фонематический слух - основа правильной речи
презентация к уроку по логопедии (младшая группа)

Петелина Анна Андреевна

smiley

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prez.pptx1.17 МБ
Файл rrs.docx19.28 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила: учитель-логопед МАДОУ «Сказка» Петелина Анна Андреевна Практикум на тему: Игры и упражнения на развития слухового восприятия для развития речи детей младшего дошкольного возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Сладковский детский сад «Сказка»

Слайд 2

опора на наглядный материал; переход от простого к сложному; с истематичность проведения игр; д оступность материала; п овторность с частичной новизной; а ктивное участие детей в играх. Педагогические требования к играм для детей:

Слайд 3

Звонко хлопают ладошки. Хитрый мячик. Угадай, кто идёт. Жмурки с колокольчиком. Шлёп-шлёп. Узнай птичку по голосу. Дождик. Игры на угадывание неречевых звуков.

Слайд 4

Угадай игрушку. Мышки и мишки. Считаем пуговки. Курочка и цыплятки. Барабан – погремушка. Длинные – короткие дорожки. Комарик. Игры со звучащими игрушками.

Слайд 5

Игра «Угадай игрушку». Стихи. Ну-ка глазки закрывай, Что звучало – отгадай! Действия. Играют на одной из трёх игрушек. Ребенок угадывает, что прозвучало, поднимает соответствующую картинку.

Слайд 6

Бам -бум-бом. Жуки – комары. Поезд, пароход, машина. Кап-кап и куп-куп. Дорожки – сапожки. Лучики и ручейки. Украсим ёлочку. Игры на формирование фонематического компанента .

Слайд 7

Игра «Поезд, пароход, машина». Стихи. Поезд мчится и гудит: ТУ-ТУ-ТУ! Пароход плывет, ревёт: ДУ-ДУ- ДУ! Машина едет, сигналит: БИ-БИ-БИ! Действия. Руки согнуты, двигаемся и произносим. Руками имитируем плавательные движения. Крутим руками воображаемый руль.

Слайд 8

Машины гудят. Большие ножки – маленькие ножки. Великаны и гномики. Чаепитие матрёшек. Поющие горки. Кто на лесной тропинке? Птички поют. Игры на дифференцировку тихого и громкого звучания, ритма.

Слайд 9

Игра «Машины гудят». Стихи. Едут машины по мостовой, Едут машины одна за другой, Вот легковая, а в ней карапуз. Вот грузовая, а в кузове – груз. Мчатся машины. Шины шуршат: «Эй осторожней!»- громко гудят. Легковая – гудит тоненько: Би- Б и! Грузовая – гудит низко: Би- Б и! Угадай, какая машина гудит? Действия. Поставить изображения легковой машины. Поставить изображение грузовой машины. Произносить высоким голосом. Произносить низким голосом. Произносить «Би-Би» разными голосами.

Слайд 10

Слуховое восприятие. Внимание. Память. Игры формируют:

Слайд 11

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Речевой (фонематический) слух - это способность улавливать и различать на слух звуки (фонемы) родного языка, а также понимать смысл различного сочетания звуков – слова, фразы, тексты. Речевой слух помогает дифференцировать человеческую речь по громкости, скорости, тембру, интонации.

Умение сосредоточиться на звуках речи – очень важная способность человека. Без нее нельзя научиться понимать речь – основное средство общения между людьми. Умение слушать необходимо также для того, чтобы сам ребенок научился правильно говорить – произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, использовать все возможности голоса (говорить выразительно, менять громкость и скорость речи).

Способность слышать, различать на слух звуки речи не возникает сама собой, даже если у ребенка хороший физический (неречевой) слух. Эту способность нужно развивать с первых лет жизни.

Речевой слух развивается с младенчества – малыш рано отличает голос матери от голосов других людей, улавливает интонацию речи. Лепет ребенка – активное проявление возникновения собственно фонематического слуха, ведь ребенок внимательно слушает и повторяет звуки родного языка. Формирование фонематического слуха особенно интенсивно происходит в первые 5–6 лет жизни ребенка. В этом возрасте появляются все звуки родного языка, речь становится фонетически чистой, без искажений.

Очень важно не упустить возможности возраста и помочь ребенку в формировании правильной речи. При этом одинаково значимы как умение отчетливо выговаривать слова, так и тонко дифференцировать звуки родного языка на слух. Эти умения ребенка понадобятся при обучении грамоте: часть слов русского языка пишутся, исходя из фонетического принципа письма – «как слышим, так и пишем».

При развитии речевого слуха работа продвигается от различения (слышу—не слышу) к восприятию (что слышу).

Слуховое восприятие проходит следующие стадии (от простого к сложному):

Восприятие со зрительной опорой: ребенок слышит название предмета и видит сам предмет или картинку.

Слухозрительное восприятие: ребенок не только слышит голос, но видит лицо и губы говорящего.

Чисто слуховое восприятие: ребенок не видит говорящего (а также предмет, явление, о котором говорят), а только слышит голос.

Цель развития речевого слуха редко ставится изолированно. Обычно речевой слух развивается параллельно с речевым подражанием: ребенок не только внимательно слушает, но и старается повторить услышанное. Кроме этого, ребенок старается не только услышать слова и фразы, но и понять и запомнить их. Поэтому задача развития речевого слуха ставится во многих играх, ведь ребенку предстоит внимательно слушать речь взрослого, постараться понять речевую инструкцию или смысл стихотворения, потешки, так как от этого зависит успех выполнения игрового действия.

