Перспективное планирование учителя-логопеда для работы с детьми с задержкой психического развития
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Брусенцова Надежда Владимировна

В работе предложено перспективное планирование учителя логопеда в старшей группе по разделам  лексико-грамматического строя речи, связной речи, формирование звуковой културы речи и неревых процессов. Рекомендована педагогам, работающим с детьми с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

 С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА С ЗПР.

Месяц, неделя

Лексическая тема

Лексико-грамматический строй речи

Связная речь

Формирование ЗКР и обучение грамоте

Развитие неречевых процессов

Сентябрь,

1-2 неделя

Диагностика

Сентябрь,

3 неделя

Детский сад

1.Предметный словарь: детский сад, группа, игровые уголки, спальня, раздевалка.

2. Глагольный словарь: встречать, воспитывать, играть, убирать, делиться.

3. Словарь признаков: большая, маленькая, красивая, круглая, цветная, любимая.

4. Образование существительных множ. числа от единственного.

Мишка – мишки, кубик – кубики, мяч – мячи.

5. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных. Мяч – мячик, коляска –колясочка, машина – машинка.

6. Согласование существительных с прилагательными в роде. (Желтый мяч, красивая кукла).

7. Согласование существительных с местоимениями в роде, числе. Мой мяч, моя кукла, мое место, мои игрушки.

8. Употребление простых предлогов.

Мишка на стуле. Мяч под столом.

Зайка в коробке. Машинка за деревом.

Составление предложений с использованием опорных картинок..

Органы артикуляции Развитие слухового внимания и фонематичного восприятия материале неречевых звуков.

Развитие логического

мышления:

отгадывание загадок.

Формирование мелкой

моторики: раскрашивание игрушек, нарисованных на листе бумаги; выкладывание лото, кубиков.

Развитие зрительного

внимания и памяти:

складывание разрезных

картинок;

игры «Чем похожи?», «Найди такой же».

Пальчиковая гимнастика «Наша группа»

Месяц, неделя

Лекс.

тема

Лексико-грамматический строй речи

Связная речь

Формирование ЗКР и обучение грамоте

Развитие неречевых процессов

Сентябрь,

4 неделя

Игрушки

1.Предметный словарь: игрушки, кубики, кукла, мишка, мяч, пирамидка, матрешка.

2. Глагольный словарь: играть, строить, убирать, складывать, делиться.

3. Словарь признаков: большая, маленькая, красивая, круглая, цветная, любимая, мягкая.

4. Образование существительных множ. числа от единственного. Мишка – мишки, кубик – кубики, мяч – мячи.

5. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Мяч – мячик, матрешка-матрешечка.

6. Дифференциация глаголов ед.  и мн. числа. Дети – играют, дружат, строят.

Жадина – играет, строит, читает один.

7. Согласование существительных с местоимениями в роде, числе. Мой мяч, моя кукла, мое место, мои игрушки.

8. Употребление простых предлогов.

Мишка на стуле. Мяч под столом.

Зайка в коробке. Машинка за деревом.

Составление загадок - описаний игрушек.

Продолжать знакомство с

органами артикуляционного аппарата. Развитие фонематического слуха

на основе слов, близких по

звуковому составу.

Развитие логического

мышления:

отгадывание загадок.

Формирование мелкой

моторики: раскрашивание игрушек, нарисованных на листе бумаги;

выкладывание кубиков;

-пальчиковая гимнастика «Игрушки».

Развитие зрительного

внимания и памяти:

складывание разрезных

картинок;

игры «Чем похожи?»,

«Что изменилось?».

Месяц, неделя

Лекс.

тема

Лексико-грамматический строй речи

Связная речь

Формирование ЗКР и обучение грамоте

Развитие неречевых процессов

октябрь,

1 неделя

Осень. Лес. Деревья.

1.Предметный словарь: осень, погода, лист, дерево, береза, кора, корзина.

2. Глагольный словарь: собирать, поспевать, наступать, падать, светить, дуть, растет, желтеют, краснеют, срывать расти, идти.

3. Словарь признаков: холодный, пасмурный, дождливый, спелый, тёплый, золотой, красные, жёлтые, зелёные, коричневые, сухие, красивые, большие, маленькие.

4. Активизация и обогащение словаря

наречий: холодно, тепло, солнечно, прохладно, пасмурно.

5. Образование существительных множ. числа от единственного. (Мишка – мишки, кубик – кубики, мяч – мячи).

6. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (лист –листочек, дождь – дождичек).

7. Согласование существительных с глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени. (Лист падает –листья падают).

8. Согласование имен существительных с числительными.

(Одно дерево – два дерева – пять деревьев).

9. Практическое употребление предлогов на, у, за, под в составе простого предложения.

Составление предложений с использованием опорных картинок.

Звук [а].

Понятие о звуковом ряде.  Выделение гласного звука [а] из  потока звуков.

Развитие логического

мышления:

отгадывание загадок.

Формирование мелкой

моторики:

-раскрашивание листьев, нарисованных на листе бумаги;

-пальчиковая гимнастика

«Осенние листья»

 -Д/и «В лесу» (с колючим мячиком)

Развитие зрительного

внимания и памяти:

складывание разрезных

картинок;

игры «Чем похожи?», «Найди такой же».

Месяц, неделя

Лекс.

тема

Лексико-грамматический строй речи

Связная речь

Формирование ЗКР и обучение грамоте

Развитие неречевых процессов

октябрь,

2 неделя

Осень. Лес. Деревья.

1.Предметный словарь: время года, осень,

дождь, ливень, погода, урожай, осенние

месяцы, сентябрь, октябрь, ноябрь, солнце, ветер, плащ, зонт, лужи.

2. Глагольный словарь: лить, моросить,

собирать, поспевать, наступать, падать,

исчезать, светить, дуть, растет, желтеют,

краснеют, срывать

3. Словарь признаков: холодный, пасмурный, дождливый, спелый, тёплый, золотой, красные, жёлтые, зелёные, коричневые, сухие, красивые, большие, маленькие.

4. Активизация и обогащение словаря

наречий: холодно, тепло, солнечно, прохладно, пасмурно.

5. Образование существительных в родительном падеже множественного числа. (Гриб – (много) грибов, ягода-(много)ягод).

6. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (Гриб – грибочек, мухомор-мухоморчик.).

7. Согласование существительных с глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени. (Лист падает –листья падают).

8. Образование относительных прилагательных. (Лист дуба (какой?)-дубовый).

9. Употребление предлогов в, под, на..

Пересказ текстов из 2-3 предложений по опорным картинкам.

Звук [у].

Выделение гласного звука [у] в начале слова (утка, удочка, улица)

Развитие логического

мышления:

отгадывание загадок.

Формирование мелкой

моторики:

-Су-джок.

- пальчиковая гимнастика

«Осенние листья». 

-штриховка;

Развитие зрительного

внимания и памяти:

-складывание разрезных

картинок;

-игры «Чем похожи?»,

 -«Найди такой же».

Месяц, неделя

Лекс.

тема

Лексико-грамматический строй речи

Связная речь

Формирование ЗКР и обучение грамоте

Развитие неречевых процессов

октябрь,

3 неделя

Овощи.

1.Предметный словарь: урожай, картофель, морковь, капуста, лук, свекла, огурцы, помидоры, баклажаны, кабачки, чеснок,

грядка, парник, теплица

2. Глагольный словарь: выкапывать, выдергивать, срывать, срезать, поливать, рыхлить, варить, резать, мыть, чистить, складывать, собирать, убирать, запасать, хранить

3. Словарь признаков: спелый, зрелый, душистый, сочный, аппетитный, гладкий, красный, оранжевый, желтый, зеленый.

4. Активизация и обогащение словаря

наречий: вкусно, много.

5. Образование существительных множ. числа от единственного. (Огурец – огурцы, помидор –помидоры, овощ – овощи.).

6. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (чеснок – чесночок, лук - лучок).

7. Образование относительных прилагательных. (Сок из свеклы (какой?) свекольный).

8. Употребление глаголов настоящего времени в ед. и мн. числе. (Растет – растут)

8. Согласование имен существительных с числительными.

(Один огурец– два огурца – пять огурцов).

9. Употребление простых предлогов в, на, с, из.

(Капуста растет на грядке.

Огурчики сложили в банку.)

Составление простого описательного рассказа овоща с опорой на картинно-графический план.

Звук [и].

Выделение гласного звука [и] в начале слова (Ира, ива, индюк, игра).

