Звуки Ф - ФЬ. Буква Ф.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Вихрова Светлана Валентиновна

Конспект фронтального логопедического занятия по грамоте в подготовиткельной к школе группе для детей с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл f-f.docx21.71 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Звуки   Ф, ФЬ. Буква Ф.

Цели:

коррекционно-образовательные:

-        совершенствовать навыки работы с деформированной фразой;                              -        автоматизировать у детей звуки Ф, ФЬ  в слогах, словах, предложениях;                   -  закреплять навыки составления и чтения слов;

   коррекционно-развивающие:

- развивать фонематический слух и восприятие, внимание, память, мышление, связную речь, мелкую моторику;

 коррекционно-воспитательная:

- воспитывать культуру поведения на занятии,  умение работать в коллективе.

Оборудование: предметные картинки, фокусники, наборы для составления схем слов, предметные картинки, кассы букв, изображения шаров с написанными на них слогами.

                                            Ход занятия                                                                                    1.Оргмомент                                                                                                                  - Назовите согласные звуки, которые бывают всегда твёрдые (мягкие).

2. Сообщение темы занятия.                                                                                                – Сегодня к нам на занятие пришли фокусники Филя и Фома и принесли новые звуки. Как вы думаете, какие? (Звуки Ф-Фь.)  Чем они отличаются? Чем похожи? Звук Ф – согласный, твёрдый, губно-зубной, глухой, а звук Фь- согласный, мягкий, глухой, зубно-губной.

3. Игра «Дикторы».                                                                                                                                          – Давайте изобразим, как разговаривают фокусники. Фа-фа-фа (радостно), фи-фе-фи (печально) и.т.д.

4. Игра «Чей предмет?».                                                                                                                                                                                                                     – Филе и Фоме нужны предметы  со звуками Ф, Фь для фокусов.  Отгадайте, кому, что нужно? Например: Этот предмет нам нужен, когда мы что-то фотографируем. Кому он нужен? (Фотоаппарат нужен Фоме, потому что в этом слове слышится звук Ф и.т.д.)

5. Игра «Отгадай слово по первым звукам слов»                                              -  Отгадайте слово по первым звукам названий картинок. Составление схемы слова фокус, преобразование в слово фикус.

6. Игра «Исправь ошибки ».                                                                                                                                                                          – Филя и Фома просят вас исправить ошибки в предложениях:                                                                                                                                                                                              –Нашла я в сливе …кофточку (косточку)                                                                                                       Надела Феня …косточку (кофточку),                                                                                                                                                         На клёне зеленеет…лифт (лист),                                                                                                  Наверх нас поднимает…лист (лифт).                                                                                                                                      Созрел на дереве…кафтан (каштан),                                                                                                                                      Зимой надену я …каштан (кафтан).                                                                                                                                                                                        На дереве уселся …граф (грач),                                                                                          Живёт в красивом доме…грач (граф).              

7. Динамическая пауза

- Филя и Фома предлагают вам сделать зарядку.

  Встаньте дружно, потянитесь!
Пошагайте, покрутитесь.
Руки вправо, руки влево,
А потом присядьте смело.
Снова встаньте, потянитесь
И друг другу улыбнитесь.

8. Знакомство с буквой Ф.                                                                                                                                         Филя и Фома принесли вам на занятие новую букву и спрашивают вас:                                          - Чем отличается звук от буквы?                                                                                                    Всем известно без подсказки:                                                                                                                  Буква Ф -  как ключ от сказки                                                                                                                   Никогда его у нас                                                                                                                    Не отнимет Карабас.        

9. Игра «Составь слово».                                                                                                                               – Фокусники предлагают вам поучаствовать  в фокусах. Перед вами шары, на которых   слоги, соедините ниточки шаров так, чтобы получились слова.  Например: та, коф – кофта и.т.д.

10. Игра «Путаница».                                                                                                                                          – Давайте вспомним, что такое предложение?  (Предложение состоит из слов, где слова дружат и о чём-то нам рассказывают.) Давайте поможем фокусникам составить из слов предложение (Филя, показывать, фокусы, на, арена). Дети составляют из слов предложение и выкладывают из букв в кассах.

11. Итог занятия.

- Филе и Фоме очень понравилось, как вы сегодня занимались. Они вас спрашивают: « Какие задания вам понравились? Какие были трудные?»

