Проект "Золотая осень" для детей 5-7 лет с речевыми нарушениями.
проект по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
№ 30 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга
Паспорт педагогического проекта
«Золотая осень»
для детей подготовительной к школе группы возраста 6-7 лет
с нарушениями речи (нарушения произношения отдельных звуков, фонетическое недоразвитие речи).
(средней продолжительности)
Составила:
учитель-логопед
Ефременко Е.Г
.
Санкт – Петербург
2020 - 2021 учебный год.
ТЕМА ПРОЕКТА: «Золотая осень»
ТИП ПРОЕКТА. Познавательно — творческий, в рамках государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №30 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ: средней продолжительности с 14 сентября 2020 года по 27 ноября 2020 года.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети подготовительной группы, законные представители воспитанников, учитель – логопед.
АКТУАЛЬНОСТЬ.
Осень – это золотая крона деревьев, багряная и шуршащая листва под ногами, бабье лето. А сколько всего можно интересного узнать, благодаря этой удивительной поре. Ведь для ребенка осень столько чудесного и необычного приносит. Особенностями развития ребенка дошкольного возраста являются активное стремление его к познанию окружающего мира, любознательность, желание экспериментировать. Этому способствует высокий потенциал его умственных возможностей, развитие которых реализуется в процессе различных видов деятельности. Например, таких, как речевое общение, восприятие художественно-литературных произведений, наблюдение, экспериментирование, поиск интересующей информации, стремление что-то узнать у взрослых и т. д. Дети в недостаточной степени имеют представления о предметах и явлениях окружающей природы в разное время года, о том, как меняется природа на протяжении года, какие причинно-следственные связи существуют в природных явлениях. Дети смогут ощутить всю красоту и богатство осеннего сезона. Материал, изложенный ниже, сможет расширить знания детей об осени, её явлениях и дарах. Позволит максимально обогатить и активизировать словарный запас, развить связную, монологическую и диалогическую речь. Совершенствовать как звуковую, так и смысловую сторону речи. Приобщить к совместной деятельности детей и их законных представителей.
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ И ЕЕ АКТУАЛЬНОСТЬ.
У детей недостаточно представлений о предметах и явлениях осенней природы. Имеются нарушения лексико-грамматического строя речи. Недостаточно развита связная речь, слуховое и зрительное внимание.
I. ЭТАП. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
Цель. Уточнять и закреплять знания детей об осени, как времени года. Совершенствовать звуковую сторону речи в сфере произношения, восприятия и выразительности у детей с фонематическими нарушениями речи в условиях логопедического пункта.
ЗАДАЧИ.
1. Активизировать словарный запас и расширить знания детей по заданным темам, в соответствии с комплексно-тематическим планированием с помощью дидактических игр и упражнений.
2. Развивать навыки звукового анализа и синтеза.
3. Формировать связную речь и лексико-грамматические категории (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, относительных прилагательных, согласование существительных с числительными).
4. Способствовать развитию мышления, зрительного и слухового восприятия.
5. Развивать общую и мелкую моторику рук, координацию речи с движением.
6. Привлечь законных представителей воспитанников к участию в проекте.
II. ЭТАП. ПОДГОТОВКА К ВНЕДРЕНИЮ ПРОЕКТА.
- подбор и изучение методической и художественной литературы по данной теме;
- изготовление наглядных пособий
- подборка занимательных и проблемных заданий;
- подбор материала по словарной работе.
- подбор информации с рекомендациями для родителей.
- подбор материала по словарной работе.
III ЭТАП ПРОЕКТА: ОСНОВНОЙ - ПРАКТИЧЕСКИЙ.
Тема занятия | Совместная деятельность со взрослым | Самостоятельная деятельность детей | Словарная работа | Развивающая среда |
Сентябрь
«Осень. Что ты о ней знаешь?»
| Работа по составлению описательного рассказа с опорой на картину-схему. Цель: развивать связную речь. Уточнить, расширить и закрепить знания об осенних признаках. Закрепить умение детей составлять рассказ-описание по картинному плану. Закрепление знаний образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Речевая игра. Закреплять знания о разных периодах осени и осенних месяцах. Закрепить умения образовывать качественные прилагательные Чтение и заучивание стихотворения. Цель: развитие интереса к художественной литературе.