Звуки [а], [у], [и]. Звуковой анализ слогов АУ-УА-АУИ.

Развитие логического

мышления:

- «Подскажи словечко»-

отгадывание загадок.

Формирование мелкой

моторики:

- Д/и «В лесу» (с колючим мячиком)

- штриховка баклажана;

- пальчиковая гимнастика «У Лариски две редиски».

Развитие зрительного

внимания, памяти:

- «Какие овощи спрятались на картинке?».

Месяц, неделя

Лекс.

тема

Лексико-грамматический строй речи

Связная речь

Формирование ЗКР и обучение грамоте

Развитие неречевых процессов

октябрь,

4 неделя

Фрукты. Ягоды.

1.Предметный словарь: урожай, яблоки, груши, сливы, персики, абрикосы, виноград, грядка, парник, теплица;

2. Глагольный словарь: зреть, спеть, копать, срезать, подкармливать, окапывать, зреют, наливаются, краснеют, желтеют.

3. Словарь признаков: спелый, зрелый, душистый, сочный, аппетитный, гладкий, красный, оранжевый, желтый, зеленый,

голубой, синий, фиолетовый, розовый.

4. Активизация и обогащение словаря

наречий: вкусно, много.

5. Образование существительных множ. числа от единственного. (Яблоко – яблоки, груша – груши, слива– сливы).

6. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (Лимон-лимончик, апельсин-апельсинчик).

7. Образование однокоренных слов (Ягода- ягодный-ягодка-ягодница-ягодное.)

8. Употребление глаголов настоящего времени в ед. и мн. числе.

(Груша растет – груши растут).

9. Образование относительных прилагательных.

(Сок из клюквы какой? -клюквенный)

10. Употребление предлогов ИЗ, С, СО.

(Из чего сделан салат? Из яблок.

Корзинка с чем? С ягодами).

Пересказ рассказа «Вкусное варенье» с опорой на план.

Звук [э]. Выделение гласного звука [э] в начале слова (Эдик, этаж, экран, эхо).

Звук [о]. Выделение звука [о] в потоке звуков, а также в начале слова (осы, Оля, ослик, окна).

Развитие логического

мышления:

отгадывание загадок.

Формирование мелкой

моторики:

- пальчиковая гимнастика «Компот»;

- штриховка банана;

Развитие зрительного

внимания, памяти:

- игра. «Собери картинку».;

-игра «Чем отличаются?»,

- игра «Найди такой же».

Месяц, неделя

Лекс.

тема

Лексико-грамматический строй речи

Связная речь

Формирование ЗКР и обучение грамоте

Развитие неречевых процессов

октябрь,

5 неделя

Одежда. Головные уборы.

1.Предметный словарь: плащ, куртка, пальто, перчатки, шарф, фетр, шерсть, кожа, мех, трикотаж, вельвет, драп, резина; рукав, капюшон, подол, пуговица, петля.

2. Глагольный словарь: носить, обувать, снимать, расстегивать, застегивать, развязывать, завязывать, вешать, складывать

3. Словарь признаков: резиновый, осенний, удобный, модный, нарядный, фетровый, шерстяной, кожаный, меховой, драповый, трикотажный, вельветовый.

4. Образование существительных множ. числа от единственного. (Платье – платья, юбка – юбки, пиджак– пиджаки).

5. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. (Рубашка – рубашечка, куртка –курточка, брюки – брючки, носки –носочки).

6. Согласование числительных, местоимений с существительными. (Одна юбка-две юбки-пять юбок. Моя юбка).

7. Согласование существительных с

прилагательными в роде, числе. (Теплая кофта, нарядное платье, зеленый шарф).

8. Образование относительных прилагательных.

(Шарф из шерсти (какой?)– шерстяной).

9. Образование притяжательных прилагательных.

(Шапка мамы (чья?) – мамина.

Юбка Кати (чья?) - Катина).

Составление рассказа-описания о предмете одежды по схеме.

Составление предложений из набора слов.

Звук [м]. Выделение согласного звука [м] в конце слова.

Звуки [м], [м']. Выделение согласных звуков [м],

[м'] в начале слова.

Развитие логического

мышления:

-отгадывание загадок;

- «Четвертый лишний».

Формирование мелкой

моторики:

- выполнение шнуровки;

 -застегивание пуговиц;

- штриховка изображения шапочки;

-пальчиковая гимнастика «Маша варежку надела».

Развитие зрительного

внимания и памяти:

складывание разрезных

картинок;

- игра «Что лишнее?»,

- игра «Что перепутал художник?»

Месяц, неделя

Лекс.

тема

Лексико-грамматический строй речи

Связная речь

Формирование ЗКР и обучение грамоте

Развитие неречевых процессов

ноябрь,

1 неделя

Обувь.

1.Предметный словарь: туфли, сапоги, валенки, тапки, ботинки, сандалии.

2. Глагольный словарь: обуваться, разуваться, застегивать, расстегивать,

завязывать, зашнуровывать, положить, поставить, примерять.

3. Словарь признаков: красивая, удобная,

тёплая, лёгкая, летняя, зимняя, новая, старая,

нарядная.

4. Антонимы: длинный-короткий, чистая-грязная, детская-взрослая, обувать- снимать.

5. Образование существительных множ. числа от единственного. (Ботинок – ботинки, тапок- тапочки, сапог – сапоги).

6. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. (Сапог – сапожок, ботинки – ботиночки,

тапок – тапочек).

7. Дифференциация глаголов ед.  и мн. числа. (Мама – застегивает, обувает,

выбирает, примеряет, разувает. Дети – застегивают, обувают, выбирают, примеряют, разувают.).

8. Согласование существительных с

прилагательными в роде, числе. (Теплые валенки, нарядные туфли).

9. Образование глаголов с помощью приставок. (Развязать, завязать, привязать, перевязать).

10. Употребление простых предлогов.

(Тапочки на полке. Ботинки около

стула. Валенки достаю из шкафа).

Составление рассказа-описания об обуви по схеме.

Составление рассказа-сравнения о двух предметах. (Чем похожи, чем отличаются ботинки и сапоги; сапоги и валенки?)

Звук [п]. Определение наличия или отсутствия звука в слове. Анализ и

синтез слогов ап-па.

Звуки [п], [пь]. Определение места звука в слове (начало, середина, конец).

Формирование мелкой

моторики:

-пальчиковая гимнастика «Обувь»

-выполнение шнуровки;

застегивание пуговиц.

Развитие зрительного

внимания и памяти:

- складывание разрезных

картинок;

-игра «Найди одинаковые»

-«Чем отличаются?»,

-«Что правильно?»

Месяц, неделя

Лекс.

тема

Лексико-грамматический строй речи

Связная речь

Формирование ЗКР и обучение грамоте

Развитие неречевых процесов

ноябрь,

2 неделя

Продукты питания.

1.Предметный словарь: Колбаса, сыр, хлеб, сосиска, мясо, молоко и т.д.

2. Глагольный словарь: есть, покупать, кушать, резать, намазывать.

3. Словарь признаков: большая, маленькая, вкусный, горячий, соленый.

4. Активизация и обогащение словаря

наречий: чисто, красиво, горячо.

5. Образование существительных множ. числа. (Платье – платья, юбка – юбки, пиджак– пиджаки).

6. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. (Торт-торты, конфета- конфеты, батон-батоны).

7. Образование прилагательных от существительных. (Мука-мучной).

8. Согласование числительных, местоимений с существительными.

(Одна жареная котлета – две жареные котлеты – пять жареных котлет. Моя котлета).

9. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.  (Режет-порезали, чистит-почистили).

10. Употребление простых предлогов.

(Сыр лежит на тарелке, молоко стоит в холодильнике).

Пересказ-инсценировки сказки «Колосок» с использованием серии сюжетных картин. Заучивание наизусть загадки.

Звук [н]. Выделение звука среди других согласных звуков. Позиция звука в слове (начало, середина, конец).

Звуки [н], [н']. Определение наличия или отсутствия звуков [н], [н'] в словах.

Формирование мелкой

моторики: разложи по тарелочкам.

Пальчиковая гимнастика

«Замесили тесто»

Развитие зрительного

внимания и памяти:

складывание разрезных

картинок;

игра «Найди одинаковые», «Не ошибись»,

 «Что ты знаешь о продуктах?».

Развитие логического

мышления:

-отгадывание загадок;

- «Четвертый лишний».

Месяц, неделя

Лекс.

