Конспект занятия "День Рождения буквы "Р".
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

wolobuewa.iwanowna

Дети в игровой форме  знакомятся с буквой "Р".Выполняют разные интересные задания , находят букву вначале, середине, конце слова .Делят слова на слоги, придумывают слова на этот звук. Дарят подарки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ ЦРР – детский сад №5 «Солнышко»

Конспект открытого районного

    логопедического   занятия на тему: «Звук   и   буква   Р»

 

для   детей   с   ОНР 2 - 3 уровень    6 -7 лет

                                                                         

                                                                             Подготовила: учитель –логопед            

                                                                           высшей   категории

                                                                             Волобуева Л.И.

                                                                             

                                                                             

г. Рыльск

2020 г.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-  развивать    фонематический, музыкальный     слух, внимание, память;

-  закреплять   умение   дифференцировать   гласные   и   согласные   фонемы;

-  совершенствовать   умения   выполнять   звуко-буквенный   анализ   слов;

-   упражнять   в   умении   давать   сравнительную      звукам

-    и   буквам;

-  упражнять   в   умении   отвечать   полными     предложениями;

Коррекционно – развивающие:

-  развивать   мелкую   моторику   рук;

-  упражнять   в   умении   изображать   эмоции   с   помощью   мимики;

-  совершенствовать   интонационную   выразительность.

Коррекционно – воспитательные:

-  развивать   у   детей эмоциональный   отклик   на   происходящее;

-   воспитывать   у   детей   взаимопомощь;

Оборудование:

Дети   входят в зал.

  1. Мотивационно -  ориентировочный   этап

Логопед: Дети, к нам   сегодня пришли   гости. Давайте поздороваемся с ними, пожелаем друг другу доброго утра.  

Дети: Доброе утро!

F:\ЛЕКСИКА\ФОТО  ЗАНЯТИЯ  БУКВА  Р\IMG-20190425-WA0037.jpg

Логопед: Вот и настал новый день. Мы улыбнулись друг другу и подумали, как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы, мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. (Делают вдох) Задержите воздух … а теперь, выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчения. (3 раза) Покажите пальчиком, с каким настроением мы начинаем сегодня   наше занятие? (пальчик вверх). Замечательно, вижу у всех   хорошее настроение и веселые улыбки. Ручки растираем и разогреваем (растираем ладошки и хлопаем), и лицо свое теплом мы умываем, (ладошками по лицу водят),

Пальчики сгребают все плохие мысли, (движение пальцев – граблей от лица),

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (движения по ушам), щечки разминаем, чтобы надувались, (пальчиками поднимаем щечки вверх),

Губки разминаем, чтобы улыбались. (пальчиками по верхним губам, по   нижним                                                                                

                                                                                   

2.  Вступительная   часть.

Логопед

-  Мы продолжаем учиться на наших занятиях правильно проговаривать звуки и называть буквы, скажите, а чем отличаются буквы от звуков?

 Дети: Звуки мы слышим, произносим, а буквы видим, пишем, читаем.

 Логопед: Верно. Давайте   вместе расскажем про них стихотворение:

                     Мы не можем звук увидеть,

                    И не можем в руки взять,

                    Звук мы можем только слышать,

                    А еще его сказать.

                                      Говорим мы все красиво,

                                      Смело и неторопливо,

                                      Ясно, четко говорим,

                                      Никуда мы не спешим.

- Я попрошу вас быть внимательными к своей речи, говорить понятно и уверенно.

Скажите, а какие бывают звуки?  (гласные и согласные)

Давайте сейчас определим, какие из них попали в аквариум к рыбкам.

  1. Слайд  с  рыбками

   F:\ЛЕКСИКА\ФОТО  ЗАНЯТИЯ  БУКВА  Р\IMG-20190502-WA0076.jpg 

(дети называют буквы). А давайте попробуем пропеть эти гласные как можно дольше, на одном дыхании (дети поют каждую букву). Значит, какие эти буквы?  (гласные).

- Логопед:

                        А   согласные   согласны

                       Шелестеть, шептать, скрипеть,

                       Даже   фыркать   и   шипеть,

                       Но   не   хочется   им   петь.

-  Ребята.  а   о каких   звуках идет  речь?

-  Дети   о согласных.

Послушайте стихотворение и скажите, какой   звук   мы слышим в ней чаще всего?

      В небе гром, гроза, закрывай глаза,

       Дождь прошел, трава блестит,

       В небе радуга стоит.              

                     (дети отвечают, звук Р)

 Правильно, звук Р. Какой это звук?

-  Гласный, согласный?   (Этот звук согласный)

-   Глухой или звонкий?  (Этот звук   звонкий.)

  -  Дети, а вы заметили, что сегодня в зале как-то необычно нарядно? Может быть это связано с каким-то событием?

