти: - складывание разрезных картинок; - игра «Без чего»; - игра «Что изменилось?» Развитие логического мышления: - отгадывание загадок. |
Месяц, неделя | Лекс. тема | Лексико-грамматический строй речи | Связная речь | Формирование ЗКР и обучение грамоте | Развитие неречевых процессов |
Май, 3 неделя |
Диагностика | ||||
Май, 4 неделя |
Диагностика |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Теоретические основы работы с детьми с задержкой психического развития"
В презентации рассмотрены вопросы задержки психического развития: причины возникновения, особенности детей с ЗПР; подходы и организационно-педагогические требования в работе с данной катег...
перспективное планирование коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития
Перспективное планирование коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития по следующим разделам: изобразительная деятельность и конструирование....
Перспективное планирование учителя-логопеда коррекционно-развивающей работы с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности на 2013-2014 учебный год
Настоящий план составлен в соответствии с «Программой логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Тумановой Т. В.. Логопед...
Рабочая коррекционно – развивающая программа учителя - логопеда для работы с детьми с задержкой психического развития и интеллектуальными нарушениями, обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС.
Представленная «Рабочая программа учителя-логопеда в группе для детей с задержкой психического развития и тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) ГБОУ Шко...
Перспективное планирование учителя-логопеда для работы с детьми с задержкой психического развития
В работе предложено планирование учителя-логопеда по разделам лексико-грамматического строя речи, связной речи, формирование звуковой культуры речи и неречевых процессов для детей средней группы с зад...
Перспективное планирование по воспитанию культуры поведения у детей с задержкой психического развития посредством игровых ситуаций
В современном обществе основным принципом формирования культуры поведения ребенка дошкольного возраста является воспитание в коллективе и через коллектив.Воспитание культуры поведения, как основной ча...
Рабочая программа учителя-логопеда «Коррекционная логопедическая работа для обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР)»
Данная рабочая программа разработана для обучающихся с ЗПР среднего и старшего дошкольного возраста в инклюзивных группах (так называемый логопункт)....