Доклад Тема: «Способы и приёмы постановки свистящих звуков»
методическая разработка по логопедии
Работа по устранению недостатков произнесения звуков [С], [З], [Ц] в большинстве случаев требует длительных и кропотливых действий. Педагогу необходимо отчетливо представлять правильную артикуляцию данных звуков.
Основные виды речевых нарушений:
1. Отсутствие звука.
2. Замена звука.
3. Искажение звука.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_dlya_mo.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад №17 «Золотая рыбка»
Иванцова Н.А.
Доклад
Тема: «Способы и приёмы постановки свистящих звуков»
Работа по устранению недостатков произнесения звуков [С], [З], [Ц] в большинстве случаев требует длительных и кропотливых действий. Педагогу необходимо отчетливо представлять правильную артикуляцию данных звуков.
Основные виды речевых нарушений:
1. Отсутствие звука.
2. Замена звука.
3. Искажение звука.
Основные причины, вызывающие нарушения звукопроизношения и мешающие детям самостоятельно освоить произнесение звуков родного языка (при наличии нормального физического слуха и интеллекта) – плохое различение звуков на слух, т.е. у ребёнка не развит фонематический (речевой) слух;
— недостаточное развитие мышц губ и языка, необходимое для правильного произнесения сложных звуков;
— дефекты в строении речевых органов (неправильный прикус, высокое («готическое») нёбо, укороченная уздечка языка и т. д.);
— отсутствие правильного образца для подражания (неправильная речь окружающих, сюсюканье» и т. д.).
Подготовительный этап:
Развивать СЛУХОВОЕ восприятие звука
Формировать ЗРИТЕЛЬНЫЙ образ звука
а) практический показ
б) схема
в) артикуляционный профиль
Создавать КИНЕСТЕТИЧЕСКИЙ образ звука
Использование приемов БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ
Подготовка речевого аппарата к освоению навыков произношения звука (С)
Артикуляционные упражнения для свистящих звуков
«Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Фокус».
Существуют основные или базовые способы постановки звуков, которые используются при формировании всех или почти всех звуков языка. Применительно к постановке конкретных звуков эти способы по-разному видоизменяются и приспосабливаются, а также комбинируются между собой. При постановке звуков желательно использовать также некоторые дополнительные приемы, повышающие эффективность работы над звуками.
Постановка звука по подражанию, когда он отсутствует в речи ребенка.
Постановка звука с использованием опорного звука.
Постановка звука по показу артикуляции.
Постановка звука с механической помощью.
Постановка звука [С] по подражанию.
Постановка звука [С] от артикуляционных упражнений.
Ребенку дается инструкция:
«Положить широкий язык на нижнюю губу, завести кончик языка за нижние зубы, сблизить зубы, улыбнуться и выдохнуть»
Постановка звука [С] на выдохе.
Приоткрыв рот, поместить плоский широкий язык на дне ротовой полости так, чтобы он по всему периметру соприкасался с нижними зубами.
Сомкнуть, но (не сжать) зубы в форме правильного прикуса и вытянуть губы в улыбку.
«Всосать» в себя очень немного воздуха (слегка охладить кончик языка). Послышится подобие тихого звука [С].
«Сдуть холодок» сквозь зубы с кончика языка наружу, «процедить» его сквозь зубы. Губы должны оставаться в широкой улыбке.
На вдохе и выдохе гонять туда-сюда с кончика языка маленькую порцию холодка.
Затем надо свистеть только на выдохе – прерывисто, с паузами.
Опорные звуки
Для звука [С] опорными являются звуки [И] и [Ф]
Звуки [С], [И] одинаковые по месту образования (переднеязычные)
Звуки [С], [Ф] одинаковые по способу образования (щелевые)
Постановка звука [С] от звука [Ф]
На фоне звука [Ф] оттягивается вниз нижняя губа.
Кончик языка при этом рефлекторно отодвигается за нижние зубы.
Постановка звука [С] от звукосочетания [ИЭ]
(английское «yes») Ребенок последовательно проговаривает звуки [ИЭ],
оставляет язык в данном положении, сближает зубы и добавляет выдох.
Постановка звука [С] от звука [Ц]
Попросите ребенка протяжно произнести звук [Ц]. Обратите его внимание на звук [С], который слышится после [Т]. Скажите ему, что этот звук напоминает свист комара.