                         

            Тема: «Звуки [В]-[Ф]. Буква Ф»

Цели:

коррекционно-образовательные:

—        Произносить и различать звуков [В]-[Ф];                                                                                  —        подбирать родственные слова, образовыать притяжательные прилагательные;                                                                                                      — упражннять  в употреблении сложноподчинённых предложений, в  пересказе рассказа Е.Чарушина «Волчишко»;                                                   коррекционно-развивающие:

  • развивать фонематический слух и восприятие, внимание, память, мышление, связную речь, мелкую моторику;

 коррекционно-воспитательная:

— воспитывать культуру поведения на занятии,  умение работать в коллективе.

                                                                                                                                     

Оборудование: предметные картинки, звуковички, наборы для составления, предметные картинки, кассы букв.

                   Ход занятия

 1.  Оргмомент.                                                                                                                                                                                                                   –Придумайте слова со звуками В. Ф.

 2.  Сообщение темы.                                                                                                                                                                                                                – Как вы думаете, какие звуки мы будем сегодня различать? Чем отличаются звуки В и Ф? Чем они похожи?      Характеристика «Ф»: согласный, глухой, губной (губно-зубной), твёрдый; «В» - согласный, звонкий, губной (губно-зубной), твёрдый

3.  Развитие фонематического слуха.   Различение звуков [В]-[Ф]:

      а) в слогах: ва, фа, вы, фо, фы, во…;

      б) в словах: воздух, водитель, фамилия, фокусник, вода, фургон…;

      в) по картинкам на панно  в игре «Подари картинки» (с определением места звуков [В],[Ф] в данных словах):      

  - Подарите картинки Ване или Фоме.     (Ванна, диван, сова, завод, вафли, ваза, лифт, кофта, вата, львы, жираф, фрукты,  конфета, фартук, фонарь, воротник, ворона);

      г) игра «Наоборот»:

                       фа-ва              фо-во            Фаня-Ваня                      фаза-ваза

                    фу-ву              фы-вы           софа-сова                      

8.  Игра «Путаница».                                                                                                                                             Составление из слов предложения , складывание  его в кассах: Ваня, снимать, шарф, вешалка, с.

9. Динамическая пауза

  Встаньте дружно, потянитесь!
Пошагайте, покрутитесь.
Руки вправо, руки влево,
А потом присядьте смело.
Снова встаньте, потянитесь
И друг другу улыбнитесь.

10.  Пересказ рассказа Е.Чаршина «Волчишко».

       а) чтение логопедом;

       б) беседа по содержанию (стимулировать в ответах употребление сложных

           предложений):

           Что случилось с волчонком, когда волчица ушла на охоту?

            Что сделал человек?

            Куда он принёс волчонка?

            С кем встретился волчонок, когда выбрался из мешка?

            Как волчонку удалось убежать?

            Где он нашел волчиху, когда выбежал из дома?

            Что сделали волчиха с волчонком?

         в) подбор родственных слов:

              волк – волчонок (волчата), волчиха, волчище, волчий, волчица, волчок;

         г) составление предложений с приставочными глаголами о волчонке, волчихе:        

             пришел, ушел, зашел, вышел, подошел, отошел, перешел, пошел, дошел…; 

Деление 2-3 предложений на слова;

         д) закрепление употребления притяжательных прилагательных (волк):

                                  Чей хвост? Чья лапа? Чьё ухо?

                                  Чьё логово? Чья шуба? Чей глаз?

          е) повторное чтение рассказа;

          ж) пересказ детьми.

11.  Итог занятия.

-  Какие звуки мы сегодня научились различать? Какие задания вам понравились? Какие были для вас трудными?

                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

Фронтальное занятие "Звуки в-вь, буква В" ("Похищение буквы В")

Цель занятия - познакомить детей с новыми звуками [в-в\']  и буквой В, развивать фонематический слух, умение проводить звуковой анализ и синтез. Занятие с использованием ИКТ (подготовлена презента...

Конспект НОД знакомство с буквами "Звук [Ц ] и буква Ц".

Цель: познакомить с новым звуком «Ц», его характеристикой и с буквой Ц.Программное содержание:Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбират...

Конспект занятие на тему: «Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н.»

Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н, занятие для детей ТНР старшего дошкольного возраста...

Презентация "Звуки В, Вь. Буква В. Путешествие с волшебным волком к букве В"

Мультимедийная презентация к занятию по обучению грамоте  детей с тяжелыми нарушениями речи по теме "Звуки [В],[В,], буква В". Путешествие с волшебным волком к букве В"...

Презентация на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У".

Презентация для логопедического занятия на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У"....

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»

Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»...