тема

Лексико-грамматический строй речи

Связная речь

Формирование ЗКР и обучение грамоте

Развитие неречевых процессов

ноябрь,

3 неделя

Посуда.

1.Предметный словарь: тарелка, вилка, ложка, чашка, блюдце, кастрюля, сковородка, чайник, его детали, стакан.

2. Глагольный словарь: Мыть, разбивать,

вытирать, расставлять, выбирать, накладывать.

3. Словарь признаков: большая, маленькая,

красивая, круглая, цветная, любимая,

красная, желтая, синяя, зеленая.

4. Антонимы: острый-тупой, чистый- грязный, глубокая-мелкая, хрупкая-прочная,

5. Образование существительных множ. числа. (Чашка – чашки, вилка – вилки).

6. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. (Тарелка – тарелочка, кастрюля– кастрюлька, блюдце –блюдечко).

7. Образование прилагательных от существительных. (Посуда для кухни (какая?) - кухонная).

8. Образование глаголов с помощью приставок. (Налить, вылить, перелить).

9. Согласование числительных, местоимений с существительными. (Один нож- два ножа- пять ножей. Мой нож).

Составление рассказа-описания о предметах посуды

по схеме.

Звук [б]. Выделение звука среди других согласных. Определение позиции

звука [б] в слове (начало, середина).

Звуки [б], [б']. Звуковой анализ слогов АБ-БИ.

Развитие мелкой

моторики:

- пальчиковая гимнастика «Мы посуду перемыли»;

- раскрашивание;

- игра «Золушка» (перебрать крупы).

Развитие зрительного

внимания и памяти:

складывание разрезных

картинок;

игра «Найди одинаковые», «Чем отличаются?»,

«Что правильно?».

Развитие логического

мышления:

-отгадывание загадок;

- «Четвертый лишний».

Месяц, неделя

Лекс.

тема

Лексико-грамматический строй речи

Связная речь

Формирование ЗКР и обучение грамоте

Развитие неречевых процессов

ноябрь,

4 неделя

Мебель.

1.Предметный словарь: шкаф, диван, кресло, кровать, стол, стул, сидение, подлокотник, спинка.

2. Глагольный словарь: спать, сидеть, складывать, обедать, чинить, протирать

3. Словарь признаков: мягкий, высокий, большой, узкая, круглый.

4. Словарь наречий: удобно, мягко, слева, справа.

5. Антонимы: высокий-низкий, большой- маленький, узкий-широкий.

6. Образование существительных множ. числа от единственного. (диван-диваны, кровать-кровати, стол-столы).

7. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. (Стул-стульчик, диван-диванчик, стол-столик, шкаф-шкафчик).

8. Образование прилагательных от существительных. (дерево-деревянный, сталь-стальной).

9. Согласование существительных с

прилагательными в роде, числе. (круглый стол, мягкий диван, высокий стул).

10. Согласование числительных, местоимений с существительными. (Мой комод, мои стулья, моя кровать).

11. Употребление предлогов В, ИЗ, НА, С, ПОД, НАД, ЗА.

(Маша сидит на диване. Кошка сидит под столом. Ваня спрятался за стул).

Составление рассказа-описания мебели с порой на картинно-графический план.

Звуки [б], [п]. Полный анализ односложного

слова БИМ.

Звук [в]. Определение позиции звука [в] в слове

(начало, середина). Звуковой анализ слова ИВА.

Формирование мелкой

моторики: 

пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире»,

обведи по контуру.

Развитие зрительного

внимания и памяти:

складывание разрезных

картинок;

игра «Найди одинаковые», «Не ошибись»,

«Прятки».

Месяц, неделя

Лекс.

тема

Лексико-грамматический строй речи

Связная речь

Формирование ЗКР и обучение грамоте

Развитие неречевых процессов

декабрь,

1 неделя

Электроприборы.

1.Предметный словарь: мебель, стол (ножки, столешница), стул (ножки, сиденье, спинка), шкаф (дверцы, ножки, дно, ящики, полки, ручки), кровать (ножки, спинки, матрас), диван (ножки, сиденье, подлокотники, спинка, подушки).

2. Глагольный словарь: покупать, сидеть, лежать, стоять, ставить, класть, убирать, вешать, вытирать, отдыхать, спать.

3. Словарь признаков: деревянный, стеклянный, кожаный, пластмассовый, металлический; кухонный, столовый, обеденный, книжный, письменный, журнальный,

4. Образование существительных множ. числа от единственного. (утюг-утюги, телефон-телефоны. Лампа-лампы).

5. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. (утюг-утюжок, лампа-лампочка, телефон-телефончик).

6. Образование относительных прилагательных.  (Шкаф для книг (какой?) – книжный шкаф).

7. Согласование числительных, местоимений с существительными (Один фен-два фена-пять фенов. Мой фен).

8. Употребление предлогов ЗА, ОКОЛО, МЕЖДУ, ПЕРЕД, В.

Составление рассказа-описания о каком-либо предмете мебели по схеме.

Звук [в], [в'].

Различение твердых и мягких звуков [в], [в'].

Звук [д]. Выделение звука среди других согласных звуков.

Формирование мелкой

моторики: 

- штриховка;

- обводка по пунктиру.

Пальчиковая гимнастика «Электроприборы – это чудо!»

Развитие зрительного

внимания и памяти:

складывание разрезных

картинок;

игра «Найди одинаковые», «Чем отличаются?»,

«Что правильно?».

Месяц, неделя

Лекс.

тема

Лексико-грамматический строй речи

Связная речь

Формирование ЗКР и обучение грамоте

Развитие неречевых процессов

декабрь,

2 неделя

Зима. Зимние забавы.

1.Предметный словарь: снег, лёд, холод, мороз, метель, снегопад, сугроб, ветер, снежинка, льдинка, вьюга, узор, иней, позёмка, декабрь, январь, февраль,

2. Глагольный словарь: идти, падать, лететь, покрывать, таять, замерзать, выпадать, сковывать, виться, кружиться, леденеть, ездить, кататься, упасть, лепить, скользить.

3. Словарь признаков: лёгкий, пушистый, холодный, зимний, морозный, искристый, жёсткий, прозрачный, трескучий, суровый.

4. Словарь наречий: весело, интересно, красиво, нарядно, быстро.

5. Антонимы: мягкий- твердый, темный- светлый.

6. Образование существительных множ. числа от единственного. (Снежинка – снежинки, комок – комки, шапка – шапки).

7. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. (Снеговик – снеговичок, мороз –морозец, санки – саночки).

8. Образование сложных слов.  (По снегу ходит - снегоход,  снег падает-снегопад).
9. Образование прилагательных от существительных и наречий. (Если зимой много снега, то зима какая?  (снежная)).

10. Согласование числительных, местоимений с существительными. (Один сугроб- два сугроба- пять сугробов. Мой сугроб).

11. Употребление предлогов НАД,ПОД,НА, В и др..

Заучивание стихотворений к новогоднему утреннику. Составление рассказа-описания о зиме по опорным картинкам.

Составление предложений по теме.

Звуки [д], [д']. Различение твердых и мягких звуков

[д], [д']. Звуковой анализ

слова дом.

Гласные и согласные звуки. Выделение гласного звука в

середине односложных слов

(дом, мак, лук).

Формирование мелкой

моторики.

- шнурование;

- нанизывание бусин;

-пальчиковая гимнастика «Снежок».

 Развитие мышления и

наблюдательности:

-игра «Кто лишний?»

Развитие слухового и

зрительного внимания,

памяти:

- складывание разрезных

картинок;

- игра «Ассоциации»;

- игра «Найди, что

неверно»

Месяц, неделя

Лекс.

тема

Лексико-грамматический строй речи

Связная речь

Формирование ЗКР и обучение грамоте

Развитие неречевых процессов

декабрь,

3 неделя

Зима. Зимние забавы.

1.Предметный словарь: снег, лёд, холод, мороз, метель, снегопад, сугроб, ветер, снежинка, льдинка, вьюга, узор, иней, позёмка, декабрь, январь, февраль,

2. Глагольный словарь: идти, падать, лететь, покрывать, таять, замерзать, выпадать, сковывать, виться, кружиться, леденеть, ездить, кататься, упасть, лепить, скользить.

3. Словарь признаков: лёгкий, пушистый, холодный, зимний, морозный, искристый, жёсткий, прозрачный, трескучий, суровый.

4. Словарь наречий: весело, интересно, красиво, нарядно, быстро

5. Образование существительных множ. числа от единственного. (Снежинка – снежинки, комок – комки, шапка – шапки).

6. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. (Снеговик – снеговичок, мороз –морозец, санки – саночки).

7. Образование сложных слов.  (По снегу ходит - снегоход,  снег падает-снегопад). 8. 8. Образование прилагательных от существительных и наречий. (Если зимой много снега, то зима какая?  (снежная)).

9. Образование существительных в разных падежах. (Выпал снег. Зимой много снега).

10.Образование однокоренных слов. (Снег-снегопад, снеговик, снежок, Снегурочка).

11.Согласование числительных, местоимений с существительными. (Один сугроб- два сугроба- пять сугробов. Мой сугроб).

Составление рассказа-описания о зиме по опорным картинкам.

Составление предложений по теме.

Заучивание стихотворений к новогоднему утреннику.

Звук [т]. Выделение звука [т] в потоке звуков. Позиция звука в слове. Звуковой анализ слова ТОМ.

Звуки [т], [ть].  Различение твердых и мягких звуков [т], [ть].

Формирование мелкой

моторики.

- шнурование;

- нанизывание бусин.

Пальчиковая гимнастика

 «Зима».

Развитие слухового и

зрительного внимания,

памяти:

- складывание разрезных

картинок;

- игра «Ассоциации»;

- игра «Найди, что

неверно»

Месяц, неделя

Лекс.

тема

Лексико-грамматический строй речи

Связная речь

Формирование ЗКР и обучение грамоте

Развитие неречевых процессов

декабрь,

4 неделя

Новый год.

1.Предметный словарь: карнавал, хоровод, гирлянда, украшения, Снегурочка, лыжи, санки, коньки, снежки, снеговик, горка, каток, ёлка, праздник .

2. Глагольный словарь: наряжать, вешать,

украшать, развешивать, кататься, упасть, лепить, скользить, заливать, уставать, отталкиваться, танцевать, праздновать, катать, скрипеть.

3. Словарь признаков: зимний, скользкий, искристый, липкий, новогодний, нарядная, пушистая.

4. Словарь наречий: весело, шумно, дружно.

5. Образование существительных множ. числа от единственного. (Елка – елки, подарок – подарки, хлопушка – хлопушки).

6. Образование существительных в разных падежах. (Выпал снег. Зимой много снега).

7. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. (Песня –песенка, игрушка – игрушечка).

8. Образование сложных слов: снегокат, снегопад, снегоход.

9. Согласование числительных, местоимений с существительными.

(Мой подарок, моя гирлянда, мое

стихотворение, мои снежинки).

10. Активизация и обогащение словаря

наречий. (Празднично, нарядно, весело.).

11. Употребление предлогов  У, НАД, ОКОЛО, К, ПОД .

Заучивание стихотворений к новогоднему утреннику.

Составление рассказа «Новый год на пороге» по серии сюжетных картин.

Звуки [д], [т]. Дифференциация звуков

[д], [т].

Звук [ф]. Выделение в речи звук [ф]. Деление слова на слоги, различение коротких и длинных слов.

Формирование мелкой

моторики.

- шнурование;

- нанизывание бусин;

- штриховка изображения елки.

Пальчиковая гимнастика

 «На Новый год».

Развитие слухового и

зрительного внимания,

памяти:

- складывание разрезных

картинок;

- игра «Ассоциации»;

- игра «Найди, что

неверно»

Месяц, неделя

Лекс.

тема

Лексико-грамматический строй речи

Связная речь

Формирование ЗКР и обучение грамоте

Развитие неречевых процессов

январь,

2 неделя

Домашние животные.

1.Предметный словарь: кошка, собака, корова, коза, лошадь, свинья, овца, кот, пёс, бык, козёл, конь, баран, табун, стадо, отара, котенок, щенок, теленок, козленок, жеребенок, поросенок, ягненок, котята.

2. Глагольный словарь: мяукать, лаять, рычать, мычать, хрюкать, кормить, сторожить, охранять, ласкаться, кусаться, блеять, ржать, прыгать, пасти.

3. Словарь признаков: пушистый, гладкий, рогатый, свирепый, ласковый, злобный, упрямый, быстроногий, ловкий, неуклюжий.

4. Словарь наречий: быстро, легко, медленно.

5. Антонимы: высокий- низкий, сильный- слабый, рогатый-безрогий.

6. Образование существительных множ. числа от единственного. (Корова – коровы, собака – собаки, кошка – кошки).

7. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. (Кошка – кошечка, лошадь – лошадка, собака – собачка).

8. Образование существительных с суффиксами –онок; -енок; -ат; -ят. (Козленок, теленок, котенок.).

9. Образование слов с суффиксами ик, ищ. Хвостик – хвост – хвостище.  (Усики – усы – усищи).

10. Образование притяжательных прилагательных. (Хвост – собачий, лапа – собачья, ухо - собачье).

11. Согласование числительных, местоимений с существительными. (Один щенок –два щенка-пять щенков. Мой щенок).

Составление описательного рассказа по серии картинок «Щенок».

Звуки [ф], [ф']. Различение твердых и мягких звуков [ф], [ф'].

Звуки [в], [ф]. Дифференциация звуков [в], [ф].

Выделение общих и отличительных признаков кошки и собаки.

Развитие логического

мышления:

- отгадывание загадок.

Формирование мелкой

моторики:

- раскрашивание;

Пальчиковые гимнастика «Домашние животные».

Развитие зрительного

внимания и памяти:

- складывание разрезных

картинок;

- игра «Чем отличаются?».

Месяц, неделя

Лекс.

тема

Лексико-грамматический строй речи

Связная речь

Формирование ЗКР и обучение грамоте

Развитие неречевых процессов

январь,

3 неделя

Домашние животные.

1.Предметный словарь: кошка, собака, корова, коза, лошадь, свинья, овца, кот, пёс, бык, козёл, конь, баран, табун, стадо, отара, котенок, щенок, теленок, козленок, жеребенок, поросенок, ягненок, котята.

2. Глагольный словарь: мяукать, лаять, рычать, мычать, хрюкать, кормить, сторожить, охранять, ласкаться, кусаться, блеять, ржать, прыгать, пасти.

3. Словарь признаков: пушистый, гладкий, рогатый, свирепый, ласковый, злобный, упрямый, быстроногий, ловкий, неуклюжий.

4. Словарь наречий: быстро, легко, медленно.

5. Антонимы: высокий- низкий, сильный- слабый, рогатый-безрогий.

6. Образование существительных множ. числа от единственного. (Корова – коровы, собака – собаки, кошка – кошки).

7. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. (Кошка – кошечка, лошадь – лошадка, собака – собачка).

8. Образование существительных с суффиксами –онок; -енок; -ат; -ят. (Козленок, теленок, котенок.).

9. Образование слов с суффиксами ик, ищ. Хвостик – хвост – хвостище.  (Усики – усы – усищи).

10. Образование притяжательных прилагательных. (Хвост – собачий, лапа – собачья, ухо - собачье).

11. Согласование числительных, местоимений с существительными. (Один щенок –два щенка-пять щенков. Мой щенок).

Пересказ рассказа «Котенок» с опорой на предметные картинки (с придумыванием конца рассказа).

Звук [к]. Выделение звука [к] из потока согласных звуков и в словах. Звуковой анализ слова КОТ.

Звуки [к], [к']. Различение твердых и мягких звуков

[к], [к']. Звуковой анализ

слова КИТ.

Формирование мелкой

моторики.

-пальчиковая гимнастика

«Козленок»

- шнурование;

- пазлы «дикие животные»

- нанизывание бусин.

Развитие слухового и

зрительного внимания,

памяти:

- складывание разрезных

картинок;

- игра «Ассоциации»;

- игра «Кто лишний».

Месяц, неделя

Лекс.

тема

Лексико-грамматический строй речи

Связная речь

Формирование ЗКР и обучение грамоте

Развитие неречевых процессов

январь,

4 неделя

Дикие животные

1.Предметный словарь: волк, заяц, ёж, медведь, лось, лиса, кабан, хвост, рога, лапы, копыта, белка, олень, барсук, клыки, плутовка, волчонок, зайчонок, ежонок.

2. Глагольный словарь: ходить, рычать, прыгать, колоться, красться, бродить, загонять, нагонять, подстерегать.

3. Словарь признаков: колючий, рыжая, серый, злой, пушистый, хитрая, бурый, трусливый, полосатый, косолапый.

4. Антонимы: крупный- мелкий, трусливый-храбрый, добрый-злой, короткий-длинный.

