Семинар для педагогов "Роль дидактической игры"
консультация по логопедии
Роль дидактической игры в речевом развитии дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_dlya_pedagogov.docx | 18.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Роль дидактической игры в речевом развитии дошкольников»
Развитие речи в дошкольном детстве является процессом многоаспектным. Основными задачами развития речи в детском саду являются:
Воспитание звуковой культуры речи.
Работа по данному разделу включает:
- формирование правильного звукопроизношения;
- развитие фонематического восприятия;
- развитие артикуляционного аппарата;
- развитие речевого дыхания;
- умение пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности.
Формирование грамматического строя речи:
- работа над морфологией, т.е. дети должны уметь изменять слова по родам, числам, падежам (один грибок – много грибков, одна груша – много груш, один карандаш – много карандашей и т. д.);
- словообразование, т. е. создание нового слова на базе другого однокоренного слова с помощью окончаний, приставок, суффиксов (снег – снежинка – подснежник – снеговик);
- соединение основ (сок выжимает - соковыжималка, мясо рубит – мясорубка);
- названия детёнышей животных;
- названия профессий (рыба – рыбак, море – моряк);
- названия предметов посуды (сахар – сахарница, суп – супница);
- синтаксис, т. е. построение предложений, сочетаемость и порядок слов в словосочетаниях и предложениях.
Словарная работа:
- правильное понимание и употребление слов, обогащение словаря новыми словами, т. е. усвоение детьми ранее неизвестных слов и новых значений уже известных слов;
- активизация словаря, т.е. перевод слов из пассивного словаря в активный;
- устранение из речи детей нелитературных слов (просторечных, жаргонизмов и т. д.);
Развитие связной речи:
- овладение ребёнком следующими типами связных высказываний: описание, повествование, рассуждение;
- умение употреблять в связном высказывании точные и образные слова, включать в текст повествования прямую речь и диалоги действующих лиц;
- пересказ готового литературного текста без помощи взрослого, передавать диалоги действующих лиц и характеристику персонажей.
Взрослый может помочь овладеть ребёнку умением полноценно общаться, пользоваться в целях общения разными формами и типами высказывания.
Для того, чтобы обучение принесло положительный результат нужно правильно построить процесс обучения, при котором сохраняется самобытность и специфика дошкольного детства, нормальный ход развития детей. Такой процесс предполагает многообразие форм организации занятий и возвращение первоначального значения слову «занятие» - т. е. заниматься с ребёнком чем-то интересным и полезным для него, но не в форме школьного урока. Здесь наиболее приемлема дидактическая игра, как одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка, и в то же время – основного вида деятельности дошкольника. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие, они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые правила и действия.
Дидактическая игра может выступать как средство развития речи детей, так как:
- Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводиться как на групповых, так и на индивидуальных занятиях, может включаться в любое занятие (музыкальное, физкультурное, изодеятельность и др.), является одним из занимательных элементов на прогулке.
- В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребёнок получает возможность самостоятельно, действовать в определённой ситуации, с определёнными предметами, приобретая при этом собственный действенный и чувственный опыт.
- Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении положительного эмоционального отношения к заданию.
Дидактические игры, которые используются, как средство речевого развития детей должны основываться на следующих принципах:
- Дидактическая игра должна опираться на программный материал.
- Назначение предметов, картинок, пособий, смысл вопросов, правила должны быть понятны детям.
- Пособия должны быть внешне привлекательными.
- Условия игры, количество пособий, используемых в ней должны обеспечить вовлечение всех детей в образовательный процесс.
Требования к дидактическим играм:
- Каждая игра должна давать упражнения для умственного развития детей.
- В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей.
- Дидактизм в игре должен сочетаться с юмором, шуткой, занимательностью.
Для речевого развития детей используют следующие виды дидактических игр:
- игры с предметами (игрушки, реальные предметы, природный материал, предметы декоративно-прикладного искусства и т. д.);
- настольно-печатные (парные картинки, домино, кубики, лото);
- словесные игры (без наглядного материала).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-досуг .Тема: "Дидактические игры и стихотворения"
Семинар-досуг Тема: "Дидактические игры истихотворения" Воспитатель: Попова Т.А.Октябрь 2010 г. Программное содержание:продолжать соблюдать правила в игре, учить интонировать и исполнят...
Теоретический семинар для воспитателей "Дидактические игры детей дошкольного возраста"
Как играть, когда играть и в какие игры с детьми дошкольного возраста....
Консультация для воспитателей: «Теоретический семинар. Основные функции дидактической игры».
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой де...
Семинар – практикум «Игра как средство развития речи у воспитанников МАДОУ» (дидактические игры по формированию навыков звукового анализа)
Семинар – практикум «Игра как средство развития речи у воспитанников МАДОУ» (дидактические игры по формированию навыков звукового анализа)1 слайдПроблема развития речи детей ...
Семинар для родителей "Дидактическая игра в вашей семье"
Данный материал предназначен для родителей детей 3-4 лет. Воспитатель рассказывает о значении дидактических игр в развитии ребёнка 3-4 лет, и приводит примеры таковых...
Семинар-практикум в форме игры деловой игры «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Семинар - практикум в форме игры "Дидактическая игра, как средство развития детей дошкольного возраста"...
Семинар на тему: «Дидактические игры как средство развития познавательной активности младших дошкольников».
Семинар на тему: «Дидактические игры как средство развития познавательной активности младших дошкольников»....