Пусть ребенок произносит звукосочетание [ЦСС] таким образом: [ ЦС – С – С – С ], прерывая звучание звука [С], короткими паузами. В дальнейшем паузы следует удлинять. Затем предложите ребенку произнести изолированный звук [С], – сразу «посвистеть» как комар.
Постановка звука [С] от звука [С’]
Ребенок тянет верхнеязычный звук [С’]. Губы должны быть вытянуты в улыбку.
Во время длительного произношения [С’] ребенок должен постепенно округлять губы и, в конце концов, вытянуть их в трубочку, как при произношении гласного [У] , только оставив, более широкое отверстие.
Вы беззвучно показываете ребенку, каким образом нужно менять форму губ.
Звук [С’] зазвучит более твердо, прохладная струя воздуха становится более теплой.
Постановка звука [С] механическим способом.
Постановка звука [С] с механической помощью.
Ребенок должен улыбнуться и поместить широкий распластанный язык между зубами так, чтобы на нижних зубах лежал только его распластанный кончик.
Предложите ребенку подуть на самый кончик языка и положите вдоль средней линии языка зубочистку, слегка надавливая ею на язык. Зубочистка должна входить в рот примерно на 2 см.
Перемещайте зубочистку, ищите положение, в котором звук [С] будет звучать наиболее правильно.
Недостатки произношения свистящих (и шипящих) звуков называются сигматизмом. Различают следующие виды сигматизма.
Межзубный сигматизм.
Подготовительный этап.
Для выработки дифференцированных движений кончика языка предлагается массаж, легкое покусывание.
Для укрепления мышц нижней челюсти - имитация жевания, открывание рта с сопротивлением, подставив тыльную сторону руки под подбородок, выдвижение нижней челюсти вперед.
Для укрепления круговой мышцы рта - миогимнастика
Постановка звука [С]
Пусть ребенок высунет очень широкий язык между зубами. Кончик языка должен располагаться на уровне резцов или чуть высовываться вперед. Губы должны быть сильно растянуты в улыбку. Желательно (если получится), чтобы ребенок слегка прикусил язык с обеих сторон по бокам коренными зубами.
В таком положении пусть ребенок дует себе в середину ладони на ватку, «делая» струю воздуха как можно холоднее. Пытаясь сдуть ватку, ребенок создаст по средней линии языка «желобок».
Объясните ребенку, что по этому «желобку» идет воздух, обратите его внимание на то, что при этом слышится свист.
Носовой сигматизм.
Исправление произношения.
Артикуляционные упражнения: активизирующие мягкое нёбо, укрепляющие мышцы задней стенки глотки, способствующие наращиванию валика Пассавата.
Наиболее эффективны такие упражнения, как сухое заглатывание, позёвывание, покашливание, пение мелодий на «А – а – а…».
В качестве массажа мягкого нёба используются полоскания «тяжелой» жидкостью (киселем, соком с мякотью).
Зондовый массаж и зондовый массаж при боковом сигматизме.
ТРЕХЭТАПНЫЙ способ постановки звука
Добиваться образования желобка по средней линии языка. Для этого произносить звук [Т] с аспирацией (придыханием), наличие которого контролируется тактильными ощущениями; получается слитное сочетание смычного и щелевого звука, где после взрыва слышен звук напоминающий английское [th]
2.Сделать то же самое, опустив язык за нижние резцы и сжав зубы; получится звук близкий к фонеме [Ц], в составе которой слышатся звуки [Т] и [С], но не следует указывать на это ребенку.
3.Постепенно удлинять звук [С] и отделять его от звука [Т].
Губно-зубной сигматизм и призубный сигматизм
Подготовительный этап
1. ДИФФЕРЕНЦИРОВАТЬ на слух звуки [С] – [Ф] с использованием пиктограмм.
2. ФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЯ:
удерживать положение губ в улыбке с обнажением резцов;
движение нижней губы вверх – вниз;
удерживать широкий кончик языка у нижних резцов, касаясь их;
3. ОТРАБАТЫВАТЬ опорный звук.
Использовать ЗРИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ при положении губ в улыбке длительно произносить звук [С], а затем и слоги со звуком [С], придерживая при этом нижнюю губу ребенка его же пальцем, приставленным к ямочке под нижней губой.
Исправление произношения.
С напряжением произносить [ИЕ] - это способствует торможению движения вверх нижней губы, подготавливает нужную форму языка и направленную концентрированную воздушную струю.
Произносить звук [Ф], выдвигая язык вперед и упирая его кончик в нижние зубы. К шуму, свойственному звуку [Ф], должен присоединиться свистящий шум.