4. Образование существительных множ. числа. (Заяц – зайцы, белка – белки).

5. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. (Лиса – лисичка, медведь – мишка,

заяц – зайчишка).

6. Образование существительных с суффиксами -онок, -енок, -ат, -ят. (лисенок.

бельчонок, волчат, лисят).

7.  Образование притяжательных прилагательных. (Хвост лисий, лапа – лисья, ухо - лисье).

8.  Согласование существительных с

прилагательными в роде, числе. (Хитрая лиса, трусливые зайчики).

 9. Согласование числительных, местоимений с существительными.

10. Дифференциация глаголов ед.  и мн. числа. (Заяц – прыгает, скачет, играет.

Зайцы – прыгают, скачут, играют).

11. Употребление предлогов В, НА, ЗА, ПОД.

Пересказ рассказа «Медведь» с опорой на предметные картинки.

Звук [г]. Определение наличия или отсутствия в слове звука [г].

Звуки [г], [г']. Различение твердых и мягких звуков

[г], [г']. Звуковой анализ и

синтез слов.

Формирование мелкой

моторики.

-пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке»

- шнурование;

- нанизывание бусин. Развитие логического

мышления:

- отгадывание загадок;

- игра «Четвертый

лишний».

Развитие слухового и

зрительного внимания,

памяти:

- складывание разрезных

картинок;

- игра «Ассоциации»;

- игра «Найди, что

неверно»

Месяц, неделя

Лекс.

тема

Лексико-грамматический строй речи

Связная речь

Формирование ЗКР и обучение грамоте

Развитие неречевых процессов

февраль

1неделя

Дикие животные.

1.Предметный словарь: волк, заяц, ёж, медведь, лось, лиса, кабан, хвост, рога, лапы, копыта, белка, олень, барсук, клыки, плутовка, волчонок, зайчонок, ежонок.

2. Глагольный словарь:  ходить, рычать, прыгать, колоться, красться, бродить, загонять, нагонять, подстерегать.

3. Словарь признаков:  колючий, рыжая, серый, злой, пушистый, хитрая, бурый, трусливый, полосатый, косолапый.

4. Антонимы: крупный- мелкий, трусливый-храбрый, добрый-злой, короткий-длинный.

4. Образование существительных множ. числа. (Заяц – зайцы, белка – белки).

5. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. (Лиса – лисичка, медведь – мишка,

заяц – зайчишка).

6. Образование существительных с суффиксами -онок, -енок, -ат, -ят. (лисенок.

бельчонок, волчат, лисят)

7.  Образование притяжательных прилагательных. (Хвост  лисий, лапа – лисья, ухо - лисье).

8.  Согласование существительных с

прилагательными в роде, числе. (Хитрая лиса, трусливые зайчики).

 9. Согласование числительных, местоимений с существительными.

10. Дифференциация глаголов ед.  и мн. числа. (Заяц – прыгает, скачет, играет.

Зайцы – прыгают, скачут, играют).

11. Употребление предлогов В, НА, ЗА, ПОД .

Составление рассказов-описаний диких животных из нескольких предложений.

Звуки [к], [г]. Дифференциация звуков [к], [г]. Звуковой анализ слова КОНИ.

Звук [х]. Выделение согласного звука [х]

среди других звуков. Определение позиции звука [х] в слове (начало, середина, конец слова).

Формирование мелкой

моторики.

-пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке»

-  штриховка изображения свиньи ;

- нанизывание бусин. Развитие логического

мышления:

- отгадывание загадок;

- игра «Четвертый

лишний».

Развитие слухового и

зрительного внимания,

памяти:

- складывание разрезных

картинок;

- игра «Ассоциации»;

- игра «Кого не стало?»

Месяц, неделя

Лекс.

тема

Лексико-грамматический строй речи

Связная речь

Формирование ЗКР и обучение грамоте

Развитие неречевых процессов

февраль,

2 неделя

Домашние птицы.

1.Предметный словарь: петух, курица, гусь, утка, индюк, курица, петух, цыпленок, утка, селезень, утенок, гусь, гусыня, гусенок, индюк, индюшка, индюшонок, цыплята, утята, индюшата, гусята,  наседка

2. Глагольный словарь: кормить, выводить, высиживать, пасти, плавать, кормиться, визжать, разводить.

3. Словарь признаков: пушистый, гладкий, ласковый, быстроногий, ловкий, неуклюжий, шустрый, игривый.

4. Словарь наречий: быстро, легко, медленно, важно, громко, звонко, жалобно.

5. Антонимы: маленький-большой, крупный-мелкий.

6. Образование существительных множ. числа. (Курица-курицы, петух-петухи).

7. Образование сравнительной степени прилагательных. (Красивый – красивее).

8. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. (петух-петушок, курица-курочка).

9. Образование притяжательных прилагательных. (Гусиный пух).

10.Согласование существительных с

прилагательными в роде, числе. (красивый петух, рябая курочка).

11. Согласование числительных, местоимений с существительными. (Один петух-два петуха-пять петухов. Мой петух).

12. Употребление предлогов В, НА, ЗА, ПОД, С

Составление рассказа-описания домашних птиц по схеме.

Составление предложений из набора слов.

Звуки [х], [х']. Различение твердых и мягких

звуков [х], [х']. Звукослоговой анализ слова МУХИ.

Звук [с]. Определение наличия или отсутствия звука [с] в словах. Нахождение места звука [с] в словах.

Формирование мелкой

моторики:

-пальчиковая гимнастика «Уточка»

- шнурование;

- нанизывание бусин.

Развитие слухового и

зрительного внимания,

памяти:

- складывание разрезных

картинок;

- пазлы «Домашние птицы»;

- игра «Ассоциации»;

- игра «Чем отличаются?».

Развитие логического

мышления:

- отгадывание загадок.

Месяц, неделя

Лекс.

тема

Лексико-грамматический строй речи

Связная речь

Формирование ЗКР и обучение грамоте

Развитие неречевых процессов

февраль,

3 неделя

Дикие птицы.

1.Предметный словарь: сорока, ворона, воробей, снегирь, синица, голубь, сова, дятел, тетерев, глухарь, рябчик, кормушка, крылья, хвост, лапы, клюв.

2. Глагольный словарь: летать, искать, кормиться, клевать, каркать, чирикать, нахохлиться, прилетают, перезимовать. 

3. Словарь признаков: красногрудый, перелётные, маленький, зимующие, чудные, черноголовый.

4. Словарь наречий: громко, холодно.

5. Антонимы: зимующие-перелетные, грустный-веселый.

6. Образование существительных множ. числа. (Грач-грачи, сова-совы).

7. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. (синица – синичка, сова – совушка, кукушка – кукушечка).
8. Образование сложных слов: белобокая, сизокрылый, длиннохвостая.

9. Образование притяжательных прилагат. (Голубиное перо, воробьиное гнездо).

10. Образование глаголов с помощью приставок: прилетел, подлетел, перелетел, слетел, улетел.

11. Согласование числительных, местоимений с существительными. (Одна сова-две совы-пять сов. Моя сова).

12. Употребление предлогов В, ИЗ, НА В, ЗА. (Полетела в лес. Села на дерево. Залетела в дупло)

Составление рассказа «Как помощь птицам зимой» по серии сюжетных картин.

Звуки [с], [с']. Различение твердых и мягких звуков

[с], [сь]. Звукослоговой

анализ слова ГУСИ.

Звук [з]. Выделение в речи звука [з]. Определение позиции звука [з] в словах (начало, середина слова).

Формирование мелкой

моторики:

- пальчиковая гимнастика «Дятел»

- шнурование;

- нанизывание бусин.

Развитие слухового и

зрительного внимания,

памяти:

- складывание разрезных

картинок;

- игра «Прохождение

лабиринтов»;

- игра «Найди, что

неверно».

Развитие логического

мышления:

- отгадывание загадок

Месяц, неделя

Лекс.

тема

Лексико-грамматический строй речи

Связная речь

Формирование ЗКР и обучение грамоте

Развитие неречевых процессов

февраль,

4 неделя

Дикие птицы

1.Предметный словарь: сорока, ворона, воробей, снегирь, синица, голубь, сова, дятел, тетерев, глухарь, рябчик, кормушка, крылья, хвост, лапы, клюв.

2. Глагольный словарь: летать, искать, кормиться, клевать, каркать, чирикать, нахохлиться, прилетают, перезимовать. 

