Речевое развитие детей раннего возраста
консультация по логопедии (младшая группа)

Карпова Екатерина Владимировна

Семинар для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_dlya_roditeley_rannego_vozrasta.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар для родителей детей группы раннего возраста

 «Речевое развитие детей раннего возраста» 

   Уважаемы родители, добрый вечер! Тема нашего семинара «Речевое развитие детей раннего возраста». Сегодня мы с вами поговорим о малышах, и я хотела бы начать наше общение с фразы Василия Александровича Сухомлинского, детского писателя и педагога-новатора: «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

    Так что же такое речевое развитие детей раннего возраста?  Ранний возраст – это период в развитии человека между младенчеством и дошкольным возрастом. Период раннего возраста отличается уникальностью и неповторимостью. Не случайно его выделяют в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. В этом возрасте важно своевременно и правильно закладывать основы полноценного здоровья и развития малыша. Только через родной язык малыш входит в жизнь окружающих его людей. В раннем возрасте ребенок активно усваивает все компоненты родного языка. Развитие речи имеет два основных направления: импрессивная речь - пассивное владение словом (т. е. понимание речи) и экспрессивная речь - активное владение словом (т. е. говорение). Обычно пассивная речь опережает активную.

Нет никакого смысла сравнивать речевые успехи своего ребёнка с успехами деток-ровесников. Но определённые данные, на которые ориентируются психоневрологи и логопеды необходимо знать каждой маме.

К полутора годам ребёнок в норме речевого развития:

  • говорит отдельными словами;
  • слова дополняются жестами, мимикой, интонацией;
  • часто общепринятые слова заменяются на звукоподражания;
  • ребенок произносит, хотя и не всегда четко, почти все гласные и некоторые согласные звуки – м,п,б,к,г,т,д,н,ф,в,х,й.

С полутора лет:

  • Быстро растет пассивный словарь малыша – к двум годам он включает уже примерно 300-400 слов;
  • он начинает изменять слова, пользоваться некоторыми грамматическими формами, связывать слова во фразу;
  • облегченные слова заменяются правильными;
  • появляются прилагательные и местоимения;
  • начинает употреблять простые предложения;
  • речь эмоциональна и выразительна.              

   На третьем году:

  • осваивает ряд новых звуков, начинает произносить мягкие свистящие сь, зь, ць, ль;
  • многие трудные звуки ребенок заменяет более легкими для произношения. Так шипящие звуки (ш, ж, ч, щ) малыш нередко заменяет мягкими свистящими;
  • интенсивно развивается мышление;
  • внимание становится более устойчивым: он может, не отвлекаясь, спокойно слушать, что ему рассказывает или читает взрослый;
  • он начинает воспринимать и правильно осмысливать содержание небольших рассказов, коротких сказок, может вслед за взрослым повторить фразу.

К трем годам:

  • пассивный словарь ребенка достигает 1000 – 1200 слов;
  • кроме существительных и глаголов ребенок начинает употреблять прилагательные, наречия и местоимения;
  • ребенок свободно связывает несколько слов предложение, согласуя их в роде, числе и падежах.

        

    Родители должны быть внимательны к речи своего малыша и, при малейших сомнениях, в случае отсутствия активной речи у ребенка 1,5–3 лет необходимо организовать консультацию у грамотных специалистов: логопеда, психолога, психоневролога. С 3 лет посетить: стоматолога, ортодонта, оториноларинголога (ЛОР),  и провести ряд медицинских исследований, но только по назначению врача (энцефалограмму и эхограмму мозга, аудиограмму и др.).  

Возможные причины отсутствия речи у ребёнка раннего возраста:

  • негативные факторы в период беременности и родов;
  • «педагогическая запущенность» - ребенок по разным причинам не получает достаточного внимания к себе; здесь речь идет не только об отсутствии регулярных занятий с ребенком, но в первую очередь об общении с ребенком в целом;
  • перинатальная энцефалопатия (ПЭП) - один из самых распространенных диагнозов; это понятие объединяет различные по происхождению поражения головного мозга до, во время или после родов; этот диагноз не означает неполноценность ребенка, однако такому малышу необходим контроль невролога;
  • частые болезни, инфекции, травмы до 3 лет;
  • наследственные факторы;
  • снижение слуха;
  • анатомические особенности челюстно-лицевого аппарата;
  • сосание пальца.

    В следующем вопросе я хотела бы рассмотреть отклонения в развитии ребёнка раннего возраста, которые должны насторожить заботливых родителей.

Для ребенка второго года жизни необходимо обратить внимание на следующие:

  • присутствуют трудности в понимании обращенной речи (простой инструкции и двухступенчатой: «Подойди к столу и возьми кубик»);
  • в активной речи ребенок «застрял» на этапе лепета;
  • наблюдаются трудности формирования интонационной стороны речи (ребенок затрудняется в самостоятельной речи воспроизвести интонацию вопроса, требования);
  • при общении малыш использует очень мало общеупотребительных слов (3-5), чаще – звукоподражания, лепет;
  • к двум годам малыш испытывает затруднения при зрительном различении предметов, различных по величине (большой - маленький), по цвету (красный, синий, желтый, зеленый), по форме (квадрат, круг, треугольник).

