Комплекс артикуляционной гимнастики для звука [Р]
материал (старшая группа)
Комплекс артикуляционной гимнастики для звука [Р]
Автор составитель: Павлова А.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r_kompleks_artikulyatsionnoy_gimnastiki.docx | 399.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплекс артикуляционной гимнастики № 4 для звука [Р]
1. «Качели»
Цель: Вырабатывать умение быстро менять положение языка.
Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положение под счёт от 1 до 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже со внутренней стороны) и удерживать под счёт от 1до 5. Поочерёдно менять положение языка 4-6 раз.
Методические указание.
- Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
2. «Маляр»
Цель: Отрабатывать движения языка вверх и его подвижность.
Описание. Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твёрдое нёбо, делая движения языком вперёд-назад.
Методические указания.
- Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
- Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперёд, и не высовывался изо рта.
3. «Почистим верхние зубы»
Цель: Научить детей удерживать кончик языка за верхними зубами.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка почистить верхние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом сверху вниз.
Методические указания.
- Губы неподвижны, находятся в положении улыбки.
- Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов
4. «Индюк»
Цель: вырабатывать подъём языка вверх, подвижность его передней части.
Описание. Приоткрыть рот, положить язык за верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, потом ускориться и добавить голос, пока не послышится бл-бл.
Методические указания.
- Следить, чтобы язык был широким и не сужался.
- Чтобы движения языком были вперёд-назад, а не из стороны в сторону.
- Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперёд.
5. Грибок
Цель. Вырабатывать подъём языка вверх, растягивая подъязычную связку (уздечку)
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот.
Методические указания.
- Следить, чтобы губы были в положении улыбки
- Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться.
- При повторении упражнения надо открывать рот шире.
6. «Гармошка»
Цель: Укрепить мышцы языка. Растягивать подъязычную уздечку.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к верхнему нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки.
Методические указания.
- Следить, чтобы губы были неподвижны, когда открывается рот.
- Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от 3 - 10.
- Следить, чтобы при открытии рта не провисала одна из сторон языка.
7. «Лошадка»
Цель: Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъём языка вверх.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка.
Методические указания.
- Упражнение сначала выполняется в медленно темпе, потом в быстрее.
- Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.
- Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е., чтобы ребёнком щёлкал языком, а не чмокал.
8. «Барабан»
Цель: Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъём языка вверх и умение делать кончик языка напряжённым.
Описание. Улыбнуться открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося д-д-д. Постепенно темп ускоряется.
Методические указания.
- Рот должен быть всё время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
- Следить, чтобы звук Д носил характер чёткого удара – не был хлюпающим.
- Кончик языка не должен подворачиваться.
- Звук Д нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплекс артикуляционной гимнастики для звука Л "Весёлый зоопарк"
Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения.В своей работе логопеда я част...
Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков С, З, Ц
Подробное описание, методические рекомендации артикуляционной гимнастики, для коррекции и постановки свистящих звуков: С, З, Ц....
Комплекс артикуляционной гимнастики для звука Р
Подробное описание и методические рекомендации упражнений артикуляционной гимнастики для коррекции и постановки звука Р....
Комплекс артикуляционной гимнастики для звука Л
Подробное описание и методические рекомендации упражнений артикуляционной гимнастики для коррекции и постановки звука Л...
Памятка для родителей "Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков р. рь".
Буклет: Памятка для родителей с комплексом артикуляционной гимнастики для звуков р, рь. Описание выполнения упражнений....
Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков Р-Рь
Материал для логопедов и родителей....
Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков Р-Рь
Материал для логопедов и родителей....