Семинар-практикум "Эффективные средства коррекции звукопроизношения у детей с ОНР
консультация по логопедии (средняя группа)

Казакова Алёна Юрьевна

Данный семинар-практикум будет полезен узким специалистам таким как учитель-логопед и учитель-дефектолог. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл effektiv_sredstva_korrektsii_zvuk-iya_seminar-praktikum.docx30.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 15»

Семинар-практикум на тему:

 «Эффективные средства коррекции звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи»

Составил:

учитель-логопед

Казакова Алёна Юрьевна

г. Зима

2021

(СЛАЙД 1) У детей самого разного возраста часто наблюдаются различные речевые нарушения. Наиболее распространено среди них нарушение произношения звуков. Давайте рассмотрим понятие (СЛАЙД 2) «Нарушение звукопроизношения – это изменение и нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей, характеризующееся различными речевыми расстройствами, а также дефектами восприятия и произношения фонем». Такое нарушение может быть самостоятельным речевым дефектом, но оно может входить и в состав других, более сложных речевых расстройств, и тогда, зачастую, оно бывает самым заметным их проявлением.

Рассмотрим речевой аппарат, с помощью которого мы произносим звуки. Он включает в себя три отдела:

  • Дыхательный;
  • Голосовой;
  • Артикуляционный.

(СЛАЙД 3) Дыхательный отдел состоит из грудной клетки и легких. Речевая деятельность тесно связана с дыхательной функцией. Речь осуществляется на фазе выдоха. Воздушная струя выполняет как голосообразующую, так и артикуляционную функцию. В момент речи выдох длиннее вдоха, т. к. именно на выдохе происходит процесс говорения. В момент речи дыхательных движений человек совершает меньше, чем при обычном физиологическом дыхании. В момент речи увеличивается число вдыхаемого и выдыхаемого воздуха примерно в 3 раза. Вдох во время речи становится короче и глубже. Выдох в момент произнесения фразы осуществляется при участии дыхательных мышц брюшной стенки и межреберных мышц. Благодаря этому появляется глубина и длительность выдоха, а из-за этого образуется сильная воздушная струя, которая необходима для правильного звукопроизношения.

(СЛАЙД 4) Голосовой аппарат включает гортань и голосовые складки. Гортань – это трубка, которая состоит из хрящей и мягких тканей. Сверху гортань переходит в глотку, а снизу в трахею. На границе гортани и глотки находится надгортанник. Он служит клапаном при глотательных движениях. Надгортанник опускается и предотвращает попадание пищи и слюны в гортань.

У детей раннего возраста гортань воронкообразной формы, с возрастом она приобретает цилиндрическую форму, как у взрослых. Голосовые связки практически застилают гортань, оставляя небольшой просвет - голосовую щель. При обычном дыхании, щель приобретает форму равнобедренного треугольника. При фонации голосовые связки смыкаются. Струя выдыхаемого воздуха несколько раздвигает их. В силу своей упругости голосовые связки принимают свое первоначальное положение, продолжающееся давление снова раздвигает голосовые связки. Этот механизм продолжается пока происходит фонация. Этот процесс называется колебанием голосовых связок.

(СЛАЙД 5) Следующий артикуляционный отдел сформирован органами артикуляции: языком, губами, челюстями, твердым и мягким небом, альвеолами. Язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо являются подвижными органами артикуляции, а все остальные – не подвижные. Язык – участвует в образовании всех, кроме губных звуков. Органы артикуляции при приближении друг к другу образуют щели или смычки. В результате таких сближений произносятся фонемы (звуки).

Громкость и отчетливость речи образуется благодаря резонаторам. Резонаторы располагаются в надставной трубе. Надставная труба образована глоткой, ротовой и носовой полостью. Надставная труба благодаря своему строению может меняться по объему и форме: ротовая полость расширена, глотка сужена, и наоборот если глотка расширена, ротовая полость сужена. Эти изменения создают явление резонанса. Изменение надставной трубы ведет к изменению громкости и отчетливости звука.

Надставная труба при образовании звуков речи выполняет две функции: резонатора и шумового вибратора. При помощи шумового вибратора образуются глухие согласные. А при включении тонового вибратора образуются звонкие и сонорные звуки. Носовая полость участвует в образовании звуков: м, н, м`, н`.