 2. Слайд   Красивая    буква «Р».  Посмотрите на экран и скажите, о каком звуке и какой букве мы сегодня будем говорить? (на экране нарядная буква Р).

-  Правильно, о звуке и букве Р.

 Дети: Посмотрите, какая она нарядная и радостная.  У буквы Р сегодня особенный день. У нее День Рождения! Нам нужно ее поздравить!  Ее мечта – получить в подарок воздушные шары, и подарки. Ну что ж, все это мы можем купить в магазине. А поедем мы туда на машинах, каждый   будет водителем. Заводите   ключиком, нажимая на педаль, мотор   своей   машины (р-р-р-р-р), а теперь по - громче (р-р-р-р-р), газуйте педалью, взяли в руки руль и поехали! (движутся за логопедом до указанного места). Остановка. Магазин «ПРОДУКТЫ»

Мы зайдем в отдел ФРУКТЫ, ЯГОДЫ, ОВОЩИ. Нам необходимо купить те продукты, в названиях которых есть звук Р.  Возьмите в руки по одной картинке. Молодцы. А теперь следующее задание: необходимо в первую корзину сложить овощи, а во вторую – фрукты и ягоды. Но прежде нужно отчетливо проговорить название вашей покупки. Послушайте как я это сделаю (показ).

Логопед:

 Корзины с угощениями готовы. Наша именинница может из некоторых овощей и фруктов приготовить сок. Из чего она может сделать сок? Давайте назовем, какой сок у нее получится?  (виноградный, грушевый, морковный, персиковый, арбузный…)

  -  Теперь перейдем в другой отдел магазина и купим воздушные шары, каждый по одному. Сколько шаров у тебя? (1 шар) а сколько у тебя? (1 шар). А теперь давайте посчитаем вместе, сколько всего шаров? (Один шар, два шара, три шара, четыре шара, пять шаров, шесть шаров, семь шаров,) Подарки готовы, можно ехать. Заводим моторы, сначала тихо, теперь громче, поехали (за логопедом),  приехали.  Давайте скажем: с Днем Рождения буква Р! Мы привезли тебе подарки. А кто может ее поздравить? (дети говорят). Мы дарим тебе шары.  Она рада слышать ваши поздравления                                                                                                                           Логопед. 

-  Буква   приглашает   нас   на    цирковое представление. Ну что   ж, заводим моторы, берем в руки руль, поехали, заглушили моторы.                             

Слайд   Цирк 

                                                                                                                                   F:\ЛЕКСИКА\ФОТО  ЗАНЯТИЯ  БУКВА  Р\IMG-20190502-WA0067.jpg

А вот и цирк!

Проходите, занимайте места.

- Мы расселись по порядку,

Дружно сделаем зарядку,

Не ногами, не руками, а своими язычками. (Возьмите в руки зеркала, сделаем несколько                                                                                                                         упражнений)

  Цирковое представление нам поднимет настроение (упр.-е «Улыбка»);

  Мишка ходит по канату, он получит мед в награду (упр.-е «Варенье»);

  На качели птицы сели, вверх под купол полетели (упр.-е «Качели»).

  Две мартышки-акробатки ловко скачут на лошадке (упр.-е «Лошадка»).

Посмотрите еще раз в зеркало и произнесите звук ррррр. Ваши губы свободны, растянуты в улыбке, зубы приоткрыты, кончик языка упирается в бугорки за верхними зубами и дрожит, воздушная струя сильная, теплая. Потренируйте свои язычки. Ой, что это за рычание? Да это идет дрессировка, кто-то на арене рычит так громко. А кто? Мы узнаем, когда соберем разрезные картинки, Достаньте их из конверта, сложите и посмотрите, что получилось, прочитайте, что написано под картинкой. (логопед предлагает порычать тиграм, а потом тигрятам).

   С тумбы на тумбу прыгают   мартышки ловко,

   Вот это да! Дрессировка!

-  Логопед.

4. Слайд

F:\ЛЕКСИКА\ФОТО  ЗАНЯТИЯ  БУКВА  Р\IMG-20190502-WA0073.jpg-

Дети   посмотрите   мартышки перепутали    наши   картинки (роза, стул, игрушки, яблоки самокат), теперь   нужно назвать   картинки т в которых нет   звук «Р».  (роза, стул, самокат, игрушки, яблоки).

- Давайте   возьмем другие карточки, а вот и наши проказницы мартышки (раздать каждому   пластмассовые игрушечные обезьянки). Посадите свою обезьянку   на тумбу   в центре листа. Поставьте палец в верхнем правом углу листа, сюда, на тумбу   нужно прыгнуть обезьяне по команде дрессировщика. Какие звуки она должна произнести, когда прыгнет, что получится, когда соединятся эти звуки? (РА). А теперь она прыгнет на тумбу в нижний левый угол (РИ), на третью тумбу в верхний левый угол (РУ), в нижний правый угол (РО). Хорошо справились с заданием наши мартышки, ловко у них получилось. Услышал эти   звуки попугай Говорун и просит поиграть с нами- зрителями в игру «Что лишнее и почему»»

5. Слайд (Огурец, помидор, арбуз)

 

Логопед:

А сейчас поиграем глазками с буквой Р. Представим себе, как она проказничает, а мы глазками будем наблюдать (гимнастика для глаз).