3. Словарь признаков: красногрудый, перелётные, маленький, зимующие, чудные, черноголовый.

4. Словарь наречий: громко, холодно.

5. Антонимы: зимующие-перелетные, грустный-веселый.

6. Образование существительных множ. числа. (Грач-грачи, сова-совы).

7. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. (синица – синичка, сова – совушка, кукушка – кукушечка).
8. Образование сложных слов: белобокая, сизокрылый, длиннохвостая.

9. Образование притяжательных прилагат. (Голубиное перо, воробьиное гнездо).

10. Образование глаголов с помощью приставок: прилетел, подлетел, перелетел, слетел, улетел.

11. Согласование числительных, местоимений с существительными. (Одна сова-две совы-пять сов. Моя сова).

12.Употребление предлогов В, ИЗ, НА В, ЗА. (Полетела в лес. Села на дерево. Залетела в дупло)

Составление рассказа-описания о диких птицах по опорным картинкам.

Составление предложений из набора слов.

Звуки [з], [з']. Различение твердых и мягких звуков

[з], [з']. Звукослоговой

анализ слова ЗАМОК.

Звуки [с], [з]. Дифференциация звуков

[с], [з].

Формирование мелкой

моторики.

- шнурование;

- сортировка бусин.

Пальчиковая гимнастика

«Снегири.»

Развитие слухового и

зрительного внимания,

памяти:

- складывание разрезных

картинок;

- игра «Чей голос?»;

- игра «Что перепутал художник?».

Развитие логического

мышления:

- отгадывание загадок.

Месяц, неделя

Лекс.

тема

Лексико-грамматический строй речи

Связная речь

Формирование ЗКР и обучение грамоте

Развитие неречевых процессов

март

1 неделя

Человек. Части тела.

1.Предметный словарь: туловище, грудь, живот, спина, плечи, руки, ноги, локти, ладони, пальцы, ногти, колени, пятки, шея, голова, волосы, глаза, брови, ресницы, рот, нос, губы, язык, подбородок, лоб

2. Глагольный словарь: прыгать, приседать, ходить, бегать, кивать, хватать, топать, дышать, смотреть, слушать, говорить.

3. Словарь признаков: голубые, зеленые, карие, блестящие, сильные, длинные, короткие, вьющиеся, прямые, светлые.

4. Антонимы: грязный-чистый, здоровый-больной, высокий-низкий, веселый-грустный, сухие- мокрые.

5. Образование существительных множ. числа. (Рука –руки, нога – ноги, глаз – глаза).

6. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. (Нога – ножка, живот – животик).
 Образование сложных слов: широкоплечий, сероглазый.

7. Согласование существительных с

прилагательными в роде, числе. (Левая рука (нога), чистые уши.).

8. Образование наречий от прилагательных.

(Чистый-чисто, высокий-высоко, грязный-грязно).

9.Согласование числительных, местоимений с существительными. (Одна рука-две руки-пять рук. Моя рука).

10. Дифференциация глаголов ед.  и мн. числа. 

(Ребенок – смотрит, слышит.

Дети – смотрят, слышат).

Составление предложений из набора слов.

Составление описательного рассказа по схеме.

Звук [ц]. Выделение звука

[ц] в речи. Определение места звука [ц] в слове (начало, середина, конец).

Звуки [с], [ц]. Дифференциация звуков

[с], [ц].

Формирование мелкой

моторики.

- шнурование;

- Одень куклу.

Пальчиковая гимнастика

«Пальчики».

Развитие мышления и

наблюдательности.

Развитие слухового и

зрительного внимания,

памяти:

- складывание разрезных

картинок;

- игра «Ассоциации»;

- игра «Найди, что

неверно».

Развитие логического

мышления:

- отгадывание загадок.

Месяц, неделя

Лекс.

тема

Лексико-грамматический строй речи

Связная речь

Формирование ЗКР и обучение грамоте

Развитие неречевых процессов

март,

2 неделя

Семья.

1.Предметный словарь: мама, папа, дядя, бабушка, тетя, дочка, внучка, внук, любовь, забота, радость, печаль, грусть улыбка.

2. Глагольный словарь: штопает, стирает, убирает, разбрасывает, рассказывает, плачет, смеется, дружит, ссорится, помогает, ухаживает, ворчит, любит, варить.

3. Словарь признаков: большой, маленький, ласковый, старший, младший, взрослые, любимый, дружный, добрый, злой, высокий, низкий, детский, старый, молодой, мудрый, послушный, веселый, грустный.

4. Словарь наречий: нежно, ласково, дружно.

5. Антонимы: старый-молодой, веселый-грустный, маленький-большой.

6.Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. (мама-мамочка, папа-папочка).

7.Образование притяжательных прилагательных.

(Мамино платье, бабушкина кофта).

8. Образование сложных слов: широкоплечий, сероглазый, длинноволосая.

9. Образование множ. числа существительных. (Сестра-сестры, брат-братья)

10. Согласование существительных с прилагат. в роде, числе. (любимая бабушка, красивая мама).

 11. Согласование числительных, местоимений с существительными. (Один брат-два брата- пять братьев, мои братья)

12. Дифференциация глаголов ед.  и мн. числа. (Мама – поет, печет, целует. Дети – поют, пекут, целуют.)

Составление рассказа «Семейный ужин» по серии сюжетных картин.

Звук [ш]. Выделение в речи звука определение его позиции в слове (начало, середина, конец).

Звук [ш].

Звукослоговой анализ слова

ШАПКА.

Формирование мелкой

моторики.

- Пальчиковая гимнастика «Как у нас семья большая»

- Упражнения с массажными мячиками;

- сортировка бусин.

Развитие логического

мышления:

- отгадывание загадок.

Развитие слухового и

зрительного внимания,

памяти:

- складывание разрезных

картинок;

- игра «Что лишнее?»;

- игра «Найди, что

неверно»

Месяц, неделя

Лекс.

тема

Лексико-грамматический строй речи

Связная речь

Формирование ЗКР и обучение грамоте

Развитие неречевых процессов

март,

3 неделя

Дом. Город страна.

1.Предметный словарь: город, улица, дом, этаж, балкон, лоджия, окно, рама, форточка, лестница, перила, лестничная клетка, двери, лифт, звонок, крыша, труба, чердак, подвал, ступенька, замок, порог, стены, пол, потолок, стекла, крыльцо, квартира, комната, кухня.

2. Глагольный словарь: строить, красить, открывать, закрывать, стучать, поднимать, позвонить, выходить, прибивать, жить, укладывать, рубить, строгать, стеклить, возводить, обустраивать, забивать

3. Словарь признаков: каменный, серый, деревянный, одноэтажный, двухэтажный, многоэтажный, новый, современный, светлый, удобный, крепкий, прочный, кирпичный.

4. Словарь наречий: высоко, низко, удобно.

5. Антонимы: высокий – низкий, большой – маленький, городской – деревенский.

6.Образование существительных мн. числа. (дом-дома, крыша-крыши, труба-трубы).

7. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. (Дом-домик, улица-улочка, дверь-дверка).

8. Образование прилаг. от существительных. (Город-городской)
9. Согласование существительных с прилагат. в роде, числе. (высокий дом, широкая улица).

10.Образование сложных слов: многолюдный, многоэтажный.

11.Согласование числительных, местоимений с существительными. (Один дом-два дома-пять домов. Мой дом)

12. Употребление предлогов НА, ОКОЛО, ЗА, ПОД.

Составление рассказа о Мурманске с использованием схемы.

Составление творческого рассказа «По дороге в детский сад».

Звуки [с], [ш]. Различение звуков [с], [ш].

Звуки [с], [ш]. Дифференциация звуков

[с], [ш].

Формирование мелкой

моторики.

- шнурование;

- нанизывание бусин.

Пальчиковая гимнастика

«Новый дом».

Развитие логического

мышления:

- отгадывание загадок. Развитие слухового и

зрительного внимания,

памяти:

- складывание разрезных

картинок;

- игра «Ассоциации»;

- игра «Найди, что

неверно»

Месяц, неделя

Лекс.

тема

Лексико-грамматический строй речи

Связная речь

Формирование ЗКР и обучение грамоте

Развитие неречевых процессов

март,

4 неделя

Транспорт.

1.Предметный словарь: троллейбус, автобус, трамвай, самолет, машина, грузовик, поезд,

корабль; составные части: кабина, колеса,

руль, кузов, фары, мотор.

2. Глагольный словарь: летает, едет, везёт, перевозит, поезжай, приехал, прилетел, улетел, управляет.

3. Словарь признаков: быстрый, медленный.

4. Словарь наречий: высоко, низко, далеко, близко, быстро, медленно.

5. Образование существительных множ. числа (автобус-автобусы, мотор-моторы).

6. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. (машина-машинка, корабль-кораблик).

7. Образование прилагательных от существительных: вода-водный, воздух-воздушный

8. Образование существительных в разных падежах. (Управлять автобусом, еду в автобусе).

9. Образование приставочных глаголов.

(плыть, переплыть, уплыть, приплыть).

10. Согласование существительных с

прилагательными в роде, числе. (Синяя машина).

 11. Согласование числительных, местоимений с существительными. (Одна машина-две машины-пять машин. Моя машина).

12. Употребление предлогов К, ОКОЛО, ЗА, ОТ, ПО, ИЗ, НА.

Составление рассказа о каком-либо виде транспорта с использованием схемы.

Составление предложений из набора слов.

Звук [ж]. Выделение в речи звука [ж], определение позиции звука в слове (начало, середина).

Звук [ж]

Подбор слова к схемам звукового анализа.

Формирование мелкой

моторики.

- шнурование;

- обведи по контуру.

Пальчиковая гимнастика

«Автобус»

Развитие слухового и

зрительного внимания,

памяти:

- складывание разрезных

картинок;

- игра «Четвертый лишний»;

- игра «Что забыл нарисовать художник?»

Месяц, неделя

Лекс.

тема

Лексико-грамматический строй речи

Связная речь

Формирование ЗКР и обучение грамоте

Развитие неречевых процессов

Март/апрель,

неделя

Транспорт.

1.Предметный словарь: троллейбус, автобус, трамвай, самолет, машина, грузовик, поезд,

корабль; составные части: кабина, колеса,

руль, кузов, фары, мотор.

2. Глагольный словарь: летает, едет, везёт, перевозит, поезжай, приехал, прилетел, улетел, управляет.

3. Словарь признаков: быстрый, медленный.

4. Словарь наречий: высоко, низко, далеко, близко, быстро, медленно.

5. Образование существительных множ. числа. (Автобус-автобусы, мотор-моторы).

6. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. (машина-машинка, корабль-кораблик).

7. Образование сложных слов.

(Возит молоко – молоковоз).

8. Образование существительных в разных падежах. (Управлять автобусом, еду в автобусе).

9. Образование приставочных глаголов.

(плыть, переплыть, уплыть, приплыть).

10. Согласование существительных с

прилагательными в роде, числе. (Синяя машина).

 11. Согласование числительных, местоимений с существительными. (Одна машина-две машины-пять машин. Моя машина).

12. Употребление предлогов К, ОКОЛО, ЗА, ОТ, ПО, ИЗ, НА.

Составление предложений из набора слов.

Звуки [з], [ж]. Дифференциация звуков

[з], [ж].

Закрепление звуков [з], [ж]. Дифференциация звуков

[з], [ж].

Формирование мелкой

моторики.

- сортировка;

- штриховка изображения лодки;

- нанизывание бусин.

Пальчиковая гимнастика

«Автобус».

Развитие слухового и

зрительного внимания,

памяти:

- складывание разрезных

картинок;

- игра «Без чего»;

- игра «Найди, что

неверно».

Развитие логического

мышления:

- отгадывание загадок.

Месяц, неделя

Лекс.

тема

Лексико-грамматический строй речи

Связная речь

Формирование ЗКР и обучение грамоте

Развитие неречевых процессов

Апрель,

1 неделя

Профессии.  

1.Предметный словарь: воспитатель, шофер, врач, строитель, музыкант, медсестра, повар, прачка названия предметов их труда.

2. Глагольный словарь: учить, говорить, заниматься, воспитывать, мыть, протирать, слушать, повторять, лечить, измерять, готовить, жарить, стирать, гладить.

3. Словарь признаков: умелый, смелый, сильный, легкий, добрая, заботливая, строгая, старательный, вкусный.

4. Словарь наречий: умело, внимательно, дружно, интересно, аккуратно.

5. Антонимы: острый-тупой, тяжело-легко.

4. Образование существительных множ. числа. (Автобус-автобусы, мотор-моторы).

6. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. (иголка-иголочка, топор-топорик).

7. Образование прилагательных от существ. (Кирпич-кирпичный).

8. Образование сущ. в разных падежах. (У врача нет шприца. В аптеке продают шприцы. Я купил много шприцов).

9.  Образование существительных с помощью суффикса –ЩИК. (Каменщик, часовщик, стекольщик)

10. Согласование числительных, местоимений с существительными. (Одна пила-две пилы-пять пил. Моя пила).

Составление рассказа по серии сюжетных картин «Собака-санитар».

Составление рассказа «Кем я хочу стать?»

Звуки [ш], [ж]

Дифференциация звуков [ш], [ж].

Закрепление звуков [ш], [ж].

Дифференциация звуков [ш], [ж].

Формирование мелкой

моторики.

- сортировка;

- игра с сенсорными мешочками «Месим тесто»

-штриховка изображения пилы.

Развитие слухового и

зрительного внимания,

памяти:

- складывание разрезных

картинок;

- игра «Без чего»;

- игра «Найди, что

неверно».

Развитие логического

мышления:

- отгадывание загадок.

Месяц, неделя

Лекс.

тема

Лексико-грамматический строй речи

Связная речь

Формирование ЗКР и обучение грамоте

Развитие неречевых процессов

Апрель,

2 неделя

Весна.

1.Предметный словарь: весна, солнце, трава, цветок, листья, дождь, лужи, пригорок, капель, проталины, подснежники, ледоход.

2. Глагольный словарь: пригревать, припекать, прилетать, возвращаться, просыпаться, капать, журчать, звенеть.

3. Словарь признаков: ранняя, теплая, солнечная, молодая, зеленая, звонкая, перелетные.

4. Словарь наречий: тепло, радостно, весело, ярко, светло, солнечно.

5. Антонимы: мягкий-твердый, горячий-холодный, сухой-мокрый, светлый-темный.

4. Образование существительных множ. числа. (почка-почки, гнездо-гнезда).

5. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. (лужа-лужица, бутон-бутончик).

6. Образование сложных слов. ледоход

7. Образование притяжательных прилагательных. (Клин лебедей – лебединый. Стая уток – утиная)

8. Согласование существительных с

прилагательными в роде, числе. (Ранняя весна, солнечный денек).

9.  Согласование числительных, местоимений с существительными. (Один бутон-два бутона-пять бутонов, мой бутон).

10. Дифференциация глаголов ед.ч. и мн.ч. (Сосулька капает, плачет.

Сосульки капают, плачут).

11. Употребление предлогов ИЗ, В, К, НАД, НА, ПО.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Пришла весна».

Рассказ по схеме о первых признаках  весны.

Звук [ч]

Выделение звука [ч] в речи.

Нахождение места звука [ч] в слове (начало, середина, конец).

Звук [ч]  Звукослоговой анализ слова ЖУЧКИ.

Формирование мелкой

моторики.

- сортировка;

- пальчиковая гимнастика «Пчела»;

- упражнения с массажными мячиками.

Развитие слухового и

зрительного внимания,

памяти:

- складывание разрезных

картинок;

- игра «Когда это бывает?»;

- игра «Что пропало?».

Развитие логического

мышления:

- отгадывание загадок.

Месяц, неделя

Лекс.

тема

Лексико-грамматический строй речи

Связная речь

Формирование ЗКР и обучение грамоте

Развитие неречевых процессов

Апрель,

3 неделя

Весна.  

1.Предметный словарь: весна, солнце, трава, цветок, листья, дождь, лужи, пригорок, капель, проталины, подснежники, ледоход.

2. Глагольный словарь: пригревать, припекать, прилетать, возвращаться, просыпаться, капать, журчать, звенеть.

3. Словарь признаков: ранняя, теплая, солнечная, молодая, зеленая, звонкая, перелетные.

4. Словарь наречий: тепло, радостно, весело, ярко, светло, солнечно.

5. Антонимы: мягкий-твердый, горячий-холодный, сухой-мокрый, светлый-темный.

4. Образование существительных множ. числа. (почка-почки, гнездо-гнезда).

5. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. (лужа-лужица, бутон-бутончик).

6. Образование сложных слов. ледоход

7. Образование притяжательных прилагательных. (Клин лебедей – лебединый. Стая уток – утиная)

8. Согласование существительных с

прилагательными в роде, числе. (Ранняя весна, солнечный денек).