Разучивание загадок. Цель: закрепление знаний о характерных признаках и явлений осени. . | Составление описательного рассказа по картине-схеме «Осень. Признаки осени»
Дидактическая игра «Назови ласково»
Дидактическая игра «Разная осень»; «Назови осенние месяцы» «Какая погода»
Слушают и заучивают стихотворение И. Бунин «Лес точно терем расписной…» П/Г «Вышел дождик на прогулку»
Отгадывание загадок. | Осень, дождь, туман, слякоть, ветер, туча, листопад. Хмурый, дождливый, ненастный, пасмурный.
| Иллюстрации с изображением периодов осени, фотографии осеннего леса. Раскраски по теме «Осень»
Картинный материал с изображением признаков осени.
Блокнот с загадками. |
Октябрь
«Что бывает осенью?»
| Подбор иллюстраций и их рассматривание. Цель: развивать связную речь, зрительное внимание, фонематическое восприятие. Систематизировать знания о дарах осени. Речевые игры «Что бывает осенью?» Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти. Расширение представления о многообразии и пользе овощей, фруктов и ягод. Речевая игра. Цель игры: сформировать умение различать количество слогов в слове по количеству гласных букв; развивать речь; фонематический слух;
Игра с мячом Цель: обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, развитие быстроты реакции, ловкости. Закреплять умение называть и узнавать предмет по описанию, развивать мышление, память. Работа с раскрасками, обводками.
Цель: развитие графических навыков. Чтение и беседа по произведению В. Катаева «Грибы» Цель: обучить пересказывать рассказ близко к тексту с помощью сюжетных картин. Упражнять в согласовании числительных с существительными. Закрепить знания о грибах, умение классифицировать съедобные и несъедобные грибы
| Составление рассказа по картине. А. Пластова «В октябре»
Подбор действий по сюжетному рисунку «Работа на участке», Дидактическая игра: «Собираем урожай»; «Назови правильно. Скажи какой?». Дидактическая игра «Назови правильно ягоды». «Из чего-какой?» Физкультминутка «Урожай»
Дидактическая игра «Прохлопай слово, подели на слоги».
Участие в играх с мячом- Дидактическая игра «4-ый лишний» (груша, яблоко, апельсин, помидор) Дидактическая игра «Назови правильно. Скажи какой?»
Рисование овощей, фруктов по контуру.
Пересказ рассказа.
Дидактическая игра «4-ый лишний» (мухомор, белый, сыроежка, лисичка)
Дидактическая игра «Собери в корзину съедобные грибы» | Помидор, огурец, капуста, свекла, репа, лук, чеснок, редиска, салат, петрушка, горох, картофель, грядка, лопата, грабли, лейка, урожай, огород, овощи, винегрет, щи, борщ, кабачок, тыква, семена, рассада, овощехранилище, яблоко, груша, слива, вишня, крыжовник, клубника, клюква, смородина, брусника. Черничное, брусничное, крыжовенный.
Зелёный, красный, жёлтый, длинный, овальный, сладкий, сочный, растёт на грядке, на дереве.
Подосиновик, подберёзовик. Лисичка, мухомор, поганка. Съедобный, несъедобный. | Картинки, открытки, иллюстрации овощей, фруктов, ягод.
Дидактическая игра «Собираем урожай» (муляжи овощей и фруктов); Дидактическая игра «4-ый лишний»
Раскраски, обводки.
Картинки с грибами, корзиной.
Дидактическая игра «4-ый лишний»; «Собери в корзину съедобные грибы» |
Ноябрь
«Осенний лес. Деревья.»
| Чтение пословиц, поговорок. Отгадывание загадок. Цель: развитие логического мышления, слухового восприятия, памяти. Совершенствовать умение образовывать относительные прилагательные. Речевые и пальчиковые игры. «Осенний лес. Деревья.» Цель: развивать и совершенствовать умение образовывать прилагательные от существительных, согласовывать существительные с числительными. Научить сравнивать два дерева по внешним признакам (толщине, форме листа,). Развивать внимание, мышление, умение анализировать, делать выводы. Улучшить координацию и мелкую моторику рук. Развивать связную речь у детей. Речевая игра Цель: развитие и совершенствование навыков звукового анализа и синтеза.
| Отгадывание загадок. «Когда так говорят? «Отгадай, что это?»
