Развитие речи и мелкой моторики – важнейшие условия подготовки детей дошкольного возраста к школьному обучению
статья по логопедии
Своевременное и полноценное формировании речи у дошкольников – основное условие успешного обучения в школе.
У большинства детей дошкольного возраста специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений пальцев рук. Развитие тонкой моторики и координации движений пальцев рук является одним из немаловажных аспектов развития речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_i_melkoy_motoriki.docx | 19.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи и мелкой моторики – важнейшие условия подготовки детей дошкольного возраста к школьному обучению
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать; и хотелось бы, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным.
Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это – основное условие успешного обучения. Ведь посредством речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слов мы выражаем свои мысли.
Всякая задержка в ходе развития речи затрудняет общение ребенка с другими детьми и взрослыми, в какой-то мере исключает его из игр, занятий.
У большинства детей дошкольного возраста специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей пальцев рук.
Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Поэтому, одним из немаловажных аспектов развития речи является развитие тонкой моторики и координации движений пальцев рук.
Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей и их речевого развития отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Так, исследования, проведенные В.И. Бельтюковым, М.М. Кольцовой, Л.А. Кукуевым, Л. А. Новиковым и др., показывают, что существует онтогенетическая взаимозависимость развития тонкой моторики и речи, и что движения руки исторически, в ходе развития человечества, оказали существенное влияние на становление речевой функции.
Поэтому, М. М. Кольцова пришла к заключению, что систематические упражнения по тренировке движений пальцев оказывают стимулирующее влияние на развитие речи и являются, по мнению М. М. Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга».
М.М. Дьяченко отмечает, что уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.
Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Как показывают практические исследования С.Е. Гавриной, многие первоклассники в начальный период обучения сталкиваются с трудностями при овладении навыками письма: детям тяжело писать, появляется боль, дрожь в кистях рук, они плачут, нервничают. Уже на самых первых этапах обучения письму у детей появляется неудовлетворение, а у родителей огорчение. Наступает момент, когда появляется и быстро растет нелюбовь к письму, т.е., говоря языком науки, исчезает положительная мотивация учения.
Более точно указывает Е.М. Мастюкова, определяя письмо как сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Автор считает, что подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему.
Затруднения ребенка, что связанные с деятельностью его руки накладывают негативный отпечаток и на поведение ребенка, и на частные вопросы его обучения, что справедливо замечает А.В. Петров. Дети, осознающие свои недостатки, испытывают различной степени страх и тревожность перед занятиями, связанными с мелкой моторикой.
С.П. Дуванова и Е.Ю. Тебелева, указывают, что, если уделять должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики, то можно решить сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влиять на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовить к овладению навыком письма.
Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти руки. Поэтому, работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу.
В специальной литературе имеется описание приемов для развития и совершенствования моторики пальцев рук, приведены разнообразные игры и упражнения.
Список использованной литературы
- Жукова Н.С. Развитие руки: просто, интересно, эффективно // Дошкольное воспитание. 2006. № 11. С. 31-33.
- Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. Спб.: ИД МиМ, 1998. 192 с.
- Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М.: Педагогика, 2003. 143 с.
- Петров А.В. Игротека «Ловкие ручки» обучает и воспитывает: Методическое пособие. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. 44 с.
- Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПБ.: Лань, 2010. 119 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
На беседу к логопеду. Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста
Консультация для родителей по развитию мелкой моторики пальцев рук у дошкольников. Материал предназначен для родителей детей дошкольного возраста с нарушением речи....
Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста.
«Ум ребенка – в пальчиках»Если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки!...
Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста
У ряда детей с общим недоразвитием речи наблюдается отставание в развитии двигательной сферы. Это проявляется в виде плохой координ...
Консультация для родителей на тему "Взаимодействие воспитателей и родителей по вопросам познавательно-речевого развития при подготовке детей дошкольного возраста к школьному обучению"
Раскрывает вопросы приемственности между детским садом и школой....
Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи
Данный материал содержит методические реккомендации по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей младшеге дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи....
Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)
Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...
Презентация "Играй и развивайся- использование игрушки Поп Ит для развития речи, мелкой моторики и познавательной активности детей дошкольного возраста".
Сегодня, в условиях модернизации системы образования, к профессиональной компетенции педагогических работников предъявляются повышенные требования: "Сегодня востребован не просто воспитатель...