Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих (ш, ж, ч, щ)
материал (старшая группа)
Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих
(ш, ж, ч, щ)
Автор составитель: Павлова А.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sh_zh_ch_shch_kompleks_artikulyatsionnoy_gimnastiki.docx | 254.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплекс артикуляционной гимнастики № 2 для шипящих
(ш, ж, ч, щ)
1. «Бублик»
Цель: Отрабатывать необходимые движения губ.
Описание. Вытянуть губы (упражнение «Хоботок»), затем округлить губы так, чтобы были видны зубы. Удерживать губы в таком положении на счёт до 5.
Методические указания.
- Следить, чтобы зубы были сомкнуты.
- Следить за тем, чтобы в упражнении принимали участие только мышцы губ.
2. «Месим тесто»
Цель: Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произнести звук «пя - пя - пя».
Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от одного до пяти – десяти.
Методические указания.
- Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.
- Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.
- Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе.
Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.
3. «Блинчик» («Лопатка»)
Цель: Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 - 5, 5 - 10.
Методические указания.
- Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было натяжения.
- Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.
- Не высовывать язык далеко: он должен накрывать только нижнюю губу.
- Боковые края языка должны касаться уголков рта.
- Если упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».
4. Грибок
Цель. Вырабатывать подъём языка вверх, растягивая подъязычную связку (уздечку)
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот.
Методические указания.
- Следить, чтобы губы были в положении улыбки
- Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться.
- При повторении упражнения надо открывать рот шире.
5. «Вкусное варенье»
Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш.
Описание. Слегка приоткрыть рот и широким краем языка облизать верхнюю губу, делать языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Методические указания.
- Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижной.
- Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
- Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».
6. «Чашечка»
Цель: Научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.
Описание. Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.
Методические указания.
- Если «Чашечка» не получается, то необходимо распластать язык на нижней губе и слегка надавить на середину языка. При этом края языка поднимаются вверх, и язык принимает нужную форму.
- Можно также распластать язык похлопыванием по нему губами, завернуть его на верхнюю губу, придерживая края пальчиками.
- При выполнении упражнения края языка находятся у верхних зубов.
7. «Гармошка»
Цель: Укрепить мышцы языка. Растягивать подъязычную уздечку.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к верхнему нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки.
Методические указания.
- Следить, чтобы губы были неподвижны, когда открывается рот.
- Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от 3 - 10.
- Следить, чтобы при открытии рта не провисала одна из сторон языка.
8. «Фокус»
Цель: Вырабатывать подъём языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Методические указания.
- Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
- Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе.
- Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков Ш, Ж, Щ, Ч в картинках
Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков Ш, Ж, Щ, Ч в картинках...
Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков (Ш, Ж, Ч, Щ)
В статье имеется описание артикуляционных упражнений для подготовки речевого аппарата к постановке шипящих звуков....
КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ШИПЯЩИХ
КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ШИПЯЩИХ...
Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков
Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков ...
Комплекса артикуляционной гимнастики для шипящих звуков
Комплекса артикуляционной гимнастики для шипящих звуков...
Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков
Артикуляционную гимнастику проводит не только логопед но и родители. Такой подход позволяет ускорить процесс формирования базы.Артикуляционные упражнения для шипящих звуков нужны для того чтобы:вырабо...
Консультация для родителей "Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков"
Консультация для родителей по выполнению артикуляционных упражнений для шипящих звуков ш, ж....