Способы и приёмы постановки свистящих звуков
презентация по логопедии
Основные причины, вызывающие нарушения звукопроизношения и мешающие детям самостоятельно освоить произнесение звуков родного языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Способы и приёмы постановки свистящих звуков | 2.65 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основные виды речевых нарушений 1.Отсутствие звука. 2.Замена звука. 3.Искажение звука. Основные причины, вызывающие нарушения звукопроизношения и мешающие детям самостоятельно освоить произнесение звуков родного языка (при наличии нормального физического слуха и интеллекта—плохое различение звуков на слух, т.е. у ребёнка не развит фонематический (речевой) слух; — недостаточное развитие мышц губ и языка, необходимое для правильного произнесения сложных звуков; — дефекты в строении речевых органов (неправильный прикус, высокое («готическое») нёбо, укороченная уздечка языка и т. д.); — отсутствие правильного образца для подражания (неправильная речь окружающих, сюсюканье» и т. д.).
Характеристика группы свистящих звуков. В группу свистящих входят звуки С, Сь , З, Зь и Ц (в транскрипции: [с], [с'], [з], [з'], [ц]). Они отнесены к одной группе, так как имеют сходную артикуляцию. Например, звуки [с] и [з] отличаются лишь наличием-отсутствием голоса, звуки [с] и [с'] - дополнительным подъемом средней части языка. В группе свистящих звуков основой является артикуляция звука [с]. Этот звук является базовым для всей группы.
Работа по устранению недостатков произнесения свистящих звуков в большинстве случаев требует длительных и кропотливых действий. Педагогу необходимо отчетливо представлять правильную артикуляцию данных звуков.
Способы постановки свистящих звуков Насколько разнообразны дефекты в произнесении звуков [С], [З], [Ц], настолько же многообразны способы преодоления их. Для произнесения свистящих звуков требуются сложные и точные движения языка, в которых участвуют кончик языка, боковые края языка, спинка языка. Также необходимы точные движения губ (в улыбке), нижней челюсти (едва опущена) и наличие воздушной струи (достаточно сильной и движущейся посередине языка). Для выработки необходимых движений губ и языка следует провести серию артикуляционных упражнений.
Артикуляционные упражнения для свистящих звуков
Дыхательная гимнастика
Подготовительный этап При отсутствии звука [c], работа начинается с формирования правильной артикуляции звука; вырабатываются: положение губ в улыбке с обнажением верхних и нижних резцов; умение распластывать язык; умение удерживать широкий кончик языка за нижними резцами, длительная, сильная воздушная струя, идущая по середине языка. При исправлении всех видов сигматизма (межзубный, боковой, носовой, губно-зубной парасигматизм , призубный , шипящий) звук [с] ребенку не называют, а заменяют называнием упражнения «Холодный ветер», чтобы не было соскальзывания на дефектный вариант прежнего стереотипа.
Существуют основные или базовые способы постановки звуков, которые используются при формировании всех или почти всех звуков языка. Применительно к постановке конкретных звуков эти способы по-разному видоизменяются и приспосабливаются, а также комбинируются между собой. При постановке звуков желательно использовать также некоторые дополнительные приемы, повышающие эффективность работы над звуками. Постановка звука по подражанию, когда он отсутствует в речи ребенка. Постановка звука по показу артикуляции . Постановка звука с использованием опорного звука Постановка звука с механической помощью . Смешанная
Способы постановки звука [C] При отсутствии звука: используется прием подражания Если у малыша нет серьезной патологии, тогда можно вызвать звук по подражанию. После того, как он научится держать широкий язык, упираясь в нижние зубы (горка, кошка сердится) показать ему как дует “холодный ветерок” и подуть “ ссссс ”. Можно предварительно сдувать из этой позиции кусочек ватки или полоски бумаги. Если язык не выскакивает из-за зубов, то звук, в принципе, уже поставлен. Можно переходить к закреплению в слогах . СССССССССС
Постановка звука От артикуляционного уклада: - ребенку предлагается воспроизвести артикуляционный уклад звука, применить правильную воздушную струю, определить наличие/отсутствие голоса; в результате должен получиться нормированный звук
От опорного звука: Специалист подбирает те звуки, которые являются опорными для нужного звука. Для звука «С» это звуки «И» и «Ф». Научившись правильно произносить опорные звуки, ребёнку легче будет немного изменить их артикуляцию для получения звука «С». ребенку предлагается произносить сочетания звуков ис , акцентируя внимание на схожей артикуляции звуков; ребенку предлагается произнести звук э, затем резко выдохнуть на какой-либо предмет; ребенку предлагается длительно произносить звук ц-ц-ц (в результате слышится звук с). В качестве базы для постановки звука [С] может быть использован звук [Т], если он произносится правильно.
