Комплекс артикуляционной гимнастики для звука [Л]
материал (средняя группа)
Комплекс артикуляционной гимнастики для звука [Л]
Автор составитель: Павлова А.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
l_kompleks_artikulyatsionnoy_gimnastiki.docx | 545.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплекс артикуляционной гимнастики № 3 для звука [Л]
- «Слоник за забором»
Цель: отработка основных движений и положений губ, умения быстро изменять положения губ.
Описание. Улыбнуться, показать зубы (забор). Удержать это положение 2-3 сек. Потом вытянуть губы вперёд и удерживать данное положение 2-3 секунды. Снова улыбнуться, показав зубы.
Повторять 8-10 раз.
Методические указания:
-Следить, чтобы упражнение проводилось в нужном темпе.
2. «Месим тесто»
Цель: Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произнести звук «пя - пя - пя».
Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от одного до пяти – десяти.
Методические указания.
- Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.
- Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.
- Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе.
Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.
3. «Блинчик» («Лопатка»)
Цель: Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 - 5, 5 - 10.
Методические указания.
- Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было натяжения.
- Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.
- Не высовывать язык далеко: он должен накрывать только нижнюю губу.
- Боковые края языка должны касаться уголков рта.
- Если упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».
4. «Вкусное варенье»
Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка
Описание. Слегка приоткрыть рот и широким краем языка облизать верхнюю губу, делать языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Методические указания.
- Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижной.
- Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
- Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Месим тесто»
5. «Качели»
Цель: Вырабатывать умение быстро менять положение языка.
Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положение под счёт от 1 до 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже со внутренней стороны) и удерживать под счёт от 1до 5. Поочерёдно менять положение языка 4-6 раз.
Методические указание.
- Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
6. «Почистим верхние зубы»
Цель: Научить детей удерживать кончик языка за верхними зубами.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка почистить верхние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом сверху вниз.
Методические указания.
- Губы неподвижны, находятся в положении улыбки.
- Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов.
7. «Пароход гудит»
Цель: Вырабатывать подъём спинки языка вверх.
Описание. Приоткрыть рот и длительно произносить звук Ы (как гудит пароход).
Методические указания.
- Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка поднята к нёбу.
8. «Индюк»
Цель: вырабатывать подъём языка вверх, подвижность его передней части.
Описание. Приоткрыть рот, положить язык за верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, потом ускориться и добавить голос, пока не послышится бл-бл.
Методические указания.
- Следить, чтобы язык был широким и не сужался.
- Чтобы движения языком были вперёд-назад, а не из стороны в сторону.
- Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперёд.
9. «Маляр»
Цель: Отрабатывать движения языка вверх и его подвижность.
Описание. Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твёрдое нёбо, делая движения языком вперёд-назад.
Методические указания.
- Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
- Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперёд, и не высовывался изо рта.
10. «Лошадка»
Цель: Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъём языка вверх.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка.
Методические указания.
- Упражнение сначала выполняется в медленно темпе, потом в быстрее.
- Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.
- Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е., чтобы ребёнком щёлкал языком, а не чмокал.
11. «Парус»
Цель: учить удерживать кончик языка за верхними зубами.
Описание. Улыбнуться, открыть рот, поднять язык за верхние передние зубы и упереть в альвеолы. Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуться в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 5 – 6 раз.
Методические указания.
- Следить, чтобы при выполнении упражнения язык упирался в альвеолы (бугорки) за верхними зубами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплекс артикуляционной гимнастики для звука Л "Весёлый зоопарк"
Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения.В своей работе логопеда я част...
Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков С, З, Ц
Подробное описание, методические рекомендации артикуляционной гимнастики, для коррекции и постановки свистящих звуков: С, З, Ц....
Комплекс артикуляционной гимнастики для звука Р
Подробное описание и методические рекомендации упражнений артикуляционной гимнастики для коррекции и постановки звука Р....
Комплекс артикуляционной гимнастики для звука Л
Подробное описание и методические рекомендации упражнений артикуляционной гимнастики для коррекции и постановки звука Л...
Памятка для родителей "Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков р. рь".
Буклет: Памятка для родителей с комплексом артикуляционной гимнастики для звуков р, рь. Описание выполнения упражнений....
Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков Р-Рь
Материал для логопедов и родителей....
Комплекс артикуляционной гимнастики для звуков Р-Рь
Материал для логопедов и родителей....