Постановка звука [С] от звука [Т]
Пусть ребенок выдохнет воздух и вслед за Вами длительно произносит звук [Т]. На ладони струйкой должен ощущаться выдох.
Попросите ребенка сильно улыбнуться (вытянуть губы «в ниточку»). Обратите внимание ребенка на то, что вслед за [Т] слышится свист.
Для уточнения звучания можно немного увеличить просвет между зубами и, «свистя» немного шевелить языком около зубов.
Шипящий сигматизм.
Подготовительный этап.
Дифференцировать на слух звуки [С] – [Щ]
Формировать артикуляционные умения:
а) удерживать губы в улыбке с обнажением верхних и нижних резцов;
б) удерживать широкий кончик языка у нижних резцов, касаясь их;
в) чередовать движения широкого языка вверх – вниз, касаясь оснований верхних и нижних резцов;
г) чередовать движения широкого языка от нижних резцов к подъязычной уздечке (движения по дну рта вперед – назад);
д) формировать сильную направленную воздушную струю.
Отрабатывать опорные звуки (И), [Ф]
Постановка верхнеязычного варианта произношения звука [С] от звука [Ш]
Ребенок должен тянуть звук [Ш] и медленно продвигать язык вперед, от альвеол к верхним резцам. Язык не должен отрываться от нёба.
При таком произношении сначала будет слышаться несколько смягченный звук [Ш], потом неясный свистящий звук и, наконец, правильный звук [С]. Это произойдет, если зубы сомкнуты (верхние резцы находятся прямо над нижними).
Предупредите ребенка, что при движении языка звук будет меняться, предложите вместе послушать, что в итоге получится.
Парасигматизмы.
Нарушение произношения звука [З]
Способ №1. Постановка звука [З] по подражанию «Звонок»;
Способ № 2. Постановка звука [З] от опорного звука [С], с использованием тактильно-вибрационного контроля (ладонь ребенка на горле). Предложите ребенку «погудеть горлышком»;
Способ№3. Постановка звука [З] (говорить тихо, а потом громко)
Способ № 4. Постановка звука [З] по аналогии с сохранными согласными [Т - Д], [П - Б] … … [С - З]
Способ № 5. Постановка звука [З] от звуков [М] или [Б]. Тянуть звук [М], вставляя [С], без пауз сплошным потоком. Получится [мзмзмзмз…].
Или отрывисто произносить звук [Б], вставляя [С]. Получится [бзбзбзбз…].
Не допускать вкрапления гласного, типа [мэс] или [бэс]
Нарушения произношения звука [Ц]. Парасигматизмы
Исправление произношения [Ц]
ПО ПОДРАЖАНИЮ: «Тссс!» - нельзя шуметь.
ОТ ОПОРНЫХ ЗВУКОВ: От звуков [Т] и [С];
Ребенок повторяет звукосочетание [ТС] вслед за логопедом.
От звука [Т] Ребенок произносит звук [Т], и сильно дует на язык, слегка отодвигая его назад.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки свистящих звуков
Описание упражнения, сопровождаемое фотографией...
приёмы постановки свистящих звуков
Для свистящих звуков очень важна форма языка, его положение в ротовой полости. В норме на [С], [СЬ, [З], [ЗЬ] широкий язычок кончиком упирается в основание передних нижних зубов. При этом боковые края...
Презентация на тему: Приёмы постановки свистящих звуков
Уважаемые коллеги! Позвольте представить вашему вниманию презентацию на тему: «Приёмы постановки свистящих звуков».Тема коррекции свистящих звуков достаточно а...
Способы и приёмы постановки свистящих звуков различной этиологии.
Неправильное произношение приносит много огорчений и дошкольникам, и детям школьного возраста. Взрослые, а особенно сверстники, не понимают, что говорит ребенок, возникают трудности общения. Более тог...
Способы и приёмы постановки свистящих звуков
Основные причины, вызывающие нарушения звукопроизношения и мешающие детям самостоятельно освоить произнесение звуков родного языка....
Способы постановки свистящих звуков.
Способы постановки свистящих звуков с помощью зондов....
Артикуляционная гимнастика на этапе подготовки и постановки свистящих звуков (при межзубном и межзубно-боковом сигматизме свистящих)
Артикуляционная гимнастика на этапе подготовки и постановки свистящих звуков (при межзубном и межзубно-боковом сигматизме свистящих) включают помимо упражнений общей артикуляционной и дыхательной гимн...