Постановка звука механическим способом. Если язык не удерживается за зубами, а выпрыгивает, то нужна механическая поддержка. Удерживать язык ребенка в позе горки можно с помощью: пальца (предварительно помытого), зонда массажного либо специального постановочного, зубочистки (отломив острый край), спички (не серной головкой), ватной палочки; параллельно отрабатывая гимнастику: трубочку языком, блинчик, чистим нижние зубы, расчесываем язык, катаем катушку, заборчик — трубочка губами; дыхательные упражнения: сдуть ватку с языка между губ, между зубов, с горки, спичку с горки; голосовые - тянуть звуки И, А, Э в положении горки; массаж языка и губ. Затем все эти отработанные по отдельности навыки соединяются, держать ребенку язык и сдувать ватку. Он держит горку, тянет “ иииии ”, затем добавляет “ ссссс ” — иногда свистящие лучше ставятся в обратных слогах — АС, ИС, ЭС, ЫС, можно и УС и ОС, но при этом надо четко делать губами “трубочку-заборчик”. Если сначала “ сссс ”, а потом “ ииии ”, то будет СЬ, что тоже не страшно, от него потом не сложно поставить и твердый звук, прижимая зондом спинку языка.
С механической помощью: - ребенку предлагается длительно произносить звук с (передние зубы все время видны) зондом опуская язык в зазубное положение; затем добиваются этого умения уже без механической помощи.
Смешанный способ , когда используется и показ, и механическая помощь. От опорного звука с механической помощью: - ребенку предлагается длительно произносить звук ф (кончик языка прижат к нижним зубам) и в это время нижнюю губу оттянуть вниз.
При автоматизации звуков [С], [З], [Ц] в словах следует учитывать артикуляторные способности ребенка, его возраст, возможность усвоить семантику, владение слоговой структурой слова . Вот так, шаг за шагом, малыш идёт по пути речевого совершенствования, а взрослые радуются, что общими усилиями удалось убрать с речевой дороги ребёнка ещё один камешек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки свистящих звуков
Описание упражнения, сопровождаемое фотографией...
приёмы постановки свистящих звуков
Для свистящих звуков очень важна форма языка, его положение в ротовой полости. В норме на [С], [СЬ, [З], [ЗЬ] широкий язычок кончиком упирается в основание передних нижних зубов. При этом боковые края...
Презентация на тему: Приёмы постановки свистящих звуков
Уважаемые коллеги! Позвольте представить вашему вниманию презентацию на тему: «Приёмы постановки свистящих звуков».Тема коррекции свистящих звуков достаточно а...
Способы и приёмы постановки свистящих звуков различной этиологии.
Неправильное произношение приносит много огорчений и дошкольникам, и детям школьного возраста. Взрослые, а особенно сверстники, не понимают, что говорит ребенок, возникают трудности общения. Более тог...
Доклад Тема: «Способы и приёмы постановки свистящих звуков»
Работа по устранению недостатков произнесения звуков [С], [З], [Ц] в большинстве случаев требует длительных и кропотливых действий. Педагогу необходимо отчетливо представлять прави...
Способы постановки свистящих звуков.
Способы постановки свистящих звуков с помощью зондов....
Артикуляционная гимнастика на этапе подготовки и постановки свистящих звуков (при межзубном и межзубно-боковом сигматизме свистящих)
Артикуляционная гимнастика на этапе подготовки и постановки свистящих звуков (при межзубном и межзубно-боковом сигматизме свистящих) включают помимо упражнений общей артикуляционной и дыхательной гимн...