9.  Согласование числительных, местоимений с существительными. (Один бутон-два бутона-пять бутонов, мой бутон).

10. Дифференциация глаголов ед.ч. и мн.ч. (Сосулька капает, плачет.

Сосульки капают, плачут).

11. Употребление предлогов ИЗ, В, К, НАД, НА, ПО.

Составление  описательного рассказа с опорой на схему.

Звуки [ч], [ц]

Дифференциация звуков

[ч], [ц].

Закрепление звуков [ч], [ц]

Дифференциация звуков

[ч], [ц].

Формирование мелкой

моторики.

- сортировка;

- нанизывание бусин.

Пальчиковая гимнастика

« Времена года»

Развитие слухового и

зрительного внимания,

памяти:

- складывание разрезных

картинок;

- игра «Без чего»;

- игра «Найди, что

неверно».

Развитие логического

мышления:

- отгадывание загадок.

Месяц, неделя

Лекс.

тема

Лексико-грамматический строй речи

Связная речь

Формирование ЗКР и обучение грамоте

Развитие неречевых процессов

Апрель,

4 неделя

Водоемы.

1.Предметный словарь: водоём, рыба, икра, головастик, малёк, корм, голова, тело, кожа, чешуя, плавники, хвост.
2. Глагольный словарь:
 плавать, дышать, есть, ловить, прятаться, плавать, нырять, питаться, нападать, охотиться, защищаться.

3. Словарь признаков: речной, озёрный, морской, хищные, рыбный, рыбий, аквариумные, пресная, солёная.

4. Словарь наречий: быстро, медленно.

5. Антонимы: глубоко– мелко.

6.Образование существительных множ. числа. (Рыба-рыбы, плавник-плавники).

5. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. (рыба-рыбка, хвост-хвостик).

6.Образование прилагательных от существ. (Река –речной, море – морской).

7. Образование существительных с помощью суффикса  -ИЩЕ, -ИЩА. (Окунь — окунище, ерш — ершище, акула — акулища)

8. Образование притяжательных прилагат.

(Чья голова? — Это рыбья голова. Чьи жабры? — Это рыбьи жабры).

7. Согласование существительных с

прилагательными в роде, числе. (золотая рыбка, зубастая щука).

 8. Согласование числительных, местоимений с существительными. (Один краб-два краба-пять крабов. Мой краб)

9. Употребление предлогов В, ОКОЛО, ЗА, ОТ, ПО, ИЗ, НА.

Пересказ рассказа близко к тексту и по плану.

Звук [щ]. Определение наличия или отсутствия звука [щ] в словах, позиции звука в слове (начало, середина, конец).

Звук [щ].

Синтез звуков в слове.

Формирование мелкой

моторики.

- сортировка;

- пальчиковая гимнастика «Жил да был один налим...».

Развитие слухового и

зрительного внимания,

памяти:

- складывание разрезных

картинок;

- игра «Без чего»;

- игра «Что изменилось?» Развитие логического

мышления:

- отгадывание загадок.

Месяц, неделя

Лекс.

тема

Лексико-грамматический строй речи

Связная речь

Формирование ЗКР и обучение грамоте

Развитие неречевых процессов

Май,

1 неделя

Школа. Лето.

1.Предметный словарь: школа, урок, лето, июнь, июль, август, солнце, жара, роса, бадминтон, теннис, велосипед, колокольчик, ромашка, василёк, одуванчик

2. Глагольный словарь: плавать, нырять, купаться, отдыхать, загорать, светить, путешествовать, расцветать, цвести, собирать, поливать, ухаживать, согревать,

3. Словарь признаков: яркий, солнечный, жаркий, ласковое, безоблачное, тёплое, летний, плавать, собирать, играть, кататься.

4. Словарь наречий: жарко, тепло, весело.

5. Антонимы: тёплый – холодный, громкий – тихий, быстро – медленно, длинный – короткий, сладкий – кислый.

6. Образование существительных множ. числа. (урок-уроки, лес-леса, река-реки).

7. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. (лес-лесок, дача-дачка).

8. Согласование существительных с

прилагательными в роде, числе.

9. Согласование числительных, местоимений с существительными. (Один урок-два урока-пять уроков. Моя панамка).

10. Употребление предлогов В, НА, ЗА, ОКОЛО.

Составление рассказа «Лето» по серии картин.

Составление предложений из набора слов.

Звуки [ч], [щ]

Дифференциация звуков [ч], [щ].

Закрепление звуков [ч], [щ]

Дифференциация звуков [ч], [щ].

Формирование мелкой

моторики.

- сортировка;

- пальчиковая гимнастика «Лето».

Развитие слухового и

зрительного внимания,

памяти:

- складывание разрезных

картинок;

- игра «Без чего»;

- игра «Что изменилось?» Развитие логического

мышления:

- отгадывание загадок.

Месяц, неделя

Лекс.

тема

Лексико-грамматический строй речи

Связная речь

Формирование ЗКР и обучение грамоте

Развитие неречевых процессов

Май,

2 неделя

Школа. Лето.

1.Предметный словарь: школа, урок, лето, июнь, июль, август, солнце, жара, роса, бадминтон, теннис, велосипед, колокольчик, ромашка, василёк, одуванчик

2. Глагольный словарь: плавать, нырять, купаться, отдыхать, загорать, светить, путешествовать, расцветать, цвести, собирать, поливать, ухаживать, согревать,

3. Словарь признаков: яркий, солнечный, жаркий, ласковое, безоблачное, тёплое, летний, плавать, собирать, играть, кататься.

4. Словарь наречий: жарко, тепло, весело.

5. Антонимы: тёплый – холодный, громкий – тихий, быстро – медленно, длинный – короткий, сладкий – кислый.

6. Образование существительных множ. числа. (урок-уроки, лес-леса, река-реки).

7. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. (лес-лесок, дача-дачка).

8. Согласование существительных с

прилагательными в роде, числе.

9. Согласование числительных, местоимений с существительными. (Один урок-два урока-пять уроков. Моя панамка).

10. Употребление предлогов В, НА, ЗА, ОКОЛО.

Составления пересказа с опорой на предметные картинки.

Повторение. Подбор слова к схемам звукового анализа. Повторение.

Звукослоговой анализ слова

Формирование мелкой

моторики.

- сортировка;

- пальчиковая гимнастика «Птички».

Развитие слухового и

зрительного внимания,

памяти:

- складывание разрезных

картинок;

- игра «Без чего»;

- игра «Что изменилось?» Развитие логического

мышления:

- отгадывание загадок.

Месяц, неделя

Лекс.

тема

Лексико-грамматический строй речи

Связная речь

Формирование ЗКР и обучение грамоте

Развитие неречевых процессов

Май,

3 неделя

   

Диагностика

Май,

4 неделя

   

Диагностика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Теоретические основы работы с детьми с задержкой психического развития"

В презентации рассмотрены вопросы  задержки психического развития: причины возникновения, особенности детей с ЗПР; подходы  и организационно-педагогические требования в работе с данной катег...

перспективное планирование коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития

Перспективное планирование коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития по следующим разделам: изобразительная деятельность и конструирование....

Перспективное планирование учителя-логопеда коррекционно-развивающей работы с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности на 2013-2014 учебный год

  Настоящий план составлен в соответствии с  «Программой логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Тумановой Т. В.. Логопед...

Рабочая коррекционно – развивающая программа учителя - логопеда для работы с детьми с задержкой психического развития и интеллектуальными нарушениями, обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС.

Представленная «Рабочая программа учителя-логопеда в группе для детей с задержкой психического развития и  тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) ГБОУ Шко...

Перспективное планирование учителя-логопеда для работы с детьми с задержкой психического развития

В работе предложено планирование учителя-логопеда по разделам лексико-грамматического строя речи, связной речи, формирование звуковой культуры речи и неречевых процессов для детей средней группы с зад...

Перспективное планирование по воспитанию культуры поведения у детей с задержкой психического развития посредством игровых ситуаций

В современном обществе основным принципом формирования культуры поведения ребенка дошкольного возраста является воспитание в коллективе и через коллектив.Воспитание культуры поведения, как основной ча...

Рабочая программа учителя-логопеда «Коррекционная логопедическая работа для обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР)»

Данная рабочая программа разработана для обучающихся с ЗПР среднего и старшего дошкольного возраста в инклюзивных группах (так называемый логопункт)....