При этом следует учесть, что усложнять задания по развитию слухового восприятия речи следует постепенно. Так, сначала мы предлагаем звукоподражания, затем короткие слова, далее можно предлагать слова более сложные (состоящие из нескольких слогов), а потом – короткие и длинные фразы. Кроме этого, если сначала мы предлагаем слова и фразы со зрительной опорой (ребенок видит предметы и картинки, а также лицо и губы взрослого), то в дальнейшем без зрительной опоры, только на слух.

Ниже я приведу описание некоторых игр, основной задачей которых является именно развитие речевого слуха (изолированно от других задач).

Итак, основная задача игр, направленных на развитие восприятия речи на слух, – открыть для малыша особый мир звуков человеческой речи, сделать эти звуки привлекательными и значимыми. Вслушиваясь в слова, играя с ними, ребенок формирует фонематический слух, улучшает дикцию, стараясь приблизить звучание своей речи к тому, что он слышит от окружающих. Поэтому очень важно, чтобы речь окружающих ребенка людей была чистой и правильной, могла стать образцом для подражания.

Следующим этапом развития речевого (фонематического) слуха ребенка является звуковой анализ слова – придумывание слов на заданный звук, определение места звука в слове (в начале, в конце или в середине слова), различение на слух слов, которые различаются одним звуком, определение на слух звукового состава слов и пр. Такое восприятие речи становится посильным для детей дошкольного возраста (4–6 лет), его развитие является задачей следующего этапа логопедической работы.

Игры для развития речевого слуха

Кто там?

Цель: развитие речевого слуха – различение на слух звукоподражаний.

Оборудование: игрушки – кошка, собака, птичка, лошадка, корова, лягушка и др.

Ход игры: В этой игре необходимы двое ведущих: один находится за дверью, держит игрушку и подает сигнал, другой ведет игру. За дверью раздается звук – крик животного или птицы (звукоподражания: «мяу», «ав-ав», «пи-пи», «и-го-го», «му», «ква-ква» и др.), педагог прислушивается и просит ребенка послушать и отгадать – кто там, за дверью. Ребенок может ответить любым доступным способом: показать на картинку с изображением соответствующего животного, назвать его словом или звукоподражанием. Требовать от ребенка определенной формы ответа следует в зависимости от его речевых возможностей.

Слышишь, кто-то там за дверью кричит. Послушай, внимательно. Кто там? Собака? Давай посмотрим.

Педагог идет к двери, открывает ее и приносит игрушку.

Молодец, угадал. Послушай, кто еще там кричит.

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ

Игра «Солнце или дождик?»

Цель. Учить детей выполнять действия согласно различному звучанию бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.

Краткое описание:

Взрослый говорит детям: «Сейчас мы с вами пойдем гулять. Мы выходим на прогулку. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть бубном, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен, а вы, услышав стук, должны бежать в дом. Слушайте внимательно, когда бубен звенит, а когда я стучу в него».

Методические указания. Воспитатель проводит игру, меняя звучание бубна 3 - 4 раза.

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Игра «Бабочка, лети!»

Цель. Добиваться длительного, непрерывного ротового выдоха.

Подготовительная работа. Приготовить 5 бумажных ярко окрашенных бабочек. К каждой привязать нитку длиной 50 см и прикрепить их к шнуру на расстоянии 35 см друг от друга. Шнур натянуть между двумя стойками так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.

Краткое описание:

Дети сидят на стульях. Взрослый говорит: «Дети, посмотрите, какие красивые бабочки: синие, желтые, красные! Как их много! Они как живые! Посмотрим, могут ли они летать. (Дует на них.) Смотрите, полетели. Попробуйте и вы подуть. У кого дальше полетит?» Взрослый предлагает детям встать по одному возле каждой бабочки. Дети дуют на бабочек.

Методические указания. Игру повторяют несколько раз, каждый раз - с новой группой детей. Нужно следить, чтобы дети стояли прямо, при вдохе не поднимали плечи. Дуть следует только на одном выдохе, не добирая воздуха. Щеки не надувать, губы слегка выдвинуть вперед. Каждый ребенок может дуть не более десяти секунд с паузами, в противном случае у него может закружиться голова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фонематический слух – основа правильной речи.

игры на развитие фонематического слуха...

Фонематический слух - основа правильной речи

Материал для родительского уголка. Рекомендации по развитию фонематического слуха....

Фонематический слух - основа правильной речи.

Памятка для педагогов и родителей....

Фонематический слух-основа правильной речи

семинар-практикум для воспитателей. Теоретический и практическый блоки....

Мастер-класс для педагогов "Фонематический слух - основа правильной речи"

Игровые упражнения на развитие слухового внимания и фонематического слуха....

Фонематический слух - основа правильной речи

Хорошо развитый фонематический слух влияет на правильное произношение звуков, понимание речи окружающих в целом.В статье указаны какие игры на развитие этого слуха можно проводить с ребенком дома....

Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет. Фонематический слух – основа правильной речи.

Развитие фонематического    слуха у детей 5-6 летФонематический слух –  основа правильной речи   МАДОУ № 19Гр. "ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК...