Проект "Счастливые моменты"
проект по логопедии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Ромашка»
Проект
«Счастливые моменты»
Учитель – логопед
Нигматуллина Р. И.
г. Советский, 2019 г.
Тип проекта: познавательно - творческий
Вид: подгрупповой, возраст: дети 5-6 лет.
Сроки реализации: долгосрочный, ноябрь - апрель.
Участники проекта: дети, имеющие нарушение речи, воспитатели, родители (законные представители), музыкальный руководитель.
Актуальность:
Во-первых, устойчивая тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речевого развития.
Во-вторых, информационная плотность дошкольной ступени обучения детей и подготовка их к школе требует от учителя-логопеда решения сложных задач поиска эффективных форм и методов работы. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к коррекционной работе.
В-третьих, слабая мотивация ребенка к познавательной деятельности, отсутствие полноценной речевой активности с одной стороны и низкий уровень заинтересованности и компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
В-четвертых, степень разработанности проблемы. В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих тему использования проектного метода в работе с дошкольниками. Но область применения данного метода в логопедической практике остается пока слабо разработанной.
Передо мной встала проблема создания системы работы с использованием проектных методов для предупреждения и коррекции речевых нарушений с детьми дошкольного возраста.
Цель проекта: повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития воспитанников.
Задачи:
Коррекционно – образовательные
Упражнять в выполнении различных заданий, направленных на развитие мелкой моторики.
Коррекционно – развивающие
Стимулировать речевое развитие и психические процессы через движения пальцев рук детей.
Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, творческую активность, навыки ручной умелости.
Воспитательные
Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции речи;
Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям, приобщать детей к процессу активного познания.
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный этап – сбор информации, подготовка оборудования, диагностика;
- Основной этап – работа с детьми, работа с родителями, педагогами, оснащение предметно-развивающей среды;
- Завершающий этап – систематизация материалов, защита проекта. Подведение итогов.
Гипотеза: если использовать в коррекционно-образовательной работе с детьми здоровьесберегающие технологии (биоэнергопластика, логоритмика, применение слаймов, развитие речевого дыхания), то это будет способствовать сокращению сроков коррекционной работы, повышению качества работы, выстраиванию преемственности в работе всех заинтересованных участников образовательного пространства в коррекции речи детей.
Ожидаемый результат:
1. Использование метода проектов в коррекционной работе будет способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей.
2. Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей.
3. Повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы.
Эффективность данных результатов
Для детей:
- положительная динамика речевого развития;
- сформированностью зрительно-двигательной координации
- улучшенная мускулатура пальцев.
- выработка устойчивой мотивации к речевой самореализации.
Для родителей:
- положительная оценка деятельности ДОУ;
- готовность и желание помогать;
- активизация педагогического потенциала родителей,
- приобретение и использование знаний по вопросам речевого развития детей;
- овладение родителями регулярной рефлексии достижений ребенка;
- чувство удовлетворенности от совместного творчества.
Для педагогов :
- положительный психологический климат между логопедом и воспитателями;
- заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
- удовлетворенность собственной деятельностью;
- повышение профессионального мастерства педагогов по вопросам речевого развития и воспитания детей дошкольного возраста через разнообразные формы и методы работы;
Для ДОУ :
- благоприятные условия для профессионального роста педагогов.
Теоретическая часть
Дошкольный возраст в развитии ребенка – это период, когда закладывается фундамент его здоровья, физического развития и культуры движения. За последние годы ухудшилось состояние здоровья дошкольников. Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают и статистические показатели. По данным специалистов НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, в последние годы наметились следующие негативные тенденции - физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей, значительно снизилось число абсолютно здоровых детей (их остаётся не более10-12%). Исследованиями отечественных и зарубежных учёных установлено, что здоровье человека лишь на 7 – 8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Поэтому актуальной становится проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья детей, коррекция недостатков речевого, физического, психического развития. Таким образом, коррекционно-образовательная среда должна быть здоровьесберегающей и здоровье укрепляющей. Понятие же «здоровье сберегающие технологии» как раз и интегрирует все направления работы дошкольного учреждения по сохранению, формированию и укреплению здоровья дошкольников.
Одной из главных задач логопеда дошкольного образовательного учреждения является организация взаимодействия различных специалистов (логопеда, воспитателей, психолога, музыкального работника т.д.) и родителей с целью создания эффективных условий для развития речи детей с применением инновационных и здоровьесберегающих технологий.
Система здоровьесберегающей работы с детьми в условиях логопедической группы
В своей практической деятельности я применяю следующие здоровьесберегающие технологии:
Дыхательная гимнастика.
Неотъемлемая часть оздоровительного режима – дыхательная гимнастика, способствующая развитию и укреплению грудной клетки. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмального – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного значения – выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие:
-положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
-способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;
-улучшает дренажную функцию бронхов;
-восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
-исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.
Биоэнергопластика - это содружественное взаимодействие руки и языка (сопряжённая гимнастика)- для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей. По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику, отмечаются положительные структурные изменения в организме: синхронизируется работа полушарий головного мозга, развиваются способности, улучшаются внимание, память, мышление, речь.
Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, не только не уменьшая, но даже усиливая их результативность. Она позволяет быстро убрать зрительную опору - зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.
Логопедическая ритмика – неотъемлемая часть логопедической методики. Она способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств.
Составляющие логопедической ритмики- это движение, музыка и речь.
В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями.
Первое предусматривает развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти.
Второе направление логоритмической работы – развитие речи детей –логопатов и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.
Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются детям в сочетании с какой-либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение.
Слайм (Slime) — это игрушка, которая состоит из вязкого желеобразного материала. Лизун – игрушка, которая отличается своими уникальными свойствами. Материал ее изготовления похож на слизь, но, при этом он легко собирается и не разливается. Игрушка эта яркая, приятная на ощупь, эластичная, поэтому привлекает внимание детей. Слаймом можно играть, но, руки не будут мокрые. Игрушка лизун интересна для детей любого возраста. Даже многие взрослые используют слайм, как игрушку-антистресс, чтобы отвлечься, расслабиться и повеселиться. Игры со слаймом развивают мышление, концентрацию внимания, логику, память. Плюсами данной игрушки является то, что она забавная, увлекательная, развивает мелкую моторику.
Если ребенку захотелось поиграть такой игрушкой, лучше сделать ее самим. В Интернете можно найти много безопасных для детей рецептов. Кроме того, это привлекает детей к творчеству. Это будет еще полезнее.
Многие родители не воспринимают подобные игрушки, но, нужно учитывать то, что время не стоит на месте и современные дети существенно отличаются от предшественников. Раньше собирали фантики, открытки, марки, наклейки, менялись ими, а сегодняшние дети все больше времени проводят перед гаджетами, играют со спиннерами и лизунами. Это другое поколение, у них другие интересы.
Применяя эти технологии в комплексе, так и отдельно можно сделать вывод в эффективности использования данных видов деятельности:
- повышают работоспособность детей,
- активизируют познавательный интерес и обеспечивают успешность ребенка в процессе обучения,
- благотворно воздействуют на психику ребенка, на его состояние физического и психического здоровья.
Итоги работы:
создание тематических игровых комплексов, которые состоят из следующих видов деятельности:
1. Биоэнергопластика;
2. Дыхательная гимнастика;
3. Игры на координацию движений с элементами логоритмики (с мячами, магнитными удочками);
4. Создание и игры со слаймом.
В перспективе организация кружка «Играем – речь развиваем».
План мероприятий
с родителями (законными представителями) и педагогами
№ | Мероприятия | Форма | Участники | Сроки |
1. | Учимся правильно говорить. | Практическое консультирование | Родители | Еженедельно (четверг) |
2. | Родительское собрание. Тема: «Биоэнергопластика» | Семинар-практикум | Учитель-логопед, музыкальный руководитель | Ноябрь |
3. | Консультация для родителей. Тема: «Что такое логоритмика». | Папка-передвижка | Учитель-логопед, музыкальный руководитель | Декабрь |
4. | Логоритмика. Тема: «Кошкин дом». | Показ для педагогов | Учитель-логопед | Декабрь |
5. | Семинар-практикум для педагогов младших и средних групп. Тема: «Веселый ветерок», «Артикуляционные сказки». | Семинар-практикум | Учитель-логопед | Январь |
6. | Презентация буклетов. Тема «Речевое дыхание», «Наш веселый язычок». | Педсовет | Учитель-логопед | Январь |
7. | «Слайм – польза и вред» | Консультация для родителей | Учитель-логопед | Февраль |
8.
| «Весёлый слайм» Изготовление слаймов | Семинар -практикум | Учитель-логопед | Февраль |
9. | Тема: «Как развить речевое дыхание». | Семинар-практикум для педагогов | Учитель- логопед | Март |
10. | Тема: «Покорители космоса» | Итоговое занятие | Учитель-логопед | Апрель |
План мероприятий с детьми
№ | Мероприятия | Сроки |
1. | Мониторинг | Ноябрь |
2. | Что такое «биоэнергопластика» Знакомство с новыми видами артикуляционных гимнастик | Ноябрь |
3. | «Что такое логоритмика». Знакомство и заучивание логоритмических песен и упражнений | Декабрь |
4. | Логоритмическое занятие «Кошкин дом». | Декабрь |
5. | Создание пособий для выработки воздушной струи «Снежинки», «Салют», «Моряк» | Январь |
6. | Игры и упражнения на развитие фонационного выдоха и речевого дыхания «Эхо», «Кто как кричит?» | Январь |
7. | «Весёлый слайм» Изготовление слаймов | Февраль |
8. | «Научи маму!» изготовление слаймов совместно с родителями (законными представителями) | Февраль |
9. | «Покорители космоса» Итоговое НОД | Март |
10. | Мониторинг | Апрель |
Диагностика
речевого развития и развития произвольной моторики детей
старшей группы на 2018-2019 уч. г.
Код ребенка | Звукопроизношение | Фонематический слух | Лексика | Грамматический строй речи | Мимическая моторика | Речевая моторика | Произвольная моторика | Чувство ритма | Развитие голоса | Итог | ||||||||||
Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | |
4,6 - 5 баллов - высокий уровень высокий уровень – 4,1 - 4, 5 балла - уровень выше среднего выше среднего – 3,1 - 4 балла - средний уровень средний уровень – 2,1 - 3 балла - низкий уровень низкий уровень – 1 - 2 балла - уровень ниже низшего
Список литературы
1. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи / Под ред. Г.А. Волковой. - СПб.: КАРО, 2005
2. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Под ред.Л.И. Беляковой. –М.: Книголюб, 2004.– 56 с.
3. Буденная. Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. Санкт-Петербург: “Детство-Пресс”, 2001.
4. Нищева Н.В. Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду. Учебно – методическое пособие. Санкт-Петербург: “Детство-Пресс”, 2018.
5. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М.: Сфера, 2001.
Интернет ресурсы
- Википедия. [Сайт] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/
- You Tube [Интернет ресурс] URL: https://www.youtube.com/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность в работе логопеда и воспитателя. Использование режимных моментов в коррекции речи заикающихся детей.
В данной статье расматривается опыт по использованию режимных моментов воспитателем в коррекции речи заикающихся детей, при тесном взаимодействии логопеда и воспитателя....
"Безопасность ребенка в момент отсутствия взрослых"
Дискуссия с родителями детей подготовительной группы по вопросам ОБЖ....
Конспект для воспитателей о режимных моментах. Тема: «Режимный момент в детском саду: подъем после сна»
Правильный режим дня-это рациональная продолжительность и разумное, чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течении суток,непременного условия, здорового образа жизни и успешного раз...
ШКОЛА МОЛОДОГО ПЕДАГОГА «Организация режимных моментов в ДОУ» Формы и методы, используемые при проведении режимных моментов.
laquo;Организация режимных моментов в ДОУ» Формы и методы, используемые при проведении режимных моментов. Требования к подготовке и проведению режимных моментов...
Режимный момент: Игра, как форма нравственно-патриотического воспитания в режимных моментах. «Русские народные игры»К
Цель: Развитие интереса детей к разным видам игр и умение в них играть.Задачи: - расширить знания детей о стране, культуре, родном городе; - развивать интерес детей к разным видам игр и умен...
Конспект проведения режимного момента «Тетушка Кастрюля в гостях у ребят» (Организация режимного момента питания (подготовка к обеду, обед))
Конспект проведения режимного момента «Тетушка Кастрюля в гостях у ребят»(Организация режимного момента питания (подготовка к обеду, обед)) Цель: совершенствование культурн...
Конспект проведения режимного момента «Тетушка Кастрюля в гостях у ребят» (организация режимного момента питания (подготовка к обеду, обед))
Конспект проведения режимного момента «Тетушка Кастрюдя в гостях у ребят»(Организация режимного момента питания (подготовка к обеду, обед)) Цель: совершенствование культурн...