(СЛАЙД 6) Необходимо подчеркнуть, что первый отдел периферического речевого аппарата (дыхательный) служит для подачи воздуха, второй отдел (голосовой) служит для образования голоса и третий (артикуляционный) - для создания явления резонанса, которое обеспечивает громкость и отчетливость звуков нашей речи.

(СЛАЙД 7) А теперь рассмотрим причины нарушений звукопроизношения. На экране представлены самые известные причины нарушения звуков. Одной из самых распространенных причин является недостаточная сфорсированность движений произносительных органов, прежде всего языка, губ, нижней челюсти. Движения выполняются недостаточно чётко, объём их ограничен, из – за чего и искажается произносимый звук. Классический пример таких нарушений – картавость, - когда ребёнок произносит звук [Р] не при помощи кончика языка, а вибрацией части мягкого нёба (увуля). В таких случаях вместо нужного звука произносится звук, который в фонетической системе родного языка отсутствует.

Бывает и так, что звук вообще не произносится, а просто отсутствует в речи, вместо слова рыба ребёнок произносит слово ыба. И наконец, если у ребёнка недостаточно развит фонематический слух, то в его речи могут наблюдаться замены: так, например, произнося вместо слова шуба слово суба, ребёнок не слышит разницы между этими двумя звуками.

Иногда у ребёнка присутствуют в речи и искаженное произношение, и замены звуков, и их отсутствие. Это самые тяжёлые нарушения, исправление которых требует длительной кропотливой работы.

(СЛАЙД 8) Теперь перейдём непосредственно к средствам коррекции звукопроизношения. Сюда входит: артикуляционная гимнастика, формирование направленной воздушной струи, развитие фонематического слуха и восприятия.  

Рассмотрим перечисленные приёмы по порядку. (СЛАЙД 9) артикуляционная гимнастика, проводится для того, чтобы подготовить речевой аппарат к правильному произношению различных звуков речи. Звук произносится хорошо только тогда, когда губы, язык, мягкое нёбо достаточно подвижны, работают слаженно, скоординировано друг с другом. Артикуляционные движения должны быть достаточно чёткими, ненапряжёнными, дифференцированными. (СЛАЙД 10) существует 2 приёма проведения гимнастики: традиционные и нетрадиционные. (СЛАЙД 11) к традиционным относят статические и динамические упражнения (с этими упражнениями все мы прекрасно знакомы и давайте выполним пару таких упражнений). (СЛАЙД 12) К нетрадиционным приёмам проведения артикуляционной гимнастики относят:

  • Упражнения с шариком;
  • Упражнения со шпателем;
  • Упражнения с сушкой;
  • Упражнения с соломкой.
  • Биоэнергопластику.

(СЛАЙД 13) следующий приём - это формирование направленной воздушной струи. Для правильного произношения звуков недостаточно тренировать органы речевого аппарата, нужно ещё научить ребёнка правильно дышать и сформировать сильную воздушную струю. Дыхательные упражнения очень полезны, к тому же выполняет ребёнок их с интересом, поскольку их можно обыграть. (СЛАЙД 14) для детей можно воспользоваться дыхательной гимнастикой Александры Николаевны Стрельниковой. Перед её проведением обязательно ознакомитесь с правилами выполнения!  Перейдём к практике и выполним пару таких упражнений. (СЛАЙД 15) упражнения «Насос», «Сильный дровосек». (СЛАЙД 16) упражнения «Гуси полетели», «Кипящая каша».

Польза дыхательной гимнастики заключается в том, что детский организм начинает развиваться оптимальными темпами. Активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом. С помощью этой удивительной гимнастики можно вылечить даже сильное заикание у детей, не поддающееся другим методам воздействия. (СЛАЙД 17) для выработки сильной воздушной струи можно и нужно использовать вот такие упражнения: 

  • «Забей мяч в ворота»
  • «Фокус»
  • «Лопни шарик»
  • «Мыльные пузыри»
  • «Султанчики»
  • «Сдуй снежинку»
  • «Кораблик»
  • «Надуй игрушку»
  •  «Подуй на свечку»

А я вам предлагаю выполнить упражнение «Горячий чай». Для этого нам с вами понадобятся кружки. Представьте что в них налит горячий чай. Из кружек идёт горячий пар. Чтобы выпить чай его нужно остудить, т.е. сильно подуть на пар. Ещё одно задание «Прокати карандаш». Кладём перед собой карандаш, набираем как можно больше воздуха и с помощью выдоха карандаш катится вперёд.

