Межполушарные связи – что это?
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Межполушарные связи – что это? Мозг человека состоит из двух полушарий, и каждое из них выполнят свои особые функции. Левое отвечает за речь, логику. Правое – за образное мышление. Для слаженной работы мозга необходимо взаимодействие двух полушарий. От развития межполушарных связей во многом зависит успеваемость ребенка в школе. Слабое взаимодействие левого и правого полушария – главная причина трудностей в освоении письма и чтения в школе.
Признаки слабого развития межполушарных связей у детей. Межполушарные связи формируются вплоть до 15 лет. Развитие происходит постепенно, в несколько этапов. Но особое значение имеет возрастной период от 3 до 8 лет. Именно в этом возрасте закладывается интеллектуальная основа ребенка. Взрослые (воспитатели, родители) могут распознать слабость развития межполушарных связей по характерным признакам: ребенку сложно писать под диктовку и переписывать текст; он с трудом описывает ситуацию по картинке; не может адекватно оценивать эмоции других людей; пишет буквы в зеркальном отражении; часто говорит сбивчиво и нечетко ; ему сложно общаться со сверстниками, больше общается с младшими детьми или взрослыми; после 7 лет детям сложно ставить цели и достигать их, планировать и контролировать свою деятельность. Например, хорошо убрать свое рабочее место.
Причины Слабое развитие межполушарных связей может быть обусловлено различными неврологическими расстройствами (например, СДВГ ). Но чаще вызвана отсутствием в жизни ребенка игр и занятий по возрасту.
Как же можно развивать межполушарные связи? Межполушарные связи развиваются в упражнениях и играх, в которых задействованы оба полушария мозга. С пециальные упражнения не только координируют работу полушарий мозга, но развивают мышление ребенка . Улучшают взаимодействие межполушарных связей: пальчиковая гимнастика; логоритмика ; кинезиологические упражнения; арикуляционная и дыхательная гимнастика; дидактические игры и задания.
Алфавит Это упражнение развивает не только межполушарные связи, но также внимание, мышление, улучшает работоспособность, помогает снять эмоциональное напряжение. Для выполнения упражнения распечатайте или напишите обычный русский алфавит. Под каждой буквой произвольно поставить пометки: Л, П, О. Л означает, что надо поднять левую руку, П — правую, О — обе руки. Глядя на алфавит, ребёнку нужно одновременно называть букву и выполнить движение, отмеченное под буквой. Первая часть упражнения — пройти от А до Я. Вторая часть — пройти от Я до А. Время от времени пометки под буквами алфавита нужно менять местам и.
Разноцветный текст Инструкция: Как можно быстрее читайте строчки слева направо про себя, начиная с первой, и называйте вслух цвет каждого слова. Если ошиблись, назовите правильный цвет и продолжайте дальше. При выполнении данного упражнения происходит отличная балансировка полушарий и тренировка их взаимодействия. Правое полушарие мозга – распознает цвета, левое – читает.
На отработку каждого упражнения нужно не более двух-трёх дней. С начала кажется, что это невозможно, но потом координируются и развиваются межполушарные связи, и дети начинают свободно выполнять эти упражнения. Делайте упражнения вместе с детьми. Это весело и полезно. Кроме улучшения межполушарных связей, упражнения во многом влияют на развитие памяти, внимания, мышления.
Прописи и пособия. Улучшить взаимодействие между полушариями поможет рисование обеими руками. Существуют специальные прописи с игровыми заданиями, в которых нужно раскрашивать, штриховать, обводить рисунки левой и правой рукой поочередно или одновременно. Они помогают синхронизировать работу глаз и рук, улучшают координацию и пространственную ориентацию, а также помогают подготовить дошкольников к обучению в школе.
Игра «Парочки» Для автоматизации поставленных звуков и для одновременного развития межполушарного взаимодействия можно использовать вот такую веселую и интересную игру. Перед вами два поля, в которых повторяются картинки, но размещены в разных клетках. Ребенок должен найти две одинаковые картинки, назвать их и одновременно обвести их двумя руками или показать .
Игра «Веселые полоски» Ребенок двумя руками соединяет верхние точки с нижними от края к середине или наоборот, и произносит получившееся предложение. Например: «У дракона ведро», «У жирафа трава». На каждый звук два варианта выполнения задания – соединение точек по пунктирным линиям и без линий.
Развитие межполушарных связей полезно для всех детей, но особенно рекомендуется для старших дошкольников При выполнении специальных заданий и просто играя , снижается риск возникновения дисграфии , повышается стрессоустойчивость, улучшается память и внимание, дошкольники лучше готовятся к школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Игры и упражнения для дошкольников на развитие межполушарных связей».
В наше время бурно развивается наука и техника, на нас и наших детей обрушивается огромное количество информации. В школах в свою очередь усложняются программы, которые требуют от учеников более сильн...
Что ещё можно успеть? Развитие межполушарных связей.
Развитие нервной системы и головного мозга начинается с момента зачатия, продолжается после рождения и заканчивается в возрасте 9–12 лет. Дошкольный и младший школьный возраст – наиболее благопр...
Консультация для родителей "Игры и упражнения для дошкольников на развите межполушарных связей"
Консультация для родителей по кинезиологии...
Методическая разработка "Игры и упражнения , направленные на развитие межполушарных связей у дошкольников"
Большое количество детей испытывает трудности в координации движений и речи; наблюдается моторная неловкость при выполненнии упражнений. Всвязи с этим , на мой взгляд, необходимо подбирать и исп...
Консультация для родителей "Развитие межполушарных связей: полезные упражнения и весёлые игры для детей 5–7 лет."
Консультация...
Развитие межполушарных связей: полезные упражнения и весёлые игры для детей.
Известно, что мозг человека состоит из двух полушарий, у каждого из которых свои функциональные задачи. Правое полушарие отвечает за воображение, абстрактное мышление, интуицию; левое — за мысли...
Консультация для педагогов «Межполушарные связи: что это? Развитие межполушарного взаимодействия»
В представленной консультации дается понятие "межполушарное взаимодействие", перечислены возможные причины нарушения межполушарного взаимодействия и последствия таких нарушений. Также предст...