Для ребенка третьего года жизни важными диагностическими показателями является следующее:

  • отсутствие в самостоятельной речи ребенка фразы из 2-3 слов;
  • ребенок НЕ называет величину предметов (большой - маленький), основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый), основные геометрические формы (круг, треугольник, квадрат);
  • нарушения слоговой структуры слова (сокращение или перестановки слогов в словах типа «киска», «машина»);
  • стойкие запинки при произнесении слов, фраз, многократные повторения или растянутое произнесение звуков или слогов на фоне мышечного напряжения;
  • нарушение произношения простых по артикуляции согласных звуков (М, Н, Т, Д, Ф, В, К, Г, Х);
  • искаженное произношение сложных по артикуляции согласных (например, межзубное – язык высовывается между зубами при проговаривании звуков С-З, боковое – звуки С-З и Ш-Ж произносятся с «хлюпающим призвуком» и др. дефекты);
  • ребенок НЕ проявляет интереса к слушанию сказок, стихов; плохая слуховая память;
  • ребенок НЕ интересуется процессом «словотворчества».

   

    Только все эти аспекты в комплексе являются нарушение в речевом развитии ребёнка, а не какой-то один компонент.

   И ещё хотелось бы отметить, что в нашем современном мире очень много изменений и то, что раньше считалось нормой развития, на данный момент сейчас таковой не является. Т.к. стандарты были сдвинуты, так например: родившая женщина в 25 лет считалась старородящей (когда сейчас – 40-45 лет); ребёнок, заговоривший в 2,5-3 года с ЗРР (сейчас 3-4 лет).

   

    Как развивать речь ребёнка, чем помочь малышу?

   Ведущий вид деятельности детей в раннем возрасте – это игра, предметная деятельность и речь.  Развитие предметной деятельности связано с овладением выработанными человечеством способами пользования предметами. Ребенок учится от взрослых использовать предметы, постигает значение вещей. Для развития малыша особое значение имеет игра - деятельность, направленная на ориентировку в предметной и социальной действительности.

    Какие виды игр бывают, для того, чтобы развивать вашего малыша: игры на развитие слухового восприятия, игры на развитие артикуляционной моторики, игры для развития дыхания, игры для уточнения и закрепления правильного произношения звуков, игры на развитие мелкой моторики (они являются основными для развития речи), игры для развития словарного запаса, игры для развития самостоятельной фразовой речи.

Важно запомнить!!!  

  • Взрослый предлагает для подражания слова «облегченные», но сопровождает их словами, произнесенными правильно: би-би – машина, ляля- кукла, кап-кап – дождик и т.д.
  • Нельзя предлагать детям раннего возраста правильно повторить слово, взрослому самому нужно произнести несколько раз слово, неправильное произнесенное ребенком.
  • Очень важно помнить, что ребёнку нужно предлагать игры по его возрасту, те которые он сможет понять и осилить. Игры на развитие мелкой моторики представлены.

 

Вывод.

Таким образом, чтобы освоение речи проходило успешно, ребенок должен иметь возможность получать различные впечатления от окружающей среды, и эти впечатления необходимо сопровождать словесными объяснениями, давать им определения, устанавливая непосредственную связь слова с предметом, действием, явлением.

Литература:

  1. Аванесова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду. Статья: Воспитание детей раннего возраста. - М., 1968.
  2. Аксарина Н. М. "Воспитание детей раннего возраста" Изд-во «Медицина», М., 1977 г.
  3. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  4. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 1999. - с. 272
  5. Герасимова А. Малыш учится говорить. От «Агу» до монолога., - М., Олма Медиа Групп,2007 
  6. Громова О. Е. Путь к первым словам и фразам.,М. -Просвещение,2008
  7. Жукова Н.С. Формирование устной речи. Учебно-метод. пособие, 1994
  8. Логопедия//Под ред. проф. Л. С. Волковой. – М., 1989
  9. Печера К.Л., Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста в дошкольном учреждении, - М., Владос, 2002
  10. Янушко Е.А Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей с 1,5 до 3 лет. - М.,Теревинф, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект «Речевое развитие детей раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии средствами логоритмики»

Проект предполагает оказание своевременной систематической помощи детям раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии средставми логоритмики. Практическая реализация этой идеи состоит во ...

Развитие пальчиковой моторики как средство стимуляции речевого развития детей раннего возраста

Вся история развития человека доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки. Указывающее, очерчивающее, оборон...

Закономерности речевого развития детей раннего возраста и его взаимосвязь с развитием неречевых психических функций

Ранний возраст, а именно период до трёх лет, является наиболее важным и ответственным периодом для развития всех высших психических процессов, и особенно речи. Речь влечёт за собой развитие всех высши...

Рекомендации для родителей раннего возраста: «Речевое развитие детей раннего возраста»

В данном материале родителям детей раннего возраста даны рекомендации по речевому развитию детей и несколько правил, при соблюдении которых, у ребенка будет развиваться правильная речь....

Методическая разработка Активизация речевого развития детей раннего возраста при помощи игровой певческой деятельности. Сборник песен для детей раннего возраста.

Пение - важный вид деятельноти ребенка. Как же стимулировать самых маленьких открывать рот, воспроизводить звуки и наконец петь? Важно все: систематический подход, яркое, образное исполнение, наглядно...

Консультация для родителей в рамках ранней помощи "Признаки нарушений речевого развития детей раннего возраста"

Описаны в статье первые признаки речевых нарушений у ребёнка. Причины нарушения речи. Коррекция речевых нарушений....

Как не пропустить задержку речевого развития у ребенка. Нормы речевого развития детей раннего возраста. Консультация для родителей.

В данной статье описанны признаки задержки речевого развития на разных стадиях речевого онтогенеза. Необходимо знать основные этапы и условные нормы речевого развития детей раннего возраста. Почему ва...