6. Слайд.  Посмотрите, на экране   буква «Р» синего и зеленого цвета. Это мы знаем. Когда она твердая – ее обозначают синим цветом, а когда мягкая -  зеленым).  

F:\ЛЕКСИКА\ФОТО  ЗАНЯТИЯ  БУКВА  Р\IMG-20190502-WA0054.jpg

7. Слайд «Найдите   слова, где «Р» мягкий, где твердый».

 Картинки: серьги, сухари, матрешка, рукавички, ремень, ромашки, рука

Дети   выполняют задания

Представление продолжается. Выступают три   дрессированные кошки. У них очень трудное задание   со звуком Р.                                                                         8.  Слайд Первая кошечка должна найти слово. где звук Р в середине слова, Скажите, какое это слово (барабан). Давайте проверим. Вторая кошечка должна найти слово, где звук Р в конце слова. Какое она нашла слово? (мухомор). Третья нашла слово, где звук Р в начале слова (рыба)

  Дети, мне пришло СМС – сообщение. Какая приятная новость! Нашей букве- имениннице отправлена интернет посылка с подарком. Мы можем на экране прочитать, какой   подарок   она получит

  9.   Слайд   с подарками, дети читают слова за облачком, последнее слово РОЗА. Проводится звуковой анализ слова РОЗА).  Сколько с под куполом цирка воздушные гимнасты-акробаты, нам надо им помочь. Выходите в кружок. Чтобы им было веселее – подуем на них сильнее. (Логопед берет обруч, к нему привязаны на нитках силуэты гимнастов, дети дуют на них, выполняют дыхательную гимнастику).

  На арену выходят веселые жонглеры, они ловко подбрасывают мячи друг другу, произнося слова наоборот. Сделайте хороший круг, я буду бросать вам мяч, называя слово, а вы мне возвращаете мяч. называя обратное по значению слово.

                                    медленный – быстрый,

                                    веселый – грустный.

                                    мягкий – твердый,

                                    сухой – мокрый,

                                    длинный – короткий,

                                    узкий – широкий,

                                    злой – добрый,

                                    тихий – громкий,

                                    новый – старый,

                                    плохой – хороший,

                                    левый – правый,

                                    тупой – острый,

                                    мелкий – крупный,

                                    белый – черный.

 Представление заканчивается, мы прощаемся с цирковыми артистами

 Логопед

Дети у вас на   столах в тарелочках лежат геометрические фигуры.  Разложите их перед собой, проговорите про себя и отложите обратно в тарелку фигуры, в названии которых нет звука Р.  Обратите внимание, что сегодня геометрические фигуры очень праздничные, яркие, блестящие, а все потому, что сейчас мы будем делать из них фотографию на память для нашей именинницы. Возьмите в руки отобранные геометрические фигуры и подойдите к этому столу посмотрите, здесь силуэт буквы Р. Давайте его украсим нашими фигурками. Это будет фотография на память нашей букве Р.

                           

           

Рефлексивно – оценочный   этап.

Логопед

-  Ребята, у какого звука был сегодня день рождения?

-  Выступление каких артистов в цирке тебе понравилось? (акробаты, жонглеры, дрессировщики) - Это цирковые артисты.

-  Какие животные были в цирке? (называют). Их тоже называют цирковыми.

-  Дети, а какое настроение у вас сейчас, после   занятия?

Если хорошее, сделайте вот так (пальчик вверх), это у меня такое настроение!

А если не хорошее -  покажите так (пальчик вниз). Как хорошо, что таких у нас нет. Давайте попросим гостей показать, какое у них настроение?

А   наше   занятие   подошло к концу.   Все молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "День рождения куклы Маши"

Обучающее занятие игре с куклой...

Конспект занятия "Рождение, история развития шахмат"

Рождение, история развития шахмат....

Конспект занятия "Рождение Кубани"

Во время занятия дети знакомятся с историей рождения Кубани....

Конспект НОД "Рождение белой краски"

Конспект НОД "Рождение белой краски"...

Конспект "День рождения куклы Маши"

Конспект занятия "День рождения куклы Маши"...

Конспект "День рождение Деда Мороза"

Конспект рассказывает о дне рождения Деда Мороза, о его традициях,...

Конспект "День рождение у Деда Мороза" вторая младшая группа

Помочь детям понять, кто такой Дед Мороз, не бояться его. Формировать представление детей о добром дедушке, который любит детей, приносит им подарки....