(СЛАЙД 18) и последний эффективный приём это - развитие фонематического слуха и восприятия. Развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия следует различать. Фонематический слух – это умение слышать и различать звуки родного языка в потоке речи в различном линейном порядке (вдох – вход, сон – нос); в словах близких по звучанию, но разных по смыслу (цапля – капля, кит – кот). Фонематическое восприятие – звуковой анализ, который лежит в основе овладения процессом обучения грамоте. Выделяют 3 операции, характерные для фонематического восприятия:

(СЛАЙД 19) 1. умение определять наличие или отсутствие заданного звука в слове (выполните задание на слайде).

(СЛАЙД 20) 2. умение определять позицию звука в слове (выполните задание на слайде).

(СЛАЙД 21) 3. умение определять последовательность звуков и их количество ((выполните задание на слайде).

Развитие фонематического слуха – неотъемлемая часть коррекции звукопроизношения. Конечно, в процессе вызывания и автоматизации звука происходит развитие фонематического слуха. Однако необходимо дополнительно развивать это умение у детей.

Одним из видов работы на этапе коррекции звукопроизношения является развитие у ребёнка умения улавливать разницу между правильными и дефектными звуками. При замене ребёнком одного звука другим логопед проводит дифференциацию на слух нужного звука и его заменителя. Дидактическим материалом служат картинки-символы.

(СЛАЙД 22) давайте, и мы поиграем в игры, направленные на развитие фонематического слуха. «Угадай, что звучит» (для детей 3-4 лет). Наглядный материал: музыкальные инструменты. Инструкция: воспитатель показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называет их и просит повторить. Когда малыши запомнят названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит по столу молоточком; ещё раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. "Что звучит?" — спрашивает он детей. Дети отвечают, и воспитатель снова звенит колокольчиком, стучит молоточком и т. д. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название. (СЛАЙД 23) «Починим испорченный телефон»
(для детей 5-6 лет). Инструкция: играть лучше всего втроем или ещё большей компанией. Упражнение представляет собой модификацию известной игры «Испорченный телефон». Первый участник тихо и не очень отчётливо произносит некоторое слово своему соседу на ухо. Тот повторяет услышанное на ухо следующему участнику. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не передаст слово «по телефону». Последний участник должен произнести его вслух. Все удивлены, потому что, как правило, слово заметно отличается от тех, которые передавались остальными участниками. Но на этом игра не заканчивается. Необходимо восстановить первое слово, назвав по очереди все те отличия, что «накопились» в результате поломки телефона. Взрослому следует внимательно следить за тем, чтобы различия, искажения воспроизводились ребенком правильно.
(СЛАЙД 24) «Лови звук» (для детей 5-7 лет). Инструкция: ребенок сидит напротив логопеда и внимательно слушает, какие звуки произносит педагог. Дошкольник получает задание хлопать ладошками и ловить только определенный перед началом игры звук. Педагог должен медленно произносить разные звуки, а между ними правильный. Если малыш хлопнул ладошками не вовремя, то есть поймал неверный звук, нужно указать ему на ошибку. В процессе игры желательно просить детей произносить все услышанные фонемы громко вслух. (СЛАЙД 25) Пособия для развития фонематического
слуха и восприятия.
(СЛАЙД 26) спасибо за внимание! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дыхательная гимнастика, как средство коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

В данном материале представлена регулировка речевого дыхания, упражнения на отработку фонационного дыхания, упражнение на дыхание с участием голоса...

"Игра, как приоритетное средство коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи". Из опыта работы

"Игра, как приоритетное средство коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи".Из опыта работы...

МАСТЕР-КЛАСС «Биоэнергопластика как эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста».

Данный мастер-класс поможет родителям осуществлять целенаправленную работу по развитию артикуляционного аппарата с использованием метода биоэнергопластики в домашних условиях....

« Артикуляционная гимнастика как средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушениями речи»

Артикуляционная гимнастика как средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушениями речи  У детей с речевыми нарушениями недостаточно развита моторика артикуляционного аппарата. Без её...

Биоэнергопластика как эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста

Ежедневное выполнение артикуляционной гимнастики снижает интерес детей к этому процессу. Поэтому на занятиях стали использовать нетрадиционный метод выполнения артикуляционной гимнастики с применением...