Дидактическая игра: «С чьей ветки детки?» Дидактическая игра: «Какие листья и плоды на дереве растут?» Игра «Считай и называй».
Пальчиковая игра «Раз, два, три, четыре, пять – будем листья собирать…»
- работа с обводками и раскрасками по теме
Дидактическая игра «Выдели первый и последний звук в слове»; «Скажи, куда падает ударение?» | Дерево, дуб, ель, сосна, ива, берёза, рябина, орешник, жёлудь.
Кленовый, березовый, дубовый, осиновый, еловый, рябиновый. | Разрезные картинки «Деревья» . Дидактическая игра «Какие листья и плоды растут на дереве?» Тренажёр для развития речевого дыхания «Подуй на листочки».
Обводки и раскраски по теме.
Дидактическая игра «Выдели первый и последний звук в слове» |
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Образовательные:
- закрепление знаний и представлений детей об осени, её периодах, признаках и дарах;
- закрепление умений образовывать относительные прилагательные, существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и согласовывать существительные с числительными;
Развивающие:
- формирование навыков звукового анализа и синтеза;
- развитие навыков связной речи в различных ситуациях общения;
- совершенствование мелкой и общей моторики рук и координации речи с движением;
- развитие мышления, внимания, памяти.
Воспитательные:
- развивать умение вести диалог, внимательно слушать и слышать обращённую речь.
Работа с родителями
Сентябрь
1. Оформление папок-передвижек для родителей.
Октябрь
1. Составление описательных рассказов, совместно с ребенком «Что бывает осенью»; «Дары осени»
2. Рекомендации: совершить прогулку в осенний лес, посмотреть на природные изменения, собрать гербарий.
Ноябрь
1. Консультации для родителей в домашних тетрадях по теме.
2. Привлечение законных представителей к созданию рисунков и поделок.
IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
1. Презентация проекта и подведение его результатов.
2. Фотоотчёт детско- родительских рисунков, поделок.
ПРОДУКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
ЛЭПБУК «Золотая осень», для детей общеразвивающей направленности, посещающие логопедический пункт.
Презентация совместного творчества (рисунки, поделки) детей и законных представителей.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе / О.С.Гомзяк. – М.:Издательство ГНОМ, 2013. 2. Раскраска «Осень». Художник: Баранова И. Издательство: Хатбер, 2016 г.
3. Нищева Н.В. Картинный материал для обучения детей пересказу. СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017. «500 загадок для детей» -ТЦ «Сфера». 4. Н.В. Нищева «Картотеки подвижных игр, упражнений, физминуток, пальчиковой гимнастики. 5. "Здравствуй, осень золотая! Детям о природе и временах года в стихах"
Сон С.Л., Анохина Е.С., Иванова Н.В. Издательство: Планета(уч), 2020 г.
6. Н.Э. Теремкова «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР».
Издательство: Гном, 2020 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ЛЭПБУК Золотая осень | 561.69 КБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для родителей старшей группы общеобразовательного детского сада "Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Профилактика речевых нарушений."
Эта презентация направлена на то, чтобы привлечь родителей к проблеме развития речи до школы, активизировать их занятия в домашних условиях. Во время презентации родителям было предложено самим поучас...
Адаптированные методы ТРИЗ–РТВ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями (часть I)
Адаптированные методы ТРИЗ–РТВ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями (часть I)...
Адаптированные методы ТРИЗ–РТВ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями (часть I)
Возможность некоторого разведения формирования умственных и речевых действий создает условия для поэтапного обучения учебным действиям по полноценному овладению правилами смысловой, содержательной и я...
Особенности работы учителя - логопеда по предупреждению нарушений чтения у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями в ДОУ
В данной работе кратко описаны виды дислексии. Предложены виды игр и упражнений по преодолениию предпосылок к нарушению чтения у детей дошкольного возраста....
рекомендации для воспитателей детей 3 -4 лет " Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста"
В настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, увеличивается. Поэтому возрастает необходимость по предупреждению (профилактике) речевых нарушений у дошкольников. Важную роль в профилактик...
Развитие речевого дыхания у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями
Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений....