Консультация "Развитие познавательных процессов в игре"
консультация по логопедии

Горовая Ольга Владимировна

В публикации подобраны игры для развития ВПФ в игре у дошкольников. Материал могут использовать педагоги ДОУ и родители детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_razvitie_poznavatelnyh_protsessov_v_ire.docx17.41 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В  ИГРЕ

Игра «Найди пропавшую игрушку»

Игра направлена на развитие у ребенка памяти и внимания, умения сосредоточиваться.

Материалом для игры служат 5–6 игрушек одного плана – пластмассовые фигурки, резиновые игрушки, машинки и т. д. На столе перед ребенком выстраиваются в ряд игрушки. Ему предлагают несколько минут посмотреть на них, а затем отвернуться. Когда ребенок отвернулся, взрослый прячет одну из игрушек, после чего предлагается угадать, какая игрушка
спрятана. Если ответ правильный, то играющие меняются ролями.

В том случае, если ребенку трудно запомнить сразу 5–6 игрушек, можно начинать игру с 3–4, постепенно увеличивая их число. Если ребенок легко справляется с заданием из 10–12 и более игрушек, можно усложнить задачу, заменив игрушки на картинки с изображением предметов.

Еще один из вариантов усложнения задания: предложить запомнить последовательность расположения игрушек на столе (какая за какой стоит). Затем незаметно для ребенка две игрушки меняют местами, и ему предлагают угадать, какая игрушка стоит не на своем месте.

Игра «Четвертый лишний»

Игра предназначена для развития логического мышления ребенка-дошкольника.

Материалом для игры служат четыре картинки с изображением предметов, три из которых относятся к одному общему понятию. Взрослый раскладывает перед ребенком четыре картинки и предлагает определить, какие из них подходят друг к другу и как их можно назвать одним словом (каким?), а какая из этих картинок – лишняя. Набор картинок может быть разнообразным, например: чашка, блюдце, чайник, яблоко; медведь, лошадь, собака и курица; елка, береза, дуб, цветок; и т. д.

Если ребенок не понимает или не принимает задание, можно задать ему наводящие вопросы: «Что делают с этими предметами?», «Где они растут?», «Где живут?». В случае успешного выполнения задания можно подбирать картинки с предметами, относящимися к одному общему понятию, но отличающимися одним свойством, например: береза, дуб, липа и ель. Для усложнения задания можно увеличить число картинок либо проводить игру в вербальном плане, без использования картинок.


Игра «Найди тайник»

Игра предназначена для развития логического мышления, пространственной ориентации, умения действовать по схеме.

Материалом для игры служит план комнаты, где будет происходить игра. План вычерчивается на листке бумаги. На плане показаны стены, окна, двери и предметы, находящиеся в комнате.

Ребенок и взрослый поочередно прячут в комнате игрушку и отмечают на плане место ее расположения. Водящий должен найти в комнате игрушку, опираясь на схему. В эту игру можно играть и на детской площадке, что значительно усложнит задание. В том случае если ребенок успешно справится с первоначальным вариантом игры, можно сделать ее более сложной, перевернув план на 180° к ребенку с условием не переворачивать его во время игры.

Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем»

Игра предназначена для развития мимики и пантомимики ребенка, его воображения, фантазии, находчивости, сообразительности, умения перевоплощаться.

Игра заключается в том, что взрослый предлагает ребенку поиграть в игру без слов. Водящий загадывает простое предметное действие (например, «читаю книгу») и с помощью только мимики и жестов показывает ее другому, который должен отгадать это действие. В случае правильного ответа играющие меняются местами. Если ребенок успешно справляется с заданием, можно предложить ему угадать или показать цепочку последовательных событий, например такую: проснулся, встал, умылся, оделся, позавтракал, пошел в детский сад.

Другим вариантом этой игры может быть «рассказывание» друг другу стишка, сказки или песенки, известных ребенку.

Игра «Пиктограмма»

Игра предназначена для развития у ребенка памяти, опосредованного запоминания, фантазии.

В игре используются лист бумаги, карандаш или ручка. Взрослый предлагает ребенку запомнить слова с помощью рисунков. На каждое слово, предложенное для запоминания, ребенок должен нарисовать схематичный рисунок или картинку, такую, чтобы посмотрев на нее, он вспомнил предложенное слово. Взрослый говорит ребенку 5–7 простых слов или словосочетаний, например: «интересная игра», «наказание», «веселье» и т. д. После каждого предложенного слова ребенок рисует картинку. Когда все картинки нарисованы, ребенку предлагается с их помощью вспомнить, какие слова говорил взрослый. Далее играющие меняются местами.

В том случае, если 5–7 слов слишком много для ребенка, можно начинать игру с 2–3 слов, постепенно увеличивая их количество.

Игра «Угадай предмет»

Игра направлена на развитие памяти, способности к анализу и синтезу, выделению существенного в предмете.

Материалом служат любые предметы, находящиеся в комнате.

Игра заключается в том, что взрослый выбирает любой предмет, находящийся в комнате, и описывает его ребенку, рассказывая, где находится этот предмет, для чего он нужен, из какого материала он сделан и т. д. Ребенок должен отгадать, какой предмет загадал взрослый. Потом играющие меняются местами.

Для того чтобы усложнить задание, можно предложить ребенку самому задавать вопросы о загаданном предмете. В этом случае ребенок лучше научится выделять существенные признаки предмета.

Игра «Последовательные картинки»

Игра помогает развить воображение, логическое мышление и речь ребенка.

Материалом для игры служат 3–4 картинки, объединенные единым сюжетом. Картинки должны быть разрезаны и перемешаны. Взрослый раскладывает перед ребенком картинки и объясняет, что они связаны между собой и из них можно составить целый рассказ. Дошкольнику необходимо сложить картинки по порядку. Можно предложить ребенку сочинить сказку, глядя на эти картинки. Полезно спросить ребенка, что изменится, если поменять картинки, какая сказка в этом случае может получиться.

Игра «Говори наоборот»

Игра направлена на развитие логического мышления, фантазии ребенка-дошкольника.

Игра заключается в том, что один играющий говорит слово, а другой – противоположное ему по значению, антоним. Например: «холодный – горячий», «небо – земля», «светло – темно» и т. д.

Игра «Кляксы»

Для игры необходимы лист ватмана и краски. Суть игры сводится к тому, что взрослый дает ребенку большой лист бумаги и краски и позволяет рисовать руками все, что захочется. Такая игра способствует расслаблению ребенка, снятию напряжения, эмоциональной разрядке.


Разноцветная вода и льдинки

Можно предложить ребенку раскрасить воду в прозрачных стаканчиках в разные цвета и оттенки с помощью различных красок и их сочетаний. На этом примере можно объяснить ребенку свойства цветов, возможность получения промежуточных цветов из сочетания семи основных. Подкрашенную воду можно заморозить; ребенку будет интересно выложить различные узоры на снегу из разноцветных льдинок, наподобие мозаики.

Закодированный стишок

Условие игры. Нужно отгадать, какую фразу, стишок закодировали с помощью слов-антонимов или слов, имеющих приблизительное противоположное значение.

Воспитатель закодировал фразу: «Зайку бросила хозяйка» таким образом: «Волка подобрал незнакомый человек».

Важно, чтобы фразы, которые кодируются, были хорошо известны детям.

1) Ваша Таня тихо смеется,

 Нашла что-то круглое в траве.

2) Стоит слоник ровно,

 Дышать уж нету сил…

Игра «Да» и «нет» не говорить, черного с белым не носить»

Игра способствует развитию произвольного внимания и произвольного поведения.

Взрослый предлагает ребенку поиграть в вопросы и ответы. Ребенок может по-разному отвечать на вопросы, но должен выполнять одно правило: нельзя произносить запретные слова, например «да», «нет», «черное», «белое» или любые другие. Взрослый задает вопросы, которые предполагают использование запретного слова, например: «Какого цвета халат у доктора?». Ребенок должен найти такую форму ответов, чтобы выполнить правила игры. В случае ошибки играющие меняются ролями. Игру следует начинать с одного запретного слова, постепенно вводя другие слова.

Игра «Сочини сказку»

Игры в сказки развивают логическое мышление, речь, воображение, фантазию, умение осмысленно запоминать не только отдельные фразы, но и целые тексты.

Взрослый предлагает детям сочинять сказки, каждый свою. Вначале играющие придумывают тему сказки, выбирают основных действующих лиц и их характеристики. Спустя некоторое время играющие рассказывают друг другу свои сказки, которые обсуждаются и оцениваются. Самую высокую оценку получает наиболее последовательная, детализированная и оригинальная история.

Еще один вариант игры в сказку заключается в том, что все участники игры получают лист бумаги, на котором сделаны незаконченные изображения, нарисованы различные ломаные линии и геометрические фигуры.

Каждый участник дорисовывает изображение так, чтобы получилась законченная картинка на заданную тему (например, сказочный замок), а потом придумывает по ней сказочную историю. Затем все вместе рассматривают рисунки, слушают истории и отмечают наиболее полные и оригинальные.

Тему игры рекомендуется менять; можно изобразить «Волшебную полянку», «Подземное царство» или «Сказочный космический корабль».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных процессов через игру

        Статья по  материалам пособия «Специальная психология» (Авторы: Богдан Н.Н., Могильная М.М., редактор: Александрова Л.И.)...

Игры в которые играют родители. На развитие познавательных процессов.

Игры на развитие межполушарного взаимодействия у детей с ОВЗ...

Консультация для родителей «Развиваем познавательные процессы ребенка, играя дома»

Проблема познавательного развития ребенка очень актуальна на сегодняшний день. Ведь  развитие умственных способностей имеет особое значение для дальнейшего развития ребенка, а самое главное для п...

Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности Игры на развитие познавательных процессов у детей 5-7 лет

О богатстве окружающего мира — предметах, явлениях, связях между ними, звуках, красках, запахах, температуре и т. д. человек узнает благодаря познавательным процессам: восприятию, вниманию, памя...